Мастер-класс для педагогов «Исследовательская деятельность как средство успешного развития любознательности детей»
методическая разработка

Здравствуйте, уважаемые педагоги. Сегодня я хочу поделиться с вами опытом работы по организации поисково-исследовательской деятельности детей среднего дошкольного возраста. Тема моего мастер класса: «Исследовательская деятельность как средство успешного развития любознательности детей»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master.docx20.2 КБ

Предварительный просмотр:

МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

«Исследовательская деятельность как средство успешного развития любознательности детей»

Воспитатель: Мой мастер - класс посвящен теме: «Исследовательская деятельность как средство успешного развития любознательности детей» и нашу встречу мне хочется начать с таких слов:

Любознательные дети,

 Все желают знать на свете?

Почему на небе тучи?

Почему ежи колючи?

Почему снежинка тает,

До ладошки долетая?

Почему ползут барханы?

Почему висят туманы?

Почему земля и море

Целый век друг с другом в споре

Почему звезда упала?

Почему я знаю мало?

Видно, надо не лениться

А учиться и учиться.

Воспитатель: Мы с вами живем в век компьютерных технологий, когда любая информация легкодоступна. Но очень часто элементарные вещи не понятны нашим детям и только мы можем научить их понимать, осознавать их, находить правильные ответы на вопросы.

Очень много вопросов «почему»«как»«бывает-не бывает» возникают у детей. 

- Скажите, а вам дети часто задают вопросы?

- Хорошо это, или плохо, когда дети задают много вопросов? (ответы педагогов).

- Как вы считаете, на все ли вопросы нужно отвечать сразу?

-Давайте задумаемся, может какие – то из них можно было проверить опытным путем?

Познавательно – исследовательская деятельность особенна тем, что ребенок познает объект, раскрывает его содержание в ходе практической деятельности с ним. Эксперименты и опыты развивают наблюдательность, самостоятельность, стремление познать мир, желание поставить задачу и получить результат, здесь проявляются творческие способности, интеллектуальная инициативность.

«Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам!»

Ребенок очень любознателен. Его интересует все новое, неизвестное. Он изучает все как может и чем может – глазами, руками, языком, носом. Каждый день приносит ему массу открытий, многие из которых он черпает в природе: то сосулька растаяла, то ледяная дорожка, посыпанная песком, больше не скользит; они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами (тонет - не тонет), пробуют языком в сильный мороз металлические предметы и т.п.

Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на освоение окружающего мира, он хочет его познавать. Это внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.

Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний с этическими правилами в жизни общества.

Задача взрослых – создать условия для формирования мировоззрения.

Подвижный и активный ребенок задает 400 вопросов и далеко не на все вопросы можно ответить так, чтобы ребенок понял. Для этого и существует детское экспериментирование. Для расширения кругозора можно проводить интересные, занимательные и простые опыты, не требующие специального оборудования и дорогих материалов в детском саду.

Воспитатель: чтобы организация совместной экспериментальной деятельности, дала положительные результаты, я стараюсь соблюдать два важных условия: становлюсь реальным участником, а не только его руководителем и стараюсь придать ему творческий характер. Дети очень любят играть и слушать сказки, поэтому все опыты буду показать в виде сказки и игры. Считаю это эффективным методом, потому что детям легче воспринимать и понимать новую информацию в близкой для них форме - сказки. Сказка называется «Путешествие Алисы в мир чудес».

          Итак, уважаемые коллеги, я приглашаю вас в сказку.

Жила была девочка Алиса, которая очень любила сказки и путешествия. И вот однажды собралась Алиса в свое сказочное путешествие. Дорога ей предстояла дальняя и очень интересная. Шла Алиса, шла и увидела на своем пути небольшой пруд, в нем плавало много загадочных цветов, это были кувшинки. Солнышко уже начало всходить, и девочка увидела, как распускаются эти прекрасные цветы.

Опыт № 1 «Кувшинки»

Давайте и мы поэкспериментируем. Перед вами цветы из цветной бумаги с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите кувшинки на воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться.

Как вы думайте, почему это происходит? Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.

Продолжаем сказку дальше. Приглядевшись повнимательней, Алиса увидела, что какие-то маленькие существа то появлялись на поверхности воды, то снова пропадали, это были рыбки, которые резвились на солнышке. Это так заинтересовало Алису. Почему так происходит?

Опыт №2 «Плавающие рыбки –виноградинки».

 Возьмите стакан со свежей газированной водой или лимонадом, и бросьте в нее виноградинку.

Что происходит? Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на нее тут - же начнут садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет.

Но на поверхности пузырьки лопнут, и газ улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками газа и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз, пока вода не «выдохнется»

Налюбовавшись такой красотой, Алиса решила продолжить свое путешествие, но на ее пути она не увидела мостика, чтобы перебраться на другой берег. Но возле пруда Алиса нашла лист бумаги, с помощью которого ей и надо смастерить мост. Давайте мы поможем Алисе сделать мостик и перебраться на другой берег.

