Современное воспитание подрастающего поколения.
статья (старшая группа)

Статья "Нравственное воспитание"

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Нравственное воспитание  всегда стояло на первом месте в системе воспитания и считалось основой воспитательного процесса. Менялась жизнь,  устройство общества, уровень развития, но на всех этапах развития –непременным приоритетом в образовательном процессе оставалось нравственное воспитание личности. По требованиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, задачи нравственного воспитания всегда решаются в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» и интегрированы в другие образовательные области . Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования задает ориентиры нравственного воспитания дошкольников, которые призваны помочь формирующейся личности адаптироваться в современных условиях, принять сложившиеся в современном социуме нравственные нормы общежития, обеспечить успешную социализацию ребенка . Нравственные поведения являются  собой устойчивые формы построения повседневной жизни человека в быту, общении и различных видах деятельности. Эти формы взаимосвязаны . Основной задачей нравственного воспитания дошкольников в системе дошкольного образования является формирование у воспитанников нравственного сознания, обеспечивающего устойчивое нравственное поведение и нравственные чувства, адекватные современному образу жизни. Соблюдение моральных требований, их поддержка личностью, обычно ассоциируется с добром. Немаловажную роль здесь играет  характер нравственности и ее содержание. Более того, по мнению исследователя, моральные усовершенствования поддерживаются не только силой общественного мнения. Большую роль в этом играют нравственные обычаи, привычки и традиции, которые культивируются в обществе. Нравственное воспитание становится более прочной, когда соблюдение нравственных норм и правил приобретает характер привычных способов поведения и деятельности. Как правило, соблюдение нравственных требований общества в конечном итоге зависит от самой личности. Воспитание – это функция общества по подготовке подрастающего поколения к жизни, осуществляемая всем социальным устройством: общественными институтами, организациями, церковью, средствами массовой информации и культуры, семьей и школой. В более узком, педагогическом смысле – это специально организованный и управляемый процесс формирования человека, осуществляемый педагогами в учебно-воспитательных учреждениях и направленный на развитие.Виды воспитания классифицируются по разным основаниям. Это и умственное, трудовое, физическое и нравственное воспитание. Умственное воспитание – специально организованный педагогический процесс, направленный на формирование системы знаний и умений, способов умственной деятельности и развитие познавательной активности детей . Трудовое воспитание – целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения потребности в разнообразной трудовой деятельности (учебной, трудовой, общественной и т. п.), уважения к труду человека, осознанного и добросовестного отношения к своей работе и обязанностям . Физическое воспитание – система совершенствования человека, направленная на физическое развитие, укрепление здоровья, обеспечение высокой работоспособности и выработку потребности в постоянном физическом самосовершенствовании . Нравственное воспитание – целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения высокого сознания, нравственных чувств и поведения в соответствии с идеалами и принципами морали . Анализ научной литературы по проблеме нравственного воспитания показывает, что единого подхода к содержанию нравственного воспитания не существует. Но, тем не менее, можно выделить некоторые подходы к содержанию процесса нравственного воспитания, такие как когнитивный, оценочно-эмоциональный, интегративно-мировоззренческий. Восприятие информации о нравственности и выработка собственных ценностных ориентации невозможны только на знаниевом уровне. В этом процессе большую роль играют эмоции. Нравственное воспитание рассматривается как процесс формирования оценочных суждений, характеризующих отношение к нравственным ценностям, взаимоотношениям людей, устойчивость, глубину и силу нравственных чувств. Стержневым компонентом нравственного воспитания в данном случае является развитие нравственных чувств, выработка нравственных оценок и системы жизненных отношений (личных, общественных, государственных. Основными компонентами нравственного воспитания сторонники данного подхода выделяют формирование навыков и привычек поведения, формирование умения делать нравственный выбор в процессе разнообразной деятельности и общения с. Нравственное воспитание – это процесс, направленный на формирование и развитие целостной личности ребенка, предполагает становление его отношения к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и самому Кроме того, выделяют следующие задачи нравственного воспитания:

 • формирование нравственного сознания у воспитанников. Это совместная деятельность педагога и детей, направленная на усвоение правил и норм поведения;

 • развитие нравственных чувств. Данная задача реализуется через воздействие педагога на сознание и эмоциональную сферу воспитанников;

 • формирование умений и привычек нравственного.

