Главные вкладки

    Дополнительная образовательная программа по художественному творчеству «Умелые ручки». Разработана на основе программы И.А. Лыковой « Цветные ладошки».
    календарно-тематическое планирование по рисованию (старшая группа) на тему

    Хохлова Татьяна Сергеевна

     

    Перспективный план составлен с опорой на педагогические технологии:

    •          И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду», « Цветные ладошки»

    •          Т.С.Доронова Программа детского сада «Из детства в отрочество»

    • Р.Г.Казакова «Рисование с детьми дошкольного возраста»

    • К.К.Утробина «Увлекательное рисование методом тычка с детьми»

    • Е .П.Климова «Художественно-эстетическое развитие дошкольников»

    • В.Н.Волчкова «Конспекты занятий в старшей группе»

    • О.А.Скорлунова «Знакомство детей с русским народным декоративно-прикладным искусством»

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon umelye_ruchki.doc214.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    детский сад комбинированного вида № 25 «Ягодка».

    Нижегородская область, город Бор.

    Дополнительная образовательная программа по художественному творчеству

    «Умелые ручки».

    Разработана на основе программы

    И.А. Лыковой « Цветные ладошки».

                                                                              Воспитатель первой квалификационной категории

     Хохлова Татьяна Сергеевна

    г. Бор

    2013 -2014 уч. год

    Пояснительная записка

    Перспективный план составлен с опорой на педагогические технологии:

    •        И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду», « Цветные ладошки»

    •        Т.С.Доронова Программа детского сада «Из детства в отрочество»

    • Р.Г.Казакова «Рисование с детьми дошкольного возраста»

    • К.К.Утробина «Увлекательное рисование методом тычка с детьми»

    • Е .П.Климова «Художественно-эстетическое развитие дошкольников»

    • В.Н.Волчкова «Конспекты занятий в старшей группе»

    • О.А.Скорлунова «Знакомство детей с русским народным декоративно-прикладным искусством»

    Студия детского изобразительного творчества  — групповое помещение, предназначенное для проведения групповых и подгрупповых занятий по развитию изобразительного творчества детей и осуществления кружкой работы в системе оказания дополнительных образовательных услуг.

    Занятия изобразительной деятельностью  накладывают на эстетическое развитие детей свой отпечаток.

    Типы занятий дифференцируются по характеру ведущих, доминирующих задач, а точнее, по характеру познавательной деятельности детей, сформулированной в задачах:

    • занятия по сообщению детям новых знаний и ознакомлению их с новыми способами изображения;

    • занятия по упражнению детей в применении знаний и способов действия, направленные на репродуктивный способ познания и формирование обобщенных, гибких, вариативных знаний, умений;

    • занятия творческие, на которых дети включаются в поисковую деятельность, свободны и самостоятельны в разработке и реализации замыслов. Безусловно, процесс творчества включает и репродуктивную деятельность, но она подчинена творчеству и входит в структуру творческого процесса.

    Занятия дифференцируются и по виду. Одно и то же занятие можно отнести к разным видам в зависимости от выделенного критерия:

    - по содержанию изображения различают предметное, сюжетное, декоративное рисование;

    - по методу (способу) изображения различают рисование по представлению, по памяти, с натуры;

    - по характеру выбора темы различают рисование на тему, предложенную педагогом, на свободную тему, на тему,                 -выбранную ребенком (так называемое занятие по замыслу);

    - по источнику тем замыслов различают занятия на литературные темы, на музыкальные темы, на темы окружающей действительности.

    Планируя занятие изобразительной деятельностью  детского сада, были созданы условия для интеграции разных видов художественно-эстетической деятельности детей на занятии. Например, интеграция художественно-речевой и изобразительной деятельности детей достигается благодаря таким методам и приемам, как:

    — рассматривание специально подобранных иллюстраций и репродукций;

    — пересказ детьми знакомого текста с опорой на наглядность и без нее;

    — восприятие детьми художественных текстов с выделением и анализом образных выражений;

    — использование словесных дидактических игр и упражнений;

    — сопоставление текста и изображения, сравнение иллюстраций к одному и тому же произведению разных художников;

    — беседа, рассказ;

    —        Объяснения, указания, пояснения, уточнения.

    Благодаря перечисленным методам и приемам дети учатся выделять и понимать образные слова и выражения, встречающиеся в тексте, а также средства выразительности:

    - рисование предметов: ритм, форма, линия;

    - сюжетное рисование: ритм, цвет, композиция;

    - декоративное рисование: ритм, симметрия, цветовой строй

    Кроме того, дети учатся сопоставлять словесные и изобразительные образы, с помощью изобразительно-выразительных и речевых средств - передавать разными способами характер и настроение героя.

    Интеграция продуктивных форм, методов и приемов работы по развитию художественно-речевой и изобразительной деятельности детей может осуществляться в процессе проведения любых видов занятий. Она дает возможность координации действий на одном практическом материале педагога изобразительной деятельности и воспитателей дошкольного образовательного учреждения и, следовательно, может выступать одним из условий оптимизации его работы.

    Планируя занятия, созданы условия для развития детского изобразительного творчества, в частности, организованы стимулирующие творческую активность детей, предметно-развивающую среду и сформированы у воспитанников основные способы творческих действий. К ним относятся:

    —        дополнения, изменения, вариации, преобразования уже знакомого материала;

    — создание новой комбинации из усвоенных, старых элементов;

    — применение известного в новых ситуациях; самостоятельные поиски, пробы наилучшего решения задания;

    — нахождение новых приемов решения, когда старых уже недостаточно, самостоятельность и инициатива в их применении;

    —        быстрота реакции, находчивость в действиях, хорошая ориентировка в новых условиях; подражание образцу, но применение его при воплощении новых образов;

    — нахождение своих оригинальных приемов решения творческих заданий.

    Кроме того, на занятиях используются специальные методы и приемы активизации творческих художественных способностей детей. Спецификой организации подобных занятий выступают:

    — проблемная ситуация в формировании творческого замысла;

    —        мотивированная необходимость соединения нескольких способов или видов изобразительной деятельности, знакомых детям, для того, чтобы создать творческую работу;

    —        выяснение личностного отношения к процессу и результатам своей творческой деятельности в конце занятия.

    В занятия изобразительной деятельности обязательно включаются:

    —        дидактические игры и упражнения;

    —        Физкультминутка на развитие мелкой моторики рук;

    — Игры на развитие мелкой моторики;

    —        Игры на развитие цветовосприятия;

    — Игры на развитие ориентации в пространстве.

    В течение года планируются занятия:

    1. Учебно-познавательные (знакомство с декоративным, народноприкладным искусством и т.д.)

    2. Рисование сюжетное (использование детьми определенного сюжета, например, «Зимние забавы», «Морское путешествие»и т.д.)

    З. Рисование с натуры (натюрморт, портрет друга и т.д.)

    4. Рисование по замыслу с использованием знакомых нетрадиционных методов рисования.

    5. Игровые (с использованием игр: «Узнай цвет», «Отгадай фигуру» и т.д.)

    6. Контрольные (учетно-оценочные)

    В структуре занятия можно выделить:

    1. Подготовительную часть: организующие и подготовительные действия: беседа, чтение стихотворения, проведение дидактических игр по теме, показ у доски воспитателем или детьми. Продолжительность 4-7 минут.

    2. Основная часть: самостоятельное рисование детьми, с помощью воспитателя, если потребуется. Продолжительность 15-20 минут.

    З. Заключительная часть: выставка рисунков детей старшего дошкольного возраста.

    Дополнительная образовательная программа по художественному творчеству «Умелые ручки».

    Разработана на основе программы И.А. Лыковой « Цветные ладошки»

    Учебно-тематический план НОД.

    Тема, вид занятия, материал,                           дата.

    Задачи:

    Методы и приемы:

    Рисование по представлению «Деревья в нашем парке»

    Материал: листы белого, голубого и серого цветов;

    Гуашь, кисти № 3, № 5, зубные щетки (для набрызга),

    поролоновые палочки (для тампонирования)

    незавершенные рисунки, выполненные воспитателем для показа техники рисования (берёза, дуб, осина)

    октябрь  (1 подгруппа)

    октябрь  (2 подгруппа)

    Развивать умение рисовать лиственные деревья, передавая характерные особенности строения ствола и кроны  (берёза, дуб, осина), цвета;

    Развивать технические навыки в рисовании гуашью, познакомить с техникой набрызга и тампонирования. Совершенствовать  изобразительные  умения и развивать  способности к созданию выразительных образов, используя различные средства изображения.

    Рассматривание иллюстраций И. Шишкина, В. Васнецова, И. Левитана,  А.Васильева.

    Использование худ. слова: И. Токмакова  « Ива», « Осинка»,

    « Дуб».

    Выделить основные сходства и различия деревьев.

    Показ способов приёмов изображения рисования деревьев.

    Познакомить со способом тампонирования поролоновой палочкой,  техникой набрызга.

    Оформление экспресс-выставки « Деревья в нашем парке»

    Рисование сюжетное

    « Весёлое лето»

    Материал: белые листы бумаги одного размера для составления общего альбома рисунков « Весёлое лето»; восковые карандаши. Основа для будущего альбома.