Опыт № 3 «Мостик»

Предлагаю вам сделать два берега. Для того чтобы сделать берега берем два стакана с водой. Располагаем сверху лист бумаги и посередине ставим фигурку. Что происходит с фигуркой? Правильно, она падает между стаканами. Теперь берем бумагу и складываем ее гармошкой. Гармошку кладем на стаканы и сверху ставим фигурку. Теперь фигурка устойчиво стоит. Сложенная гармошкой бумага позволяет перераспределять вес равномерно, и способна выдержать нагрузку больше, чем обычный лист бумаги.

Переходя мостик, Алиса увидела лягушонка. Он сказал: «Здравствуй, Алиса, я хочу подарить тебе волшебный ключик, который ты должна сама достать со дна пруда, не замочив рук». Алиса немного подумала над этим заданием и нашла правильное решение.

 Как вы думаете, что надо сделать, чтобы справиться с заданием лягушонка?

Опыт № 4 «Достань ключик»

Правильно. Перед вам таз с водой, а на дне ключик. Берем магнит, привязанный к нитке и опускаем его в воду. Посмотрите, ключик сам примагнитился.

(достают ключик)

Достав ключик и перейдя пруд, девочка продолжила свое путешествие.

Но тут подул ветер, на небе появились тучи и пошел дождь. Алиса испугалась и спряталась под кустом. И увидела Алиса на лужах огромные пузыри. Ей стало интересно, почему так происходит?

Опыт №5 «Мыльные пузыри»

Перед вами стаканчики с мыльным раствором. Возьмите трубочку и начинайте дуть в стаканчик с раствором. Что происходит? На растворе появляются пузыри. Чем сильнее вы будете дуть, тем больше будет пузырей.

Наша сказка продолжается. После сильного ветра на землю упало несколько сломанных веточек. Алиса увидела, что веточки после того, как намокли стали распрямляться. Это очень удивило Алису. Почему так происходит? Давайте поможем Алисе разгадать эту тайну.

Опыт № 6 «Веточки»

Вам понадобится 5 спичек. Надломите их посредине, согните под прямым углом и положите на блюдце. Капните несколько капель воды на сгибы спичек. Наблюдайте. Постепенно спички начнут расправляться и образуют звезду.

Причина этого явления, которое называется капиллярность, в том, что волокна дерева впитывают влагу. Она ползет все дальше по капиллярам. Дерево набухает, а его уцелевшие волокна "толстеют", и они уже не могут сильно сгибаться и начинают расправляться.

Алиса так устала за время своего путешествия, и решила вернуть домой, где ее ждала дома мама. А вернуться домой ей поможет волшебное блюдечко с волшебным яблочком. Проведем яблочком по блюдечку, и Алиса сразу переместится в свой дом.

Опыт № 7 «Катись, катись, яблочко».

Берем блюдечко из белой бумаги, внизу картинка, водим яблочком (промасленной ватой по бумаге по кругу – спирали из центра «блюдца», приговаривая: «Катись, катись, яблочко, по блюдечку с голубой каемочкой, покажи, где живет Алиса» (проявляется картинка).

Смотрите, Алиса вернулась к себе домой.

Вот и нашей необычной сказке конец, а кто слушал и участвовал молодец!

Вывод: Главное достоинство экспериментов, опытов, которые мы проводим с детьми, позволяют ребенку взглянуть на окружающий мир по- иному. Он может увидеть новое в известном, и поменять точку зрения на предметы, явления, ситуации. Это расширяет границы познавательной деятельности, нужно лишь придать им необходимую направленность. В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации, обобщения.

Уважаемые, педагоги, надеюсь, что мастер – класс вам понравился, и вы будете вместе детьми проводить такие же и другие экспериментирования с различными материалами.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс Тема: «Исследовательская деятельность как средство успешного развития любознательности детей»

Цель:Заинтересовать педагогов проблемой ознакомления детей с окружающим миром через экспериментальную деятельность с различными предметами.Задачи:Ознакомить педагогов с у...

Родительское собрание «Исследовательская деятельность как средство успешного развития любознательности детей»

Родительское собрание «Исследовательская деятельность как средство успешного развития любознательности детей»Цель:  Заинтересовать родителей проблемой ознакомления детей с окружающим ...

Родительское собрание «Исследовательская деятельность как средство успешного развития любознательности детей»

Данный конспект собрания поможет раскрыть перед родителями как организовать исследовательскую деятельность с детьми дошкольного возраста....

Мастер класс для педагогов: «Исследовательская деятельность как средство успешного развития любознательности детей»

Данный мастер класс может быть интересен педагогам, работающим по теме экспериментирования и поисковой деятельности детей. Педагог, использующий экспериментирование в своей работе, найдет для себя что...

Родительское собрание «Исследовательская деятельность как средство успешного развития любознательности детей»

Заинтересовать родителей проблемой ознакомления детей с окружающим миром через экспериментальную деятельность с различными предметами.  Познакомить с некоторыми экспериментами, которые можно пров...

Мастер-класс класс для педагогов «Дидактическая игра как средство сенсорного развития у детей дошкольного возраста»

Актуальность: Основным средством для сенсорного развития являются дидактические игры. Использование дидактических игр на занятиях и в свободное время расширяет представление детей об окружающем мире, ...