Картотека игр для детей с ТМНР
картотека

Галеева Надежда Петровна

Картотека игр для детей с ТМНР

Игры и игровые упражнения по развитию альтернативной коммуникации.

 

Актуальность:

Счастье - это когда тебя понимают. Но как понять ребенка, который не может говорить? Как общаться с детьми, у которых имеются нарушения в развитии?

 Общение — это не просто беседа, а обмен информацией. Это возможность донести другому свои мысли, желания, выразить просьбу. В нашем привычном представлении обмен информацией происходит при помощи слов. Например, в детстве мы просим понравившуюся игрушку или говорим маме, что очень хотим послушать любимую сказку. А что делать, если способность выражать свои чувства и желания при помощи слов недоступна? Если ваш ребёнок не совсем обычный, если он имеет особенности в развитии, как помочь ему сказать всё, что ему так хочется выразить? Коммуникативные игры – так называют игры для развития умения общаться, умения сотрудничать и взаимодействовать с  людьми в разнообразных жизненных ситуациях. В коммуникативные игры можно играть и дома, и во дворе, в детском центре, на празднике или семейной вечеринке, на тренинге или использовать как минутки отдыха после занятий.

 

Игры и игровые упражнения по развитию альтернативной коммуникации.

 

«Водичка, водичка»

Цель: Стимуляция тактильных ощущений при знакомстве с разной температурой воды

Знакомим ребенка с разной температурой воды. Это тоже очень важно. Это можно сделать с пластиковыми бутылками. Налейте холодную воду, слегка потеплее, теплую, погорячей, горячую. Дайте ребенку потрогать бутылки. Можно попробовать погружать пальчик в воду, налитую в стаканчик или выливать из бутылки на руку и сравнивать.

Алексееву Никите эти игры помогают расслабиться, снять напряжение.

«Игра с фасолью».

Цель: Стимуляция тактильных ощущений, развитие мелкой моторики

В глубокой миске, наполненными: фасолью, кусочками поролона, рисом, камушками и т.д.  Погружаясь как можно глубже в наполнитель, ручки ребенка массируются, пальцы становятся более чувствительными, а их движения — координированными,

 

«Шишка»

Цели: развитие мелкой моторики, тактильной чувствительности

Различные манипуляции с сосновыми шишками: катание шишки в ладонях, на столе, сжимание шишки в ладонях, перекладывание шишки из одной емкости в другую.

«Кулак- ребро- ладонь»

Цели: развитие мелкой моторики, тактильной чувствительности

Жили (кулак) да были (ребро) зайчики (ладонь)

На (кулак) лесной (ребро) опушке (ладонь)

Жили (кулак) да были (ребро) зайчики (ладонь)

В (кулак) беленькой (ребро) избушке (ладонь).

Мыли (кулак) свои (ребро)  ушки (ладонь).

Мыли (кулак)  свои (ребро)  лапочки (ладонь).

Наряжались зайчики (кулак)-

Надевали (ребро)  тапочки (ладонь).

 

«Рубим капусту»

Цели: развитие мелкой моторики, тактильной чувствительности

Постучать по столу кистью правой, а затем левой рукой.

 

«Барабан»

Цели: развитие мелкой моторики, тактильной чувствительности

Постучать каждым пальцем руки.

 

«Здравствуйте»

Цели: формирование умения приветствовать собеседника жестом, звуком, словом.

Нужно успеть за ограниченное время (1 минута или пока звучит музыка) поздороваться с как можно большим количеством присутствующих людей. Заранее оговаривается способ, с  помощью которого мы будем приветствовать друг друга – например, пожать друг другу руки. В конце игры подводятся итоги – сколько раз успели поздороваться, не остался ли кто-то без приветствия, какое сейчас настроение у игроков.

« Паравозик»

Цели: формирование  умения находить контакт друг с другом

Игроки встают друг за другом. Первый в цепочке – это паровоз. У него глаза открыты. У всех остальных  игроков – «вагончиков» — глаза закрыты. Паровоз везет свой поезд и прямо, и змейкой, и с препятствиями. Задача «вагончиков» – идти за «паровозом» вперед, не расцепляя рук.  Задача «паровоза» — идти так, чтобы не растерять вагончики сзади себя. Если «вагончик» отцепился, то поезд «ремонтируется» и отправляется дальше.

«Зеркало»

Цели: формирование умения  считывать телесные и мимические движения

Игроки делятся на пары. Один игрок в паре – это зеркало. «Зеркало» синхронно повторяет все движения второго игрока в паре. Затем они меняются местами. Это не так просто, как кажется на первый взгляд – попробуйте в роли зеркала не отставать от игрока!