    октябрь  (1 подгруппа)

    октябрь  (2 подгруппа)

    Создать условия для отражения в рисунке летних впечатлений. Развивать умение рисовать простые сюжеты, передавать движения человека. Вовлекать детей в коллективный разговор, в игровое и речевое взаимодействие со сверстниками. Подводить к описанию изображений на рисунках.

    Рассматривание семейных фотографий  о летнем отдыхе. Рассказ воспитателя о том, где она летом отдыхала и что делала. Спрашивает детей: « А как отдыхали вы летом? Что делали? С кем? Где были?

    Загадки о том, что могли делать дети летом. (выразительные движения)

    Загадки детей.

    Нацелить на составление  своей сюжетной композиции, чтобы альбом получился разнообразным и интересным.

    Показ схематичного изображения человека в движении.

    Чтение худ. слова  Г.Лагздынь « Что за диво!»

    « Лето золотое»

    Совместный анализ работ, обсуждение сюжетов, передача колорита.

    Составление альбома

    « Весёлое лето»

    Аппликация из бумаги «Весёлые портреты»

    Материал: цветная бумага для причёсок, прямоугольники розовой бумаги для лица, фантики, серпантин, белый и цветной картон для фона портретов, фломастеры, цветные карандаши, клей, клеевые кисточки, матерчатые салфетки, ножницы, клеёнки. У воспитателя модель для показа способа и варианты причёсок (из прямых полосок, из смятых комочков, из разорванных кусочков бумаги).

    Октябрь  (1 подгруппа)

    октябрь  (2 подгруппа)

    Учить составлять портрет из отдельных частей (овал - лицо, полоски или комки мятой бумаги - причёска). Познакомить с новым способом вырезания овала из бумаги, сложенной вдвое (по самостоятельно нарисованному контуру). Развивать цветовое восприятие (подбирать цвет бумаги и карандаша в соответствии с цветом волос и глаз).

    Предложить устроить выставку своих портретов (автопортретов) только не нарисованных, а выполненных аппликацией.

    Просмотр презентации «Портреты»; беседа, чтение стихотворения    Е. Стеквашовой «Почему я не такой?»:

    Показ способов вырезывания деталей для  портрета, помочь подобрать фон.

    Определить последовательность и технику  работы.

    Рассматривание портретов на выставке, беседа.

    Предметная лепка из солёного теста « Собака со щенком»

    Материал: солёное тесто, стеки, подставки, клеёнки, матерчатые и бумажные салфетки.

    У воспитателя поворотный диск, два цилиндра (валика) разного размера для показа способа лепки, стека.

    октябрь(1 подгруппа)

    ноябрь  (2 подгруппа)

    Учить составлять несложную сюжетную композицию из однородных объектов, различающихся по величине (собака и 1-2 щенка).

    Показать новый способ лепки в стилистике народной игрушки - из цилиндра (валика), согнутого дугой и надрезанного с двух концов. Учить анализировать особенности строения животных, соотносить части по величине и пропорциям. Развивать глазомер, синхронизировать работу обеих рук.

    Предварительная работа. Знакомство с внешним видом разных пород собак (открытки, календари, альбомы, иллюстрации и пр.). Беседа о собаках с опорой на опыт детей, в семьях которых живут эти животные. Обсуждение вопроса о том, почему опасно подходить к собаке со щенком. Рассматривание дидактической картины «Собака со щенком» из серии «Домашние животные».

    Сюрпризный момент: «Вы узнаете, кого мы сегодня будем лепить, если отгадаете загадки!»

    -загадки про собачек – рассматривание дид. картины «Собака со щенком» или составление композиции такого содержания из двух игрушек собак, которая передает взаимодействие между ними.

    - показ нового способа лепки собаки и щенка из цилиндра

    ( валика), лепка дополнительных деталей

    -чтение стихотворения

    М. Пляцковского «Имя»

    -определить последовательность и технику  работы

    - анализ выполненных работ, обыгрывание поделок

    - Чтение рассказа А.Н. Толстого:

    «Роза»

    Сюжетная аппликация «Наш город» (коллективная работа)

    Материал: полоски цветной бумаги разной ширины для вырезания зданий, прямоугольники и полоски цветной бумаги для вырезания окон, простые карандаши, ножницы, клей, клеевые кисточки, клеёнки, салфетки, бумажные и матерчатые, большой лист бумаги или полоса обоев для создания общей композиции.

    ноябрь(1 подгруппа)

    ноябрь(2 подгруппа)

    Учить детей вырезать дома из бумаги, сложенной гармошкой или дважды пополам. Совершенствовать технику вырезания ножницами: на глаз по прямой (стены домов), по косой (крыши) и по сгибам (окошки). Развивать композиционные умения - при создании панорамы города ритмично располагать дома рядами, начиная сверху и частично перекрывая изображения.

    Предварительная работа.

    В самостоятельной художественной деятельности небольшая группа детей готовит основу для будущей композиции - тонирует большой лист бумаги или полосу обоев, деля пространство на две части (2/3 - земля зелёного или жёлто-коричневого цвета; в самом низу две полосы дороги серого цвета, разделённые белой разметкой; 1/3 - голубое или синее небо. Экскурсия по городу или рассматривание иллюстраций, открыток с панорамами города.

    Предложить придумать и создать свой город, свою улицу.

    Показ способов вырезывания разных домов, дополнительных деталей (окна, крыши, подъезды…) разных домов.

    Пригласить одного ребёнка показать детям способ изготовления домика, уточняет и комментирует его действия, чтобы дети закрепили представление и ещё раз повторили последовательность.

    Помочь детям распределить обязанности и договориться о работе, подбор цветовой гаммы, дополнительных деталей.

    Анализ работы детьми.

    Композиция «Наш город» вывешивается для общего обзора и обсуждения.

    Аппликация с элементами рисования «Машины на улицах города» (коллективная работа)

    Прямоугольники и квадраты цветной бумаги для вырезания машин, фломастеры, цветные и простые карандаши, ножницы, клей, клеевые кисточки, клеёнки, салфетки бумажные и матерчатые, незавершённая общая композиция «Наш город».

    Силуэты машин для показа детям (автобусы, троллейбусы, трамваи, легковые автомобили). Лекала - половинки симметричных машин (для детей, затрудняющихся при создании контурного рисунка).

    ноябрь (1 подгруппа)

    ноябрь (2 подгруппа)

    Учить детей вырезать машины из прямоугольников и квадратов, сложенных пополам (автобусы, трамваи, троллейбусы и легковые машины).

    Совершенствовать технику вырезания ножницами: по нарисованному контуру и на глаз.

    Формировать композиционные умения - ритмично размещать вырезанные машины на полосе, показывая направление движения.

    Предварительная работа. Изготовление панорамы города (на предыдущем занятии по аппликации дети создали панораму города, на которой остались не заполненными две полосы дороги серого цвета). Рассматривание машин на улице, а также изображений машин в журналах, каталогах, календарях, на фотографиях и пр.

    Показать детям незавершенную панораму «Наш город», выполненную на предыдущем занятии по аппликации.

    Художественное слово:

    «К нам бегут автобусы»

    (Э. Мошковская)

    Напомнить, что в панораме города задумывалась дорога с машинами.

    Показать дорогу на панораме, спросить, почему она состоит из двух частей (посередине разделена белой полосой).

    Уточнить ответы детей и показать стрелками, в какую сторону будут ехать вырезанные ими машины на правой и на левой полосах дороги.

    Показ способа вырезывания лег. машины, автобуса (способом симметричного вырезания), дополнительных деталей.

    По окончании работы дети размещают все вырезанные машинки на дороге панорамы «Наш город»

    После занятия. Дети по своему желанию дополняют коллективную композицию «Машины на улицах города», составляют сюжетные рассказы по самодельной композиции или из личного опыта на тему. Где я живу?»

    Силуэтная аппликация и декоративное рисования «Кошка на окошке»

    Материал: Бумажные квадраты разного цвета - «окошки», бумажные квадраты меньшего размера для вырезания силуэтов кошек (чёрного, серого, коричневого, оранжевого и др. цвета), ножницы, клей, клеевые кисточки, фломастеры и цветные карандаши для свободного выбора материалов детьми; салфетки бумажные и матерчатые, коробочки для обрезков. Схема симметричного вырезания и варианты образов кошек. Варианты декора для занавесок.

    ноябрь(1 подгруппа)

    ноябрь(2 подгруппа)

    Учить детей создавать сюжетную композицию, самостоятельно применяя освоенные приёмы вырезания ножницами: кошку - из бумаги, сложенной пополам, по нарисованному контуру; а занавески - по прямой, по косой или закругляя уголки; украшать занавески узором по своему замыслу, подбирать красивые цветосочетания. Познакомить с искусством силуэта. Формировать композиционные умения - размещать вырезанные элементы, в соответствии с сюжетом.

    Прочитать детям рассказ К.Д. Ушинского «Васька».

    Напеть вместе с детьми строчки из песенки «Серенькая кошечка» (муз. В. Витлина, сл. Н. Найдёновой) и предложить всем вместе создать красивую композицию «Кошки на окошке».

    Предложить подумать, каким образом можно вырезать кошек. Выслушав и похвалив предложения детей, показать, как можно создать образ кошки из бумаги, сложенной пополам.

    Помочь выбрать материал для своей работы.

    Напомнить последовательность работы.

    В конце занятия дети переносят свои окошки с кошками на «дом», передвигают в поисках наиболее удачного размещения и аккуратно приклеивают.

