Дополнительная образовательная программа "Умелые ручки"
проект (подготовительная группа) на тему

Хабипова Ильмира Павловна

Дополнительная образовательная программа

«Умелые ручки»

(старший дошкольный возраст,

 срок реализации – 2 года)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekstovoy.docx68.68 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад № 28 общеразвивающего вида

 городского округа город Нефтекамск

Республики Башкортостан

Утверждаю

Заведующая МДОАУ

детский сад № 28

____________ Г.Х. Масягутова

«____»____________2013г.

Дополнительная образовательная программа

«Умелые ручки»

(старший дошкольный возраст,

 срок реализации – 2 года)

Принят на заседании педагогического совета

Протокол №1 от 22.08.2013г.

                                                              Автор – составитель:

Хабипова И.П. – воспитатель

г. Нефтекамск

Выписка

из протокола № 1  заседания педагогического совета

МДОАУ детский сад №28 городского округа город Нефтекамск

 Республики Башкортостан

от «22»августа  2013 года.

Повестка дня:

1. Утверждение дополнительной образовательной программы  «Умелые ручки». Докладчик: Хабипова И.П.

Слушали:

1. Хабипова И.П. ознакомила членов педагогического совета с дополнительной образовательной программой «Умелые ручки».

Постановили:

1.Утвердить дополнительную образовательную программу «Умелые ручки» для детей старшего дошкольного возраста.

2.Рекомендовать применение дополнительной образовательной программы «Умелые ручки» для детей старшего дошкольного возраста.

3. Ежеквартально организовывать выставки детских работ.

4.Контроль за применение дополнительной образовательной программы «Умелые ручки» с детьми старшего  дошкольного возраста возложить на старшего воспитателя Гайнанову Э.А.

Председатель:                   Г.Х. Масягутова.

                           Секретарь:                          Т. В. Пушкарева


Рецензия

на дополнительную образовательную программу

«Умелые ручки»,

составленную воспитателем

МДОАУ детский сад №28 Хабиповой И.П.

   Программа «Умелые ручки»  включает в себя пояснительную записку, учебно-тематическое планирование, содержание программы, методическое обеспечение. В пояснительной записке определена актуальность, обозначены и сформулированы цель и задачи, новизна, формы и режим работы с детьми. В программе «Умелые ручки» определены не только цели и задачи, но сформулировано программное содержание разделов на 1-2-ые годы обучения и ожидаемые результаты.

Все движения организма и речевая деятельность имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук положительно оказывается на развитии речи ребенка.  Содержание занятий кружка «Умелые ручки» по каждому разделу составлено с учетом возрастных особенностей детей, при условии систематического и планомерного обучения. Детское творчество успешно развивается в тех условиях, когда процесс воспитания и обучения планомерный и систематический.

Программа рассчитана на два года обучения – старший  дошкольный возраст. Все разделы программы объединяет игровой метод, который придает учебно-воспитательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания, повышает эмоциональный фон занятий, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей ребенка.

Содержание

1.Пояснительная записка                                                                                  5

1.1. Актуальность программы                                                                            6

1.2. Новизна                                                                                                        6

1.3. Формы проведения занятий                                                                       7

1.4. Цель программы                                                                                         7  

1.5. Задачи программы                                                                                      7

1.6 .Ожидаемые результаты первого года обучения                                      8

1.7. Ожидаемые результаты второго года обучения                                      8

1.8. Работа с родителями                                                                                 8

1.9 Формы поведения итогов реализации программы                                   9

2. Содержание программы                                                                                9

2.1. Учебный план первого года обучения                                                     11

2.2. Учебный план второго года обучения                                                     11

2.3. Перспективный план первого года обучения                                          12  

2.4 Перспективный план второго года обучения                                           13

3. Список литературы                                                                                      15

4. Приложения                                                                                                  16    


 Пояснительная записка

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница  в жизни каждого человека. Именно  в этот период устанавливается связь ребенка     с   ведущими   сферами бытия :миром людей ,природы ,предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству. 
   Для поддержки данного интереса необходимо стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность. На занятиях по рисованию, лепке, аппликации, а также ручному труду у детей развиваются эмоционально – эстетические чувства, художественное восприятие, совершенствуются навыки изобразительного и конструктивного творчества.   
   Диалоги на занятиях между преподавателем и ребенком направлены на совместное обсуждение ситуации и предполагают активное участие обеих  сторон. Беседа является одним из основных методов формирования нравственно-оценочных критериев у детей. Беседа на тему «почему нравится...» или «почему не нравится...» с помощью наводящих вопросов побуждает ребенка к осмысливанию объекта. Необходимо, чтобы ребенок уточнил для себя те критерии, по которым он оценивает предмет. Частично-поисковый метод направлен на развитие познавательной активности и самостоятельности. Он заключается в выполнении небольших заданий, решение которых требует самостоятельной активности (работа со схемами, привлечение воображения и памяти). Метод проблемного изложения направлен на активизацию творческого мышления, переосмысление общепринятых шаблонов и поиск нестандартных решений.
На занятиях используются игры и игровые приемы, которые создают непринужденную творческую атмосферу, способствуют развитию воображения. Большое внимание уделяется творческим работам. Это позволяет соединить все полученные знания и умения с собственной фантазией и образным мышлением, формирует у ребенка творческую и познавательную активность. В процессе обучения широко используются наглядные пособия. Это способствует сокращению времени на изложение теории.