Затем, когда дети освоят вариант игры в парах,  можно будет играть в  эту игру и с группой детей.  Дети стоят в линию, а водящий  находится перед ними лицом к игрокам. Водящий показывает движение, а вся группа синхронно за ним повторяет это движение (обратите внимание – группа повторяет зеркально, то есть если водящий поднял правую руку, то «зеркало» поднимает левую руку).

« Держи мяч»

Цели: формирование умения  считывать телесные и мимические движения

В этой игре мы научимся подстраиваться в своих движениях к движениям партнера по игре.

Игроки встают парами и держат один общий большой мяч. Каждый игрок держит мяч двумя руками. По команде игроки должны присесть, не выронив мяч из рук, пройти с ним по комнате, попрыгать вместе. Главная задача – действовать согласованно и не выронить мяч.

Когда игроки без проблем будут держать мяч двумя руками,  задача усложняется – мяч нужно  будет удержать только одной рукой у каждого игрока в паре.

« Любимая игрушка»

Цели: формирование  умения находить контакт друг с другом

Все встают в круг. В руках у  ведущего игры мягкая игрушка. Он говорит о ней несколько слов – комплиментов: «Здравствуй, мышонок! Ты такой веселый. Мы очень любим с тобой играть. Поиграешь с нами?». Далее  ведущий предлагает детям поиграть с игрушкой.

Игрушку передают  в кругу, и каждый игрок, получивший ее, говорит об игрушке ласковые слова: «У тебя такая симпатичная мордочка», «Мне так нравится твой длинный хвостик», « Ты очень забавный», « У тебя такие красивые  и мягкие ушки».

Игру можно проводить даже с маленькими детьми – предлагая им начало фразы, которую закончит малыш: «Ты очень…», « У тебя красивые…».

 

 

 

Примерный комплекс специальных упражнений, направленных на улучшение интеграции между тактильной, проприоцептивной и вестибулярной сенсорными системами:  изменение положения тела с помощью поворотов;

- обведение контура тела массажным мячиком;

- обведение контура тела (ладони, стопы) на бумаге;

- растирание поверхности тела тканями различной текстуры;

- рисование на спине тактильными ладошками; 

- прикосновение и надавливание предметами различной формы, температуры;

- раскачивание на качелях или в гамаке;

- перекатывание со спины на живот;

- заворачивание в ковер, одеяло, тяжелые ткани, рулон бумаги;

- пролезание в ограниченное пространство;

- толкание тяжелых предметов;

- растягивание эластичных лент;

- балансирование на гимнастических мячах;

- катание на животе на роликовой доске;

- ползание (ходьба, бег) по неровной, наклонной, ограниченной, неустойчивой поверхности;

- прохождение лабиринтов, преодоление препятствий; лазание по тренажерным стенкам;

- прыжки на мате, матраце, батуте, в мешке, через скакалку;

перетягивание каната;

- движения под музыку, пение песен с движениями; подражание позам и очередности движений;

- работа с пластичными материалами (тесто, пластилин, глина, гипс).

 

Комплекс специальных игр и упражнений для детей с ТМНР с использованием метода базальной стимуляции.

- использование фена;

- втираниекрема;

- примерка шапок, перчаток, носков;

- обведение контура тела массажным мячиком;

- обведение контура тела ладони, стопы на бумаге;

- растирание поверхности тела тканями различной текстуры;

- рисование на спине тактильными ладошками;

- поглаживание различных частей тела с их называнием;

- постукивание, похлопывание различных частей тела ребёнка, в том числе и его руками;

- ощупывание тела ребёнка его руками;

- опутывание тела ребёнка ленточками;

- прикосновение и надавливание на тело ребёнка предметами различной формы, температуры;

- обрызгивание жидкостью различных температур;

- контакт с игрушками различных температур;

- посыпание частей тела рисом, горохом и т.п.;

- заворачивание ребёнка в плотную ткань;

- оставление цветных отпечатков;

- вкладывание в руку контрастных предметов различной формы, веса, фактуры;

- удержание, захватывание ложки, зубной щетки, мыла, расчески, кисти, карандаша;

- держание вибрирующих игрушек;

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igr_dlya_detey_s_tmnr.docx20.01 КБ

Предварительный просмотр:

Игры и игровые упражнения по развитию альтернативной коммуникации.

 

Актуальность:

Счастье - это когда тебя понимают. Но как понять ребенка, который не может говорить? Как общаться с детьми, у которых имеются нарушения в развитии?