    Лепка- экспериментирование

    с художественными материалами  «Пернатые, мохнатые, колючие»

    Материал: пластические материалы - пластилин, солёное или сдобное тесто, глина; предметы для экспериментирования - разные стеки, зубочистки, трубочки для коктейля, (соломинки), колпачки фломастеров и авторучек, ткань грубого плетения или губки для мытья посуды; персонажи и атрибуты кукольного театра «Теремок»; лепные фигурки зайчика, ёжика, птички, выполненные воспитателем из пластилина.

    ноябрь(1 подгруппа)

    ноябрь(2 подгруппа)

    Вызвать интерес к экспериментированию с пластическими материалами и художественными инструментами для передачи особенностей покрытия тела разных животных (перья, шерсть, колючки, чешуя). Инициировать поиск изобразительно-выразительных средств (процарапывание, обработка тканью грубой фактуры, прокалывание, отпечатки). Совершенствовать технику скульптурной лепки.

    Предварительная работа. Рассматривание изображений птиц, зверей, рыб; беседа об особенностях покрытия их тела (шерсть и колючки у зверей, перья у птиц, чешуя у рыб). Наблюдение за обитателями уголка живой природы. Знакомство с образами разных животных в произведениях декоративно-прикладного искусства, рассматривание предметов мелкой пластики.

    Игровая мотивация: импровизация по мотивам сказки «Теремок».

    (Давайте и мы с вами посмотрим, кто живёт в этом теремочке.

    Показывает детям лепного зайчика и говорит: «Это я - зайчишка-плутишка, вы не знаете, куда подевалась моя пушистая шубка? Я совсем замёрз!»

    Что же нам делать? Как зайчику помочь? Воспитатель берёт стеку и процарапывает короткие штрихи на его спинке, будто рисует шёрстку. Показ способа изображения  детям.)

    Показать новые способы обработки поверхности лепных изделий: (прикладывание  ткани грубого плетения (или жёсткую губку), отпечатки колпачком фломастера. Предложить детям придумать, кто ещё живёт в этом теремке, - слепить и нарядить в подходящую «одёжку».

    После занятия. Свободное экспериментирование в уголке изодеятельности с художественными материалами и инструментами.

    Лепка предметная

    Весёлые человечки (малыши и малышки)

    Материалы, инструменты, оборудование.

    Пластилин, стека, клеёнки, дощечки, поворотный диск для показа моделей, салфетки бумажные и матерчатые.

    У воспитателя две модели, вылепленные заранее из пластилина): цилиндр (повыше) и конус (пониже) с головами-шариками наверху; ещё один цилиндр для показа нового способа лепки одним из ребят.

    декабрь(1 подгруппа)

    декабрь(2 подгруппа)

    Учить лепить фигурки человека рациональным способом из удлинённого цилиндра (валика) путём надрезания стекой и дополнения деталями (фигурка "мальчика). Закрепить и усложнить способ лепки фигурки человека из конуса (фигурка девочки). Учить понимать относительность величины частей, располагать поделку вертикально, придавая ей устойчивость. Показать возможность передачи движения лепной фигурки путём небольшого изменения положения рук и ног.

    Предварительная работа. Беседа о жизни детей в детском саду, экскурсия по детскому саду. Чтение романа-сказки Н. Носова «Незнайка в Солнечном городе». Конструирование фигурки человека из бумаги.

    Чтение стихотворения О. Высоцкой «Детский сад»

    Показ бумажных фигурок человечков, сообщить,, что весёлых человечков можно изобразить по-разному: нарисовать на бумаге или на песке, скрутить из мягкой проволоки, слепить из пластилина,

    Показать  детям две формы, раскатанные из пластилина, конус и цилиндр (валик) с шариками наверху. Спрашивает, из чего лучше слепить девочку, а из чего мальчика. Попросить детей подсказать, как лучше слепить девочку в коротком платье.

    Дети догадываются, что нужно слепить две ножки.

    Воспитатель прикрепляет к конусу-платьицу пары «колбасок» (валиков) - ножки и ручки.

    Показать  детям удлинённый цилиндр (валик) и предложить  подумать, как лучше слепить мальчика (проблемная ситуация).

    Показ нового способа лепки ног (разрезать валик вдоль)

    Пригласить одного ребёнка слепить человечка-мальчика (из готового валика), чтобы уточнить, насколько хорошо дети поняли новый способ.

    Предложить детям самим слепить сначала фигурку мальчика, а потом девочки, чтобы в Солнечном городе поселились малыши и малышки. (Напомнить о том, что узнали из сказки Н.Носова.)

    После того, как дети вылепили фигурки, предложить показать, что эти фигурки могут делать: поднимать руки, чтобы играть в мяч; ходить и бегать, переставляя и поднимая ноги. Дети изменяют положение рук и ног вылепленных поделок, старясь передать их движения и при этом сохранить устойчивость.

    После занятия. Привлечь детей к обыгрыванию поделок.

    Рисование декоративное

    «Волшебные снежинки» (краски зимы)

    Материалы, инструменты, оборудование. Бумажные квадраты одного размера, но разного цвета - тёмно-синего, фиолетового, сиреневого, малинового, сине-зелёного, чёрного; гуашевые краски белого цвета, очень тонкие кисточки, баночки с водой, матерчатые и бумажные салфетки. Вологодские кружева для рассматривания (иллюстрации), крючки для вязания, коклюшки, челноки (для показа детям). Основа для композиции «Зимнее окошко» (большой лист бумаги, на котором можно будет разместить (по типу лоскутного одеяла) все детские работы).

    декабрь(1подгруппа)

    декабрь(2 подгруппа)

    Учить строить круговой узор из центра, симметрично располагая элементы на лучевых осях или путём симметричного наращивания элементов по концентрическим кругам. Симметрично располагать узор в зависимости от формы листа бумаги или объёмного предмета. Использовать в узоре разнообразные прямые, округлые линии формы, растительные элементы. Умело пользоваться кистью (рисовать концом, всей кистью, свободно двигать в разных направлениях). Вызвать у детей желание создать коллективную композицию из нарисованных снежинок, вырезанных звёздочек для украшения интерьера группы.

    Предварительная работа. Знакомство с кружевоплетением как видом народного декоративно-прикладного искусства. Рассматривание кружевных изделий вологодских мастериц. Наблюдение за снегопадом и рассматривание снежинок, пойманных на варежки. Сравнение вологодских кружев с морозными узорами и снежинками. Подготовка основы для композиции «Зимнее окошко» (большой лист бумаги или кусок обоев).

    Показ презентации « Вологодские кружева»

    По ходу небольшой беседы уточнить представления детей о кружевоплетении как виде народного декоративно-прикладного искусства.

    Рассматривание специальных инструментов - крючков, коклюшек, челноков (по возможности показывает художественные инструменты).

    Чтение стихотворения А.Бродского «Мороз»:

    Предложить нарисовать необычные морозные кружева - создать «зимнее окошко».

    -«Каждый из вас выберет по своему желанию бумажный квадрат - синего, чёрного, фиолетового или другого цвета и нарисует на нём снежинку необыкновенной красоты. Рисовать будем тонкими-тонкими кисточками белой гуашевой краской. Все снежинки разные, но в основе имеют общую форму - шесть лучей, расходящихся из одной точки. ;

    Показ способа изображения рисования  снежинок (Воспитатель показывает элементы и оставляет рисунок с вариантами элементов декора на мольберте или на доске.)

    Дети выбирают цвет квадрата-окошка по своему желанию и начинают рисовать снежинки.

    Во время работы воспитатель показывает отдельные приёмы декоративного рисования на своём «Зимнем окошке»: «трилистник» (примакивание), спираль или завиток (рисование кончиком кисти), двойная

    спираль или «бараньи рожки» (симметричное рисование кончиком кисти).

    В конце занятия дети приносят свои маленькие «окошки» на большое «зимнее окошко» и составляют композицию - размещают, подбирая основы по цвету, как лоскутное одеяло. Оставляют снежинки до полного высыхания красок.

    .

    Аппликация из фольги и фантиков

    Звёздочки танцуют (зимнее окошко)

    Материалы, инструменты, оборудование: красивые фантики - 30-50 штук; ножницы для детского труда; дидактическое пособие "Бумажный фольклор" с элементами оформления края (берега) розетковой формы (звёздочек, снежинок) и прорезного декора.

    декабрь(1 подгруппа)

    декабрь(2 подгруппа)

    Учить детей вырезать звёздочки из красивых фантиков и фольги; совершенствовать технику вырезывания из бумаги, сложенной дважды по диагонали. Вызвать у детей желание создать коллективную композицию из вырезанных звёздочек и нарисованных снежинок для интерьера группы; поддерживать стремление самостоятельно комбинировать знакомые техники аппликации (сочетать симметричную и накладную). Формировать композиционные умения (прикладывать снежинки и звёздочки к фону, передвигать в поисках наиболее удачного расположения).

    Предварительная работа. Дети рассматривают «Зимнее окошко» с декоративными снежинками.

    Предварительная работа (с родителями). Воспитатель вывешивает объявление для родителей с просьбой собрать для занятия красивые фантики и цветную фольгу.

    Чтение детям стихотворения В. Татаринова «Дед Мороз»

    Показ  звёздочек и снежинок, вырезанных из фольги и красивой цветной бумаги. Удивляется вместе с детьми тому, что они похожи на настоящие.

