ПРОГРАММА УМЕЛЫЕ РУЧКИ
методическая разработка (средняя группа)

Гулиева Зарифа Автандиловна

Аннотация к дополнительной общеразвивающей программе

художественной направленности  «Умелые ручки»

Ребёнок узнаёт мир с помощью манипуляций, то есть действий с различными предметами, которые позволяют ему узнать и изучить их свойства, при этом, познавая и свои творческие способности, изменить то, к чему прикасается. Создавая поделки своими руками, видя результат своей работы, дети испытывают положительные эмоции. Работа с разными материалами даёт возможность детям проявить терпение, упорство, фантазию и художественный вкус, проявить творческие способности, приобрести ручную умелость, которая позволяет им чувствовать себя самостоятельными. Все это благотворно влияет на формирование здоровой и гармонично развитой личности.

Программа художественно-эстетической направленности «Умелые ручки» соответствует действующим нормативным правовым актам и государственным программным документам:

Документы федерального  уровня:

  • Концепция развития дополнительного образования детей на 2014-2020 гг. (Утверждена Распоряжением Правительства РФ № 1726-р 4 сентября 2014 г.)
  • Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
  • Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г. «О направлении Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые)»
  • Постановление главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4..3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 15.09.2020 г. №1441 «Об утверждении Правила оказания платных образовательных услуг».

Документы регионального  уровня:

  • Закон Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 01.07.2013 года №68-оз «Об образовании в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре»,
  • Постановление  Правительства Ханты-Мансийского автономного округа Югры от 09.10.2013г. №413-п «О государственной программе Ханты Мансийского автономного округа-Югры «Развитие образования в Ханты Мансийском автономном округе - Югре на 2018 - 2025 годы и на период до 2030 года» (с изменениями на 30.11.2018);

 

Программа художественной направленности  «Умелые ручки» ориентирована на детей дошкольного возраста 4-7 лет.

Продолжительность программы: данная программа рассчитана на 30 академических часов продолжительность до 30 минут (один раз в неделю), с учетом возрастных особенностей группы.

Цель программы: создание условий для развития творческой активности детей 4-7 лет.

Задачи

Обучающие задачи:

  • познакомить с нетрадиционными способами ручного труда;
  • формировать умения и навыки детей в процессе овладения тем или иным способом деятельности;
  • формировать умение действовать по схеме, образцу;
  • формировать умения создавать самостоятельно предметы и поделки.

Развивающие задачи:

  • активизировать интерес к рисованию, аппликации, лепке;
  • развивать мелкую моторику;
  • обогащать эмоциональную сферу ребенка.

Воспитательные задачи:

  • воспитывать аккуратность, внимание, эстетический вкус;
  • воспитывать у детей интерес к художественному ручному труду, развивая их творческие способности.
     

Срок реализации данной рабочей программы – 1 учебный год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon umelye_ruchki_2021-2022_u.g.doc229 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Росинка» п. Пионерский»


                                                                               


Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая

программа художественной направленности

 «Умелые ручки»

Возраст обучающихся: 4-7 лет

Срок реализации: 1 год

Автор-составитель: Гулиева З.А.,

воспитатель первой квалификационной категории

п.г.т. Пионерский, 2021 г

Структура

Раздел

Наименование

Страница

1.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

3

1.1.

Направленность и уровень программы

3

1.2.

Актуальность программы

3

1.3.

Отличительные особенности программы

4

1.4.

Цель и задачи программы

4

1.5.

Планируемые результаты освоения программы

4

2.

МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ

6

2.1.

Адресат программы

6

2.2.

Условия реализации программы

6

3.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

8

4.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

10

5.

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

12

6.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

15

 

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1. Направленность и уровень программы

Ребёнок узнаёт мир с помощью манипуляций, то есть действий с различными предметами, которые позволяют ему узнать и изучить их свойства, при этом, познавая и свои творческие способности, изменить то, к чему прикасается. Создавая поделки своими руками, видя результат своей работы, дети испытывают положительные эмоции. Работа с разными материалами даёт возможность детям проявить терпение, упорство, фантазию и художественный вкус, проявить творческие способности, приобрести ручную умелость, которая позволяет им чувствовать себя самостоятельными. Все это благотворно влияет на формирование здоровой и гармонично развитой личности.

