Обобщение опыта на районной августовской конференции Тема "Развитие творческого потенциала ребёнка через бумажную мозаику"
материал

Бусовикова (Мусонова) Оксана Викторовна

 Одним из источников формирования у детей эстетического отношения к действительности выступают произведения декоративно-прикладного искусства. Оно близко к понятию детей, привлекает простотой формы, яркостью цвета. К декоративно-прикладному искусству относится и мозаика. Мозаика - это искусство подражать живописи набором мелких кусочков одного или нескольких различных материалов - и в этом её особая ценность. Приобщение детей к мозаике оказывает большое влияние на эстетическое, умственное, нравственное, трудовое развитие детей, т.е. воспитания в комплексе, способствует успешной подготовке детей к школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАДОУ

«Детский сад комбинированного вида №15 с. Кабанск»

Обобщение опыта

педагогической работы

на районной августовской конференции

в пгт Селенгинск

«Развитие творческого потенциала ребёнка через бумажную мозаику».

Подготовила выступление

Бусовикова О.В.

             Развитие  личности  ребёнка  осуществляется  в  процессе  общения  его  с  природой, предметами  окружающего  мира, произведениями  искусства.

             Одним  из  источников  формирования  у  детей  эстетического  отношения  к  действительности  выступают  произведения  декоративно – прикладного  искусства. Оно  близко  к  понятию  детей, привлекает  простотой  формы, яркостью  цвета.  К  декоративно – прикладному  искусству  относится  и  мозаика.

              Мозаика – это искусство подражать живописи набором  мелких   кусочков  одного или нескольких различных  материалов – и  в  этом  её  особая  ценность.

              На  наш  взгляд, мозаика  как  вид  декоративно - прикладного  творчества, должна  найти  более  широкое  применение  в   воспитательно – образовательном процессе дошкольных учреждений  как средство художественно - эстетического  воспитания  детей. В  связи  с  этим  была  разработана  педагогическая технология «Развитие творческого потенциала ребёнка через бумажную мозаику».  Цель которой художественно-творческое развитие детей в процессе приобщения к искусству мозаики.

              И  мы  убеждены, что приобщение детей к мозаике:

- оказывает большое влияние на эстетическое, умственное, нравственное, трудовое развитие детей, т.е. воспитания в комплексе;

-  помогает выполнять программные задачи;

-  способствует успешной подготовке детей к школе.

              Таким  образом, были  выделены  основные задачи  по  работе  с  мозаикой:

- способствовать  формированию  у  дошкольников    эмоционально – ценностного  эстетического  

 отношения  к  миру;

-  знакомить  детей  с  мозаикой  как  с  видом  декоративно – прикладного  искусства;

 - формировать  у  детей  умения, навыки  работы  с   различными  материалами  в  технике  мозаики;

 -  развивать  художественно – творческие  качества  

 личности;

-  осуществлять  художественно – речевое  развитие.

             В приобщении  детей  к  мозаике, как виду  декоративно – прикладного  искусства, освоении  специальных знаний, умений, навыков, используются разнообразные  методы:

 -  игровой;

-  информационно-рецептивный;

-  репродуктивный;

-  эвристический;

-  исследовательский.

            Реализацию  поставленных  задач  мы  осуществляем  в  доступных  для  дошкольников  формах:

-  беседы;

- занятия по ознакомлению детей с искусством, рисованию, аппликации, художественно-ручному труду;

-  дидактические настольно-печатные игры;

- выставки художественно-творческих работ детей;

-  экскурсии в музеи, в изостудию детского сада;

- самостоятельная художественно-творческая деятельность.

            В младшем возрасте дети учатся выкладывать мозаичную картинку через разнообразные настольные  игры «Мозаика».

            Игры развивающие, также помогают детям учиться подбирать цвет, форму, величину задуманного изображения.

            Предполагается самостоятельная   художественно - творческая работа детей в свободное от занятий время.