Работа кружка «Умелые Ручки» нацелена на общее развитие ребёнка и содержит задания различных видов с различными материалами.

 Рабочая программа разработана на основе:

1. Воробьёва, Д. И. Гармония развития: Интегрированная программа интеллектуального, художественного и творческого развития личности дошкольника. СПб.: Детство – Пресс, 2003

2.Лыкова И. А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2 – 7 лет «Цветные ладошки». М.: Карапуз – Дидактика, 2006.

Детское творчество успешно развивается в тех условиях,  когда процесс воспитания и обучения планомерный и систематический,

и построено от простого  -  к сложному.
На занятиях кружка «Умелые ручки», осуществляется индивидуальный подход,  построенный с учётом качества восприятия, связанный с развитием технических умений и навыков, эмоциональной отзывчивости каждого ребёнка на предложенное задание.  

Актуальность программы

С какими проблемами постоянно сталкивается человек в течение всей своей жизни?  Как реализовать себя, как использовать скрытые задатки и способности – вот главная проблема для ребенка. Способности и задатки есть у каждого, но реализуются они не у всех.

Психологи считают, совершенствуя и координируя движения пальцев и кистей рук, оригами влияет на общее  интеллектуальное развитие ребенка, в том числе и на развитие речи.

Выполнение работ требует участие обеих рук, что дает возможность ориентироваться в понятиях вправо-влево, вверх-вниз. Обучение показывает эффективность этого труда, приносит пользу к концу учебного года, кисти, пальцев становятся более ловкими, точными. Работа в кружке положительно сказывается  на  взаимоотношения  между детьми - помогают друг другу, дарят подарки, сделанные своими рукам

Новизна

 Программа  “Умелые ручки” – комплексная, включающая занятия по аппликации, ручному труду, рисованию, в том числе сиспользованием нетрадиционных способов, которые направлены на развитие у дошкольников творчества, определяющиеся как продуктивная деятельность, в ходе которой ребенок создает новое, оригинальное, активизируя воображение и реализуя  свой замысел, находя средства для его воплощения.  Постановка руки к письму.На основе опытов учеными выявлена закономерность: уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук, если развитие движений пальцев отстает, то и речевое развитие ребенка задерживается. Работы В.М. Бехтерева доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Простые движения рук помогают снять напряжение не только с рук, но и с губ. Исследования М.М. Кольцовой доказали, что каждый палец имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий головного мозга. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов.  Из этого следует, что тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка. По мере совершенствования тонких движений пальцев рук идет развитие речи. Чем лучше малыш работает пальчиками, тем быстрее он развивается, лучше говорит и думает. Ребенок не только видит то, что создал, но и трогает, берет в руки и по мере необходимости изменяет.

Срок реализации: 2года

Контингент детей: 10 чел

Количество занятий: 2 раза в неделю.

Формы проведения занятий

- рассказ воспитателя,

-беседа с детьми,

- рассказы детей,

- самостоятельная работа детей.

Цель программы.

Основная цель программы - создавать условия для  формирования всесторонне интеллектуальной, эстетически развитой творческой личности; опираясь на интегрированный подход; содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка, через различные виды изобразительной и прикладной деятельности. 

Задачи программы

Программа предусматривает реализацию педагогических, познавательных и творческих задач.
      Педагогические задачи предполагают формирование таких свойств личности, как внимание, осознанность в действиях, усидчивость, целеустремленность, аккуратность, художественный вкус, стремление к экспериментированию, формирование творческого начала в личности  ребенка, развитие его индивидуальности.
   Познавательные задачи реализуются через поиск детьми новых знаний в области изобразительного искусства и познание своих возможностей путем соединения личного опыта с реализацией заданных действий.
  Творческие задачи - это те задачи, которые требуют от ребенка комбинирования известных приемов художественной деятельности и главным образом самостоятельно найденных в результате экспериментирования с художественными материалами. 

 Ожидаемые результаты первого года обучения:

-активизировать развитие мелкой моторики пальцев рук;

- развивать зрительное и слуховое восприятие;

- формировать активную речь;

- развивать эмоциональный и речевой контакт  со сверстниками и взрослыми.

Ожидаемые результаты второго года обучения:

-развивать творческое воображение, внимание, мышление, память;          - активизировать развитие мелкой моторики пальцев рук;

- активизировать развитию речи, образного мышления;

- формировать эстетический вкус и чувство прекрасного;

- привить ручные умения и навыки, необходимые для успешного обучения в школе и постановки руки к письму.

Работа с родителями

- Установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника;

- Объединить усилия для развития у детей художественного творчества и конструктивных способностей;

- Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной  взаимоподдержки;

- Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;

-Поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

Принципы взаимодействия  руководителя кружка «Умелые ручки» с родителями:

- Доброжелательный стиль общения педагога с родителями.