1.2. Актуальность программы

       Программа соответствует действующим нормативным правовым актам и государственным программным документам:

Документы федерального  уровня:

  • Концепция развития дополнительного образования детей на 2014-2020 гг. (Утверждена Распоряжением Правительства РФ № 1726-р 4 сентября 2014 г.)
  • Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
  • Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г. «О направлении Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые)»
  • Постановление главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4..3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»

Документы регионального  уровня:

  • Закон Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 01.07.2013 года №68-оз «Об образовании в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре»,
  • Постановление  Правительства Ханты-Мансийского автономного округа Югры от 09.10.2013г. №413-п «О государственной программе Ханты Мансийского автономного округа-Югры «Развитие образования в Ханты Мансийском автономном округе - Югре на 2018 - 2025 годы и на период до 2030 года» (с изменениями на 30.11.2018);
  • Концепция персонифицированного финансирования системы дополнительного образования детей в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре,

Документы  институционального  уровня:

  • Устав МАДОУ д/с «Росинка»

В программе систематизированы средства и методы продуктивной деятельности, направленной на развитие мелкой моторики, фантазии и воображения детей 4-7 лет, овладение навыков практической деятельности, коллективного творчества, уверенности в себе. В соответствии с ФГОС реализуются задачи развития интегративных качеств дошкольников: наблюдательность, самостоятельность, выдержка, развитие фантазии, воображения, коммуникативных навыков.                                  

Воспитание трудолюбия, ответственности, культуры поведения и общения, способности взаимодействовать со сверстниками, умение развивать в себе необходимые качества личности - все это и делает программу актуальной на сегодняшний день.

1.3. Отличительные особенности программы

Новизна связана с тем, что “Приобщение детей к художественному и ручному труду и развитие творческих способностей детей” является развитие у детей творческого и исследовательского характеров, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий, приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к окружающему.

Целесообразность.  Реализация программы рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей творческих способностей, фантазии, мелкой моторики рук, внимания, мышления и усидчивости.

Отличительная особенность программы заключена в том, что педагог, отталкиваясь от конкретного содержания занятия, сам творит каждое занятие, программа должна рассматриваться не как неукоснительные требования, а как рекомендации. Программа играет роль общего ориентира, где очерчивается круг рассматриваемых проблем, педагог имеет возможность сам конструировать своё занятие, исходя из индивидуальных возможностей и особенностей учащихся.

1.4. Цель и задачи программы

Цель программы: создание условий для развития творческой активности детей с ОВЗ 4-7 лет.

Задачи

Обучающие задачи:

- познакомить с нетрадиционными способами ручного труда;

- формировать умения и навыки детей в процессе овладения тем или иным способом деятельности;

- формировать умение действовать по схеме, образцу;

- формировать умения создавать самостоятельно предметы и поделки.

Развивающие задачи:

- активизировать интерес к рисованию, аппликации, лепке;

- развивать мелкую моторику;

- обогащать эмоциональную сферу ребенка.

Воспитательные задачи:

- воспитывать аккуратность, внимание, эстетический вкус.

- воспитывать у детей интерес к художественному ручному труду, развивая их творческие способности.

1.5. Планируемые результаты освоения программы

     

       Оценка уровня освоения дополнительной общеобразовательной программы проводится

посредством входного и итогового контроля.

  • Входной контроль определяет готовность обучающихся к обучению по конкретной программе и проводится в форме: наблюдения.
  • Итоговый контроль выявляет степень сформированности практических умений и навыков учащихся в выбранном ими виде деятельности. Итоговый контроль осуществляется в форме: наблюдений, бесед, творческих заданий.

               

По качеству освоения программного материала выделены следующие уровни знаний, умений и навыков:

  • высокий - программный материал усвоен обучающимися детьми полностью, воспитанник точно воспроизводит движения;
  • средний - усвоение программы в полном объеме, основные элементы движения выполнены, но присутствуют неточности выполнения;
  • ниже среднего - усвоение программы в неполном объеме, отсутствие основных элементов в структуре движений.

