«Играя, познаём природу!»
консультация
Обучения в игре в эколого – образовательном процессе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 25.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
«Играя, познаём природу!»
Дети любят играть. Они с удовольствием помногу раз обращаются к одним и тем же играм, игровым сюжетам. Наверное, они с радостью откликаются на предложение взрослых поиграть, предвкушая радость развлечения и не догадываясь, что на самом деле они будут… учиться.
Значение проблемы обучения в игре в эколого – образовательном процессе очень велико.
Дидактическая игра – явление многоплановое, сложное. Это и метод, и форма обучения , и самостоятельная игровая деятельность, и средство всестороннего воспитания личности.
Такая игра содержит в себе дидактическую задачу, тесно связанную с игровыми заданиями и игровыми действиями, интерес к которым и представляет успешность ёё решения. Помимо углубления знаний дидактическая задача должна предусматривать развитие умений, умственных способностей и операций, формирование личностных качеств ребенка.
Обучающая игра немыслима без игровых действий, повышающих активность детей и тем самым обеспечивающих успешность достижения необходимого результата. Вариативность игровых действий позволяет полнее раскрыть замысел игры. Заинтересовать детей, сконцентрировать их внимание на освоение знаний, умений и навыков. Для детей, начиная с 4 – 5 лет в дидактическую игру можно включать элементы состязания; при этом старшие дошкольники могут соревноваться как индивидуально, так и коллективно. Все игровые действия, без исключения, должны регулироваться правилами и ориентироваться на решение конкретных задач.
Таким образом, любая игра становиться дидактической, если в ней имеется учебная задача, игровые правила и игровые задачи.
Дидактические игры природоведческого и экологического содержания необходимо использовать с целью уточнения, закрепления, обобщения и систематизации знаний.
Играя, дети лучше усваивают знания об объектах и явлениях природы, учатся устанавливать взаимосвязи между ними и средой, узнают о способах приспособления живых существ к условиям мест обитания, о последовательной смене сезонов и об изменения в живой и неживой природе. Такие игры помогают увидеть целостность отдельного организма и экосистемы в целом, осознать уникальность и неповторимость каждого объекта природы, понять, что неразумное вмешательство человека может повлечь за собой необратимые процессы в природе.
Экологические игры
и их задачи.
Расширять, уточнять, систематизировать и закреплять представление детей о животном и растительном мире (особенности строения, приспособления). О характерных признаках сезона (осень, зима, весна, лето), их последовательности, причинах явлений, происходящих в природе. Общественных явлениях (труд людей, поведение в общественных местах); формирование умения играть в коллективе.
«Отгадай, что загадаю». (Вариант 1).
Дидактическая задача: упражнять в узнавании птиц по описанию, отражающему характерные признаки их внешнего вида; развивать память, мышление. Умение соотносить вербальный образ с визуальным.
««Отгадай, что загадаю». (Вариант 2).
Дидактическая задача: закреплять знания о птицах (морфология поведения, образ жизни и т. д.); продолжать узнавать птиц по описанию, заключенному в загадке; развивать память, мышление, воображение.
««Отгадай, что загадаю». (Вариант 3).
Дидактическая задача: обобщать и систематизировать знания о птицах; совершенствовать умение узнавать их по описанию; продолжать учить распределять птиц по группам ( перелётные и зимующие); объяснять причину отлета в теплые страны и возвращение в родные края.
«В мире клякс».
Дидактическая задача: закрепить умение узнавать живое существо на основе анализа его силуэта, отражающего особенности внешнего вида; упражнять в распределении животных по группам.
«Назови малыша»
Дидактическая задача: упражнять в назывании потомства птиц; совершенствовать умение быстро активизировать знания; развивать внимание, память, ассоциативное мышление.
«Наши помощники – глаза».
Дидактическая задача: обратить внимание детей на то, что узнаванию вещей помогают глаза (зрение) – их помощники. Учить детей беречь их помощников.
«Кто и что делает из дерева?»
Дидактическая задача: расширить представление детей о том, что разные мастера делают из дерева: дома, мебель, посуду и др. Они делают не только полезные, но и очень красивые постройки, вещи, украшают их резьбой из дерева, окрашивают в разные цвета, рисуют на деревянных вещах красивые цветы и т. д. Если бережно относиться к вещам, они долго служат человеку и не утрачивают красоты.
«Из чего сделаны платья и костюмы, кто их сделал, откуда они появились»
Дидактическая задача: дать детям понятие о том, одежда бывает сделана из хлопчатобумажной ткани. Хлопок растет там, где много тепла и солнца. Из хлопка прядут нити, а из нитей ткут хлопчатобумажные ткани: ситец, сатин и др. Платья и костюмы шьют на фабриках, в ателье и дома.