-Индивидуальный подход.

-Сотрудничество,а не настойчивость.

-Серьёзная подготовка.        

Формы подведения итогов реализации программы:

-Совместные часы работы кружка детей и родителей;

-«День открытых  дверей»;

- Семинары – практикумы;

- выставки.

Содержание программы

Раздел 1. « Работа с бумагой и картоном».

Задачи обучения:

Совершенствовать умение детей работать с бумагой и картоном, продолжать учить  делать поделки по типу «Оригами». Продолжать учить делать плоскостные игрушки, объединённые одним содержанием на плоском цилиндре или картоне, изготовление настольных театров по мотивам русских народных сказок.

Учить создавать различные конструкции по словесному описанию или рисунку.

Мастерить игрушки – забавы, используя работе картон и бросовый материалом, пользуясь шаблоном.

Учить изготовлять отдельные элементы для карнавальных костюмов, по инсценированиюсказок,  рассказов. При этом в качестве дополнительного материала используется  бросовый материал.

Учить создавать и оформлять картины по типу «Коллаж», используя в работе ткани различной текстуры : кружева, атлас, драп, шифон, трикотаж; бросовый материал .(пуговицы, старые фотографии вырезки из старых газет и журналов и т.д.); акварельные краски, фломастеры, цветную бумагу.

Учить делать объёмные игрушки, в основании которых лежат геометрические формы: цилиндр, конус.

Дать элементарные навыки и понятия для оформления интерьера – поработать дизайнером. Учить делать поделки типа «Витраж», используя  марлю или целлофан, бумагу различной фактуры.

Раздел 2. « Работа с тканью и нитками».

Задачи воспитания:

Учить делать сувениры- подарки, типа кулонов, игольниц, с использованием ткани грубых текстур, бросового материала и природного материала.

Выполнять и оформлять картины  по типу «Коллаж», с использованием  цветных ниток, типа мулине, искусственной кожи и природного материала.

Дать понятие о моделировании одежды и учить кроить наряды для плоскостных кукол из хорошо накрахмаленной хлопчатобумажной ткани; украшать их по замыслу, используя элементы ручного труда (изготовление из бумаги бус, браслетов, кулонов, бантов).

Раздел 3. «Работа  с бросовым и природным материалом».

Задачи воспитания:

Продолжать работать с природным материалом (орехами, ракушками, сухими листьями, ветками, ягодами); бросовым материалом при изготовлении картин, при этом оформлении картин в рамках и фиксируя нить для подвеса.

Создавать сувениры- поделки, типа кулонов, на основе плотного картона, с использованием природного и бросового материала(конфетти, семя различных растений: акации, дыни, арбуза и т. д.)

Учить мастерить подставки и вазы для сухих букетов и икебан, используя в работе пустые жестяные банки из –под кофе, сметаны, шампуней. В качестве дополнительного материала использовать  пластилин, орехи, скорлупу яиц, ракушки.

Изготовлять поделки, типа монументальных скульптур, по замыслу, по сюжету сказки или рассказа, с использовании природного бросового материала .

Учить работать в коллективе, создавать совместно поделки для настольного театра, из природного материала.

Раздел 4. «Работа с пластилином».

Задачи воспитания:

1. Совершенствовать  передачу динамики и статики при создании изображений в лепке.

2. Совершенствовать художественные навыки в сюжетных работах в лепке: соблюдать взаимосвязи между объектами построения, композиции .                       3.Совершенствовать навыки работы с пластилином  в нетрадиционной художественной технике –пластилинография.

Общие задачи:

1.Учить детей работать творчески и коллективно, проявляя инициативу в выборе материала.

2. Учить детей выполнять работы по замыслу из любого материала, по мотивам художественного произведения.

3.Самостоятельно проектировать игрушку, определяя последовательность этапов выполнения объёмов работ.

4. Уметь зарисовывать графическую схему поэтапной работы с природным материалом на доске или бумаге.

5. Анализировать предложенный воспитателем образец - поделку, определяя , из каких материалов он сделан.

6. Учить эстетично оформлять свою работу, украшать её отдельными деталями ( рамкой, кантом, бусами, подвесками).

7. Воспитывать целеустремлённость в работе.

8. Развивать память, совершенствовать логическое мышление детей.

9. Воспитывать аккуратность в работе, желание доводить начатое дело до конца.