            В  работе  с  мозаикой нам  помогают  такие  средства  обучения, как:  произведения искусства, созданные мозаичистами;

-  произведения книжной графики;

-  литературные произведения;

-  музыкальные произведения;

-  диафильмы, слайды;

-  художественно-эстетическая пространственно-предметная среда.

            Содержание  программы  составлено не только с учётом  традиционных дидактических принципов:

-  доступности;

-  последовательности;

-  научности;

-  наглядности;

-  системности;

-  с учётом возрастных особенностей, но и

  принципов  воспитания:

-  гуманизации;

-  ценностного  отношения  к  каждому  ребёнку;

-  интегративности;

-  эстетизации;

-  взаимосвязи обучения и творчества;

-  адаптивности;

-  концентричности.

              Нами разработана структура  технологии:

- пояснительная записка;

-  содержание планирования деятельности по возрастным группам;

-  предполагаемый результат;

-  литература.

              Мозаика подразделяется  на  2 вида – монументальную: она более  крупных  размеров, и очень  прочная, ею украшают  купола, здания. Главное её достоинство – долговечность, выразительность.  И мозаика художественного  промысла, которая служит для украшения  интерьера, предметов быта, одежды, мебели. Она - наиболее  приемлема  для детей-дошкольников.

              Выполнение  мозаичных  работ  не  требует  особых  материальных  затрат и оборудования. Наиболее доступным материалом  для детей  –является цветная  бумага разной фактуры, которую можно нарезать, обрывать, скатывать; но освоив её, можно работать как с искусственным, так и с природным материалом разного качества и размера, например: из обыкновенных отходов цветной ткани, ниток, яичной скорлупы, поролона, флоры, круп, ваты, пластмассы, пайеток, бисера и т.д.

              Задания подбираются индивидуально, дифференцировано, чтобы каждый ребёнок смог применить имеющийся у него опыт художественно-творческой деятельности. Типы заданий бывают:

-   по образцу;

-   рисунку;

-   замыслу;

-   словесному описанию;

-   на темы сказок.

              По технике  выполнения  мозаика может  быть:

-   контурной;

-   сплошной;

-   многослойной;

-  с  просветами;

- частичной.

               Мозаичные  работы  имеют  более  обобщённые, упрощённые  формы основных  фигур, а  цветовые  решения – условные, ограниченные  несколькими  цветами, без  плавных  переходов.

               Набирать мозаику можно не только на бумажную основу, но и на пластилиновую, деревянную, пластиковую и т.д.

               Нами неоднократно проводились  выставки детских работ.

               Срок реализации творческой работы с детьми по программе рассчитан на 4 года и включает в себя 2 этапа:

-  констатирующий  (изучение литературы, обследование дошкольников) – 1 год;  

-   формирующий (выявление объёма знаний, умений, навыков) – 3 года.

               В  ходе  работы  по  избранному  направлению  осуществляется  тесное  взаимодействие  педагога  с  семьёй. В  связи  с  этим  планируется  проведение:

- анкетирования родителей;

-  родительские собрания;

-  консультации;

-  оформляются  папки-передвижки;

- создан художественный уголок «Наша  мастерская» с помощью родителей, где  дети  создают  картины, хранится  весь  накопленный материал, образцы работ.

              Предполагаемый  результат реализации  программы – т.е. развитие художественно-творческого потенциала ребёнка.

              С 1  младшей группы начинается знакомство с крупной Мозаикой как с игрой. Со 2-ой, - приступаем к непосредственному выкладыванию простых узоров, предметов. В перспективном плане работы с детьми этого возраста чётко расписаны настольно-печатные  игры «Мозаика», дидактические упражнения.

              В средней группе дошкольного возраста планируем занятия подгруппами, проводим беседы, рассматриванием картины, планируем совместную, самостоятельную деятельность, настольно – печатные  игры).

