"Вечер загадок и отгадок"
материал

Задачи  :

  1. Развивать смекалку, сообразительность, ум, расширять кругозор, обогащать речь.
  2. Способствовать активизации познавательной деятельности.
  3. Знакомить учащихся с жанрами устного народного творчества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vecher_zagadok_i_otgadok.docx23.65 КБ

Предварительный просмотр:

«Вечер загадок и отгадок»

Задачи мероприятия:

  1. Развивать смекалку, сообразительность, ум, расширять кругозор, обогащать речь.
  2. Способствовать активизации познавательной деятельности.
  3. Знакомить учащихся с жанрами устного народного творчества.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ.

Сегодня мы поговорим о загадках. Для чего они нужны и кто их придумал?

Они возникли еще в древности, когда не было письменности. Древние люди относились к загадкам очень серьезно. Когда юноша подрастал, то его признавали зрелым мужчиной, воином только после того, как он разгадывал несколько загаданных ему загадок.

Давайте и мы отгадаем несколько загадок.

Этот конь не ест овса,
Вместо ног – два колеса.
Сядь верхом и мчись на нем,
Только лучше правь рулем. (
Велосипед)

Живет в нем вся вселенная,
А вещь обыкновенная. (
Телевизор)

Полюбуйся, посмотри –
Полюс северный внутри!
Там сверкает снег и лед,
Там сама зима живет.
Навсегда нам эту зиму
Привезли из магазина. (
Холодильник)

К нам во двор забрался крот,
Роет землю у ворот.
Тонна в рот земли войдет,
Если крот раскроет рот. (
Экскаватор)

В сказках и легендах рассказывали о чудовищах, предлагавших героям самые хитроумные загадки: разгадаешь – останешься жить, а нет – пеняй на себя! Древнегреческий миф рассказывает, что крылатый лев с головой женщины – сфинкс – задал царю Эдипу трудную загадку: “Утром на четырех, в полдень на двух, а вечером на трех ногах. Кто это такой?” Эдип разгадал: “Маленький ребенок ползает, на двух ногах – взрослый человек, а на трех ногах – старец с палочкой!” Побежденный сфинкс в отчаянии бросился со скалы и разбился. Древние люди хотели этим сказать, что человек может разгадать любую тайну природы.

Давайте вспомним сказки, в которых главному герою приходится отгадывать загадки, чтобы спасти жизнь.

(Учащиеся называют сказки)

Загадка – это жанр народного поэтического творчества, иносказательное описание предмета, явления, проверяющее сообразительность. Человеку нужно постоянно упражнять свой мозг, чтобы он развивался. С глубокой древности люди приучали к этому маленьких детей, загадывая им загадки. А сейчас практически ни один детский праздник не обходится без загадок. Они стали видом досугового развлечения.

Удивительно поэтичны русские загадки. В них богатая выдумка, остроумие, поэзия, образный строй живой разговорной речи. Метко определил загадку сам народ: “Без лица в личине”. Предмет, который загадан, “лицо”, скрывается под “личиной” – иносказанием или намеком. Поэтому каждая загадка для отгадывающего – это своеобразное испытание на сообразительность. Легко отгадывает загадки тот, кто хорошо представляет себе предметы и явления, о которых идёт речь, а также разгадывает в словах скрытый смысл. И если смотреть на окружающий мир внимательными, зоркими глазами, замечая всю красоту и богатство его, то всякий мудрёный вопрос, любое иносказание в загадках будут разгаданы. Из глубины времён загадки донесли до нас мудрость русского народа. В них он просто и красочно выразил себя, свой труд, своё отношение к окружающему миру, к явлениям природы, к животным, к птицам.

Большое количество загадок построено по принципу перечисления признаков предмета, например: “Не куст, а с листочками, не рубашка, а сшита, не человек, а рассказывает”. Что это? (книга)

Вспомните или придумайте загадки, перечисляющие признаки какого-либо предмета или явления.

(Учащиеся предлагают свои варианты загадок).

Например:

Чиста, да не вода,
Клейка, да не смола,
Бела, да не снег,
Сладка, да не мед,
От рогатого берут
И детям дают. (
Молоко)

Я пушистый, мягкий, круглый,
Есть и хвост, но я не кот. (
Клубок)

Другие загадки указывают на происхождение предмета: “От воды родится – воды боится”. (Соль)

Если ты его отточишь,
Нарисуешь все, что хочешь. (
Карандаш)

Явился в желтой шубке:
Прощайте две скорлупки. (
Цыпленок)

Белая звездочка с неба упала,
Мне на ладошку легла и пропала. (
Снежинка)

Еще загадки говорят, для чего предназначен тот или иной предмет:

Землю рыть я помогаю,
Вместо тысячи лопат
Я один работать рад. (
Экскаватор)

Стоит толстячок, подбоченивши бочок,
Шипит и кипит, всем пить чай велит. (
Самовар)

Конь стальной овса не просит,
А пашет и косит. (
Трактор)

Жужжит, но не летает,
От пыли дом спасает. (
Пылесос)

Во многих загадках используются образные выражения, сравнения с другим предметом, чаще с живым существом. Например: “ На ночь два оконца сами закрываются, а с восходом солнца сами открываются”. (Глаза)

Или: Сидит на ложке, свесив ножки. (Лапша)

Деревянная дорога,
Вверх идет она отлого.
Что ни шаг – то овраг. (
Лестница)

Два братца пошли на реку купаться. (Ведра)

Жар-птица летает, золотые перья роняет. (Огонь)

Кто ходит ночь и ходит день,
Не зная, что такое лень? (
Часы)

Всю жизнь ходят в обгонку,
А обогнать друг друга не могут. (
Ноги)

В наши дни широкое распространение получили шуточные загадки, основанные помимо смекалки и на путанице похожих по звучанию слов: “Шел дождь, ехал автобус. Все в автобусе спали. Только водитель не спал.”