 Общение — это не просто беседа, а обмен информацией. Это возможность донести другому свои мысли, желания, выразить просьбу. В нашем привычном представлении обмен информацией происходит при помощи слов. Например, в детстве мы просим понравившуюся игрушку или говорим маме, что очень хотим послушать любимую сказку. А что делать, если способность выражать свои чувства и желания при помощи слов недоступна? Если ваш ребёнок не совсем обычный, если он имеет особенности в развитии, как помочь ему сказать всё, что ему так хочется выразить? Коммуникативные игры – так называют игры для развития умения общаться, умения сотрудничать и взаимодействовать с  людьми в разнообразных жизненных ситуациях. В коммуникативные игры можно играть и дома, и во дворе, в детском центре, на празднике или семейной вечеринке, на тренинге или использовать как минутки отдыха после занятий.

 

Игры и игровые упражнения по развитию альтернативной коммуникации.

 

«Водичка, водичка»

Цель: Стимуляция тактильных ощущений при знакомстве с разной температурой воды

Знакомим ребенка с разной температурой воды. Это тоже очень важно. Это можно сделать с пластиковыми бутылками. Налейте холодную воду, слегка потеплее, теплую, погорячей, горячую. Дайте ребенку потрогать бутылки. Можно попробовать погружать пальчик в воду, налитую в стаканчик или выливать из бутылки на руку и сравнивать.

Алексееву Никите эти игры помогают расслабиться, снять напряжение.

«Игра с фасолью».

Цель: Стимуляция тактильных ощущений, развитие мелкой моторики

В глубокой миске, наполненными: фасолью, кусочками поролона, рисом, камушками и т.д.  Погружаясь как можно глубже в наполнитель, ручки ребенка массируются, пальцы становятся более чувствительными, а их движения — координированными,

 

«Шишка»

Цели: развитие мелкой моторики, тактильной чувствительности

Различные манипуляции с сосновыми шишками: катание шишки в ладонях, на столе, сжимание шишки в ладонях, перекладывание шишки из одной емкости в другую.

«Кулак- ребро- ладонь»

Цели: развитие мелкой моторики, тактильной чувствительности

Жили (кулак) да были (ребро) зайчики (ладонь)

На (кулак) лесной (ребро) опушке (ладонь)

Жили (кулак) да были (ребро) зайчики (ладонь)

В (кулак) беленькой (ребро) избушке (ладонь).

Мыли (кулак) свои (ребро)  ушки (ладонь).

Мыли (кулак)  свои (ребро)  лапочки (ладонь).

Наряжались зайчики (кулак)-

Надевали (ребро)  тапочки (ладонь).

 

«Рубим капусту»

Цели: развитие мелкой моторики, тактильной чувствительности

Постучать по столу кистью правой, а затем левой рукой.

 

«Барабан»

Цели: развитие мелкой моторики, тактильной чувствительности

Постучать каждым пальцем руки.

 

«Здравствуйте»

Цели: формирование умения приветствовать собеседника жестом, звуком, словом.

Нужно успеть за ограниченное время (1 минута или пока звучит музыка) поздороваться с как можно большим количеством присутствующих людей. Заранее оговаривается способ, с  помощью которого мы будем приветствовать друг друга – например, пожать друг другу руки. В конце игры подводятся итоги – сколько раз успели поздороваться, не остался ли кто-то без приветствия, какое сейчас настроение у игроков.

« Паравозик»

Цели: формирование  умения находить контакт друг с другом

Игроки встают друг за другом. Первый в цепочке – это паровоз. У него глаза открыты. У всех остальных  игроков – «вагончиков» — глаза закрыты. Паровоз везет свой поезд и прямо, и змейкой, и с препятствиями. Задача «вагончиков» – идти за «паровозом» вперед, не расцепляя рук.  Задача «паровоза» — идти так, чтобы не растерять вагончики сзади себя. Если «вагончик» отцепился, то поезд «ремонтируется» и отправляется дальше.

«Зеркало»

Цели: формирование умения  считывать телесные и мимические движения

Игроки делятся на пары. Один игрок в паре – это зеркало. «Зеркало» синхронно повторяет все движения второго игрока в паре. Затем они меняются местами. Это не так просто, как кажется на первый взгляд – попробуйте в роли зеркала не отставать от игрока!

Затем, когда дети освоят вариант игры в парах,  можно будет играть в  эту игру и с группой детей.  Дети стоят в линию, а водящий  находится перед ними лицом к игрокам. Водящий показывает движение, а вся группа синхронно за ним повторяет это движение (обратите внимание – группа повторяет зеркально, то есть если водящий поднял правую руку, то «зеркало» поднимает левую руку).

« Держи мяч»

Цели: формирование умения  считывать телесные и мимические движения

В этой игре мы научимся подстраиваться в своих движениях к движениям партнера по игре.