    Сообщить, что дети сами могут вырезать звёздочки-снежинки и дополнить общую композицию "Зимнее окошко".

    Показ  способа вырезания сложной формы из бумаги, сложенной дважды по диагонали.

    Воспитатель показывает детям звёздочки и снежинки, вырезанные из фольги и фантиков. Предлагает полюбоваться.

    Показ детям способа вырезывания звёздочек из фантиков, сложенных дважды по диагонали: «Беру лист бумаги белого (голубого, розового, золотого), цвета; складываю пополам, как косыночку, а потом ещё раз пополам»

    Обращает внимание на то, что край (берег) оформляется зубчиками - мелкими и крупными, длинными и короткими, острыми и тупыми;

    Показ  схем (напомнить, какими элементами прорезного декора можно украсить снежинки, дидактическое пособие "Бумажный фольклор". По ходу занятия дети могут подходить, раскрывать сложенные пополам формы, чтобы рассмотреть элементы декора.)

    Предложить детям самостоятельно выбрать материалы для художественного творчества и начинать работу.

    Дети выбирают фантики, вырезают звёздочки и снежинки.

    В ходе работы оказать индивидуальную помощь: помочь сложить фантики дважды по диагонали, подсказать, как построить узор (например, чередовать два вида элементов на одной стороне или вырезать на одном сгибе один вид элементов узора, а на другом иной).

    Все вырезанные звёздочки выкладываются на белом или тёмно-синем (фиолетовом) листе бумаги, чтобы лучше был виден прорезной декор (ажурный узор).

    По мере изготовления детьми звёздочек и снежинок воспитатель предлагает подходить к «Зимнему окошку» для наклеивания. Дети дополняют композицию «Зимнее окошко» по своему желанию.

    В конце занятия воспитатель предлагает детям посмотреть в это импровизированное окошко и рассказать, что они видят (красивые звёздочки и снежинки, снегопад, снежинки падают и прилипают к нашему окошку и др. варианты ответов).

    Моделирование новогодних игрушек из ваты и бумаги.

    Материалы, инструменты, оборудование. Комочки ваты, мягкая бумага для папье-маше, бумажные салфетки - для туловища снегирей (на выбор детям); бумажные прямоугольники чёрного цвета для вырезания крыльев и хвоста: для крыльев подлиннее, для хвоста покороче (см. рисунок), клей ПВА, кисточки клеевые, кисточки для рисования, краска гуашевая красного или ярко-розового цвета в крышечках или розетках (одной достаточно для двух-четырёх детей, в зависимости от их размещения); ванночки или мисочки для замешивания «бумажного теста», бусинки, пуговички для глаз, салфетки бумажные и матерчатые; трубочки или зубочистки для нанизывания комочков во время раскрашивания.

    декабрь(1 подгруппа)

    декабрь(2 подгруппа)

    Показать возможность лепки птиц из ваты в сравнении с техникой папье-маше. Расширить представление детей о способах создания пластичных образов. Учить самостоятельно, выбирать и грамотно сочетать разные изобразительные техники при создании одной поделки (лепка, аппликация, рисование). Развивать восприятие объемных форм в трёхмерном пространстве. Вызвать желание украсить новогоднюю ёлку своими руками.

    Предварительная работа. Знакомство с мелкой пластикой: рассматривание,

    обследование, описание, сравнение, классификация по виду, форме, материалу, цвету, размеру и другим признакам. Наблюдение за снегирями или рассматривание изображений этих птиц на фотографиях, картинках, календарях, новогодних открытках. Беседа о том, как можно украсить ёлку своими руками.

    Чтение детям стихотворение

    3. Александровой «Снежок»:

    Предложить детям представить, как стайка снегирей прилетела на ёлочку отдохнуть. Сидят птички с яркими грудками на ветках, будто розовые наливные яблочки.

    - Давайте и мы с вами смастерим стайку нарядных снегирей и посадим их на нашу новогоднюю ёлку!

    Предложить рассмотреть материал, приготовленный для занятия. Как вы думаете, из чего лучше сделать снегиря, чтобы он был пушистый, как комочек, и круглый, как яблочко? (Ответы детей.)

    Показ способа изготовления снегирей.

    По ходу работы воспитатель оказывает детям индивидуальную помощь.

    В конце занятия дети переносят снегирей и яблоки на новогоднюю елку своей [группы или раскладывают на подготовленных заранее новогодних ветках.

    После того, как дети поместят свои поделки на новогоднюю ёлку, можно прочитать стихотворение А. Прокофьева «Снегири»

    Рисование с натуры

    Еловые веточки (зимний венок)

    Материалы, инструменты, оборудование. Две-три композиции с еловыми ветками на выбор (с новогодней игрушкой, шишкой, мишурой); поздравительные открытки хорошего качества (новогодние и рождественские) с изображением ёлочек, еловых веток, рождественских венков; настенный перекидной календарь со страничкой «январь»; листы бумаги белого цвета или слаботонированные (светло-голубые, светло-жёлтые, нежно-розовые, нежно-сиреневые и пр.); простые и цветные карандаши, гелиевые ручки, фломастеры, пастель для свободного выбора материалов детьми.

    январь (1 подгруппа)

    январь (2 подгруппа)

    Учить детей рисовать с натуры еловую ветку, передавая особенности её строения, окраски и размещения в пространстве. Показать способы обследования натуры. Пояснить необходимость соблюдения общих условий при выполнении коллективной работы. Развивать координацию в системе "глаз-рука". Воспитывать интерес к народному искусству (бумажному фольклору). Предварительная работа. Беседа о хвойных деревьях, рассматривание еловой и сосновой веток в сравнении. Знакомство с натюрмортом как жанром изобразительного искусства и его специфическими особенностями. Рассказ воспитателя о рождественском венке.

    Форма организации занятия. Дети распределяются на группы и садятся возле избранного натюрморта, чтобы хорошо его видеть

    Воспитатель предлагает детям вспомнить стихотворение о новогодней ёлке или новогоднем празднике. Два-три ребёнка по своему желанию декламируют отрывки из стихов или из праздничного сценария.

    Показать детям красивые поздравительные открытки (новогодние, рождественские), предложить полюбоваться и рассказать, для чего нужны праздничные открытки, как они выглядят, что с ними делают и зачем, какие слова пишут родным и близким людям - с чем поздравляют, чего желают.

    Обратить внимание на открытки, изображающие еловые ветки с игрушками или запорошённые снегом

    Уточнить представление о том, что символизирует рождественский венок, как его делают, где и когда размещают.

    Подвести детей к обобщению понятия «венок» (что называют венком, какой он формы, из каких элементов может состоять)

    Рассмотреть натюрморты с еловыми ветками, предварительно скрытые ширмой, и предложить детям срисовать с натуры, как это делают настоящие художники.

    Дети выбирают те натюрморты, которые им понравились больше всего, садятся возле них и начинают рисовать сухими художественными материалами (восковые мелки, гелиевые ручки, мелки, простые карандаши).

    Совместный анализ работ.

    Аппликация с элементами конструирования

    « Ёлочки-красавицы»

    (панорамные новогодние открытки)

    Материалы, инструменты, оборудование. Поздравительные открытки хорошего качества (новогодние и рождественские) с изображением ёлочек, настенный перекидной календарь с красивым рисунком новогодней ёлки; листы бумаги яркого цвета и слаботонированные (светло-голубые, светло-жёлтые, нежно-розовые, нежно-сиреневые и пр.) - на выбор детям; ножницы, коробочки для обрезков, клей и клеевые кисточки или клеящие карандаши; простые карандаши для создания контурного рисунка новогодней ёлочки, краски гуашевые, кисточки, баночки с водой, салфетки матерчатые и бумажные.

    Несколько высокохудожественных открыток с панорамными деталями, изготовленных промышленным способом; 3-4 открытки с панорамными элементами, выполненные воспитателем накануне занятия.

    январь (1 подгруппа)

    январь  (2 подгруппа)

    Вызвать желание создать поздравительные открытки своими руками. Закрепить способ симметричного вырезания сложной формы по нарисованному контуру или на глаз. Познакомить с техникой создания панорамных открыток с объёмными элементами. Поддерживать стремление самостоятельно комбинировать знакомые приёмы декорирования аппликативного образа (оформлять созданные формы ритмом красочных мазков и пятен).

    Предварительная работа. Составление коллекции новогодних поздравительных открыток, рассматривание ёлки и зарисовка с натуры или по представлению; геометрическая мозаика «Сложи ёлочку», рисование новогодней ёлочки в свободной художественной деятельности.

    Чтение стихотворения

    3. Александровой «Елочка»

    Рассматривание промышленных новогодних открыток с изображением праздничной нарядной елки, особое внимание обратить на открытки с панорамными, подвижными элементами, с шутками и сюрпризами;

    Предложить полюбоваться ими и самим смастерить необычные поздравительные открытки.

    Показ способа складывания бумаги для открытки (пополам, сгиб аккуратно разглаживается, или дважды пополам с образованием окошка и ставенок, закрывающих изображение)

    Воспитатель демонстрирует способ создания панорамных деталей, и комментирует свои действия.

    Уточнить, как дети поняли показ и объяснение.

    Советует выбрать бумагу по своему желанию и начинать мастерить открытки с сюрпризом.

