Семинар-практикум по использованию современных здоровьесберегающих технологий в ДОУ
методическая разработка

Методическая разработка
«Методическое сопровождение образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ДО и введения Профстандарта»

 

 

Семинар-практикум
по использованию современных здоровьесберегающих технологий в ДОУ

 

 

 

Дата: 12.11.2019

 

 

Пояснительная записка

 

Методическая работа в ДОУ призвана помочь добиться высоких результатов при минимальных затратах времени и усилий. Наиболее эффективно будет так организовать работу в данном направлении, чтобы каждый педагог мог бы проявить свои способности, приобрёл новые знания, умения и навыки, способствующие повышению его педагогической компетенции, и это в свою очередь приведёт к повышению эффективности и качеству образования учреждения в целом.

Одной из эффективных форм методической работы в детском саду является семинар-практикум, он позволяет более глубоко и систематично изучить рассматриваемую проблему, подкрепить теоретический материал примерами из практики.

Семинар-практикум отличается тем, что в него включаются практические задания, наблюдения работы коллег с последующим обсуждением. Педагоги имеют возможность не только освоить приёмы работы, но и сами разработать систему организации данного вида деятельности в определённых условиях.

Кроме этого, в ходе семинара-практикума предусматривается возможность обсуждения различных точек зрения, дискуссии, создание проблемных ситуаций, которые в итоге позволят выработать единую позицию по рассматриваемому вопросу.

Важным условием организации данной формы работы является включение всех участников семинара в обсуждаемую тему.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soprovoditelnyy_tekst.docx32.45 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка
«Методическое сопровождение образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ДО и введения Профстандарта»

Семинар-практикум
по использованию современных здоровьесберегающих технологий в ДОУ

Дата: 12.11.2019

Пояснительная записка

Методическая работа в ДОУ призвана помочь добиться высоких результатов при минимальных затратах времени и усилий. Наиболее эффективно будет так организовать работу в данном направлении, чтобы каждый педагог мог бы проявить свои способности, приобрёл новые знания, умения и навыки, способствующие повышению его педагогической компетенции, и это в свою очередь приведёт к повышению эффективности и качеству образования учреждения в целом.

Одной из эффективных форм методической работы в детском саду является семинар-практикум, он позволяет более глубоко и систематично изучить рассматриваемую проблему, подкрепить теоретический материал примерами из практики.

Семинар-практикум отличается тем, что в него включаются практические задания, наблюдения работы коллег с последующим обсуждением. Педагоги имеют возможность не только освоить приёмы работы, но и сами разработать систему организации данного вида деятельности в определённых условиях.

Кроме этого, в ходе семинара-практикума предусматривается возможность обсуждения различных точек зрения, дискуссии, создание проблемных ситуаций, которые в итоге позволят выработать единую позицию по рассматриваемому вопросу.

Важным условием организации данной формы работы является включение всех участников семинара в обсуждаемую тему.

Цель: совершенствование профессионального мастерства педагогов в освоении и последующем применении здоровьесберегающих технологий в практической деятельности

Задачи:

1. Актуализировать знания педагогов в необходимости использования здоровьесберегающих технологий в своей деятельности.

2. Сформировать представление о здоровьесберегающих технологиях.

3. Определить рамки возможного использования современных здоровьесберегающих технологий.

4.Познакомить участников семинара с опытом работы по применению здоровьесберегающих технологий в ДОУ.

Предварительная работа:

  1. выявление наиболее эффективных и востребованных видов здоровьсберегающих технологий (ЗСТ) из опыта работы ДОУ;
  2. обсуждение с педагогами их выступлений;
  3. поиск современных ЗСТ, ранее неиспользованных в ДОУ;
  4. подготовка сопроводительного материала: презентация.

Оборудование:

  1. стол для игр с водой, ёмкости с водой, акварельные краски, кисточки (для водотерапии);
  2. су-джок, мячики - «попрыгунчики» (для пальчиковой гимнастики);
  3. зелёное ароматное яблоко, апельсин, лимон, базилик, бергамот, мята, лаванда, зёрна кофе (для аромотерапии);
  4. песочный стол, контейнер с «живым песком», формочки для песка (для песочной терапии), коллекции с миниатюрными фигурками;
  5. белая и цветная бумага, клей, ножницы (для арт-терапии).

Наглядный материал: сопроводительная презентация.

