Проекты
проект (старшая группа)

Манина Лариса Владимировна

Формирование представлений у детей о предметх русского быта, обихода и декортивно-прикладного народного творчества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_sekrety_babushkinogo_sunduchka.docx28.68 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Российской Федерации

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 68»

Муниципального образования города Братска

Познавательно – творческий проект

«Секреты бабушкиного сундучка»

Подготовила:

воспитатель

высшей кв. категории

Манина Л.В.

МБДОУ «ДСКВ № 68»

Тип проекта:

По доминирующему методу:         познавательно - творческий        

По характеру содержания: ребенок и социальный мир

По характеру контактов:         внутри одной группы, родители

По количеству участников: групповой

По продолжительности: краткосрочный (неделя)

Актуальность:          

Сейчас лишь у некоторых жителей деревни, сохранились сундуки, но уже как реликвия, дань памяти. Как жаль, что сегодня незаслуженно забыты удобные сундуки. При упоминании слова «сундук» или «ларь» многие вспоминают лишь экспонаты краеведческих музеев или деталь обстановки, увиденную в фильме о деревенской жизни прошлых веков.  Мало кому из современных ребят повезло увидеть «живьем» старинный сундук.

Объект исследования: старинный русский сундук; его история и содержимое сундука.

Цель: формирование представлений у детей о предметах русского быта, обихода и декоративно-прикладного народного искусства (русский сундук).

Задачи: 

  • познакомить детей с разнообразием предметов старинного русского быта, их названиями и назначением;
  • формировать художественно-эстетическую культуру во всех видах деятельности;
  • продолжать развивать познавательную активность детей, любознательность, воображение и творческие способности;
  • активизировать в речи детей слова – "сундук", "гостеприимство", "посиделки";
  • воспитывать интерес и чувство уважения к русским традициям и народному творчеству.

Методы исследования:         Изучение литературы по данной теме и интернет ресурсов, просмотр иллюстраций, презентаций, мультфильмов; беседы, экскурсия в музей старины. 

Условия реализации проекта: для успешной реализации задач необходимо при реализации проекта деятельности учитывать:

  • Соответствие возрастным особенностям детей.
  • Развитие у детей интереса к познавательно - творческой деятельности.
  • Развитие знаний и представлений по теме проекта.
  •  Ситуативность, с учетом возможностей, интересов, потребностей детей при создании ситуации успеха.

Проблема: что хранили в сундуке?

Гипотеза: мы с детьми предполагаем, что в бабушкином сундуке хранились вещи (одежда, украшения, посуда, книги, народные игрушки), которые имели большое значение в быту русского народа.

МОДЕЛЬ 3-Х ВОПРОСОВ

       Что мы знаем?

Что хотим узнать?

      Как мы узнаем?

В старину сундук считался мебелью.

В сундуках хранятся секреты, сюрпризы.

В сундуках хранили вещи.

Бабушки сохранили свои сундуки до настоящего времени.

В сундуках хранятся сокровища, драгоценности.

Из чего изготавливали сундуки? 

Для чего их использовали?

Почему хранили вещи в сундуках?

Какие вещи хранили в сундуках?

Подумаем самостоятельно.

Спросим у взрослых.

Прочитаем книги, узнаем в интернете.

Посмотрим передачу.

Ожидаемый результат: в ходе реализации проекта воспитанники расширят свое представление о русской народной культуре, об истории предметов домашнего обихода, а также о традициях русского народа. Представления расширятся посредством просмотров фильмов, презентаций; чтения литературы; творческой продуктивной деятельности. Проектная деятельность поможет накоплению социального опыта: умение общаться со сверстниками и взрослыми. Обогатиться словарный запас названиями предметов русского быта.

У дошкольников появится желание понимать обычаи, традиции; играть в народные игры (с использованием фольклора), применять полученные в ходе проекта знания в повседневной жизни. У детей повысится интерес к русскому народному творчеству.