Учебный план 1-го года  обучения

№ п/п

Содержание работы

количество

занятий

часы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

Сентябрь (вводное -1)

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май (итоговое - 1)

Мероприятия:

Выставки

Консультации

Презентации

4

4

4

4

2

4

4

4

4

5

2

1

2

2

2

2

1

2

2

2

2

2,5

1,0

1

И т о г о :

42

21,5

Учебный план 2-го года  обучения

№ п/п

Содержание работы

количество

занятий

часы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

Сентябрь (вводное -1)

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май (итоговое - 1)

Мероприятия:

Выставки

Консультации

Презентации

4

4

4

4

2

4

4

4

4

5

2

1

2

2

2

2

1

2

2

2

2

2,5

1,0

1

И т о г о :

42

21,5

Перспективный план 1-го  года обучения

Дата

Содержание работы

1

Сентябрь

1. Оригами «Фигурка Чайка»;

2.Пластилинография «Астры»;

2

Октябрь

1.Аппликация «Подделки из

    яичной скорлупы»

2.Оригами «Бабочка»

3

Ноябрь

1.Оригами «Цветочки»

2.Оригами «Колокольчики»

4

Декабрь

1.Объёмная аппликация «Ёлочка»

2.Пластилинография «Дедушка

мороз и снегурочка»

5

Январь

1.Объёмная аппликация «Заяц»

2.Оригами «Фигурка воробья»

6

Февраль

1.Конструирование в технике

Оригами «Фигурка белки»

2.Объёмная аппликация

«Ракета»

7

Март

«Подарок маме цветочек мимозы»;

1.Конструирование в технике

оригами «Букет нарциссов для мамы»

2.Объёмная аппликация «Дерево»

8

Апрель

1.Художественный

труд-детское рукоделие «Домовёнок»

2.Объёмная аппликация «Пчела»

9

Май

1.Художественный труд.

Изделие из бумажных цилиндров  «Бумажные человечки»

2.Пластилинография «Мак»

Перспективный план 2-го года обучения

Дата

Содержание работы

1

Сентябрь

1.Конструирование из

природного материала(из листьев)

«Веночек на голову»

2.Пластилинография

2

Октябрь

1. «Гусеница из пряжи»

2.Из природного материала

«Птицы»

3

Ноябрь

1.Художественный труд–детское рукоделие «Подставка для кукольной

посуды»

2.Оригами «Ёлочка»

4

Декабрь

1.«Аппликация «Новогодняя

ёлочка»

2.Конструирование в технике

оригами «Еловая веточка»

5

Январь

1.Художественное макетирование

«Снеговик из мятой бумаги»

2. «Снеговик из ваты»

3.«Варежки».

6

Февраль

1.Конструирование из

 бросового материала «Декоративная

подставка для карандашей»

2.«Валентинки»;

3.«Подарок папе»

7

Март

1.Цветы разные

«Подарок маме цветочек мимозы»;

2.Художественный труд «Игрушка

из обрезков ниток»

8

Апрель

1.Конструирование в технике

оригами «Фигурка Цапли»

2.Из лоскутков «Пасхальное яйцо»;

9

            Май

1.«Божья коровка на листочке»;

2.«Бабочка»;

3Объёмная картинка «Стрекоза»

Список  литературы

 Рабочая программа составлена на основе:

  • Воробьёва, Д. И. Гармония развития: Интегрированная программа интеллектуального, художественного и творческого развития личности дошкольника. СПб.:  Детство – Пресс, 2003

 

  • Лыкова И. А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2 – 7 лет «Цветные ладошки». М.: Карапуз – Дидактика, 2006.

  1. «Детское рукоделие – Художественный труд в детском саду и семье». Пантелеева  Л.В.

     2. «Объёмные картинки»    Салагаева Л.М.

     3. «Кукольная оранжерея». Петрова И.М.

     4. «Работа с бумагой в нетрадиционной технике -3». Пищикова Н.Г.

     5.«Оригами  для старших дошкольников». Соколова С.В.

     6.«Поделки из бросового материала».  Давыдова Г.Н.

     7. «Рисуем и мастерим вместе»  А.В. Белошистая ,  О.Г.Жукова

 

                                           

                             

      Приложение №1

"Веселый снеговик" аппликация из ваты на бархатной бумаге

         Цели  занятия:

- уточнить и обобщить знания  детей о зиме;

- учить детей создавать выразительный образ  снеговика работая  в     

  новой  технике выполнения  объемной  аппликации;

- побуждать к декоративному оформлению созданного образа с  

  помощью бросового материала (ленточек, бусин, конфетти,

  фантиков);

- учить  понимать  и  передавать  пространственные  отношения

  (справа, слева, над, под, сбоку) (ст.гр.), упражнять в  подборе    

  прилагательных  к  заданному  слову  и  глаголов;

- воспитывать умения самостоятельно использовать имеющиеся  

  знания и отработанные изобразительные  навыки (ст. гр.),  

  аккуратность при работе с ножницами и клеем;

- воспитывать чувство сопереживания, желание помочь персонажу.

Материал  для  занятия:

- силуэты  снеговиков  из  бархатной  бумаги;

-  вата, кисти  для  клея,  клей ПВА;

-  бросовый  материал (конфетти, ленточки, бусины, фантики) для   

   украшения поделки;

-  цветная  бумага, ножницы,  салфетки, клеёнки.

Предварительная  работа:

    Рассматривание  картин о зиме,  наблюдение  за  зимней  природой  играми  детей, участие  в  зимнем  празднике  и  зимних  играх  соревнованиях. Чтение  художественной  литературы:

«Кормушка  для  вороны» Е.Р.Железнова, стихотворение

                       «Что случилось?»