Планируемые результаты

Входящий контроль

Итоговый контроль

1. Ребенок владеет приемами: режет, склеивает, скрепляет, складывает, раскатывает, скручивает и т.д.

1.Ребенок умеет использовать приемы работы с материалами.

2. Ребёнок с помощью взрослого придумывает, выполняет поделку и украшает её.

2. Ребенок придумывает и самостоятельно выполняет поделку и украшает её.

3. Ребёнок пытается скреплять детали поделки с помощью взрослого

3. Ребёнок самостоятельно и прочно скрепляет детали поделки.

2. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ

2.1. Адресат программы

 

       Программа художественной направленности  «Умелые ручки» ориентирована на детей дошкольного возраста с ОВЗ 4-7 лет. Основная форма работы  – групповая. Ведущая деятельность – игровая.

Форма обучения – очная.

Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей.

Рассматривают красочный иллюстрированный материал, картинки. Проявляют интерес к изобразительной деятельности, эмоционально-положительно относятся к ее процессу и результатам. Осваивают изобразительные навыки, пользуются карандашами, фломастерами, кистью, мелками, пластилином, бумагой, бросовым материалом. Сотрудничают со взрослым в продуктивных видах деятельности (лепке, аппликации, изобразительной деятельности, конструировании др.).

Объем и сроки реализации программы

Программа содержит 1 модуль общей продолжительностью 30 академических часов (8 учебных месяцев). Режим занятий 1 раза в неделю по 1 академическому часу (до 30 минут).

2.2. Условия реализации программы

Набор детей в группу осуществляется свободно. Состав может быть: постоянный или переменный.

Группы формируются по возрастному принципу. Максимальное количество групп – одна.

Форма проведения занятий – групповая.

Особенности организации образовательного процесса

  1. От простого к сложному: вначале следует убедиться в том, что ребенку знакомы предметы, с которыми он ежедневно сталкивается, что  у него сформированы основные представления о предмете (цвете, форме, величине, назначении и т. д.), и только затем вводить предметы, с которыми ребенок не соприкасается постоянно.
  2. От общего к частному: изучение объекта следует начинать с основных признаков, позволяющих отличить его от других объектов. Предъявляемый предмет должен быть максимально приближен к эталону (принцип натуральности). В некоторых случаях следует исключить излишние детали, способные затруднить начальное восприятие объекта.

Демонстрационный и раздаточный материал должен соответствовать:

  1. Экологической безопасности.
  2. Требованиям техники безопасности.
  3. Дидактическим требованиям.
  4. Требованиям эстетического оформления.

Изучение материала начинается с несложных заданий, затем расширяется, совершенствуется и обогащается. Все разделы программы объединяет игровой метод проведения занятий, он придает учебно – воспитательному процессу привлекательную, доступную для дошкольников форму, облегчает процесс запоминания и освоения техники выполнения элементов, повышает эмоциональный фон занятий, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей ребенка. Эмоциональность на занятиях достигается использованием художественного слова, музыкального сопровождения.

Материально-техническое и методическое оснащение

Методы:

  • Словесные методы: метод творческой беседы (предлагает введение детей в художественный образ путем специальной постановки вопроса, тактики ведения диалога), рассказ.
  • Наглядные методы: прямые (воспитатель показывает способы действия) и косвенные (воспитатель побуждает ребенка к самостоятельному действию).
  • Метод моделирования ситуаций: создание вместе с детьми сюжетов-моделей, ситуаций-моделей, этюдов, в которых они будут осваивать способы художественно-творческой деятельности.
  • Практические методы: посещение театральных спектаклей с последующим анализом; изготовление атрибутов к спектаклю, рисование иллюстраций к художественному произведению, изображение героев, просмотр мультфильмов, презентаций по теме, подбор произведений для театрализации с усложнением согласно возрастным особенностям, участия в играх, придумывание сказок.

Технологии:

  • Здоровье сберегающие технологии: проведение релаксационных упражнений.
  • Игровые технологии: игры на развитие внимания и памяти игровому самомассажу кистей и пальцев рук,
  • ИКТ технологии:
  • Технологии сотрудничества.

