Из опыта работы: «Реализация творческого потенциала детей через театрализованную деятельность в условиях ДОУ».
статья (подготовительная группа) на тему

Гаврилова Елена Равильевна

Театрально-игровая деятельность имеет большое значение для всестороннего воспитания детей: у них развивается художественный вкус, творческие и ораторские способности, развивается чувство коллективизма, развивает память.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКДОУ детский сад комбинированного вида

 «им. Н.К.Крупской».

Из опыта работы:  «Реализация творческого потенциала детей через театрализованную деятельность в условиях ДОУ».

Подготовила: Гаврилова Е.Р.

 воспитатель  первой                                 квалификационной категории

с.Звериноголовское 2014 г.

Реализация творческого потенциала детей через театрализованную деятельность в условиях ДОУ.

Театрализованные игры назвали так, по-видимому, за свою близость к театральному представлению. Зрелищность всегда вызывает радость, а сказочность усиливает привлекательность игры.

Под театрализованными играми ученые понимают «игры в театр», «сюжетами которых служат хорошо известные сказки или театральные представления по готовым сценариям».

Театрально-игровая деятельность имеет большое значение для всестороннего воспитания детей: у них развивается художественный вкус, творческие и ораторские способности, развивается чувство коллективизма, развивает память.

Театрализованная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Во время зрелища воображение позволяет ребенку наделять героев пьесы человеческими свойствами, воспринимать происходящее как реальность, сочувствовать, переживать и радоваться за героев пьесы. Элементы театральной деятельности необходимо использовать в целях гармонизации детско-родительских отношений.

Особенность театрализованных игр в том, что они имеют готовый сюжет, а значит, деятельность ребёнка предопределена текстом произведения.

По мнению С.Н. Томчиковой, театрализованная деятельность дошкольников – это специфический вид художественно-творческой деятельности, в процессе которой её участники осваивают доступные средства сценического искусства, и, согласно выбранной роли (актера, сценариста, художника-оформителя, зрителя и т. д.), участвуют в подготовке и разыгрывании разного вида театральных представлений, приобщаются к театральной культуре[1].

Настоящая театрализованная игра представляет собой богатейшее поле для творчества детей: текст произведения для детей – только канва, в которую они вплетают новые сюжетные линии, вводят дополнительные роли, меняют концовку.

Было установлено, что театрализованная игра отличается от сюжетно-ролевой не только сюжетом, но и характером игровой деятельности. Театрализованные игры являются играми-представлениями, которые имеют фиксированное содержание в виде литературного произведения, разыгрываемого детьми в лицах. В них, как в настоящем театральном искусстве, с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жесты, поза и походка, создаются конкретные образы.

Творчество в игре дошкольника выражается в способности к замыслу, его реализации, комбинированию своих знаний и представлений, в искренней передаче своих мыслей и чувств, в способности к созданию образа, продумыванию и воплощению его роли и др.

Специфика дошкольного возраста заключается в том, что накопление ребенком какого-либо опыта во многом определяется эмоциональным восприятием. Так, Д.В. Менджерицкая[2] отмечала, что от того, насколько эмоционально воспримут дети литературно-художественные образы, как глубоко осознают идею произведения, зависит богатство их замысла, изобретатель в поисках средств его наилучшего воплощения.

Поэтому одна из ведущих ролей в театрализованных играх принадлежит взрослому. Дети вначале являются зрителями: они не могут сразу и в полном объеме овладеть творческим процессом, необходимым для участия в театрализованных играх. Речь взрослого на этом этапе служит образцом для подражания. Дети наблюдают, как взрослый говорит, действует за персонажей, имитирует ролевые движения. Они стараются чувствовать интонации, особенно построенные на контрастах. Особое внимание при этом надо уделить анализу сюжета игры, разбору действий и поступков героев, уточнению знаний о предметах, явлениях, их назначении, сравнительным характеристикам героев, выявлению отличительных признаков предметов, которые «оживают» в театрализованных играх, различению их цвета, формы, величины.