         Что  случилось? Что  такое? Небо  снова  голубое?

         Ходят  в  небе  облака,  сушат  солнышком  бока.

                     Плачет  горько  снеговик: - К лужам с детства  не  привык!

                     Где ты, Дедушка Мороз? Хоть немножко подморозь!

                     Может  быть, ты болен? Мною недоволен?

         Отвечает  тихо  вьюга: - Дед не болен,  не сердит.

        Просто  он в гостях у друга в холодильнике  сидит!

                        Ход занятия

Воспитатель: дети, а вы знаете, что очень скоро закончится замечательное  время  года – зима. Давайте вспомним какая была зима?

Дети: холодная, снежная, морозная, веселая.

Воспитатель: почему можно сказать, что зима была веселая? Чем можно заниматься на улице зимой?

Дети: кататься на санках, кататься на лыжах, играть в хоккей, играть в снежки, лепить снеговика.

Воспитатель: давайте слепим снеговика 

                         «Снеговик»

        Давай, дружок, смелей, дружок,   (дети изображают, что лепят снежок)

       Кати по снегу свой снежок.            (идут по кругу «катят» снежный ком)

       Он превратится в толстый ком      (останавливаются, «рисуют двумя руками)

       И станет он снеговиком                   («рисуют» снеговика из трех кругов

                                                                           разного размера)

       Его улыбка так светла!                   (показывают руками на лице улыбку)

       Два глаза, шляпа, нос, метла.          (показывают глаза, прикрывают голову    

                      ладошкой, показывают нос, встают прямо, держат воображаемую метлу)

       Но солнце припечет слегка -           (медленно  приседают)

       Увы! – и нет снеговика!                  (пожимают  плечами, разводят руками)

     Воспитатель: дети, слышите, кто-то тихонько плачет и приговаривает:

                           На участке я скучал,

                           Тихо таял и вздыхал,

                           Но когда в снежки я с вами поиграл,

                           Стал здоров и весел стал.

                           А дружок мой вдруг растаял,

                           Как же мне на свете жить?

                           Мне очень, очень скучно,

                           И с кем же мне дружить?

 Воспитатель: дети, давайте  поможем снеговику, посмотрите  у  вас  на  столах  снеговики  и  все  растаяли. Занимайте  свои  места, а я покажу  как  «слепить»  снеговика  из  ваты, посмотрите  какая  она  белая  и  пушистая.

(Воспитатель  показывает новую  технику  выполнения  объемной аппликации  на  бархатной  бумаге с помощью ваты.)

 Воспитатель: а теперь  вы  «слепите» снеговиков, а  чтобы  наш  снеговик  больше  не  грустил, сделайте  их веселыми и смешными, оденьте  им веселые  шапки и шарфики.

   Дети  выполняют  аппликацию  из  ваты.

 (в случае  необходимости  воспитатель напоминает, что  снеговики  выйдут  красивыми, если  дети  будут  ровно  выкладывать  маленькие  кусочки  ваты, без  пропусков)

      По  ходу  занятия  воспитатель  подсказывает  детям,  что  шапку  снеговику  дети  могут  выбрать  по  своему  желанию (детям  ср.гр  предлагаются  геометрические  фигуры: треугольник, квадрат, прямоугольник, трапеция разных  цветов). Старшие  дети  вырезают  шапку  самостоятельно, из квадрата, сложенного  пополам. Воспитатель  напоминает  детям, что  шарфики  и  шапочки  можно  украсить,  сделать пуговицы  и  глаза  из  конфетти. Старшим  детям  предлагается  сделать  снеговикам  руки,  чтобы он  мог  играть  в  снежки  или  держать  метлу.

     В  конце  занятия  устраивается  общая  выставка.

Воспитатель: дети,  посмотрите,  чей  снеговик  самый  веселый, самый  нарядный,  а  чей  грустный?

Воспитатель: дети, а  снеговик  наш  стал  снова  веселый,  ведь  у  него  столько  друзей  и  благодарит  вас  за  помощь.

 После  занятия.

Составление  рассказов  (историй,  сказок)  про  снеговиков. Лепка   снеговиков  и  других  снежных  скульптур  из  снега  (если  позволяют  погодные  условия.

 

Приложение №2

Конспект занятия с использованием пластилинографии

«Две фиалки»

Основой занятия является изобразительная деятельность с использованием нетрадиционной художественной техники - пластилинографии.

Цель: Способствовать расширению знаний детей и мира, укрепить познавательный интерес к природе, а также формировать творческое воображение посредством художественных образов.

Задачи: - учить создавать композицию из отдельных деталей, добиваясь целостности восприятия работы;

-продолжать знакомить детей со средствами выразительности в художественно-творческой деятельности: цвет, материал, составление композиции;

-способствовать развитию формообразующих движений рук в работе с пластилином.

Материал для занятий: - деревянные дощечки, покрашенные масляной краской синего и

желтого цвета, размер – 13х13 см;

- набор пластилина;

- набор бусинок;

- стека;

- доска для лепки;

- влажная салфетка для рук;

- бумажный силуэт фиалки фиолетового цвета разных оттенков, надушенный чем-нибудь ароматным;

- два горшочка с цветущими фиалками.