Дети в ходе проекта научатся создавать поделки декоративно-прикладного искусства, с элементами народных росписей. Во время проведения проекта дети, совместно со взрослыми, создадут атрибуты для обогащения мини - музея «Русская Изба». Родители также смогут проявить свои творческие способности, фантазию; проект поможет создать дружеские отношения между детьми, родителями и воспитателями.

Продукты проектной деятельности: Атрибуты для мини-музея «Русская изба»: скатерть, кружки, расписанные под «Гжель», каравай, деревянные ложки. Лепбуки на тему: «Скатерть самобранка», «Золотая Хохлома», «Сказочная гжель».  Картотеки дидактических, интерактивных игр для приобщения детей к русскому искусству.

Презентация проекта: детско – взрослое развлечение «Народные посиделки», видеоролик, презентация. Выставка продуктов детского и взрослого творчества. Видеоролик «Проект «Секреты бабушкиного сундучка».

ЭТАПЫ ПРОЕКТА:

I этап. Подготовительный

Ситуации развитии проекта

Цель

Продукт

Ответственные

1.

Формирования творческой проектной группы детей и родителей.

Создания условий для реализации проекта.

Творческая проектная группа

Дети, родители,

воспитатель

2.

Разработка проекта. Определения

проблемы, цели и задач проекта.

Создания условий для

реализации проекта.

Проект

Дети, родители,

воспитатель

  1. 3.

Сбор информации о вещах, которые хранились в сундуках на Руси. (литература, журналы, интернет – ресурсы).

Анализ информации

для организации

проведения проекта

Обогащение мини-библиотеки: «Приобщение детей к русскому народному творчеству».

Дети, родители,

воспитатель

 Подготовка материала для творчества (ткань, нитки, тесьма,

заготовки для оформления ложек, заготовки посуды, краски и т. д.).

Создания условий для творческой деятельности детей во время реализации проекта.

Атрибуты для мини-музея «Русская Изба»

Воспитатель,

родители

II этап. Основной

1.

Коллективная экскурсия в музей «Ангарская деревня»

Ознакомление с культурой и бытом русского народа в старину.

Наглядная информация о быте в деревенских домах. Сближение родителей. Создание видеоролика об экскурсии в музей.

Дети, воспитатель,

родители

Беседы с детьми о русской культуре, предметах быта.

Расширение знаний о русской культуре у дошкольников.

Развитие интереса к народной культуре.

Воспитатель,

родители

1 день

Игра «Волшебная палочка». (Какие мы знаем предметы, в которые можно складывать вещи?)

Интерактивная игра: «Какая мебель в избу, какая в квартиру».

Расширение знаний у детей о старинной и современной мебели.

Создание интерактивной игры.

Воспитатель, дети

Интерактивная игра: «Из какого материала изготовлены предметы?»

Знакомство с сундуком.

Знакомство детей с особенностями устройства сундука; с его назначением.

Развивать творческую

фантазию, самостоятельность.

Активизировать словарь        

детей, обогащая его новыми

словами: сундук, ларец,

«подголовок», сундук- «теремок». Воспитывать бережное отношение к предметам старины.

Раскрашенные макеты сундучков.

Просмотр презентаций: «Быт русской избы» «Бабушкин сундук – хранилище хранилищ».

Развитие познавательного интереса к истории русского быта.

Развитие ретроспективного взгляда на предметы в прошлом и настоящем.

2 день

Просмотр презентации: «Скатерть – самобранка»

Знакомство с предметами быта – скатертью и рушником.  Активизация словаря – гостеприимство. Развитие творческих способностей у детей и взрослых. Формирование интереса к народным сказкам. Пробуждение интерес к истории русской культуры.

Знакомство с особенностями узоров, с различными изделиями народных промыслов. Расширение знаний о народных росписях. Учить детей находить предметы определенного промысла среди предложенных.

Создание интерактивных игр, презентаций по ознакомлению с культурой русского народа.

Дети, родители

воспитатель

Просмотр презентации:

Полотенце - древний оберег

Просмотр презентации: «Русская народная вышивка»

Интерактивная игра: «Сказочная скатерть».

Интерактивный кроссворд «Скатерть – самобранка».

