Использование дидактических игр для развития познавательной активности детей
материал (младшая группа)

Кокова Елена Ивановна

Опыт использования дидактических игр для развития познавательной активности  детей младшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poznavatelnoe_razvitie_detey.odt32.67 КБ

Предварительный просмотр:

Использование дидактических игр для развития познавательной активности детей

                

                                                                    Игра – это искра, разжигающая огонёк

                                                                пытливости и любознательности.

                                                                                        В. А. Сухомлинский

        В соответствии с ФГОС дошкольного образования, познавательное развитие – это одна из пяти образовательных областей программы дошкольного образования, которая предполагает:

- развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

- формирование познавательных действий,

- становление сознания; развитие воображения и творческой активности;

- формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др., о малой родине и Отечестве,

- представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

        Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от природы. Формирование у дошкольников познавательного интереса является одной из важнейших задач организации образовательного процесса в детском саду. Познавательная активность проявляется с рождения и интенсивно развивается на протяжении всего дошкольного детства и продолжает  развиваться дальше практически на протяжении всей жизни. Однако дошкольное детство – очень важный период. Именно в это время закладывается фундамент всего дальнейшего познания мира.

        Работая с детьми младшего дошкольного возраста, я использую дидактические игры в разных видах деятельности. Они являются и игровым методом обучения и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребёнка. Играя в дидактические игры, дети овладевают новыми знаниями, умениями, легче запоминают материал, осваивают новые способы деятельности, сравнивают, различают, сопоставляют, обобщают. Ребенка привлекает в игре не обучающий характер, а возможность проявить активность, выполнить игровое действие, добиться результата, выиграть. Возможность обучать маленьких детей посредством активной содержательной, интересной для них деятельности - отличительная особенность дидактических игр.

        Дидактические игры для детей позволяют не только узнать что-то новое, но и применить полученные знания на практике. Несомненно, такие навыки станут основой дальнейшего успешного обучения, развития важных интегративных качеств: любознательный, активный; эмоционально-отзывчивый; способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту; способный управлять своим поведением и планировать свои действия.

        Дидактическая игра обеспечивает благоприятные условия для решения педагогических задач с учётом возможностей детей, дает возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, помогает сделать учебный материал увлекательным, создать радостное рабочее настроение. Ребёнок, увлечённый игрой, не замечает того, что учиться, хотя то и дело сталкивается с заданиями, которые требуют от него мыслительной деятельности.

        Приведу несколько примеров  дидактических игр.

Дидактическая игра «Корзинка с фруктами, овощами и ягодами» способствует развитию речи, крупной и мелкой моторики, формирует элементарные математические представления развивает зрительное восприятие, умение выделять цвет, форму.  Играть можно как индивидуально, так и с группой детей. Какие же игры можно организовать используя этот материал?

В играх «Один-много», «Каких овощей не стало?», «Какие овощи появились?», «Угадай по описанию», «Ягода или фрукт?» и др. можно использовать задания разной степени сложности. Начать с понятий «много», «один», «ни одного», «большой», «маленький», разбирая содержимое корзинки на большие и малые группы. Описывая овощ, фрукт или ягоду использовать такие признаки, как форма, цвет, запах, вкус, твердость, особенности поверхности.

В играх «Сварим суп», «Сварим компот» дети узнают, что необходимо положить в корзинку, чтобы сварить суп, компот. При этом они знакомятся с внешним видом, предназначением и вкусовыми особенностями овощей и фруктов, запоминают название овощей, фруктов и ягод.

Можно организовать игры «Собери урожай», «Где растет овощ?», «У кого больше?», «Кто быстрее соберет корзинку?». Игра «Составь фруктовый букет» научить детей классифицировать предметы по цветам и оттенкам, подбирать их в определенной цветовой гамме.

        Другой пример, дидактическая игра «Большая стирка». Играя в неё у детей развивается зрительное восприятие, умение выделять цвет, форму, называть предметы одежды.

Варианты организации игры:

  • этапы стирки, что за чем;
  • разложить одежду в стиральные машинки по цвету;
  • разложить одежду по форме фигур, изображенных на ней;
  • разложить вещи согласно сезону года (Положи все летние вещи в красную машинку, а зимние в синюю);
  • вывесить вещи подбирая прищепку нужного цвета.

Это лишь малая часть игр, которые используются мною в работе по развитию познавательной активности детей.

        По утверждению К. Д. Ушинского, в игре ребенок «живет» и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни. В игре ребенок учиться подчинять свое поведение правилам игры, познает правила общения с людьми, развивает свои умственные способности и познавательные интересы, которые особенно важны для успешного обучения в школе.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование приемов мнемотехники в развитии познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.

На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем.Поэтому педагогическое...

Опыт работы" Развитие познавательной активности детей через использование математического моделировния и занимательных дидактических игр математического содержания"

В данном опыте работы представлено математическое моделирование через кодирование геометрических фигур, классификация, сериация....

«Игровая мотивация как средство повышения познавательной активности детей с задержкой психического развития на психологических занятиях» (с использованием героев современных мультипликационных фильмов)

«Игровая мотивация как средство повышения познавательной активности детей с задержкой психического развития на психологических занятиях» (с использованием героев современных мультипликационных фильмов...

Использование дидактических игр на основе палочек Кюизенера для развития познавательной активности детей 4-5 лет

Актуальностью моей работы является использование дидактических игр на основе палочек Кюизенера  как средства сенсорного развития, формирования     элементарных математических ...

Формирование познавательной активности детей раннего возраста через использование дидактических игр и упражнений

Одним из эффективных приёмов и методов в работе по формированию познавательной активности у детей раннего возраста являются дидактические игры и упражнения.....

Консультация по обобщению опыта "Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста с использованием инновационных технологий, как средство успешной социализации детей в школе".

В данном материале обобщён опыт использования  инновационных технологий , как средство успешной социализации детей в школе.Применение на практике гибкой системы организации непосредственно образо...