Игроки встают парами и держат один общий большой мяч. Каждый игрок держит мяч двумя руками. По команде игроки должны присесть, не выронив мяч из рук, пройти с ним по комнате, попрыгать вместе. Главная задача – действовать согласованно и не выронить мяч.

Когда игроки без проблем будут держать мяч двумя руками,  задача усложняется – мяч нужно  будет удержать только одной рукой у каждого игрока в паре.

« Любимая игрушка»

Цели: формирование  умения находить контакт друг с другом

Все встают в круг. В руках у  ведущего игры мягкая игрушка. Он говорит о ней несколько слов – комплиментов: «Здравствуй, мышонок! Ты такой веселый. Мы очень любим с тобой играть. Поиграешь с нами?». Далее  ведущий предлагает детям поиграть с игрушкой.

Игрушку передают  в кругу, и каждый игрок, получивший ее, говорит об игрушке ласковые слова: «У тебя такая симпатичная мордочка», «Мне так нравится твой длинный хвостик», « Ты очень забавный», « У тебя такие красивые  и мягкие ушки».

Игру можно проводить даже с маленькими детьми – предлагая им начало фразы, которую закончит малыш: «Ты очень…», « У тебя красивые…».

 

 

 

Примерный комплекс специальных упражнений, направленных на улучшение интеграции между тактильной, проприоцептивной и вестибулярной сенсорными системами:  изменение положения тела с помощью поворотов;

- обведение контура тела массажным мячиком;

- обведение контура тела (ладони, стопы) на бумаге;

- растирание поверхности тела тканями различной текстуры;

- рисование на спине тактильными ладошками; 

- прикосновение и надавливание предметами различной формы, температуры;

- раскачивание на качелях или в гамаке;

- перекатывание со спины на живот;

- заворачивание в ковер, одеяло, тяжелые ткани, рулон бумаги;

- пролезание в ограниченное пространство;

- толкание тяжелых предметов;

- растягивание эластичных лент;

- балансирование на гимнастических мячах;

- катание на животе на роликовой доске;

- ползание (ходьба, бег) по неровной, наклонной, ограниченной, неустойчивой поверхности;

- прохождение лабиринтов, преодоление препятствий; лазание по тренажерным стенкам;

- прыжки на мате, матраце, батуте, в мешке, через скакалку;

перетягивание каната;

- движения под музыку, пение песен с движениями; подражание позам и очередности движений;

- работа с пластичными материалами (тесто, пластилин, глина, гипс).

 

Комплекс специальных игр и упражнений для детей с ТМНР с использованием метода базальной стимуляции.

- использование фена;

- втираниекрема;

- примерка шапок, перчаток, носков;

- обведение контура тела массажным мячиком;

- обведение контура тела ладони, стопы на бумаге;

- растирание поверхности тела тканями различной текстуры;

- рисование на спине тактильными ладошками;

- поглаживание различных частей тела с их называнием;

- постукивание, похлопывание различных частей тела ребёнка, в том числе и его руками;

- ощупывание тела ребёнка его руками;

- опутывание тела ребёнка ленточками;

- прикосновение и надавливание на тело ребёнка предметами различной формы, температуры;

- обрызгивание жидкостью различных температур;

- контакт с игрушками различных температур;

- посыпание частей тела рисом, горохом и т.п.;

- заворачивание ребёнка в плотную ткань;

- оставление цветных отпечатков;

- вкладывание в руку контрастных предметов различной формы, веса, фактуры;

- удержание, захватывание ложки, зубной щетки, мыла, расчески, кисти, карандаша;

- держание вибрирующих игрушек;

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ООД (ОО «Познавательное развитие») для детей среднего возраста группы кратковременного пребывания №19 «Особый ребенок» для детей с ТМНР Тема: «Мячики»

В данном конспекте представлен материал по формированию элементарных математических представлений у детей с ТМНР....

Картотека коррекционных игр и упражнений для детей с ТМНР

Голоса животных Покажите ребёнку игрушечную корову или изображение и скажите: «Му-у-у!», затем покажите кошечку: «Мяу!», собачку: «Ав-ав!», лошадку:...

Картотека пальчиковых игр для детей с ТМНР

Благодаря регулярным тренировкам мелкой моторики рук происходит интенсивное развитие психических процессов: мышление, внимание, память и речь....

Картотека игровых упражнений для детей с ТМНР.

Подборка игр с водой ,  песком и другими материалами ....

Картотека игр для развития эмоционального общения детей с ТМНР

Игры для развития эмоций и речи для детей с ТМНР...