Скатерть и рушник, украшенные каймой кружевом, атласных лент, бусин.

«Скатерть- скатёрочка»  

Мастерская с родителями.

Воспитатель с детьми и родителями открывают сундук и достают скатерть и полотенце, которые украшаем вместе.

Д/И: «Собери узор»

Д/И: «Народные узоры»

Разгадывание загадок о продуктах.

Д/И: «Съедобное - не съедобное»

Развивать умение разгадывать загадки.

Расширять знания о продуктах.

3 день

Д/И: «Столовая и чайная посуда».

Развитие знаний о посуде и предметах сервировки стола.

Развитие знаний о посуде

Дети, родители, воспитатели.

Игра «Разложи правильно ложки».

Дидактическая   интерактивная игра: «Какие бывают ложки?»

Закрепление знаний о материалах, применяемых при изготовлении ложек.

Игра «Хоровод с ложкой».

Развитие у детей умения согласовывать действия с текстом, развитие речевой и двигательной активности.

Музыкальная игра «На ложках».

«Виртуальная экскурсия в «Музей ложки»

Формирование у дошкольников представления о музее.

Развитие ретроспективного взгляда на музейные экспонаты (умение ориентироваться в прошлом и настоящем).

«Золотая хохлома». Мастер-класс по украшению ложек подносов проводит для детей Екатерина Николаевна, мама Светланы Харитоновой.

Сюрпризный момент: Открываем сундук и достаем из сундука деревянные ложки и разнос.

Знакомство с хохломской росписью. Развитие интереса детей к народному декоративно - прикладному искусству.

Закрепление умения детей работать с пластилином и крупой. 

Ложки и подносы, украшенные под хохлому.

(Пластилино-графия).

Д/И: «Обведи элемент»

Д/И: «Поможем художнику»

Развитие умения составлять узоры последовательно, по схеме.

Составление декоративных композиций.

Народная игра «Гори, гори

ясно»

Создание веселого настроения у детей во время участия в народных играх.

Интерес к народным играм.

4 день

  Игровая ситуация: «Чайная церемония»

 Вызвать у детей интерес к традициям русского народа, познакомить с обрядом чаепития.

Дети, воспитатель.

«Сказочная Гжель»

Сюрпризный момент: Открываем сундук и достаем из сундука посуду, расписанную гжелевскими узорами.

Ознакомление детей с особенностями искусства гжели, освоение приемов гжельской росписи.

Кружки и блюдца, расписанные узорами под «Гжель».

Д/И: «Найди пару»

Д/И: «Сложи картинку»

Учить детей выделять и называть цвета, входящие в цветовую гамму народной росписи «Гжель». Упражнять в составлении целой картинки, вызвать интерес к предметам декоративного искусства.

Русская народная игра: «Ручеек»

Обучение детей ходьбе в игровой манере, внимательности, игре в коллективе.

5 день

Презентация: «Откуда к нам хлеб пришёл».

Расширение представления детей о хлебе и его изготовлении; воспитание бережное отношение к хлебу.

«Каравай» из солёного теста.

Формирование у детей интереса к русским традициям.

Дети, воспитатель

Беседа на тему: «Каравай- каравай».

Формирование представлений о традициях русского гостеприимства.

Игра «Каравай»

Упражнять детей в правильном согласовании действий и текста.

Чтение сказки «Царевна-лягушка».

 Знакомство детей с народными обычаями и творчеством. Приобщение детей к миру художественной литературы

Формирование у детей интереса и потребности в чтении книг.

 Чтение пословиц и поговорок о хлебе.

Расширение знаний детей о хлебе.

III этап. Заключительный

Интерактивная игра: «Путешествие в прошлое»

Формирование культуры общения через изучение традиций и обычаев русского народа. Развитие интереса у детей к традициям русского народа.

Презентация.

Выставки продуктов детского творчества: «Золотая Хохлома», «Голубая гжель».

Дети, родители, музыкальный руководитель, воспитатель.

Презентация детских работ, изготовленных в ходе проекта.

Детско – взрослое развлечение «Народные посиделки».