    В ходе работы воспитатель помогает детям советами, повторно показывает открытку с елочкой или другими панорамными деталями.

    В конце занятия дети показывают открытки друг другу, рассказывают, как они будут поздравлять родителей, бабушек и дедушек.

    Лепка из солёного теста (тестопластика)

    «Звонкие колокольчики»

    Материалы, инструменты, оборудование: солёное тесто, поворотный диск, стеки, колпачки фломастеров или авторучек для декоративных отпечатков; узкая тесьма для петелек, нарезанная на кусочки длиной 10-15 см или ленточки.

    январь(1 подгруппа)

    январь(2 подгруппа)

    Учить детей создавать объёмные полые поделки из солёного теста. Совершенствовать изобразительную технику - учить лепить колокольчик из шара путём вдавливания и моделирования формы. Показать разные приёмы оформления лепных фигурок - выкладывание орнамента из бусин и пуговиц, нанесение узора стекой, штампование (печатание) декора колпачками фломастеров. Синхронизировать работу обеих рук. Развивать чувство формы, пропорций; воспитывать аккуратность.

    Предварительная работа. Рассматривание колокольчиков, обследование и описание формы, поиск аналогий по форме и названию (цветок колокольчик, юбка-колокол, сказочный шатёр царицы); освоение нового материала для лепки (подготовка солёного теста, экспериментирование и спонтанная лепка); совершенствование техники скульптурной лепки; беседа о предстоящем празднике, подготовка эскиза и плана оформления помещения к праздничным утренникам; выкладывание узоров из разных элементов.

    Воспитатель просит детей подойти к столу, показывает большой ком солёного теста (снимает с него салфетку или кухонное полотенце) и предлагает потрогать, погладить, отщипнуть по кусочку размером с кулачок.

    Воспитатель спрашивает детей, что можно делать из теста, наше тесто необычное - солёное. Из него можно делать что-то несъедобное.

    Уточнить, обобщить ответы детей и предложить им слепить игрушки-колокольчики.

    Напомнить, что лепить лучше скульптурным способом - из одного куска.

    Показ техники лепки, комментировать свои действия.

    Дети лепят самостоятельно. Воспитатель помогает прикрепить петельки из нарядной тесьмы. Тем детям, которые быстро справились с заданием, воспитатель предлагает придумать узор и процарапать его стекой или зубочисткой. Можно выложить узор из пуговичек, бусин, бисера, семечек, горошин, фасоли и других семян, слегка вдавив их в сырое тесто.

    По окончании занятия дети выкладывают свои колокольчики для просушки. Рассматривают поделки друг друга, обмениваются впечатлениями.

    После занятия. Выставка колокольчиков из солёного теста. Загадывание и отгадывание загадок на зимнюю (новогоднюю) тематику.

    Аппликация с элементами рисования

    « Заснеженный дом»

    Материалы, инструменты,

    оборудование: цветная и белая мягкая бумага, салфетки бумажные белого цвета, ножницы, клей, клеевые кисточки, салфетки матерчатые, коробочки для обрезков, клеёнки, цветные карандаши и пастельные мелки для дополнения аппликативной композиции графическими средствами.

    январь (1 подгруппа)

    февраль (2 подгруппа)

    Учить детей создавать выразительный образ заснеженного дома, творчески применяя разные техники аппликации (симметричная, обрывная,  накладная). Расширить спектр технических приёмов обрывной аппликации (разрывание, обрывание, выщипывание, сминание) и показать ее изобразительно-выразительные возможности. Развивать чувство формы и композиции.

    Чтение детям  стихотворения Г. Лагздынь «Снегопад»:

    Показ детям незавершённой композиции «Домик на лесной опушке» и просить подумать, как можно показать (передать разными художественными средствами), что на этой картине был снегопад - долго-долго шёл белый пушистый снег.

    Показ способа изображения элементов

    приёмом обрывания и выщипывания бумажной формы с целью получения заснеженных комков, которые можно приклеить на крышу, стены, раму окошка или ставни.

    Подсказать ещё один оригинальный приём - модульная аппликация (или мозаика), с помощью которого весь домик можно составить из множества кусочков белой бумаги; в этом случае для фона нужно подобрать цветную бумагу яркого или, напротив, тёмного оттенка.

    Предложить детям выбрать материалы и создать свои «заснеженные» домики.

    В конце занятия оформляется экспресс-выставка «Заснеженные домики».

    Чтение детям стихотворения

    И. Сурикова «Зима»

    Сюжетная лепка

    «Зимние забавы»

    Оборудование: пластилин, клеёнки, матерчатые и бумажные салфетки. У воспитателя: поворотный диск, два цилиндра (валика) разного размера для показа способа лепки, стека; комплект карточек со схематичным изображением человека в разных позах (руки подняты вверх, опущены, на поясе, одна на поясе, другая вверху, туловище наклонено влево или вправо, ноги вместе, расставлены слегка или широко...). Композиционная основа для коллективной работы.

    учебные пособия, наглядность.

    Плакаты «Зима», «Зимние забавы», «Времена года», «Цветные пейзажи».

    Февраль (1 подгруппа)

    Февраль (2 подгруппа)

    Учить составлять коллективную сюжетную композицию из вылепленных фигурок, передавая взаимоотношения между ними. Закрепить способ лепки в стилистике народной игрушки - из цилиндра (валика), надрезанного с двух концов. Продолжать учить передавать несложные движения (наклон и поворот туловища, сгибание рук, перемещение ног). Анализировать особенности фигуры человека, соотносить части по величине и пропорциям. Учить детей анализировать простейшие схемы (фигурки человечков в разных позах); создавать на основе прочитанной информации выразительный динамичный образ и передавать в лепке заданное движение. Развивать глазомер, синхронизировать работу обеих рук.

    Предварительная работа. Наблюдение во время прогулки за играющими и гуляющими детьми. Беседа о зимних забавах, играх, спортивных занятиях. Рассматривание иллюстраций, составление описательных и повествовательных рассказов (из личного опыта, по серии сюжетных картин) на тему «Зимние забавы», «Что мы делали зимой». Чтение отрывка из рассказа К.Д. Ушинского «Четыре желания».

    Чтение стихотворения А. Блока:

    «Ветхая избушка»

    Показ схем с изображением  человечков в движении (идёт, бежит, прыгает, наклоняется, приседает) и предложить принять такие же позы.

    В ходе игры обратить  внимание детей на положение рук и ног человечков, описать позу словами.

    Выделить основные формы передачи движения.

    Рассмотреть с детьми основу коллективной композиции, объяснить,  что это «детская площадка», на которую сейчас «прибегут» вылепленные человечки.

    Посоветовать договориться о размере лепных фигурок, предложить воспользоваться условной меркой (например, указательный пальчик или карандаш).

    В конце занятия дети переносят вылепленные фигурки на общую основу и составляют коллективную композицию.

    После занятия. В свободное время создать условия для составления детьми сюжетных рассказов из личного опыта.

    Загадывание и отгадывание загадок.

    Рисование сюжетное с элементами  аппликации

    «Весело качусь я под гору в сугроб.»

    Материалы, инструменты, оборудование. Бумага белого цвета или слаботонированная (альбомный формат), цветные и простые карандаши, пастель, восковые мелки; цветная бумага, клей или клеящие карандаши, салфетки матерчатые или бумажные, клеёнки.

    Воспитатель готовит заранее варианты композиционных основ (фонов) для показа детям на занятии: на листы бумаги разного формата, размера и цвета наклеивает кусочки белой мягкой бумаги (обрывной техникой), изображая заснеженную землю, горку, каток и пр.

    Февраль (1 подгруппа)

    Февраль (2 подгруппа)

    Учить передавать сюжет доступными графическими средствами. Показать средства изображения сюжетной (смысловой) связи между объектами: выделение главного и второстепенного, передача взаимодействия, изменение формы в связи с характером движения (руки подняты, согнуты, туловище наклонено и пр.). Расширить возможности применения техники обрывной аппликации. Развивать композиционные умения (рисовать по всему листу бумаги, проводя линию горизонта, передавать пропорциональные и пространственные отношения между объектами).

    Предварительная работа. Наблюдение во время прогулки за играющими и гуляющими детьми. Беседа о зимних забавах, играх, спортивных занятиях. Рассматривание иллюстраций, составление описательных и повествовательных рассказов (из личного опыта, по серии сюжетных картин) на тему «Зимние забавы», «Что мы делали зимой».

    Чтение  детям стихотворения А. Фета «Мама! Глянь-ка из окошка...»:

    Игра: «Снежки» (вспомнить зимние игры и занятия)

    Обобщить ответы детей и предложить нарисовать картины о том, чем дети любят заниматься зимой.

    Показ способа изображения горок, снега - способом обрывной аппликации.

    Определить последовательность работы, материал.

    Обговорить примерный сюжет картины (кто прибежит на каток, на горку? Что здесь будет происходить?)

    В конце занятия устраивается экспресс-выставка «Что мы делаем зимой».

    После занятия. В свободное время дети составляют по своим картинам сюжетные рассказы.

    Рисование с опорой на фотографию

    « Папин портрет»

    Материалы, инструменты, оборудование. Белая и тонированная бумага разного формата, гуашевые краски, палитры, кисточки, баночки с водой; семейные фотографии; репродукции картин известных художников-портретистов; опорные рисунки для показа этапов, цветовая модель, демонстрирующая получение телесных оттенков разной светлоты (и насыщенности).