Сопроводительный текст

Слайд№1 Титульный слайд

Слайд №2 Эпиграф к презентации: «Здоровье до того перевешивает все остальные блага жизни, что поистине здоровый нищий счастливее больного короля…» (Шопенгауэр Артур)

Слайд № 3 Неоспорима связь между психологическим здоровьем и физическим

Слайд № 4 Портрет психологически здорового человека: в ходе совместного обсуждения с участниками семинара составляем «портрет» психологически здорового человека, используя метод «корзина идей».

Слайд № 5 Профессия педагога относится к разряду стрессогенных, требующих от него больших резервов, самообладания и саморегуляции. По степени напряженности нагрузка педагога в среднем больше, чем у менеджеров и банкиров, генеральных директоров и президентов ассоциаций, т.е. тех, кто непосредственно работает с людьми. Поэтому изучение стрессоустойчивости педагога является одной из наиболее актуальных научно-практических задач.

Слайд № 6 Стресс- это системная реакция организма на любое физическое, биологическое, химическое, физиологическое, психологическое воздействие.

Выделяют:

  • отрицательную (дистресс) формы стресса. Негативный тип стресса, с которым организм не в силах справиться. Он подрывает здоровье человека и может привести к тяжелым заболеваниям. От стресса страдает иммунная система. В стрессовом состоянии люди чаще оказываются жертвами инфекции.
  • Положительную форму (эустресс) - стресс, вызванный положительными эмоциями» или «несильный стресс, мобилизующий организм».

Стресс – это важнейший инструмент тренировки и закаливания, ибо он помогает повышать сопротивляемость организма, тренирует защитные механизмы.

Слайд № 7 Причины стресса: перегрузка, маленькая заработная плата, мало отдыхаем, небольшой приток новых кадров- вынашивание, повышенное чувство ответственности, женский коллектив… и пр.

Проблема стрессоустойчивости педагогов выступает как проблема обеспечения сохранения и повышения продуктивности профессиональной деятельности в условиях резкого возрастания нагрузок, укрепления психологического здоровья, преодоления критических жизненных ситуаций.

Слайд № 8 Пути выхода из стресса:

1.Изменение среды: общение с домашними и (или) друзьями, погружение в среду, способную нейтрализовать стресс (литература, искусство), спортивные соревнования, церковь, смена профессии и пр.

2.Антистрессовые средства: вступление в сообщество партнеров по увлечениям, дыхательная гимнастика, исповедь, исполнение молитвы, гимнастика, мысленное перевоплощение в других и пр.

Слайд № 9 Типы ЗСТ:

  1. сохранение и стимулирование здоровья (стретчинг, ритмопластика, динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная, гимнастика бодрящая, гимнастика корригирующая, гимнастика ортопедическая, минутки вхождения в день и минутки шалости, кинезиологические упражнения и пр.).
  2. коррекционная технология (арт-терапия, технологии музыкального воздействия, сказкотерапия, технологии воздействия цветом, технологии коррекции поведения, психогимнастика, фонетическая и логопедическая ритмика и пр.).

  1. технология обучения ЗОЖ (физкультурное занятие, проблемно-игровые ситуации (игротерапия), коммуникативные игры, беседы из серии «Здоровье», самомассаж и пр.).

Слайд № 10  Хромотерапия- это один из способов влияния на психическое состояние детей при помощи определенных цветов. Благодаря данной методике можно понизить тревожность, освободится от страхов, повысить коммуникативность.

 Цветотерапия для дошкольников – это также хорошая возможность выразить свое настроение, передать эмоции и чувства, которые сложно объяснить словами укрепление и сохранение психологического здоровья дошкольников.

ЦВЕТ

ВЛИЯНИЕ

Синий

стимулирует умственную деятельность, оказывает успокаивающее воздействие, расслабляет, снимает спазмы, уменьшает

головные боли, понижает аппетит.