«По полям, по долам ходит шуба да кафтан».
Дидактическая задача: познакомить детей с тем, как изготавливают шерстяные ткани – из шерсти животных.
«Кто растит хлеб».
Дидактическая задача: дать представление детям о том, что хлеб нужен всем, кто его растит. Ученые, инженеры создали разные машины, помогающие людям в выращивании хлеба. Воспитывать уважение и благодарное отношение к труду хлеборобов.
«Вкусная игра».
Дидактическая задача: познакомить детей с процессом изготовления теста из муки и с выпечкой крендельков. Доставить радость от необычной деятельности и угощения малышей. Укреплять проявление добрых чувств и отношений.
«Что вырастили люди».
Дидактическая задача: подвести итог впечатлениям и представлениям детей о том. Что подарило лето и осень людям, которые трудились в саду и огороде. Уметь классифицировать овощи и фрукты.
«Какое время года?»
Дидактическая задача: учит слушать поэтический текст; воспитывать эстетические эмоции и переживания; закрепить знания о месяцах каждого времени года и основных признаках разных времен года.
«Необычное путешествие по временам года в круглый год».
Дидактическая задача: научить детей слушать содержание описательного текста и соотносить его со временем года. Закрепить представление о каждом времени года по его основным признакам, отраженным в тексте. Упражнять в размышлении, применении пояснительной речи, для доказательства правильного названия времени. Познакомить с обобщающим понятием «круглый год», с понятием смены времен года.
«Поможем Незнайке».
Дидактическая задача: закрепить знания о последовательности дней недели, месяцев в году. Учить детей слушать друг друга.
«Найди дерево».
Дидактическая задача: учить описывать внешний вид дерева, куста, цветка, – его размеры, цвет, форму листьев, наличие семян, плодов. После определения предмета – на слова «Раз, два, три – беги!» все кто правильно определил предмет, бегут к нему.
«Венок».
Дидактическая задача: знать и называть название цветов, соединяя их в венок – хоровод.
После слов ведущего: «Цветы увяли» - дети разбегаются по местам. Тот кто остался без места, продолжает игру, начиная плести венок вновь. (В игре можно использовать стихи о цветах).
«Наши растения».
Дидактическая задача: знать и называть растения данной местности.
«Где растет?»
Дидактическая задача: учит детей в игре (ловить мяч) называть то место, где растет названое растение.
«Найди пару».
Дидактическая задача: уметь находить соотношение плодов и листьев одного дерева.
Дети проходят через «волшебные ворота», соединив руки с плодом и листом одного дерева.
«Что растет в лесу?»
Дидактическая задача: знать и называть растения растущие в лесу.
«Что вырастили люди?»
Дидактическая задача: знать и называть овощи – одна команда, фрукты – другая, которые вырастили люди.
«Где спряталась матрешка?»
Дидактическая задача: уметь определять и называть растение по описанию формы стебля, листьев, цветка.
«Вершки и корешки».
Дидактическая задача: учить детей соотносить вершки и корешки одного растения.
(Можно проводить с картинками, а можно как подвижную игру).
«Какие овощи нужны для борща?»
Дидактическая задача:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Играя, познаём природу".
Игра – первая ступень бесконечной лестницы жизни. Она обучает, воспитывает, выступает надёжным средством социализации и саморазвития личности – именно поэтому она так важна д...
![](/sites/default/files/pictures/2023/07/25/picture-75487-1690282747.jpg)
Консультация для родителей "Играя, познаём природу"
Могучим фактором, способствующим интеллектуальной активности детей, является природа. Многими исследователями доказано, что любознательность, активность детей не есть свойство, присущее возрасту и раз...
![](/sites/default/files/pictures/2022/11/02/picture-1211519-1667395108.jpg)
Консультация для родителей «Играя, познаём природу»
Могучим фактором, способствующим интеллектуальной активности детей, является природа. Многими исследователями доказано, что любознательность, активность детей не есть свойство, присущее возрасту и раз...
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/22/picture-759761-1456147713.png)
Консультация для родителей «Играя, познаём природу»
Консультация для родителей «Играя, познаём природу»Именно в дошкольном возрасте, прогулка, наблюдения за природным и социальным миром, равным образом, как и игра, раскрепощают и захва...
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/15/picture-892992-1487158454.jpg)
Консультация для родителей "Играя, познаём природу"
Консультация для родителей "Играя, познаём природу"...