    Февраль (1 подгруппа)

    Февраль (2 подгруппа)

    Учить рисовать мужской портрет, стараясь передать особенности внешнего вида, характер и настроение конкретного человека (папы, дедушки, брата, дяди). Вызвать интерес к поиску изобразительно-выразительных средств, позволяющих раскрыть образ более полно, точно, индивидуально. Продолжать знакомство с видами и жанрами изобразительного искусства (портрет).

    Предварительная работа. Знакомство с портретом как жанром живописи. Рассматривание репродукций картин известных художников (Серова, Репина, Крамского и др.). Экспериментирование с цветом гуашевых красок для получения телесного цвета. Беседа «Наши папы и дедушки». Рассматривание семейных фотографий, принесённых в группу.

    Чтение детям стихотворения Г.Р. Лагздынь «Мой папа военный»:

    Краткая беседа  о том, где и кем работают наши папы, дяди, дедушки. какие они (храбрые, сильные, умелые) и предложить нарисовать портреты гуашевыми красками, чтобы к празднику мужчин оформить в детском саду выставку.

    Рассмотреть выставленные на доске или мольберте опорные рисунки, подсказывающие последовательность работы над портретом:

    1) карандашный эскиз;

    2) овал лица;

    3) причёска;

    4) разметка черт лица (точки или тонкие штрихи, намеченные карандашом);

    5) глаза;

    6) губы;

    7) нос;

    8) детали одежды и аксессуары (галстук).

    Предложить вместе подумать и обсудить последовательность работы.

    . На отдельной схеме показать детям пропорции лица и размещение глаз, носа, рта, ушей.

    Объяснить варианты изображения мужской причёски (вспомнить, какого цвета у папы глаза и волосы, чтобы подобрать нужный цвет или оттенок.)

    После занятия. Дети оформляют портреты пап, составляют устные поздравления, готовят выставку.

    Чтение стихотворений Г. Р. Лагздынь: «Я буду вертолётчиком»

    Лепка предметная

    «Наши любимые игрушки»

    Материалы, инструменты, оборудование. Мягкие игрушки, изображающие животных (собака, мишка, заяц, обезьяна, жираф и др.), пластилин или глина, клеёнки, салфетки матерчатые, поворотный диск для демонстрации поделок, стеки. Незавершённая модель (туловище в форме овала или яйца (овоида) и голова в форме шара) и отдельные детали (уши, лапки, хобот) для показа способа лепки на основе обобщённой формы.

    Февраль (1 подгруппа)

    Февраль (2 подгруппа)

    Учить детей лепить игрушки, передавая характерные особенности их внешнего вида (форму, цвет и соотношение частей). Учить планировать работу - отбирать нужное количество материала, определять способ лепки. Инициировать свободные высказывания детей на темы из личного опыта (описывать игрушки).

    Предварительная работа.

    Беседа о любимых игрушках. Составление описательных загадок с целью уточнения представлений о внешнем виде игрушек.

    Дид. Игра: « Найди игрушку по описанию»

    Чтение детям отрывка из стихотворения С. Михалкова «Магазин игрушек»

    Выделить характерные особенности внешнего вида игрушек (форму, цвет и соотношение частей)

    Показ способа лепки выбранной игрушки.

    После занятия. Дети рассматривают лепные фигурки игрушек. Педагог предлагает «оживить» их - передать движение (будто игрушки танцуют, играют, разговаривают) и читает стихи о разных игрушках.

    Зайка, зайка, попляши!

    Посмеши нас, посмеши!

    Топай, топай лапками,

    Серенькими тапками!

    Вот так! Вот так!

    Пляшет заинька гопак!

    (Г. Лагздынь)

    Котик, котик, попляши!

    Да хвосточком помаши!

    Спрячь свои царапки

    В мягонькие лапки.

    (Г. Лагздынь)

    Кукла Катя пляшет.

    Катя ручкой машет.

    Рисование по представлению  с опорой на фотографию

    «Милой мамочки портрет»

    Материалы, инструменты, оборудование. Белая и тонированная бумага разного формата, гуашевые краски, палитры, кисточки, баночки с водой; семейные фотографии; репродукции картин известных художников-портретистов; опорные рисунки для показа этапов работы.

     Март (1 подгруппа)

    Март (2 подгруппа)

    Учить рисовать женский портрет. Инициировать самостоятельный поиск изобразительно-выразительных средств для передачи особенностей внешнего вида, характера и настроения конкретного человека (мамы, бабушки, сестры, тёти). Продолжать знакомство с видами и жанрами изобразительного искусства (портрет).

    Предварительная работа. Рассматривание разных портретов на художественных открытках и репродукциях картин известных художников (Серова, Репина, Крамского и др.). Экспериментирование с цветом гуашевых красок для получения разных светлых оттенков (розовый, телесный). Беседа «Наши мамы и бабушки». Рассматривание семейных фотографий, принесённых в группу. Чтение рассказа Н. Носова «Самая красивая».

    Чтение детям  стихотворения В. Берестова «Праздник мам»

    Краткая беседа о том, где и кем работают наши мамы, бабушки, тёти; какие они (красивые, добрые, ласковые, умелые) и предлагает нарисовать портреты гуашевыми красками, чтобы к женскому празднику оформить в детском саду красивую выставку.

    Напомнить  детям, как они рисовали портреты пап и дедушек; Повторно показать опорные рисунки, подсказывающие последовательность работы над портретом:

    1) карандашный эскиз;

    2) овал лица;

    3) причёска,

    4) разметка черт лица (точки или тонкие штрихи, намеченные карандашом);

    5) глаза;

    6) губы;

    7) нос;

    8) детали одежды и аксессуары (галстук).

    Предложить детям самим вспомнить и рассказать, как и в каком порядке будем рисовать, по ходу делая уточнения, связанные со спецификой женского портрета (более нежный цвет кожи, сложные и разнообразные причёски, красивые наряды и украшения).

    Продемонстрировать цветовую модель и посоветовать поэкспериментировать с цветом в поисках нежных, розово-телесных оттенков разной светлоты.

    Объясняет варианты изображения женских причёсок, (вспомнить, какого цвета у мамы глаза и волосы, чтобы точно подобрать нужный цвет или оттенок.)

    Дети могут рассмотреть мамины фотографии и по своему желанию нарисовать потрет любого размера на белом или цветном фоне.

    По ходу занятия воспитатель читает детям стихотворение Г.Р. Лагздынь «Без мамы».

    Лепка из глины по мотивам народных игрушек

    « Лошадки» (весёлая карусель)

    Материалы, инструменты, оборудование. Глина, поворотные диски, дощечки или клеёнки, стеки, салфетки бумажные и матерчатые. У воспитателя - дымковская игрушка (лошадка), схема с показом способа лепки, незавершённая модель для частичного показа изобразительной техники

    Март (1 подгруппа)

    Март (2 подгруппа)

    Уточнить представление детей о специфике дымковской игрушки: из чего, как, кем сделана; как украшена (оформлена); какая по характеру (весёлая, праздничная). Познакомить детей с многообразием игрушек и спецификой декора - характерными элементами и цветосочетаниями. Создать условия для творчества детей по мотивам дымковской игрушки. Формировать обобщённые способы создания образов (лепка фигурок животных на основе цилиндра).

    Предварительная работа. Рассматривание дымковских игрушек. Беседа о народных промыслах. Декоративное рисование в альбоме для детского творчества «Дымковские игрушки».

    Чтение детям рассказа

    К.Д. Ушинского «Лошадка»

    Рассмотреть дымковскую игрушку - лошадку (или её изображение) - и определить, каким способом её лучше слепить.

    Уточнить ответы детей и посоветовать попробовать слепить лошадку так, как это делают народные умельцы.

    Показ основных способов  лепки. Побудить детей к самостоятельному творчеству.

    Проговаривание этапов лепки.

    Можно усложнить детали, вылепив их отдельно: скатать жгутики или валики и сплести из них хвост и гриву.

    По ходу занятия помочь детям советами, индивидуальным показом, наводящими вопросами.

    Все вылепленные поделки объединяются в композицию. Сообщить, что на следующем занятии дети продолжат работу - будут украшать вылепленные фигурки красивыми узорами.

    Декоративное рисование на объёмной форме

    «Нарядные лошадки»

    (оформление вылепленных игрушек)

    Материалы, инструменты, оборудование. Вылепленные из глины лошадки, гуашевые краски, ромбики золотистой фольги («сажать золото»), кисточки, ватные палочки, баночки с водой, салфетки, поворотные диски или коробки для установки вылепленных фигурок в процессе декоративной росписи. Таблицы с элементами дымковской росписи с характерными цветосочетаниями. Рисунки - варианты узоров на лошадках.

    Март (1 подгруппа)

    Март (2 подгруппа)

    Инициировать декоративное оформление вылепленных фигурок - украшать элементами декоративной росписи (кругами, пятнами, точками, прямыми

    линиями и штрихами). Обратить внимание на зависимость узора от формы изделия. Совершенствовать технику рисования гуашевыми красками - рисовать кончиком кисти на объёмной форме, поворачивая и рассматривая её со всех сторон. Воспитывать интерес и эстетическое отношение к народному искусству.