Предварительная работа: рассматривание комнатных фиалок. В группу принесли новую фиалку с голубыми цветочками.

Ход занятия.

1. Организационная часть.

Занятие начинается с рассказа воспитателя.

Прекрасным майским утром, как только первый лучик солнышка проник на подоконник, маленькая розовая фиалка открыла глаза. Она огляделась вокруг, расправила свои бархатные листочки, раскрыла свои бутончики и… замерла от удивления! Рядом с ней она увидела еще одну красавицу – нежно голубую барышню – фиалку. Та тоже смотрела на все с удивлением:

- Куда я попала? Какое большое помещение? Это что, оранжерея?

-Нет. Это детский садик. Я давно здесь живу. Сегодня выходной день, и все дети дома.

-Дети! - удивленно спросила голубая фиалка.

-Теперь это и твой дом! - успокоила ее розовая фиалка. – За нами будут наблюдать, и ухаживать девочки и мальчики.

Голубая фиалка загрустила: «Понравятся ли ребятам мои цветы? »

-Не переживай! Ведь ты такая красивая! Твои цветочки напоминают голубое небо, а белые прожилки похожи на белые облака.

Барышня – голубая фиалка обрадовалась и заулыбалась: «Спасибо тебе за поддержку! Ты теперь – моя лучшая подруга и я буду тебя называть - «Зоря –зоряница ! »

Воспитатель: «Ребята, почему голубая фиалка назвала розовую фиалку Зоря-зоряница? »

После высказывания детей, воспитатель объясняет: рано утром солнышко просыпается, поднимается все выше и выше. Это явление в природе называется зорей. Все небо, в этот момент, озаряется нежным розовым светом. Именно поэтому голубая фиалка назвала свою подругу зорей.

«Фиолетовый запах»

Педагог предлагает детям закрыть глаза и подставить ладошку. Каждому ребенку кладет на ладошку фиолетовый бумажный цветок, слегка надушенный чем-то ароматным, и говорит:

- Вы разбудили цветочки. Что ощущаете вы теперь, когда цветок проснулся?

Ответы детей: запах что-то лежит на ладони, чем-то пахнет.

Педагог предлагает детям открыть глаза и посмотреть на свой разбуженный цветочек:

- Чувствуете, какой замечательный аромат? Давайте вдохнем фиалковый запах! Вдыхать будем медленно, носом. Ощущая тонкий аромат цветка. Животик наполняется воздухом, а плечики не поднимаются. Теперь медленно и плавно вдыхаем ртом.

Физкультминутка

«Фиалка»

-Фью, фью! - птица распевает – дети сидят на корточках, в руках цветы фиалки, руками обхватили колени.

И фиалка расцветает, - медленно встают, руки через стороны вверх. Поднимают И земля глядит на нас голову, запрокидываю назад, прогибаются.

Сотнями фиолетовых глаз - машут цветочками над головой.

«Фиалка»

У фиалки нежный аромат,

И над лесом, может быть, от этого

Нежный фиолетовый закат,

Ароматный воздух фиолетовый

Педагог показывает детям иллюстрацию с изображением цветов фиалки.

Педагог: фиалка цветет в мае. Это весенний цветок. Растет этот цветочек на лугах среди травы или на открытых лесных опушках. Очень любит солнышко и его тепло. Но у фиалки есть свой секрет.

-Хотите его узнать?

Дети: Хотим!

Педагог: фиалка будет радовать нас своим цветением только тогда, когда будет расти в земле. Но если цветочки сорвать, они мгновенно завянут. Фиалку, в отличие от других цветов, нельзя собирать в букеты.

Педагог предлагает выполнить лепную картину – натюрморт с изображением фиалок. Детям предоставляется выбор по цвету (розовому или голубому). Перед началом работы уточняет с детьми строение растения: цветок состоит из пяти лепестков, расположенных по кругу, с маленькими горошинами-тычинками в середине, округлые листики с заостренными концами.

2. Практическая часть.

1. Ваза. Из бруска пластилина коричневого цвета скатать шарик, прямыми движениями рук. Преобразовать его в короткий овал. Расположить в нижней части основы и равномерно расплющить вверх. Вправо и влево. Стекой нанести горизонтальные линии (слева направо) по всей поверхности вазы, придавая ей необычную рельефную структуру.

2. Листики. Скатать 2-3 колбаски зеленого цвета, стекой разделить на короткие равные части, из каждой сформировать листики с заостренными краями. На другом конце листика сделать небольшую складочку – защип. 5-6 листиков закрепить по краю вазы заостренными краями книзу. Стекой нарисовать прожилки.

3. Цветы. Скатать колбаску розового или голубого цвета средней толщины, разделить стекой на пять равных коротких обрезков, из каждого, пальчиком, скатать шарики. Затем сплющить лепешечку-лепесток. С одной стороны каждого лепестка сделать небольшую складочку - защип. Из готовых деталей выложить по кругу цветок из пяти лепестков, располагая край лепестка с защипом в середине цветка, а для закрепления прижимать его наружный плоский край. Взять бусинки и выложить ими серединку в центре цветка, слегка вдавливая их в пластилин.