Программно-методическое обеспечение


п/п

Название

         Автор

  Год издания

1

Изобразительная деятельность в детском саду (средняя группа)

Т.С. Комарова.

2016

2

Детское художественное творчество (2-7 лет)

Т.С. Комарова.

2017

3

Изобразительная деятельность в детском саду

И.А. Лыкова.

2017

4

Оригами в детском саду: пособие для воспитателей детского сада.

С.И. Мусиенко

2020

5

Дидактический материал в картинках «Учимся рисовать, лепить, мастерить»

2010

Оборудование

Оборудование и материалы.

Количество

Стул детский

10

Стол

5

Настенная доска

1

Телевизор

1

Ноутбук

1

Ножницы

10

Цветная бумага разных видов

10

Пластилин

10

Стеки

10

Доски для лепки

10

Бросовый материал (пластмассовый, природный материал, бумажные коробки разных размеров)

10

Фломастеры

10

Гуашь

10

Непроливайки

10

Цветные карандаши

10

Клей ПВА

10

Салфетки

10

Кадровое обеспечение программы – программа реализуется без предъявления

требований к уровню образования и  квалификации педагога.

3. УЧЕБНЫЙ ПЛАН

№ п.п

Наименование раздела

Количество часов

Формы контроля

Всего

Теория

Практика

Раздел 1. Основы безопасной работы с материалами

4

2

2

1.1

Вводная беседа «Правила работы с  ножницами».

1

1

0

Вопросы - ответы

1.2

Беседа «Правила работы с природным материалом»

1

1

0

Вопросы - ответы

1.3

Сбор и заготовка природного материала

2

0

2

Наблюдение, практическое задание

Раздел 2. Мастерилки

4

0

4

2.1

 Кормушка для птиц

1

0

1

Наблюдение

2.2

 Колокольчик

1

0

1

Наблюдение

2.3

 Новогодняя ёлка

1

0

1

Наблюдение

2.4

 Игрушки из целиндров

1

0

1

Наблюдение

Раздел 3. Ручной труд

22

0

22

3.1

Открытка «Грибок»

1

0

1

Практическое задание

3.2

Обрывная аппликация «Осеннее дерево».

1

0

1

Практическое задание

3.3

«Котенок»

1

0

1

Практическое задание

3.4

«Животные готовятся к зиме». 

1

0

1

Практическое задание

3.5

«Котенок»

1

0

1

Практическое задание

3.6

«Цветок для мамы»

1

0

1

Практическое задание

3.7

«Веселый зоопарк»

1

0

1

Практическое задание

3.8

«Снеговик».

1

0

1

Практическое задание

3.9

Обрывная аппликация «Зимушка-зима»

1

0

1

Практическое задание

3.10

«Снежинка»

1

0

1

Практическое задание

3.11

«Елочка пожеланий».

1

0

1

Практическое задание

3.12

«Волшебный коврик»

1

0

1

Практическое задание

3.13

«Овечка».

1

0

1

Практическое задание

3.14

«Подарок маме»

1

0

1

Практическое задание

3.15

«Куколка из носового платка»

1

0

1

Практическое задание

3.16

«Медведь».

1

0

1

Практическое задание

3.17

Кораблик «Алые паруса».

1

0

1

Практическое задание

3.18

«Национальная  рукавичка»

1

0

1

Практическое задание

3.19

«Аквариум с рыбками»

1

0

1

Практическое задание

3.20

«Бабочка»

1

0

1

Практическое задание

3.21

«Сверкающее солнышко»

1

0

1

Практическое задание

3.22

«Цветы»

1

0

1

Практическое задание

Итого:

30

2

30

4. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Программа «Умелые ручки» состоит из трёх  разделов, работа над которыми продолжается в течение одного года с детьми (4-7 лет).

1-й раздел «Основы безопасной работы с материалами» (Теория, кол-во часов-4 ч.) - призван обеспечить условия для овладения дошкольниками элементарными правилами безопасной работы с ножницами и природным материалом.

Познакомить детей с разнообразием природного, бросового материалов и использование его в изготовлении поделок. В раздел включены следующие темы:

  • Беседа «Правила работы с  ножницами»
  • Беседа «Правила работы с природным материалом»
  • Сбор и заготовка природного материала

2-ой раздел «Мастерилки» (Практика, кол-во часов-4 ч.) - направлен на развитие у детей мелкой моторики посредством  упражнений на развитие мелкой моторики.