    Предварительная работа. Лепка лошадок из глины на занятии по лепке. Декоративное рисование в художественном альбоме «Дымковская игрушка».

    Показ муз. Презентации

    «Дымковские игрушки»

    Показ вариантов оформления лошадок по мотивам дымковской игрушки (реальные игрушки или рисунки, таблицы).

    Выделить основные цвета в дымковской росписи.

    Предложить детям расписать своих лошадок так, как это делают мастерицы дымковской игрушки. Ещё раз показ вариантов оформления лошадок.

    Проговаривание  последовательности работы поэтапно.

    Выставить схему, показывающую последовательность работы.

    По ходу занятия помочь детям советами, индивидуальным показом, наводящими вопросами, советовать  быть аккуратными, не забывать поворачивать игрушку и рисовать со всех Сторон.

    После занятия. Дети оставляют лошадок на столе для высыхания. После высыхания из них можно составить коллективную композицию «Карусель».

    Аппликация с элементами рисования (по мотивам русских народных сказок)

    «Зайчишки: трусишка и храбришка»

    Материалы, инструменты, оборудование. Книжки-самоделки, художественные материалы на выбор детям - цветные карандаши, краски гуашь; кисточки, баночки с водой.

    Март  (1 подгруппа)

    Март (2  подгруппа)

    Лепка рельефная по содержанию небылицы

    « Ничего себе картина, ничего себе жара!»

    Материалы, инструменты, оборудование.

    Пластилин, стеки, цветная бумага, картон, ножницы, трубочки для коктейля, зубочистки, спички, пуговицы, бусины, бисер, лоскутки, нитки, верёвочки.

    Основа для лепных композиций: пустые коробки из-под конфет.

    Апрель (1 подгруппа)

    Апрель (2  подгруппа)

    Учить рисовать, раскрывая тему литературного произведения, передавая характер и настроение героев. Вызвать интерес к иллюстрированию знакомых сказок доступными изобразительно-выразительными средствами. Познакомить с приёмами передачи сюжета: выделять главное, изображая более крупно на переднем плане; передавать как смысловые, так и пропорциональные соотношения между объектами. Развивать композиционные умения.

    Предварительная работа. Чтение:

    Д.Н. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца...» и русская народная сказка «Заяц- хвастун» в обработке 0. Капицы. Рассматривание книг, иллюстрированных

    И.Я. Билибиным,

    Ю.А. Васнецовым,

    A.M. Елисеевым,

    В.В. Лебедевым,

    Т.А. Мавриной,

    Н.Е. Чарушиным и др.

    Подготовка книжек-самоделок для иллюстрирования детьми на занятиях по рисованию.

    Учить детей создавать в лепке фантазийные композиции. Инициировать самостоятельный поиск адекватных изобразительно-выразительных средств (сочетание разных способов и приёмов работы, в зависимости от характера образов). Развивать творческое воображение, пространственное мышление, чувство юмора.

    Предварительная работа.

    Подготовка основы для лепных композиций (пустые коробки из-под конфет, керамические плитки.

    Чтение и рассказывание разных небылиц и шуточных историй-перевёртышей, беседа по их содержанию.

    Вспомнить основных героев сказок: как их зовут, кто из зайцев как выглядит, у кого какой характер. (Д.Н. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца...» и русская народная сказка «Заяц-хвастун» в обработке 0. Капицы).

    Краткая беседа о том, кто и как работает над созданием детских книг. Уточнить, что сначала авторы пишут тексты, а художники рисуют иллюстрации, потом, книжку в издательстве готовят к печати в типографии.

    Предложить детям самим  подготовить свою книжку с картинками по знакомому произведению. По картинкам можно будет рассказать о том, кто герой в этой книжке и что с ним происходит.. Нацелить детей на передачу двух разных образов героев: зайца- трусишку, зайца- храбришку.

    Во время работы помочь словесными описаниями портретов, советами и косвенными.

    После занятия. Чтение рассказа К.Д. Ушинского «Жалобы зайки»

    Чтение  детям небылицы

    В. Шипуновой «Ничего себе жара!»:

    Краткая беседа о том, чем отличается настоящий лес от придуманного, что можно увидеть в настоящем лесу и в фантастическом (воображаемом); в чём особенность шуточных стихотворений (небылиц).

    Повторное чтение небылицы

    «Ничего себе жара!»

    Предложить детям слепить шуточную картину или же придумать свою.

    Объяснить,  что пластилиновую шутку можно создать из объёмных фигурок на горизонтальной поверхности (в коробке, на упаковке) - это будет похоже на игру с настоящими игрушками, можно лепить фигурки по одной и прикреплять к вертикальному фону (керамической плитке, картону) - это будет похоже на нарисованную картину.

    Помочь детям в  выборе  художественных материалов. Напомнить, что в шутках и небылицах многое бывает понарошку.

    Посоветовать использовать

    дополнительные материалы: бусины и пуговички для глаз ниточки и верёвочки для хвостиков, трубочки и зубочистки для ног.

    В конце занятия проводится экспресс- выставка шуточных лепных композиций.

    После занятия. Составление шуточных историй по лепным композициям «Ничего себе жара!».

    Аппликация с элементами конструирования

    «Нарядные пальчик» (пальчиковый театр»

    Материалы, инструменты, оборудование. Прямоугольники и квадраты, вырезанные из цветной и фактурной бумаги, мягкой ткани, фольги, фантики, ножницы, коробочки для обрезков, фломастеры для дорисовывания рожиц на пальчиках.

    Апрель (1 подгруппа)

    Апрель (2  подгруппа)

    Учить детей вырезать из бумаги одежду для персонажей пальчикового театра. Закреплять способ вырезания из бумаги, сложенной вдвое. Вызвать интерес к обыгрыванию вырезанной одежды в мини- спектакле пальчикового театра по содержанию знакомых песенок и потешек. Воспитывать эстетические эмоции и чувства.

    Предварительная работа. Рассматривание кукольной одежды. Игра с силуэтными куклами (подбор одежды для разных ситуаций - праздника, зимней и летней прогулки, работы и пр.).

    Рассматривание силуэтных кукол и одежды к ним.

    Предложить  поиграть на своих пальчиках, превратив их в куколок или каких-то других персонажей. Сообщить, что для этого понадобится лишь вырезать одежду и надеть её прямо на пальчики.

    Показать подготовленные заранее силуэты одежды.

    Показ способов  изготовления одежды.

    Выставить варианты вырезанной одежды и предложить детям выбрать материал по своему желанию - цветную бумагу, фольгу, фантики, ткань.

    Разыграть представление пальчикового театра по текстам знакомых песенок и потешек.

    После занятия. Самостоятельное изготовление силуэтных кукол и бумажной одежды, мебели, транспорта.

    Лепка сюжетная на фольге (с отражением)

    «Дедушка Мазай и зайцы»

    Материалы, инструменты, оборудование. У детей: пластилин, стеки, подставки, клеёнки, матерчатые и бумажные салфетки. У воспитателя: вылепленная фигурка деда Мазая в лодке; поворотный диск, два цилиндра (валика) разного размера для показа способа лепки, стека; комплект карточек со схематичным изображением зайцев в разных позах. Композиционная основа для коллективной работы: зеркало или прочная фольга овальной формы с вылепленным деревом, пеньком, плывущим бревном.

    Рекомендуемые учебные пособия и литература.

    Плакаты «Времена года», «Цветные пейзажи».

    Технологическая карта «Зайчик-побегайчик» (лепка).

    Апрель (1 подгруппа)

    Апрель  (2  подгруппа)

    Учить составлять коллективную сюжетную композицию из вылепленных фигурок, передавая взаимоотношения между ними. Самостоятельно варьировать и комбинировать разные способы лепки в стилистике народной игрушки. Продолжать учить передавать несложные движения (наклон и поворот туловища, перемещение лап) и настроение героев (испуг, страх, надежда, радость). Анализировать особенности строения животных, соотносить части по величине и пропорциям. Развивать глазомер, чувство композиции.

    Предварительная работа. Чтение стихотворения Н.А. Некрасова « Дедушка Мазай и зайцы». Рассматривание иллюстраций в книжке. Беседа по содержанию литературного произведения. Рассматривание весенних пейзажей (по возможности, с изображением весеннего разлива или половодья).

    Чтение отрывка из стихотворения

    Н.А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы»

    Краткая беседа о том, когда и почему с зайцами произошла такая беда и как добрый дедушка Мазай спас бедных зайчишек от гибели.

    Показать детям подготовленную заранее основу для коллективной сюжетной композиции.

    Пояснить, что фольга овальной формы - это водоём, в котором видны затопленные пеньки, деревья, плывущие брёвна, на которых будут спасаться зайцы от бурной воды.

    Обыграть ситуацию: дед Мазай спасает зайчиков - поднимает их за уши и усаживает в лодку.

    Предложить дополнить композицию вылепленными зайчиками, пеньками, деревьями…

    Настроить детей на передачу настроения и характера зверей.

    В ходе беседы обратить внимание детей на то, что настроение можно показать не только мимикой, но также через позу и движение туловища.

    Педагог просит детей описать разные позы словами, чтобы уточнить наблюдения и направить внимание на самое существенное (сидит, сжавшись в комочек, уши прижаты, встал на задние лапки, вытянулся столбиком, уши навострил и пр.)

    Договориться о размере лепных фигурок.