3. Итог занятия.

Педагог: фиалки, у вас ребята, получились, как настоящие. Давайте поставим ваши работы на выставку. Пусть наши барышни-фиалки любуются на свои «фотографии» и радуются тому. Что вы их очень любите.

Фиалки, ландыши для нас

Веселый май в тиши припас,

Но мы их обрывать не будем-

Пускай цветут на радость людям!


Приложение №3

Конспект занятия «Бабочка».

Цель: Учить детей складывать бумагу квадратной формы в разных направлениях, тщательно проглаживать линии сгиба; учить детей пользоваться схемой-подсказкой, развивать конструктивные способности, мелкую моторику рук. Закрепить знания о насекомых. Совершенствовать объяснительную речь, формировать эстетический вкус; закрепить умение отгадывать загадки.

Материал: «Квадратик», квадратные листы цветной бумаги (10х10), ножницы, клей, салфетки, фломастеры, образцы.

Ход занятия:

В гости пришел «Квадратик», здоровается с детьми. Воспитатель предлагает детям отгадать загадки:

1.         На поляне возле елок

        Дом построен из иголок.

        За травой не виден он,

        А жильцов в нем миллион.

                                                (муравьи)

2.        На лугу живет скрипач,

          Носит фрак и ходит вскачь.

                                        (кузнечик)

3.        Голубой аэропланчик

          Сел на белый одуванчик.

                                        (стрекоза)

4.        Восемь ног, как восемь рук,

          Вышивают шелком круг.

          Мастер в шелке знает толк.

          Покупайте, мухи, шелк!

                                        (паук)

5.        Над цветком порхает, пляшет,

          Веерком узорным машет.

                                        (бабочка)

Воспитатель показывает образцы разных бабочек.

Физкультминутка.

Только солнце засияет –

Сразу бабочка взлетает.

Порхает – утомится,

Отдохнет – опять кружится        - большие пальцы обеих рук перекрещиваются, а ладони располагаются горизонтально и превращаются в «крылышки» бабочки. Бабочка летает, то раскрывает, то закрывает крылышки.

- бабочка садится на спинку стула (край стола, книжку и т.д.), складывает крылышки. Через несколько секунд снова начинает летать.

Затем дети с воспитателем рассматривают схему-подсказку:

а) сложить квадрат по диагонали;

б) перегнуть пополам;

в) отрезать два верхних угла, надрезать ножницами сторону по диагонали;

г) отогнуть надрезанную часть в стороны (крылья);

д) украсить бабочку дополнительными деталями (усики, кружочки, овалы).

Сравнить свою работу с образцами, полюбоваться красивыми бабочками.

Стихотворение:

Бархатные крылышки,

Чарующий полет.

В танце водят бабочки

Волшебный хоровод.

Пестренькие платьица

Присели на листок.

Тронь и вновь закружится

Порхающий цветок.

Приложение №4

Тема: «Гусеница из пряжи»

Цельформировать  у детей  средней группы представления об использовании пряжи в традициях русского дизайна и создание изделия на основе помпона.

Задачи.

Образовательные.

  1. Знакомить детей  особенностями применения пряжи в традициях русского искусства.
  2. Познакомить  детей   с изготовлением помпонов и использовать их при создании гусеницы.
  3. Формировать умение  последовательно, целенаправленно выполнять технологические действия: наматывание на шаблон, разрезание нити, завязывание узелка, снятие с шаблона.

Развивающие.

  1. Развивать умение составлять коллективную композицию.
  2. Развивать мелкую моторику.
  3. Развивать эстетические чувства в декорировании.

Воспитательные.

  1. Воспитывать интерес и желание усложнять содержание аппликации.
  2. Воспитывать художественные чувства и эстетические качества.
  3. Воспитывать нравственные качества, взаимопомощь и выручку.
  4. Воспитывать аккуратность, старательность и трудолюбие.

Оборудование для детей.

  1. Цветной картон (размер А-2) - зеленого цвета.
  2. Разноцветные шерстяные нитки в клубочках.
  3. Ножницы.
  4. Клей ПВА.
  5. Палитра
  6. Кисточка для клея.
  7. Индивидуальная коробка для ниток.
  8. Шаблоны из картона по количеству детей (диаметром 6 см по 2 шт. на каждого ребенка, диаметром 10 см – 2 шт., диаметром 4 см – 6 шт.)
  9. Мелки на масляной основе.

Оборудование для воспитателя:

  1. Разноцветные шерстяные нитки в клубочках.
  2. Ножницы.
  3. Клей ПВА.
  4. Палитра.
  5. Кисточка для клея.
  6. Индивидуальная коробка для ниток.
  7. Шаблоны из картона (диаметром 10 см – 2 комплекта).
  8. Скотч.

Предшествующая работа.