Кормушка для птиц

Колокольчик

Новогодняя ёлка

Игрушки из целиндров

3-й раздел «Ручной труд» (Практика, кол-во часов-22 ч.) – работа строится на умении детьми делать поделки из разного материала, доводить начатое дело до конца.

Практика: 

  • «Букет для Осени».
  • Обрывная аппликация «Осеннее дерево».
  • «Флаг России».
  • «Животные готовятся к зиме».
  • «Цветок для мамы»
  • «Веселый зоопарк»
  • «Снеговик».
  • Обрывная аппликация «Зимушка-зима»
  • «Снежинка»
  • «Елочка пожеланий».
  • «Волшебный коврик»
  • «Подарок для папы».
  • «Подарок маме»
  • «Куколка из носового платка»
  • «Медведь».
  • Кораблик «Алые паруса».
  • «Национальная  рукавичка»
  • «Аквариум с рыбками»
  • «Бабочка»
  • «Открытка для ветеранов»
  • «Цветы»

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

№ п.п.

Месяц

 № учебной недели

Время проведения занятия

Форма занятия

Количество часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

Раздел 1. «Основы безопасной работы с материалами» (4)

1

Октябрь

6

6 учебная неделя

По расписанию

Традиционное

Теоретическое

1

Вводная беседа  «Правила работы с  ножницами»

Групповая комната

Вопросы - ответы

2

Октябрь

13

7 учебная неделя

По расписанию

Традиционное

Теоретическое

1

Беседа «Правила работы с природным материалом»

Групповая комната

Вопросы - ответы

3

Октябрь 20

8 учебная неделя

По расписанию

Практическое

1

Сбор и заготовка природного материала».

Территория детского сада

Наблюдение,

Практическое задание

4

Октябрь 27

9 учебная неделя

По расписанию

Практическое

1

Сбор и заготовка природного материала».

Территория детского сада

Наблюдение,

Практическое задание

Раздел 2. «Мастерилки» (4)

5

Ноябрь  

3

10 учебная неделя

По расписанию

Практическое

1

Кормушка для птиц

Групповая комната

Практическое задание

6

Ноябрь

10

10 учебная неделя

По расписанию

Практическое

1

Колокольчик

Групповая комната

Практическое задание

7

Ноябрь

17

11 учебная неделя

По расписанию

Практическое

1

Новогодняя ёлка

Групповая комната

Практическое задание

8

Ноябрь

24

12 учебная неделя

По расписанию

Практическое

1

Игрушки из целиндров

Групповая комната  

Практическое задание

Раздел 3. «Ручной труд» (22)

10

Декабрь

1

13 учебная неделя

По расписанию

Практическое

1

Открытка «Грибок»

Групповая комната  

Практическое задание

11

Декабрь

8

14 учебная неделя

По расписанию

Практическое

1

Обрывная аппликация «Осеннее дерево».

Групповая комната  

Практическое задание

12

Декабрь

15

15 учебная неделя

По расписанию

Практическое

1

«Котенок»

Групповая комната  

Практическое задание

13

Декабрь

22

16 учебная неделя

По расписанию

Практическое

1

«Животные готовятся к зиме». 

Групповая комната  

Практическое задание

14

Декабрь

29

17 учебная неделя

По расписанию

Практическое

1

«Котенок»

Групповая комната  

Практическое задание

15

Январь

12

18 учебная неделя

По расписанию

Практическое

1

«Цветок для мамы»

Групповая комната  

Практическое задание

16

Январь

19

19 учебная неделя

По расписанию

Практическое

1

«Веселый зоопарк»

Групповая комната  

Практическое задание

17

Январь

26

20 учебная неделя

По расписанию

Практическое

1

«Снеговик».

Групповая комната  

Практическое задание

18

Февраль

2

21 учебная неделя

По расписанию

Практическое

1

Обрывная аппликация «Зимушка-зима»

Групповая комната  

Практическое задание

19

Февраль

9

22 учебная неделя

По расписанию

Практическое

1

«Снежинка»

Групповая комната  

Практическое задание

20

Февраль

16

23 учебная неделя

По расписанию

Практическое

1

«Елочка пожеланий».