    В конце занятия дети перенести вылепленные фигурки на общую основу и составляют коллективную композицию.

    После занятия. В свободное время создать условия для составления детьми сюжетных рассказов по мотивам литературного произведения

    Рисование в технике «по мокрому»

    «Весеннее небо»

    Материалы, инструменты, оборудование.

    Белые листы бумаги одного размера для составления общего альбома рисунков «Весна-красна.

    Подснежники»; акварельные краски, ватные тампоны, баночки с водой; цветные карандаши и фломастеры (на выбор); простые карандаши, ластики. У воспитателя основа для будущего альбома «Весна-красна. Подснежники».

    Рекомендуемые учебные пособия, литература.

    Плакаты «Весна», «Времена года», «Цветные пейзажи».

    Книжка «Цветные ладошки» или «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан».

    Апрель  (1 подгруппа)

    Апрель (2 подгруппа)

    Создать условия для свободного экспериментирования с акварельными красками и разными художественными материалами. Учить изображать небо способом цветовой растяжки «по мокрому». Создать условия для отражения в рисунке весенних впечатлений. Развивать творческое воображение.

    Предварительная работа. Наблюдения за небом на прогулке (прозрачное, разного цвета в разное время суток), по возможности наблюдение заката. Рассматривание изображения неба на репродукциях, художественных открытках, слайдах и пр.

    Чтение отрывка  из «Истории про Мальчика, который хотел стать художником»

    Просмотр  компьютерной презентации « Весна пришла».

    Показ способа рисования акварелью в технике «по сырому».

    Эксперименты со смешиванием основных цветов для получения нужных оттенков.

    В конце занятия дети переносят свои картины, изображающие весеннее небо, на свободный стол, выкладывают вместе в ряд и рассматривают, какое большое получилось небо и как изменяется его цвет от яркого, насыщенного к всё более светлому, прозрачному, бледному.

    .

    Чтение  детям стихотворение

    И. Никитина «Полюбуйся, весна наступает!»

    Чтение стихотворений о весне.

    Аппликация с элементами рисования

    «Нежные подснежники»

    Материалы, инструменты, оборудование. Рисунки весеннего неба, выполненные детьми на занятии по рисованию; цветная и белая бумага, ножницы, простые карандаши с ластиками для прорисовки контура, клей, клеевые карандаши, салфетки бумажные или матерчатые, клеёнки, коробочки для обрезков; художественные и почтовые открытки с изображением первоцветов; предметы для экспериментирования с цветами и оттенками (для драпировки платки синего или ярко-голубого цвета, цветок или чашка белого цвета).

    Рекомендуемые учебные пособия, литература.Плакаты «Весна»,, «Времена года», «Цветные пейзажи».

    Технологическая карта по аппликации «Подснежники».

    Комплект карточек «Первоцветы».

    Апрель (1 подгруппа)

    Май (2  подгруппа)

    Учить детей воплощать в художественной форме своё представление о первоцветах (подснежники, пролески). Совершенствовать аппликативную технику - составлять аппликативный цветок из отдельных элементов, стараясь передать особенности внешнего вида растения. Формировать композиционные умения. Развивать чувство формы и цвета. Воспитывать бережное отношение к природе.

    Предварительная работа. Подготовка основы для аппликативных работ - рисунки весеннего неба (см. занятие по рисованию «Весеннее небо»).

    Наблюдение за первыми весенними растениями. Рассматривание изображений первоцветов в детских энциклопедиях, познавательных книжках. Беседа о Красной книге и о необходимости бережного отношения к природе. Экспериментирование с цветом (получение светлотных оттенков и сравнение предметов белого цвета на разном фоне)

    Чтение  детям стихотворение

    А. Майкова «Подснежник»

    Краткая беседа по содержанию.

    Уточняет ответы детей и рассказать (с опорой на наглядность - художественные открытки, фотографии в детских энциклопедиях), что подснежниками в народе часто называют разные первоцветы, в т.ч. и пролески голубого цвета.

    Экспериментирование с цветом: приложить синий цветок к синему фону и белый к белому (это могут быть силуэты бумажных цветов). Дети приходят к выводу, что изображение (цветок, силуэт) «теряется», становится плохо заметным, если приложить или поставить его на фон такого же цвета.

    Описать подснежник (тонкий стебелёк, белые овальные лепестки - закрытые в бутон или полураскрытые в форме чаши с глазком на дне; удлинённые листья нежно-зелёного цвета).

    Показ способа изображения подснежника.

    Уточнить представление детей об особенностях внешнего вида подснежника.

    Определить этапы работы.

    В конце занятия дети рассматривают свои подснежники, обмениваются впечатлениями, обсуждают идеи оформления выставки (где будет размещаться, как будут оформляться индивидуальные работы) и продумывают варианты названия выставки.

    Чтение  стихотворения

    П.С. Соловьёва «Подснежник»

    Оформление альбома «Весна-красна. Подснежники»

    Аппликация (бумажная пластика) с элементами рисования

    «По морям, по волнам.»

    Материалы, инструменты, оборудование. Цветная бумага, обрезки, фантики, мягкие бумажные салфетки белого или светло-голубого цвета для изображения рельефных волн, ножницы, клей или клеящие карандаши, салфетки матерчатые, коробочки для обрезков, цветные карандаши или фломастеры для оформления аппликации  графическими средствами.

    Фон для создания аппликативных композиций с корабликами.

    Материал для рассматривания: репродукции, художественные открытки или календари с изображением кораблей в море.

    Рекомендуемые учебные пособия, наглядность.

    Плакат «Морская азбука».

    Комплект карточек с изображениями морских обитателей.

    Книга «Пластилиновый остров» (автор И.А.Лыкова).

    Май (1 подгруппа)

    Учить детей создавать из бумаги разные кораблики, самостоятельно комбинируя освоенные приёмы силуэтной и рельефной аппликации. Показать разные варианты интеграции рисования и аппликации:

    1) построение аппликативной композиции на протонированном фоне; 2) оформление аппликации графическими средствами. Развивать композиционные умения (размещать кораблики «в море» по всему листу бумаги).

    Предварительная работа. Беседа о водном транспорте с опорой на наглядность (открытки, фотографии, дидактические пособия). Сюжетно-ролевая игра «Морское путешествие». Выкладывание корабликов из геометрических фигур и деталей конструктора.

    Экспериментирование с парусами из бумаги и ткани: надувание с помощью насоса или пылесоса.

    Чтение отрывка  из произведения А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане...».

    Рассматривание  репродукций или открыток с изображением кораблей в море.

    Во время пояснения продемонстрировать на магнитной разные виды трапеций - кормы корабликов.

    Показ способа приклеивания паруса;

    изменить форму паруса в плоскостной аппликации - сделать полукруглый или полуовальный вырез с той стороны, в которую плывёт кораблик.

    Предложить выбрать  материалы для работы (цветную бумагу, обрезки, фантики)

    Тем детям, которые быстро справляются с заданием посоветовать

    сделать рельефные волны из мягких бумажных салфеток и дорисовать на корабликах моряков, а в море морских животных.

    В конце занятия проводится экспресс- выставка.

    После занятия. В свободное время предложить детям создать общую панораму «По морям, по волнам», объединив несколько индивидуальных работ. В самостоятельной художественной деятельности дети также завершают оформление аппликативных композиций графическими средствами.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Выступление с анализом работы по программе И.А.Лыковой «Цветные ладошки» на районном методическом семинаре-совещании «Системный подход к организации работы по развитию творческих способностей воспитанников в художественно-эстетической деятельности»

    Текст выступления Лихацкой Е.А. к МО Анализ работы по программе И.А.Лыковой «Цветные ладошки» в МКДОУ ДС №7 «Колосок»нарайонном методическом семинаре-совещании «Системный подход к организации ра...

    Совместная деятельность в 1 младшей группе «Крот и зеленая звезда» (Разработана на основе авторской программы И.А.Лыковой «Цветные ладошки»)

    Цель:«Воспитание эмоциональной отзывчивости  у детей раннего возраста для     реализации задач художественно-творческого развития детей 2-3 лет»В ходе совместной деятель...

    Программа кружка художественного творчества: нетрадиционное рисование "Цветные ладошки", аппликация "Умелые ручки" (для детей 4–7 лет)

    Программа кружка художественного творчества: нетрадиционное рисование "Цветные ладошки", аппликация "Умелые ручки" (для детей 4–7 лет)...

    Семинар-практикум для воспитателей на тему: «Развитие художественного творчества в условиях внедрения парциальных программ И.А. Лыковой «Цветные ладошки» и «Художественный труд»»

    Приоритетным направлением моей педагогической деятельности является развитие у детей дошкольного возраста творческих способностей. Главное в ребенке развивать и преумножать, на всем протяжении дошколь...

    Программа кружка художественного творчества «Умелые ручки»

    Пояснительная записка«Творчество – особый вид деятельности,Оно в самом себе несёт удовлетворение»(С.Моэм)        Одна из важных задач в област...

    Статья "Педагогическая диагностика (мониторинг) художественно-творческого развития детей дошкольного возраста по программе И. А. Лыковой "Цветные ладошки"

    В данной статье содержится информация о мониторинге художественно-творческого развития детей дошкольного возраста по программе И. А. Лыковой "Цветные ладошки". Бонусом являются оценочные лис...