Голубой

оказывает тормозящее действие при психическом

возбуждении

Фиолетовый

угнетает психические процессы, снижает настроение

Красный

активизирует, повышает физическую работоспособность, улучшает кровообращение, нормализирует работу пищеварительного тракта, оказывает благотворное действие на нервную систему при депрессии, стрессе, головных болях, вызывает ощущение теплоты, стимулирует психические процессы

Зеленый

успокаивает, повышает защитные силы организма

Розовый

оказывает тонизирующее воздействие

Желтый

вызывает чувство покоя, нейтрализует негативные действия

Белый

считается цветом очищения, единения, открытости, оказывает

тонизирующее действие на организм человека

Слайд №11 Водотерапия - использование воды в целях оздоровления – метод древний, доказавший свою эффективность. Вода обладает свойством смывать не только грязь, но и отрицательные эмоции. По воздействию на организм вода может быть приравнена к физическим упражнениям, в результате которых тонизируется сердечная мышца, сосуды и капилляры, усиливается кровоток. Для расслабления  полезно просто смотреть на воду. Самое доступное упражнение – мытье рук от локтей к запястьям в прохладной воде, таким образом, активизируется мозговое кровообращение, снимается  усталость.

Игры с водой – это эффективный способ самотерапии. Вода способна «заземлять» отрицательную энергию. Они обладают психотерапевтическими свойствами, способствуют релаксации. Создает благоприятную почву для развития эмоциональной сферы детей. Игры способствуют развитию тактильно-кинестетической чувствительности, мелкой моторики рук, координации движений в системе «глаз-рука», позволяют успешно развивать психические познавательные процессы, формировать приемы логического мышления.

Слайд №12 Пальчиковая гимнастика с использованием нетрадиционного оборудования – мы развиваем речь. Для этого необходимо стимулировать работу пальчиков ребенка, начиная с раннего возраста. Пальчиковый тренинг должен быть разнообразным, эмоционально приятным, неутомительным и динамичным. Существует множество игр и упражнений для развития мелкой моторики. Их можно разделить на следующие группы: пальчиковые игры, игры с мелкими предметами, игры с прищепками, скрепками, эспандерами, Су-Джок терапия, лепка и рисование, массаж пальчиков. Дети с большим увлечением выполняют двигательные упражнения с использованием нетрадиционного материала.

Целью упражнений с использованием нетрадиционного материала являются:

  • развитие мелкой моторики рук, тактильной чувствительности;
  • закрепление названия цветов;
  • развитие логического мышления;
  • воспитание усидчивости;
  • расширение и активизация словаря;
  • развитие творчества и воображения;
  • развитие памяти, внимания, мышления;
  • развитие сенсорных навыков;
  • развитие пространственных представлений.

Слайд №13 Массаж 

 Игровой массаж обладает не только лечебным действием, проводить его можно и с профилактической, и с гигиенической целью. Детский игровой массаж оказывает влияние на физическое и психическое развитие ребенка. Так же игровой массаж стимулирует рост и развитие мышечной массы, способствует поддержанию оптимального тонуса, является своеобразным раздражителем рецепторов кожи глубже лежащих тканей. Укрепляя организм и содействуя общему развитию, массаж помогает предупредить заболевания. 

Цель: сохранение и укрепление психического и физического здоровья и приобщение дошкольников к основам здорового образа жизни, через игровой массаж.

Массаж для детей дошкольного возраста чрезвычайно полезен. Он способствует релаксации всего организма. В профилактических целях его лучше делать вечером, перед самым сном. С его помощью достигаются следующие результаты:

  • укрепляется иммунитет;
  • улучшается кровообращение;
  • нормализуется мышечный тонус;
  • успокаивается нервная система;
  • развиваются органы дыхания;
  • улучшается пищеварение;
  • выделяется витамин D, препятствующий возникновению рахита.

Слайд №14 Дыхательная гимнастика - один из способов повысить иммунитет, предотвратить частые простудные заболевания, восстановить дыхательную систему после болезни.

Слайд №15 Ароматерапия - это лечение ароматами, процесс дыхания ароматов, использование растительных экстрактов за счет эффективного воздействия на эмоции и настроение. В процессе аромотерапии активизируются биологические процессы в организме, повышается общая работоспособность организма, появляется чувство радости, замедляются процессы утомления. Примеры ароматов:

- зелёное яблоко- при мигрени;

-апельсин-работоспособность;

-лимон- помогает адаптироваться к новым условиям;

-базилик-устраняет комплексы;

-бергамот-позволяет добиться успехов;

-мята- обновляет энергетику;

-лаванда- восстанавливает силы.

Слайд №16 Песочная терапия позволяет поддерживать психическое здоровье, развивает познавательные процессы. Однако стоит помнить, что в ходе песочной терапии не нужно специально учить ребёнка каким-то специальным поведенческим навыкам, нужно дать ему возможность быть самим собой.