Дети, общаясь со сверстниками и взрослыми, согласовывают свою деятельность, подчиняясь определенным нормам, правилам и требованиям. В свою очередь, рассматривая понятие «нравственные нормы», анализ психолого-педагогической литературы показал, что в старшем дошкольном возрасте дети способны следовать им, что особенно важно для формирования нравственного сознания. Более того , в старшем дошкольном возрасте возникают психологические предпосылки для формирования различных этических представлений . Нравственная норма может побуждать ребенка к определенным поступкам и действиям, а может и запрещать или предостерегать от них . В процессе усвоения нравственных норм формируются такие личностная характеристика, как нравственная воспитанность, которая материализуется в общественно ценных свойствах и качествах личности, проявляется в отношениях, деятельности, общении. О нравственной воспитанности свидетельствует глубина нравственного чувства, способность к эмоциональному переживанию. Кроме того, нравственная воспитанность характеризуется зрелостью нравственного сознания личности: моральной образованностью, способностью анализировать, судить о явлениях жизни с позиции нравственного идеала. Важную роль в развитии нравственных переживаний играют ситуации, когда ребенок взаимодействует с ровесниками, между которыми возникают равноправные партнерские отношения. Следовательно, у старшего дошкольника возникает потребность в нравственных ориентирах: как поступить, как будет чувствовать себя сверстник, как сохранить отношения с ним. Моральная оценка поступков из внешних требований становится собственной оценкой ребенка, и включает в себя его переживания воспитание.. Кроме того, практикой для развития нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста выступает сюжетно-ролевая игра, где возникает потребность учитывать интересы партнера – сверстника. Благодаря игре дети 5–7 лет, не только переживают, но и лучше осознают нравственные нормы . Старший дошкольник при выборе друзей опирается на деловые и личностные качества, привычки, предпочтения сверстников. В развитии нравственных чувств ведущее значение имеют общение и совместная деятельность ребенка с взрослыми  . Формирование нравственных представлений включают в себя развитие понятий, убеждений, системы оценочных суждений, которыми личность начинает руководствоваться в поведении . Эта последовательность выражена цепочкой следующих действий: выдвижение образца нравственного поведения → действие ребенка по образцу → повторение образца → выработка стереотипа, при котором ребенок ощущает социальную значимость нравственного поступка → возникновение у ребенка потребности опираться на данный стереотип в сходных Формирующиеся нравственные представления начинают играть регулирующую функцию в поведении детей, их взаимоотношениях с окружающим людьми . В старшем дошкольном возрасте критерии нравственной воспитанности такие, как нравственные представления, нравственные чувства и нравственное поведение рассматриваются как в положительной, так и в отрицательной модальности. Критерии нравственной воспитанности положительной модальности: доброта, честность, справедливость, дружба, радость. Критерии нравственной воспитанности отрицательной модальности: хитрость, лживость, жестокость, себялюбие, трусость, ленность, жадность, грубость . Низкая нравственная воспитанность выражается в импульсивном поведении, недостаточно осознанном в рамках норм и требований общественной морали. Такое положение возникает при отсутствии внимания к нравственному просвещению, к четкой организации нравственной жизни. Высокая нравственная воспитанность детей определяется единством развитого нравственного сознания, мышления, воли, чувств и поведения. Она достигается при условии целостности процесса воспитания, единства формирования нравственного сознания и жизни . Признаками нравственной воспитанности является отношение личности, добровольное выполнение определенных действий, мотивы действий. Таким образом, можно сделать вывод о том, что нравственное воспитание – это целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. Результатом процесса нравственного воспитания является нравственная воспитанность, которая характеризуется способностью анализировать, судить о явлениях жизни с позиций нравственного идеала, давать им самостоятельную оценку. Нравственная воспитанность – это устойчивость положительных привычек и привычных норм поведения, культура отношений и общения в условиях детского коллектива. Выделены такие компоненты нравственной воспитанности детей старшего дошкольного возраста, как развитие нравственных представлений, формирование нравственных чувств и нравственного поведения личности. «Нравственные представления» подразумевают расширение жизненного опыта, который приводит к углублению и обобщению, а также приближает ребенка к элементарным нравственным понятиям. Нравственные чувства являются эмоциональными ощущениями, переживаниями, которые возникают у ребенка в процессе реальных нравственных отношений. В свою очередь, нравственное поведение – это формирование механизма перевода нравственных поступков в нравственные привычки. Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста невозможно без формирования моральной сознательности, моральной совести и собственного отношения к поступкам и действиям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД "Хоровод дружбы"Актуальность: Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родно

Актуальность: Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных.Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, се...

Консультация для воспитателей и педагогов «Духовно – нравственное воспитание подрастающего поколения – это направление, которое сама жизнь выдвинула в настоящий момент в качестве приоритетного в системе воспитания»

Снижение культурного и интеллектуального уровня нации требует возрождения традиционной духовно – нравственной иерархии ценностей. Потеря нравственных ориентиров, обесценивание таких категорий, к...

Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. В детском саду трудовое воспитание заключается в ознакомлении детей с трудом взрослых, в приобщении детей к доступной им трудовой деятельности.

Цель: учить детей ухаживать за комнатными растениями; поливать из леечки водой комнатной температуры; закреплять знания детей о разных способах полива комнатных растений. Развивать аккуратность при...

Консультация для родителей " Организация нравственно-патриотического воспитания дошкольников Патриотическое воспитание подрастающего поколения "

Патриотическое воспитание подрастающего поколения - одна из самых актуальных задач нашего времени....

Патриотическое воспитание подрастающего поколения в условиях современной системы образования

О работе педагогов по патриотическому воспитанию дошкольников...