              Для детей старшего возраста создаём специальный  уголок, в котором хранится материал для занятий и где с увлечением, самостоятельно можно заниматься художественной работой;  проводим с детьми комплексные занятия, беседы, настольно – печатные  игры, дидактические упражнения

               Занятия  художественной  мозаикой, дают  возможность  интересно  и  с  пользой  заполнить  свободное  время, а  самое  главное – дети  никогда  не  устают, вся  работа   - своеобразная  игра.

               Работа  по  выполнению  мозаичного набора, положительно  влияет  на  развитие  мелкой  моторики  рук, учит  работать  кончиками  пальцев, делает  их  более  чувствительными. Как  правило, если  движения  пальцев  развиты  в  соответствии  с  возрастом, то  и  речь  ребёнка  в  пределах  нормы.

               Как уже было выше сказано, на каждом возрастном этапе предусмотрено усложнение технических и конструктивных навыков, обеспечивая тем самым развивающий характер. Такая работа увлекает детей своей необычностью, возможностью применять выдумку, фантазию, осуществлять поиск разных приёмов и способов действия, творчески общаться друг с другом.

               Овладевая умением, дети многократно могут комбинировать цвета и формы с учётом свойств предметов и материалов, пробуют с помощью мозаики украшать изделия, облагораживать интерьер групп, детского сада.  Мозаичное изображение как и аппликация может быть  предметным, сюжетным и декоративным.

               Картины  очень красивы:

-  из крошки пенопласта;

-  из множества шариков цветного пластилина;

-  из стружки  цветных карандашей (которые заготавливают родители.)

               Методическая  литература  сыграла важную  роль  в  разработке  технологии.

               В перспективе на будущее, у нас намечена более расширенная работа с мозаикой, это – и овладение детьми всей техникой, и более широким спектром использования разнообразного материала; привлечение родителей, совместно с детьми к изготовлению мозаичных панно; выставок за пределами детского сада, изготовление подарков ветеранам, гостям; так как мы считаем, что именно в процессе творческой деятельности развивается образное, аналитическое, конструктивное мышление, воображение, зрительная память и др., т.е. происходит разностороннее психическое развитие ребёнка, раскрывается его личность, воспитывается лёгкость и быстрота овладения знаниями и умениями, способность использовать их для решения задач в различных, в том числе нестандартных ситуациях, уверенность в правильном принятии обоснованных решений и их реализация. И мы надеемся, что покинув стены детского сада, дети не остановятся на достигнутом, а будут продолжать заниматься мозаикой дома, в школе на уроках труда, в кружковой работе. А это в конечном итоге способствует художественно-творческому развитию детей, формированию желания заниматься интересным и полезным трудом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме "Развитие у детей творческих способностей через создание целостного образа глиняной игрушки."

Система работы с дошкольниками по обучению лепке из глины. Авторская "Программа дополнительного образования с дошкольниками в возрасте от 3 до 7 лет "Глиняные забавки"...

Обобщение педагогического опыта на тему: "Развитие познавательных и творческих способностей детей через художественный труд"

Предоставление своего педагогического опыта, о проделанной работе с дошкольниками  по теме : "Развитие познавательных и творческих способностей дошкольников черезх художественный труд"....

Доклад на районной августовской конференции по теме: "Введение ФГОС в детскому саду "Сказка" в рамках экспериментальной площадки"

Материал по введению ФГОС в воспитательно-образовательный процесс в рамках экспериментальной площадки....

Из опыта работы: «Реализация творческого потенциала детей через театрализованную деятельность в условиях ДОУ».

Театрально-игровая деятельность имеет большое значение для всестороннего воспитания детей: у них развивается художественный вкус, творческие и ораторские способности, развивается чувство коллективизма...

Сообщение "Развитие интеллектуального творческого потенциала ребёнка через проектно-исследовательскую деятельность"

Этот материал был озвучен на педагогическом совете по теме" Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольника через организацию детского эксперементирования"...