Вывод:

Наша гипотеза подтвердилась. Действительно в бабушкином сундуке хранили вещи (одежда, украшения, посуда, книги, народные игрушки, нарядные полотенца и скатерти), которые имели большое значение в быту русского народа.

Оценка результата проекта:

В ходе реализации проекта дети познакомились с традициями русского народа, такими, как «гостеприимство», «посиделки».

Дети узнали, что:

-  сундук изготавливали из деревянных, плотно прибитых друг к другу плашек;

- сундук заменял разную мебель (кровать, шкаф, стулья);        

-  раньше не было шкафов и комодов, и поэтому вещи хранили в сундуке.

- в сундуке хранили ценные вещи.

Также дети познакомились с особенностями устройства сундука; с его назначением. Дети расширили свое представление о русской народной культуре, о традициях русского народа, познакомились с народными обычаями и народным творчеством.  Дети расширили знания о хохломской и гжелевской росписи.  Дети и родители принимали активное участие в разных видах деятельности в ходе всего проекта. Атрибуты, созданные в ходе проекта, обогатят мини – музей «Русская изба». 

Источники.

1. Князева О.Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015. - 304с.

2. Куприна А.С., Бударина Т.А. Знакомство детей с русским народным творчеством. СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015. – 400с.

2. http://www.maam.ru/

3. https://nsportal.ru/

4. https://infourok.ru/pedagogicheskiy-proekt-russkaya-izba-1734317.html

5. https://pedportal.net/po-tipu-materiala/scenarii-prazdnikov-doshkolnye-nachalnye-starshie-klassy/folklorno

6. https://infourok.ru/priobschenie-detey-doshkolnogo-vozrasta-k-istokam-russkoy-narodnoy-kulturi-1181264.html

7. https://docslide.us/documents/-559a55bf1a28abef788b47a6.html

8. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2016/03/20/tvorcheskiy-proekt-v-podgotovitelnoy-gruppe-znakomstvo-s-obychayami-i


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский проект «ВОЛШЕБНАЯ ВОДА» Участники проекта: педагоги и дети подготовительной группы. Руководитель проекта: воспитатель Тюленёва Т.А.

Большую роль в экологическом образовании дошкольниковиграет практическая, исследовательская деятельность вприродных условиях. К сожалению, современные дети, особенногородские, имеют весьма огран...

пед.проект "По страницам ВОВ" визитная карточка портфолио проекта, план реализации, проект текстовый вариант, презентация

педагогический проект по патриотическому воспитанию. цель, задачи план реализации содержание....

Социально-коммуникативное развитие младших дошкольников в рамках реализации ФГОС. Долгосрочный проект «Дорожная грамота». Паспорт проекта. Тип проекта- практико-ориентированный, коллективный. Вид проекта - долгосрочный, сентябрь 2018 года - май 2019 года

Актуальность проекта.Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях получают травмы, и гибнет много людей. Дошкольники составляют четвертую часть от общего числа пострадавших в ДТП дете...

Проект "Спортивная зима" Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здорового образа жизни; • ознакомление с

Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здоро...

Паспорт проекта «Пчёлкин огород». Тип проекта : среднесрочный, исследовательский. Участники проекта : дети, воспитатели, родители воспитанников. Возраст детей: 6 – 7 лет. Цель проекта: Создание условий в группе и на участке для развития познавательного и

Задачи проекта:Расширять знания детей и представления о культурных  растениях и цветах (их строении и полезных свойствах овощей).Знакомить детей с особенностями выращивания цветов и культурных ра...

МАДОУЦРР д/c «Теремок» Проект «Волшебница вода» " в средней группе «Почемучки» Воспитатель: Ганшу О.А.. 2022г. Проект: краткосрочный (с1.02 -20.02.22) Тип проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитат

Проблема:  Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.Актуальность проекта: Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем...

Проект в подготовительной группе на тему: «Зимующие птицы» Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя. С 19.12.2022 – 23.12.2022) Авторы проекта: воспитатель Анисимова

Проект в подготовительной группе на тему:«Зимующие птицы»Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочны...