Родительское собрание «Исследовательская деятельность как средство успешного развития любознательности детей»
методическая разработка (средняя группа)

Леонтьева Елена Викторовна

Заинтересовать родителей проблемой ознакомления детей с окружающим миром через экспериментальную деятельность с различными предметами.  Познакомить с некоторыми экспериментами, которые можно проводить с детьми в домашних условиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie.docx21.57 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание

 «Исследовательская деятельность как средство успешного развития любознательности детей»

Подготовила:

Леонтьева Е.В.

воспитатель

МБДОУ «Рябинушка»

Цель:  Заинтересовать родителей проблемой ознакомления детей с окружающим миром через экспериментальную деятельность с различными предметами.

Познакомить с некоторыми экспериментами, которые можно проводить с детьми в домашних условиях.

Задачи:

Ознакомить родителей с условиями развития любознательности у детей среднего возраста.

Подготовка:

- Написать каждому родителю приглашение.

- Оформить памятки для родителей.

- Анкеты для родителей.

Ход собрания: (Звучит песня «То ли еще будет…»)

Уважаемые родители! Мы  рады видеть Вас за нашим круглым столом. Спасибо за то, что вы пришли на нашу встречу. Это значит, что нас всех объединяет интерес к теме воспитания детей. Нашу встречу мне хочется начать с таких слов:

Учат нехотя уроки, Болтуны и лежебоки

Любознательные дети, Все желают знать на свете?

Почему на небе тучи? Почему ежи колючи?

Почему снежинка тает, До ладошки долетая?

Почему ползут барханы? Почему висят туманы?

Почему земля и море Целый век друг с другом в споре

Почему звезда упала? Почему я знаю мало?

Видно надо не лениться А учиться и учиться.

Очень много вопросов «почему», «как», «бывает-не бывает» возникают у любознательных детей. Что надо делать, чтобы получить ответы на все эти вопросы.

- Скажите, а вам дети часто задают вопросы? Хорошо это, или плохо, когда дети задают много вопросов? (ответы родителей).

- Как вы считаете, на все ли вопросы нужно отвечать сразу? Давайте задумаемся, может какие – то из них можно было проверить опытным путем, и тогда ответ запомнился бы лучше. Есть вопросы, на которые не нужно давать готового ответа, можно предложить найти ответ самому, понаблюдав за интересующим его явлением.

Исследовательская деятельность детей может стать одними из условий развития детской любознательности, а в конечном итоге познавательных интересов ребенка.

Мы с вами живем в век компьютерных технологий, когда любая информация легкодоступна. Но очень часто элементарные вещи не понятны нашим детям и только мы можем научить их понимать, осознавать их, находить правильные ответы на вопросы.

Опираясь на любознательность детей, необходимо учить их понимать взаимосвязь в окружающем мире, объяснять нормы и правила поведения в природе.

Что такое любознательность? (Склонность к приобретению новых знаний, пытливость).

Ребенок очень любознателен. Его интересует все новое, неизвестное. Каждый день приносит ему массу открытий, многие из которых он черпает в природе: то сосулька растаяла, то ледяная дорожка, посыпанная песком, больше не скользит. С познанием окружающего мира возрастает его любознательность, интерес к незнакомому, который проявляется в его постоянных вопросах.

Именно наблюдения. Беседы, игры во время прогулки будут создавать ощущение интереса. Больше гуляйте с детьми, наблюдайте. Это дает возможность ребенку воспринимать красоту природы и узнавать новое о жизни в природе. Самостоятельные наблюдения повышают интерес к природе, создают условия для применения знаний в новой ситуации.

На прогулках взрослые пресекают желание исследовать окружающий мир. Ребенок пытается брать и пересыпать песок руками, он получает огромное удовольствие от тактильных ощущений. Но сердитый крик мамы – возьми в руки совок, а то испачкаешься. Ребенок увлеченно продолжает свою исследовательскую деятельность, за что получает шлепок. Совок вставляется в его ладошку насильственным путем. Почему-то интерес у малыша к песку тут же пропадает. Именно познавательному интересу он знакомится с миром, в который он пришел. Он изучает все как может и чем может – глазами, руками, языком, носом.