Постепенно творческая активность детей возрастает, педагог организует различные упражнения. Детям становится интересно, когда они не только говорят, но и действуют как сказочные герои. Они пытаются имитировать ролевые движения, наблюдают друг за другом, стараются все лучше и лучше играть роль. Полезно использовать любые моменты в жизни группы для упражнений в различном интонировании слов (радостно, удивленно, грустно, тихо, громко, быстро, медленно). Так у детей развиваются мелодико-интонационная выразительность, плавность речи.

В театрализованных играх важно использовать музыку, которая  подчеркивает характер героев и помогает детям имитировать движения персонажей, при этом совершенствуется их координация, вырабатывается чувство ритма. А движения в свою очередь повышают активность речедвигательного анализатора, «балансируют» процессы возбуждения и торможения. Движения могут сопровождаться репликами, стихами, пением. При организации игр можно использовать фланелеграф (особенно на начальных этапах). Можно использовать настольный театр, театр кукол, в котором четко фиксируются различные ситуации.

Чувствовать интонации, особенно построенные на контрастах. Особое внимание при этом надо уделить анализу сюжета игры, разбору действий и поступков героев, уточнению знаний о предметах, явлениях, их назначении, сравнительным характеристикам героев, выявлению отличительных признаков предметов, которые «оживают» в театрализованных играх, различению их цвета, формы, величины.

Постепенно творческая активность детей возрастает, педагог организует различные упражнения. Детям становится интересно, когда они не только говорят, но и действуют как сказочные герои. Они пытаются имитировать ролевые движения, наблюдают друг за другом, стараются все лучше и лучше играть роль. Полезно использовать любые моменты в жизни группы для упражнений в различном интонировании слов (радостно, удивленно, грустно, тихо, громко, быстро, медленно). Так у детей развиваются мелодико-интонационная выразительность, плавность речи.

Театрализованная деятельность - важнейшее средство развития творческого потенциала дошкольников. Знакомство с театром начинаю с первой младшей группы.  Для этой цели использую различные виды театров: хорошо всем знакомый театр картинок (фланелеграф), театр петрушек, в котором заняты перчаточные куклы. К концу года первой младшей группы, накопив определённый опыт, дети вместе с воспитателем самостоятельно участвовали в кукольных спектаклях «Курочка ряба», «Теремок». Дети, играя, овладевали коммуникативными навыками. Использованные пальчиковые игры с куклами помогли малышам лучше управлять движениями собственных  пальцев, способствовали развитию воображение. Театрализованные игры помогли малышам пополнить словарный запас.

Для детей второй младшей группы можно использовать самый простой и доступный театр-это театр кукол на столе. Игрушки можно для него сшить из кусочков ткани, меха, кожи, поролона - они не должны быть большими. Дети второй младшей группы учат небольшие потешки, диалоги. Они, используя игрушки, могут разыгрывать потешки: «Сорока - белобока», «Утром дед», «Мыши водят хоровод» («Театрализованные игры» Н.Ф. Сорокина). Вместе с детьми воспитатель говорит сказки с настольными куклами «Волк и семеро козлят», «Три медведя», «Красная шапочка», «Смоляной бычок». Итак, во второй младшей группы дети могут пользоваться настольными куклами, с интересом слушать художественные произведения, на таких занятиях во второй младшей группы ставится цель – развитие творческой активности детей.

В средней группе переходим к более сложному театру. Знакомлю детей с театральной ширмой и с верховыми куклами, помогаю детям освоить приёмы кукловождения на театральной ширме. Но прежде, чем малыши начнут работать на новой сцене, надо дать возможность поиграть с игрушками. Театр ложек – упрощённый вариант верховых кукол. Родители помогают превратить ложки в персонажей сказки.  Для большей красочности оформляют их кусочки ткани, меха, украшают тесьмой, лентами, кружевами. Игрушки получаются лёгкими, удобными в управлении, маленьким «театралам» они нравятся. Воспитатель вносит в группу ширму, объясняет, как надо держать куклу, как двигать ею по грядке (краю ширмы).  Разучивает с детьми небольшие этюды на воспроизведение отдельных черт характера: «Катя, Катя маленькая», «Сынок, не плачь». Используют в работе этюды на выразительность жеста: «На двери весит замок», этюды на  выражениях основных эмоций: «Как у нашего-то Вани».

