Сообщение "Развитие интеллектуального творческого потенциала ребёнка через проектно-исследовательскую деятельность"
опыты и эксперименты

Этот материал был озвучен на педагогическом совете по теме" Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольника через организацию детского эксперементирования"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_intellektualno-tvorcheskogo_potentsiala_reyonka.docx340.92 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА ДЕТСКИЙ САД №21 «РАДУГА»

http://images.myshared.ru/10/958872/slide_32.jpg

Педагогический совет на тему:

«Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольника через организацию детского экспериментирования»

Сообщение на педагогическом совете на тему:

«Развитие интеллектуального творческого потенциала ребёнка через проектно-исследовательскую деятельность»

Подготовила музыкальный руководитель:

Лукьянова Ольга Александровна

http://www.creativetykes.com/wp-content/uploads/2014/10/kindergarten-music-activities-after-school-activities.png

Г. Высоковск

Существует проектно - исследовательская деятельность, благодаря  которой можно проследить интеллектуально-творческое  развитие дошкольников.

И в художественно-эстетическом воспитании есть уникальная возможность выявить  этот потенциал, т.к. музыка и театрализованная деятельность несет в себе не только эмоции, но и огромный мир идей, мыслей, образов. Что позволяет интеллектуально-творчески развиваться.

Интеллектуальное развитие дошкольников на музыкальных занятиях осуществляется в разных видах музыкальной деятельности. Например, при восприятии музыки: дети сравнивают, сопоставляют музыкальные  произведения, что рождает проблемную познавательно-оценочную ситуацию.   Созданию проблемных ситуаций способствуют приемы, побуждающие к поиску аналогий, обобщению. Такие же приёмы я использую и в театрализованной деятельности. Дети впервые слышат название музыкального произведения, незнакомые слова, подходящие к данному образу, к жанру,  имена и фамилии композиторов, художников, факты их биографий, тем самым пополняя свой потенциальный запас.

При музыкально-ритмических движениях, ребёнок ощущает характер музыки, смену настроений. И чтобы было наиболее понятно детям, предлагаю, для сравнения несколько вариантов. В такой проблемной ситуации дети должны выбрать, например, из нескольких движений одно, наиболее соответствующее характеру музыки. Проблемная ситуация может быть усложнена: ребенку самому предлагается найти один или несколько вариантов движений, соответствующих музыке, по - своему использовать знакомые движения и т.д.

Двигательное «экспериментирование» под музыку является хорошим средством развития творческого воображения детей. Такие же игры и задания могут подходить и к театрализованной деятельности. Игры «Путешествие», «В осеннем парке», «Живая картина» основаны на двигательном и пантомимическом моделировании они побуждают детей к осознанию свойств музыкальной речи, к различению выразительных интонаций, пауз, акцентов.

Наряду с восприятием музыки и движением музыкальная деятельность включает в себя пение и игру на музыкальных инструментах, основанных на опыте восприятия. Музыкально-слуховые представления - умение представить и воспроизвести высоту музыкальных звуков в мелодии можно развить именно в этих видах музыкальной деятельности. При развитии музыкально-слуховых представлений применяется метод сравнения, анализ, сопоставление, запоминание, которые  влияют не только на музыкальное, творческое развитие, но и на интеллектуальное.

Дети любят упражнения, в которых раскрывается их творческий потенциал, такие как «Придумай колыбельную», «Сочини и спой песенку к картинке», «Песня для мамы»  и другие.  

В процессе музицировали, дети старшего дошкольного возраста уже сами  решают поставленные перед ними поисковые задачи: выбрать инструмент для оркестровки, выбрать один из знакомых им способов звукоизвлечения, поменять инструменты в соответствии с изменением характера музыки. Такой творческий эксперимент способствует развитию интеллектуальных качеств.

Наиболее широко творческую и интеллектуальную активность можно проследить в проектно-исследовательской деятельности.  Основная цель таких проектов  – развитие творческих способностей. И, конечно же, уделяется огромное внимание тренировке и развитию памяти, мышлению, воображению, речи. Прежде, чем приступить к  работе над проектом, необходимо выбрать тему, актуальность,  создать условия для реализации познавательной деятельности детей. Такие варианты вопросов: «А как ты думаешь? А как, по-твоему? Не кажется ли тебе, что…» воспитывают привычку в детях размышлять, заставляют их искать ответ, фантазировать, а для этого необходимо вслушаться в музыку. При этом у детей формируется музыкальное мышление, способность к элементарным суждениям и оценкам, развивается творческое воображение, углубляется эмоциональное сопереживание, интерес к музыке.

По окончании проекта исследовательской деятельности проводится диагностика, в которой показывается качество освоения детьми образовательного материала. И определяются критерии оценки ожидаемых результатов и уровень усвоения программы. Делается вывод, где указывается насколько вырос интеллектуально - творческий потенциал ребёнка. При чём, воспитанник не должен чувствовать, что его проверяют, выявляют  уровень развития. Диагностические задания должны вызывать у детей положительные эмоции, связанные с игрой, желанием общаться .

Делаем вывод, что вся работа, направленная на развитие интеллектуально-творческого потенциала не проходит даром. Дети становятся более уверенными, любознательными, раскрепощёнными, самостоятельными, с ними интересно общаться не только ровесникам, но и нам взрослым, а значит, мы  достигаем основной цели образовательной деятельности и создают условия для полноценного развития дошкольника


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация «Развитие творческого потенциала детей через опытническо-экспериментальную деятельность»

Тема: «Развитие творческого потенциала детей через опытническо-экспериментальную деятельность»...

Обобщение опыта на районной августовской конференции Тема "Развитие творческого потенциала ребёнка через бумажную мозаику"

Одним из источников формирования у детей эстетического отношения к действительности выступают произведения декоративно-прикладного искусства. Оно близко к понятию детей, привлекает простотой фор...

Развитие творческого потенциала дошкольников через познавательно-исследовательскую деятельность

Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок п...

«Развитие познавательного интереса, интеллектуально творческого потенциала дошкольников через опытно экспериментальную деятельность дошкольников».

Консультация для воспитателей на тему:«Развитие познавательного интереса, интеллектуально творческого потенциала дошкольников через опытно экспериментальную деятельность дошкольников»....

«Развитие познавательного интереса, интеллектуально творческого потенциала дошкольников через опытно экспериментальную деятельность дошкольников».

Консультация «Развитие познавательного интереса, интеллектуально творческого потенциала дошкольников через опытно экспериментальную деятельность дошкольников»....