Групповая комната  

Практическое задание

21

Март

2

25 учебная неделя

По расписанию

Практическое

1

«Волшебный коврик»

Групповая комната  

Практическое задание

22

Март

9

26 учебная неделя

По расписанию

Практическое

1

«Овечка».

Групповая комната  

Практическое задание

23

Март

16

27 учебная неделя

По расписанию

Практическое

1

«Подарок маме»

Групповая комната  

Практическое задание

24

Март

23

28 учебная неделя

По расписанию

Практическое

1

«Куколка из носового платка»

Групповая комната  

Практическое задание

25

Март

30

29 учебная неделя

По расписанию

Практическое

1

«Медведь».

Групповая комната  

Практическое задание

26

Апрель

6

30 учебная неделя

По расписанию

Практическое

1

Кораблик «Алые паруса».

Групповая комната  

Практическое задание

27

Апрель

13

31 учебная неделя

По расписанию

Практическое

1

«Национальная  рукавичка»

Групповая комната  

Практическое задание

28

Апрель

20

32 учебная неделя

По расписанию

Практическое

1

«Аквариум с рыбками»

Групповая комната  

Практическое задание

29

Апрель

27

33 учебная неделя

По расписанию

Практическое

1

«Бабочка»

Групповая комната  

Практическое задание

30

Май

4

34 учебная неделя

По расписанию

Практическое

1

«Сверкающее солнышко»

Групповая комната  

Практическое задание

31

Май

11

34 учебная неделя

По расписанию

Практическое

1

«Цветы»

Групповая комната  

Практическое задание

6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Брыкина Е.К. «Творчество детей с различными материалами», Педагогическое общество России, М: 2002г.;

2. Гульянц З.К., Базик И.Л. “Что можно сделать из природного материала, М: «Просвещение», 1991 г.;

3. «Учите детей мастерить», М: «Просвещение», 1979 г.;

4. Гусакова М.А. “Подарки и игрушки своими руками”  – М: ТЦ «Сфера», 2000. – 112 с. (Серия “Вместе с детьми”.)

5. Кошелев В.М. «Художественный и ручной труд в детском саду», М: «Просвещение»,2002 г.;

6. Корчинова О.В. «Декоративно-прикладное творчество в детских дошкольных учреждениях», Серия  «Мир вашего ребенка». Ростов н/Д: Феникс, 2002.;

7. Куцакова Л.В. «Конструирование и ручной труд в детском саду», М: «Просвещение»;

8. Нагибина М.И. «Чудеса из ткани своими руками». Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 1998.,  ил. – (Серия:«Вместе учимся мастерить»).

9. Нагибина М.И. «Плетение для детворы из ниток, прутьев и коры» Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 1997., ил. – (Серия:«Вместе учимся мастерить»).

10. «Очумелые ручки» - телепередача «Пока все дома»;

11. Тарабарина Т.И. «Оригами и развитие ребенка», «Академия развития», Ярославль, 1996 г.

                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа "Умелые ручки" 5-7 лет

Программа кружка ручного труда "Умелые ручки" для детей 5-7 лет....

Программа "Умелые ручки" Степанова Ж.М.

Как из бросового материала сделать игрушку? А потом ещё и поиграть? Какой можно сделать подарок бабушке и дедушке? Как украсить свою детскую комнату? На все эти вопросы мы отвечаем на занятиях студии ...

Рабочая программа "Умелые ручки".

Данная программа позволяет создать условия для самореализации личности ребенка ,выявить и развить творческие способности.Важная роль отводится формированию культуры труда: содержанию в порядке робочег...

Рабочая программа "Умелые ручки"

Рабочая программа "Умелые ручки " поможет педагогам младших групп составлять планы НОД по аппликации....

Рабочая программа "Умелые ручки"

Программа была реализована в 2012-2013уч. г. во второй младшей группе....

Дополнительная образовательная программа "Умелые ручки"

Дополнительная образовательная программа«Умелые ручки»(старший дошкольный возраст, срок реализации – 2 года)...