Песочная терапия помогает снимать стресс, снижает уровень нервно-психического напряжения, поднимает настроение, способствует возникновению положительных эмоций. С помощью игр с песком можно развивать и интеллектуальные способности, и тактильно-кинестетическую чувствительность, и мелкую моторику, и фонематический слух, а также проводить коррекцию звукопроизношения, обучать чтению, счету. Однако стоит помнить о противопоказаниях: повышенный уровень тревожности; астма или аллергия на пыль и мелкие частицы; кожные заболевания и порезы на руках.

Этапы работы с песком: прикосновений на поверхности сухого песка, игра и упражнения с погружением рук в песок, этап прикосновений и игр на поверхности мокрого песка.

Слайд №17 Диссоциация - это технология, позволяющая мысленно отстраниться от нежелательного явления или проблемы, это взгляд со стороны.

Пример: как-то Наполеон в присутствии всего двора накричал на своего министра иностранных дел графа Талейрана, бросая ему в лицо самые низкие ругательства, называя его вором, клятвопреступником, изменником и пр. Зная эту хитрую лису Талейрана, можно было предположить, что обвинения не беспочвенны, а, зная Бонапарта, можно было предположить, что дело принимает крутой оборот.

Многие наполеоновские вельможи и после менее серьезных разборок заканчивали жизнь кто от инфаркта, кто на эшафоте. Тем не менее, министр молча, без всякого выражения на высокомерном лице, выслушал императора и, ничего не сказав в ответ, повернулся и вышел из парадного зала в переднюю, где бросил только одну, но убийственную фразу. Эти слова вмиг перевели его из категории «мальчика для битья» в глазах придворных, в более привычный для него статус мудрейшего человека Европы. Уходя из дворца, Талейран произнес: «Как жаль, что такой великий человек, так дурно воспитан». (Мы, конечно, не знаем, о чем думал граф Талейран, когда его распекал император, но, судя по его реакции и последним словам, он представил, как это выглядит со стороны: маленький, брызгающий слюной человечек, называющий себя владыкой мира, осыпает самыми последними ругательствами мудрейшего дипломата Европы, который по возрасту годится ему в отцы. Забавная и поучительная картинка, но не более того. Разве здесь есть повод переживать?)

Способы дислоцированного восприятия:

А) Например, вы можете представить свою стрессовую ситуацию в виде фильма, который вы наблюдаете на экране. Представьте, что неприятная ситуация снята режиссёром, и вы просматриваете эту запись, как сторонний наблюдатель. Как это выглядело со стороны, где вы были, что делали, как двигались и т. д. Попробовали? Хорошо. Теперь сделайте изображение черно-белым, и мысленно прокрутите пленку еще раз. Почувствуете, как угасают ваши эмоции? Убавьте звук и уменьшите изображение, и ваши неприятные переживания тоже потускнеют и окажутся вдали от вас.

Б) Вас задел за живое сослуживец, который приписал себе решение производственной задачи, в то время как идея пришла первой в вашу голову? Вы вне себя от ярости и праведного гнева? Замечательно. А теперь представьте, как эта ситуация выглядит с борта Международной космической станции? А с поверхности Марса? Или измените не пространственный, а временной масштаб. Подумайте, как вы будете думать о своем эмоциональном порыве через месяц? Наверное, он покажется мелкой стычкой по забытому поводу. А через год вы будете помнить, из-за чего у вас сегодня подскочило давление? Вряд ли. А через пятьдесят лет?

В) Упражнение «Тело и настроение»:

«Сядьте, согнувшись вперед и обхватив руками голову, после чего, находясь в таком положении, четко произнесите фразу «Человек - звучит гордо», после чего прислушайтесь к своим ощущениям. Насколько они соответствуют пафосному характеру этой фразы.

Теперь выполните вторую часть упражнения. Выпрямитесь, пошире расставьте ноги, раскиньте руки в стороны и сладко потянитесь, как это делают люди после долгого сна. Теперь, оставаясь в том же положении, улыбнитесь и вслух произнесите: «Как паршиво я себя чувствую». Как ощущения? Вы поверили своим словам?