На занятиях по театрализованной деятельности воспитатель проводит с детьми упражнения на развитие внимания, памяти, воображения. «Давайте потанцуем»  (на внимание), «Проверь себя» (на память), «Предположим что …» (на воображение). «Шла лиса» (на воображение). Вместе с детьми воспитатель разучивает считалки, скороговорки.  В средней группе воспитатель разучивает по ролям с детьми сказки, например: «Теремок», «Ненастоящая девочка», «Под грибком», «Весёлое путешествие». Таким образом, в средней группе дети овладевают умением произносить чётко фразы,  с интонацией, не торопясь, следить за своей ролью и самостоятельно придумывать движения в соответствии с образом.

Дети в старших группах учатся правильно пользоваться марионетками, куклами с «живой рукой» например сказка: «Прыг, Шмыг и петушок», участвуют в спектаклях в качестве актёров  драматического  театра (« Каша из топора», «В гости к Дуне», «Путешествие капельки»).

Навыки кукловождения, приобретённые детьми за три года обучения, позволяют с детьми ставить большие пьесы. В старшей группе знакомлю детей с новыми словами: авансцена, амфитеатр и с другими театральными словами.

В подготовительной группе театральные игры отличаются более многоплановыми характеристиками героев, трудными для разработки мизансценами. Дети хорошо справляются с этими задачами.  Они ждут встреч с родителями и детей младших групп. Показ спектакля, для детей – праздник, они с удовольствием играют.  С детьми подготовительной группы можно подготовить более сложные сказки: «Стрекоза и муравей», «Прыг, шмыг и петушок», «Огниво».

Таким образом, в подготовительной группе у детей развиваются творческие способности, совершенствуя и корректируются их поведение, умение выступать перед публикой. В подготовительной группе знакомлю детей с понятием «театр» и краткой историей появления театра в России.

В результате проведённой работы дети научились выступать в разнообразных ролях – актёров, зрителей, билетёров, контролёров, закрепили умения детей выражать чувства и эмоции так, чтобы у зрителей (родители, сверстников, гостей) дух захватывало и на глазах у благодарных поклонников выступали слёзы!




Предварительный просмотр:

Филиал МКДОУ детский сад « Сказка» детский сад комбинированного вида «им. Н.К.Крупской»

Консультация для родителей на тему:

«Подготовка детей к школе».

Подготовила : Гаврилова Е.Р.

воспитатель первой категории

С.Звериноголовское 2015

 «Подготовка детей к школе».

Подготовка детей к школе – очень актуальная проблема для родителей, чьи дети посещают подготовительную группу детского сада. Учитывая то, что одних детей готовят к школе в детском саду, других – в учреждениях дополнительного образования, а третьих – в семье, в школу они приходят с разным уровнем знаний. Перед учителем младших классов встает задача "выравнять" их знания и умения. Между тем это не основная проблема, на которую жалуются учителя. У детей различные индивидуальные возможности и способности, поэтому вполне закономерно, что у них разный уровень подготовки.

Проблема заключается в том, что подход учителей и родителей к понятию "готовность к школе" различается. Родители считают, что если они научат детей считать и писать до школы, то это и будет залогом их успешной учебы. Однако согласно многочисленным исследованиям педагогов-психологов "правильная" подготовка должна быть сосредоточена на игровой деятельности, физическом, физиологическом и психологическом развитии дошкольника. Физиологами доказано, что развитие мелкой моторики активизирует развитие речевого центра. Поэтому в дошкольном возрасте ребенку полезно лепить, составлять композиции из мелких частей, конструировать, раскрашивать карандашами. Не менее важно вырабатывать умение слушать, говорить, общаться в среде себе подобных, уметь организовывать свою деятельность.

Но самым важным условием успешного обучения в начальной школе является наличие у ребенка соответствующих мотивов обучения: т.е. отношение к учебе как к важному, значимому делу, стремление к приобретению знаний, интерес к определенным учебным предметам.