Вопросы: Как звали водителя? Какой был номер автобуса? Какое колесо не крутилось?

(Водителя звали Толя (Толька), номер автобуса был мокрый, не крутилось запасное колесо).

Загадки-шутки основаны на игре слов, заставляют мысль работать в неверном направлении и поражают неожиданностью ответа. Например: “Бежало сорок волков, сколько у них ушей, хвостов?” (Ни одного, у шей хвостов не бывает)

 У каждого жанра в фольклоре был свой прославленный собиратель. Известным собирателем загадок был Дмитрий Николаевич Садовников (родился в 1847 г.). Благодаря ему до нашего времени дошли загадки, сочиненные народом много лет назад. Его привлекало в загадках то, как в них отразились быт и мировоззрение крестьян. Собирали загадки известные русские фольклористы В.И.Даль, И.А.Худяков, М.А.Рыбникова.

Загадки русского народа

Маленький да гнутенький
Весь дом стережет. (
Замок)

Стоит столбом, горит огнем;
Ни жару, ни пару, ни угольев. (
Свеча)

Стучит, бренчит, вертится;
Ходит весь век, а не человек. (
Часы)

В брюхе – баня, в носу – решето, на голове пупок, всего одна рука, и та – на голове.(Чайник)

Ни шит, ни кроен, а весь в рубцах;
Без счету одежек. И все без застежек. (
Кочан капусты)

Существуют готовые рифмованные загадки, в которых вам нужно отгадать только последнее слово, причем в рифму. Рифмы нередко служат подсказкой к загадке.

Отгадайте загадки Ирины Ефимовой и Елены Григорьевой. Отвечайте хором.

Едет он на двух колесах,
Не буксует на откосах.
И бензина в баке нет.
Это мой … (
велосипед)

Когда порою одиноко,
Вдруг в тишину ворвется звон,
И голос друга издалека
Тебе подарит … (
телефон)

На одной ноге кружится,
Беззаботна, весела,
В пестрой юбке танцовщица,
Музыкальная … (
юла).

Идет спокойно, не спеша -
Пусть видят все, как хороша!
Удобна и прочна рубаха,
В которой ходит … (
черепаха).

На столе передо мной
Закружился шар земной.
Арктика, экватор, полюс…
Уместил всю землю … (
глобус).

Правильно, загадки развивают наш ум, смекалку, сообразительность.

Жизнь не стоит на месте, развивается наука и техника, появляются новые виды товаров, дающие почву для рождения новых загадок.

Загадка относится к малым жанрам фольклора, она отличается краткостью, лаконичностью высказывания. Со временем в них появлялись новые реалии: “Без головы, без языка, а говорит на всех языках” (Радио)

“Белый шкаф купили мы, в нем немножечко зимы” Холодильник, “Висит груша – нельзя скушать” Лампочка.

Иногда загадки построены в виде прямого вопроса:

Что видно только ночью? Звезды

Что за тварь людей питает, а церкви освящает? Пчела

Часто встречаются загадки, построенные на диалоге:

– Это черная?

– Нет, красная.

– А почему белая?

– Потому, что зеленая. Красная смородина

Некоторые загадки строятся на отрицании:

Кругла, а не месяц,
Желта, а не масло,
С хвостиком, а не мышь. 
Репа

В некоторых загадках описание признаков предмета, который надо отгадать, дано от первого лица:

Меня бьют, колотят, ворочают, режут
Я все терплю и всем добром плачу. 
Земля

А сейчас вы будете загадывать друг другу загадки, которые вы приготовили к нашему занятию. Подведем итог. Что же такое загадка? Для чего они нужны?

И в заключении нашего занятия я предлагаю поиграть в игру, которая называется “Призы-загадки”. Игра очень простая. Вы выбираете карточку с загадкой и отгадав ее, получаете свой приз, который лежит в этой коробке. Отгадка является призом вам за работу на занятии.

  1. Я родственник мячу, куда хочу, туда лечу. Воздушный шар
  2. Не полезна, но вкусна, детям нравится она. Конфета
  3. Сам дней не знает, а другим указывает. Календарь
  4. Маленький Ивашка, деревянная рубашка. Карандаш

Наше занятие подошло к концу. Всем спасибо за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Вечер загадок и отгадок (на зимнюю тему)

Конспект мероприятия по ознакомлению с окружающим миром....

"Вечер загадок и отгадок"

Ознакомление с окружающим "Перелетные птицы"...

Русский народный праздник - «Ерофей Лешегон». Вечер загадок и отгадок «Прощание с лешим».

Зал представляет  собой  осенний лес – елочки, деревья, на полу около них лежат желтые и красные листья. Дети входят в зал под  пьесу П. Чайковского «Октябрь» из цикла «Времена года»....

Досуг для дошкольников компенсирующих групп на тему: "Вечер загадок и отгадок"

Досуг для дошкольников компенсирующих  групп на тему: "Вечер загадок и отгадок"...

Развлечение "Вечер загадок и отгадок"

Цель: вызвать у детей разные эмоции, внести праздник в повседневную жизнь, развивать творческую активность детей.Задачи:Образовательные: приобщать детей к народному творчеству, русской культуре, разви...

Вечер загадок и отгадок по теме «Азбука безопасности»

Вечер загадок и отгадок по теме «Азбука безопасности»...