Для достижения поставленной цели, была проведена предварительная работа с детьми:

  1. Рассказ воспитателя о происхождении пряжи, о традициях изготовления различных изделий из шерсти.
  2. Чтение художественных произведений (русских народных сказок, сказок А.С. Пушкина, пословиц).
  3. Слушание колыбельных песен.
  4. Работа с родителями. Сбор материалов для занятия – клубочки шерсти.
  5. Знакомство с приемами изготовления помпонов.

Технологическая карта.

Воспитатель вырезает из картона два круга с отверстиями посередине, назовем их – шаблонами. Потребуется по два шаблона (диаметром 6 см на каждого ребенка), диаметром 8 см – 2 шт. (для воспитателя), запасные (диаметром 4 см – 6 шт.)

  1. Из шерсти мы нарезаем ниточки (определенное количество одинаковой длины), но разных по цвету; складываем их вместе и обматываем одни из кончиков скотчем, назовем их “иголочка” с ниточками.
  2. Соединяем два шаблона вместе и начинаем их обматывать ниточками, пропуская “иголочки” с ниточками через отверстие, пока оно не закроется.
  3. Когда мы сделаем определенное количество заготовок для помпонов ( по одному на каждого ребенка), детям потребуется помощь воспитателя, так как разрезать такое количество ниток им будет сложно, воспитатель им помогает, показывает и дает инструкции и указания, соблюдая технику безопасности.
  4. Немного раздвигаем шаблоны, обматываем ниткой середину и завязываем ее на узелок, несколько раз (обязательна помощь воспитателя).
  5. Аккуратно снимаем шаблоны. Их можно использовать снова.
  6. Положить готовые помпоны в коробочки.

Организационный момент

  1. Вспоминаем предыдущую беседу воспитателя о происхождении пряжи, и какие изделия из нее изготавливают.
  2. Далее воспитатель загадывает детям загадку – “Волосата, зелена, в листьях прячется она, хоть и много ножек, бегать все равно не может”.
  3. Воспитатель представляет детям гостью. “Кто это?” - “Это гусеница”. Опираясь на полученные детьми знания, вспоминаем, из какого материала сделана гусеница. Какое строение у тела гусеницы.
  4. Предлагаем детям, из заранее изготовленных ими помпонов, сделать подружку для нашей гостьи.

Основная часть

Приступаем к самостоятельной работе:

  1. На лист зеленого картона (размером А-2) дети раскладывают помпоны, самостоятельно определяя место, где будет находиться гусеница, соблюдая соотношение помпонов по величине.
  2. Воспитатель делит детей на три подгруппы, по шесть человек в каждой. Первая подгруппа детей намазывает клей, дети второй подгруппы укладывают и прижимают помпоны, а дети третьей подгруппы, за отдельным столом, изготовляют глазки из ниточек, завязывая узелки. После того, как гусеница была готова, дети третьей подгруппы приклеили глазки и сделали ей усики. Затем все дети начинают рисовать ножки восковыми мелками.
  3. Гусеница состоит из одиннадцати помпонов, значит, у нее получается двадцать ножек, каждый ребенок рисует по одной ножке (подходят по три человека с двух сторон). Остальные дети наблюдают, помогают и дают советы.
  4. Поддерживается эмоциональный настрой, поощряем детей: “Какие молодцы!”.

Заключительная часть

Обратить внимание детей на коробку с оставшимися помпонами. Предложить детям изготовить из них цветы для гусеницы. После чего детям предлагается поиграть с гусеницей. “День рождение гусеницы” - девочки готовят угощения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа художественно – эстетической направленности для детей старшего дошкольного возраста. «Умелые ручки»

Формирование творческой личности — одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Именно в изобразительной деятельности ярче всего раскрываются творческие с...

Дополнительная образовательная программа кружка творческой деятельности «Умелые ручки»

Дополнительная образовательная программакружка творческой деятельности«Умелые ручки»...

Дополнительная образовательная программа по художественно-творческому развитию детей «Умелые ручки» для детей: 5-7 лет

Целью образовательной деятельности является научить детей нетрадиционной технике художественного труда (декоративно-прикладного искусства). В процессе обучения дети знакомятся с такими техниками худож...

Программа дополнительного образования «Умелые ручки» (образовательная область «Художественное творчество»)

Программа дополнительного образования «Умелые ручки» (образовательная область «Художественное творчество») Старший дошкольный возраст С.Благодатное, Петровский район Ставропольского краяПояснительная ...

Дополнительная образовательная программа "Умелые ручки" 5-7 лет

Программа кружка ручного труда "Умелые ручки" для детей 5-7 лет....

Дополнительная образовательная программа "Золотые ручки" для детей 3-7 лет разновозрастной группы.

Дизайн – это современное искусство художественного конструирования, разработка образцов рационального  построения предметной среды; это сознательные и интуитивные усилия по решению проблемы,...

Дополнительная образовательная программа по художественному творчеству «Умелые ручки». Разработана на основе программы И.А. Лыковой « Цветные ладошки».

Перспективный план составлен с опорой на педагогические технологии:•          И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду», « Цветные лад...