Мы взрослые, сами того не желая, отбиваем у ребенка интерес к исследованиям. Приходит время и ребенок уже по собственной инициативе говорит другим детям – нельзя трогать песок руками, он грязный и ему уже совершенно неинтересно, почему с деревьев опадают листья. Для того, чтобы дети не потеряли интерес к окружающему миру, важно вовремя поддержать их стремление исследовать все и вся. Даже если пострадает красивая одежда или испачкаются руки одежду можно постирать, руки вымыть. А вот исчезнувший интерес к окружающему с годами восстановить невозможно.

Я предлагаю вам сейчас закрыть глаза, и мысленно попытаться ощутить:

- Легкое дуновение ветерка

- Запах мандаринов и новогодней елки

- Ласковые лучи летнего солнца

- Теплый летний дождик

- Представьте, что вы погладили котенка

- как пахнет свежеиспеченный хлеб

- Представьте, что вы идете босиком по травке…

Вам все это удалось представить, потому что вы уже знакомы с этими ощущениями, у вас есть чувственный опыт. Наша задача – помочь детям накопить багаж ярких эмоциональных, живых впечатлений, достоверных представлений об окружающем мире.

Любознательность развивается с помощью художественной литературы, загадок, которые развивают наблюдательность.

Предлагаю вам памятки по развитию любознательности у детей.

Детское экспериментирование, что это такое?

Подвижный и активный ребенок задает 400 вопросов и далеко не на все вопросы можно ответить так, чтобы ребенок понял. Для этого и существует детское экспериментирование. Н-р: почему ветер дует? Почему лед твердый, а вода нет? На эти и другие вопросы можно ответить, а можно провести с ребенком опыт, в ходе которого он сам увидит закономерности своими глазами и ответ запомнился бы лучше.

Чем полезно детское экспериментирование?

1. У детей появляется контакт с предметами, что позволяет понять их качество, свойства.

2. Экспериментальная деятельность пробуждает еще большую любознательность, открывает для ребенка новый мир.

3. У детей углубляются знания о природе – живое и неживой, они расширяют свой кругозор, учатся размышлять, наблюдать за явлениями, анализировать и делать выводы. И конечно экспериментирование позволяет ребятам чувствовать, что они сами самостоятельно открыли какое-то явление, что влияет на их самооценку.

Давайте сейчас вместе с вами окунемся в мир детства.

У вас на столах лежат карточки, на которых написаны какие-то необычные слова. Что они могли значить? Такие наименования дети дали предметам, проявив словотворчество. Нужно определить, какой-же предмет получил то или иное название.

- Уронилась-упала, люблюд-верблюд, сердитка-морщинка, обутки-обувь, копатка-лопатка, плювается-плюется, стуканчик-тушканчик, красавлюсь-любуюсь, колоток-молоток, поцелул-поцеловал, спей-спой (молодцы).

Практическая часть

- А сейчас я предлагаю вам превратиться в детей и немного поэкспериментировать с различными материалами. У вас на столах находятся кусочки материи, крупы, нитки, цветная бумага, макароны, бусины, природный материал, с помощью которого вам нужно создать художественный образ (зимний день).

(Родители по подгруппам выполняют задание, в это время звучит спокойная музыка для создания эмоционального настроя).

Попросить родителей придумать название шедевров, презентовать родителям другой подгруппы.

Замечательные работы получились! (похвалить за активное участие).

- Мы немного пожили удивительной, богатой фантазиями жизнью детей, окунулись в атмосферу экспериментальной деятельности, все, что мы с вами делали – это эксперименты со словом, материалами окружающими нас.

Каждый день мы с детьми при помощи экспериментирования узнаем что-то новое о том или ином предмете, веществе.