Слайд №18 Смехотерапия:

смех полезен для духовного и физического состояния человека. Когда человек смеется, усиливается приток крови к мозгу и клетки серого вещества получают больше кислорода. В результате уменьшается усталость, очищаются верхние дыхательные пути, улучшается циркуляция крови в сосудистой системе. Смех и эмоции способны делать необъяснимые с точки зрения науки чудеса: укреплять иммунитет, лечить разные болезни, справляться с теми трудностями, которые раньше нам были не под силу. Любители похохотать действительно реже болеют - это научно доказанный факт. Одно из исследований даже показало, что младенцы смешливых матерей значительно реже болеют ОРВИ! 

Одна минута смеха может заменить пятнадцати минутам езды на велосипеде, а посмеявшись десять - пятнадцать минут вы можете сжечь калории, которые содержатся в плитке шоколада, ещё 10минут смеха нормализуют давление.

Слайд №19 Садовая терапия - это осознанное использование растений и природных материалов в здоровьесберегающих целях. Работа с растениями является одним из старейших видов активной терапии, которая положительно влияет на психологическое и физическое состояние человека. Она включает в себя: легкую физическую нагрузку, нахождение на свежем воздухе при работе в саду, улучшается координация движения и концентрируется внимание, развивается память, зрительные образы, запахи, звуки, тактильные ощущения и другие виды чувственной стимуляции (взаимодействуют все органы чувств, запускается звуко-, арома-, цветотерапия и пр.), устанавливается эмоциональный контакта с природой, ответственность за растения, (воспитывается вера в себя и чувство любви к себе, уменьшаются агрессия и стрессовое напряжение, возрастают возможности личности для социализации).

Слайд № 20 Арт-терапия - (лат. аrs – искусство, творчество, греч. therapeia – лечение, исцеление) представляет собой ЗСТ, которая основывается на художественном творчестве. Это естественный и бережный метод исцеления и развития души через художественное творчество, активно развивающийся как комплекс психотерапевтических методик. Для методов арт-терапии характерно то, что в центре внимания находится не столько произведение искусства (продукт творчества), сколько конкретная и уникальная личность автора с ее потребностями, мотивами, ценностями и стереотипами. При этом рассматриваются процессы взаимодействия личности с произведением искусства (с творческой продукцией) во всем их качественном многообразии. Здесь нет никаких норм, есть лишь некоторые параметры для относительного сравнения, например, по глубине воздействия.

 В завершении встречи: притча о морских звёздах:

Человек шёл по берегу, и вдруг увидел мальчика, который поднимал что-то с песка и бросал в море. Человек подошёл ближе и увидел, что мальчик поднимает с песка морских звёзд. Они окружали его со всех сторон. Казалось, на песке — миллионы морских звёзд, берег буквально усеян ими на много километров.

- Зачем ты бросаешь этих морских звёзд в воду? — спросил человек, подходя ближе.

 - Если они останутся на берегу до завтрашнего утра, когда начнётся отлив, то погибнут, — ответил мальчик, не прекращая своего занятия.

 - Но это просто глупо! – закричал человек. — Оглянись! Здесь миллионы морских звёзд, берег просто усеян ими! Твои попытки ничего не изменят! Мальчик поднял следующую морскую звезду, на мгновение задумался, бросил её в море и сказал:

- Нет, мои попытки изменят очень многое… именно для этой звезды!

 - Давайте же стремиться помочь как можно большему количеству людей!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для воспитателей «Использование современных образовательных технологий как средство повышения качества дошкольного образования»

Современные технологии обучения и воспитания детей дошкольного возраста.1. Процесс реорганизации всей системы образования, протекающий много лет, предъявляет высокие требования к организации дошкольно...

Семинар-практикум с педагогами "Использование современных образовательных технологий как средство качества дошкольного образования"

Семинар-практикум содержит консультационный и практический материал из опыта работы Гусаровой Е.В....

Семинар-практикум для педагогов «Использование современных технологий в процессе сенсорного развития детей раннего возраста»

Семинар- практикум для педагогов "Использование современных технологий в процессе сенсорного развития детей раннего возраста"...

Семинар-практикум для педагогов "Использование современных образовательных технологий как эффективного средства по формированию элементарных математических представлений у дошкольников"

Цель: Развитие профессиональной компетентности, формирование личностного профессионального роста педагогов по применению в работе современных образовательных технологий (игровой технологии )....

Семинар-практикум для педагогов «Использование современных педагогических образовательных технологий в познавательном развитии дошкольников»

Семинар-практикум для педагогов«Использование современных педагогических образовательных технологий в познавательном развитии дошкольников»...