Экспериментирование имеет большое значение в умственном развитии ребенка. Проведение опытов – увлекательное занятие, попробуйте дома поэкспериментировать вместе с ребенком.

      Чтобы привлечь всех родителей к этой увлекательной деятельности, мы с ребятами приготовили для вас небольшую презентацию на тему: «Мы – исследователи». Может быть, после просмотра этого небольшого фильма вам захочется заняться с вашим ребенком чем-нибудь занимательным. (Презентация)

- Мне бы хотелось услышать ваше мнение об увиденном (высказывания родителей). Вы наглядно убедились, что это несложно, все это можете повторить дома, немного фантазии, некоторые научные знания. Поверьте, детям это понравится.

Заключительная часть.

«Как отвечать на детские вопросы». Памятка для родителей по развитию любознательности у детей дошкольного возраста

«Как отвечать на детские вопросы». Памятка для родителей по развитию любознательности у детей дошкольного возраста

Внимательно относитесь к детским вопросам, не отмахивайтесь от них.

Не раздражайтесь из-за них на ребенка.

Ответы давайте краткие и доступные пониманию ребенка.

Научите ребенка играть в шахматы или шашки.

Проводите в семье различные конкурсы.

Организовывайте совместные походы в театры, в музеи, на выставки.

Проводите постоянные прогулки на природу.

Мастерите с детьми поделки из природного материала.

Поощряйте экспериментирование детей.

Читайте детям природоведческую литературу.

Относитесь к вопросам детей с уважением, не отмахивайтесь от них.

Внимательно вслушайтесь в детский вопрос, постарайтесь понять, что заинтересовало ребенка.

Давайте краткие и доступные пониманию ребенка ответы.

Ответ должен обогатить ребенка новыми знаниями, побудить к дальнейшим размышлениям.

Поощряйте самостоятельную мыслительную деятельность ребенка.

В ответ на вопрос ребенка постарайтесь вовлечь его в наблюдения за окружающей жизнью.

Отвечая на вопрос ребенка, воздействуйте на его чувства. Воспитывайте в нем чуткость, тактичность к окружающим людям.

Если ответ на вопрос недоступен пониманию ребенка, не бойтесь ему сказать: «Пока ты еще мал. Пойдешь в школу, научишься читать, узнаешь много нового и сам сможешь ответить на свой вопрос».

Любите своего ребенка!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс Тема: «Исследовательская деятельность как средство успешного развития любознательности детей»

Цель:Заинтересовать педагогов проблемой ознакомления детей с окружающим миром через экспериментальную деятельность с различными предметами.Задачи:Ознакомить педагогов с у...

Родительское собрание «Исследовательская деятельность как средство успешного развития любознательности детей»

Родительское собрание «Исследовательская деятельность как средство успешного развития любознательности детей»Цель:  Заинтересовать родителей проблемой ознакомления детей с окружающим ...

Создание оптимальной предметно-пространственной развивающей среды как средство успешного развития речи детей дошкольного возраста.

В пустых стенах ребенок не заговорит… Е. И. Тихеева[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"16890255","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"417","width":"480"}}]]...

Родительское собрание «Исследовательская деятельность как средство успешного развития любознательности детей»

Данный конспект собрания поможет раскрыть перед родителями как организовать исследовательскую деятельность с детьми дошкольного возраста....

Мастер класс для педагогов: «Исследовательская деятельность как средство успешного развития любознательности детей»

Данный мастер класс может быть интересен педагогам, работающим по теме экспериментирования и поисковой деятельности детей. Педагог, использующий экспериментирование в своей работе, найдет для себя что...

Мастер-класс для педагогов «Исследовательская деятельность как средство успешного развития любознательности детей»

Здравствуйте, уважаемые педагоги. Сегодня я хочу поделиться с вами опытом работы по организации поисково-исследовательской деятельности детей среднего дошкольного возраста. Тема моего мастер класса: «...