Только наличие достаточно сильных и устойчивых мотивов может побудить ребенка к систематическому и добросовестному выполнению обязанностей, налагаемых на него школой. Предпосылками возникновения этих мотивов служит, с одной стороны, формирующееся к концу дошкольного детства общее желание поступить в школу, приобрести в глазах детей почетное положение ученика и, с другой – развитие любознательности, умственной активности, что проявляется в живом интересе к окружающему,

в стремлении узнавать новое.

Специалисты выделяют 4 критерия готовность к школе:

  • физический
  • нравственный
  • психологический
  • мыслительный

Физическая готовность:

  • Согласно санитарно-эпидемиологическим правилам СанПин 2.42.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» в первые классы школ принимаются дети седьмого или восьмого года жизни по усмотрению родителей на основании заключения медико-психолого-педагогической комиссии о готовности ребенка к обучению.
  • Обязательным условием для приема в школу детей седьмого года жизни является достижение ими к 1 сентября возраста не менее шести с половиной лет. Обучение детей, не достигших шести с половиной лет к началу учебного года, проводится в условиях детского сада.

Нравственная готовность:

  • Умение строить отношения с взрослым человеком.
  • Умение общаться со сверстниками.
  • Вежливость, сдержанность, послушание.
  • Отношение к себе (отсутствие заниженной самооценки).
  • Нельзя сравнивать достижения своего ребенка с достижениями других детей. Нельзя принуждать ребенка работать на «оценку». Надо чаще хвалить своих детей, даже за малейшие успехи.

Психологическая готовность:

  • Это твердое желание учиться, получать знания; понимание важности и необходимости учения; проявление выраженного интереса к получению новых знаний;
  • Это умение слушать учителя и выполнять его задания (отнюдь не всегда интересные);
  • Умение общаться со сверстниками и взрослыми (ребенок легко вступает в контакт, не агрессивен, умеет находить выход из проблемных ситуаций общения, признает авторитет взрослых);
  •  Это определенный уровень развития мышления, памяти, внимания.

Мыслительная готовность:

  • Наиболее важные показатели — это развитие мышления и речи.
  • Очень полезно учить ребенка строить несложные рассуждения, делать выводы из прочитанного, увиденного, услышанного, используя слова: «потому, что»; «если, то»; «поэтому».
  • Учить ребят задавать вопросы. Это очень полезно. Мышление всегда начинается с вопроса.
  • Речь является основой, на которой строится учебный процесс. Особенно важно владение монологической речью. Для ребенка это пересказ. После чтения задайте ребенку несколько вопросов по содержанию, попросите пересказать.

В соответствии с программой подготовительной группы детского сада ребенок при записи в первый класс должен:

  • Знать свое имя, фамилию, адрес, имена членов семьи.
  • Знать времена года, названия месяцев, дней недели, уметь различать цвета.
  • Уметь пересчитывать группы предметов в пределах 10.
  • Уметь увеличивать и уменьшать группу предметов на заданное количество, уметь уравнивать множество предметов.
  • Уметь сравнивать группы предметов (больше, меньше, равно).
  • Уметь объединять предметы в группы: мебель, транспорт, одежда, обувь, растения, животные и т.д.
  • Уметь находить в группе предметов «лишний», (н-р, из группы «одежда» убрать цветок).
  • Иметь элементарные представления об окружающем мире: о профессиях, о предметах живой и неживой природы, о правилах поведения в общественных местах.
  • Иметь пространственные представления: право-лево; верх-низ; прямо, кругом, под-над; из-за; из-под чего-либо.
  • Уметь доброжелательно общаться с другими детьми
  • Слушать взрослых и уметь выполнять их распоряжения.
  • Уметь обслуживать себя.

Советы родителям:

Развивайте настойчивость, трудолюбие ребёнка, умение доводить дело до конца

Формируйте у него мыслительные способности, наблюдательность, пытливость, интерес к познанию окружающего. Загадывайте ребёнку загадки, составляйте их вместе с ним, проводите элементарные опыты. Пусть ребёнок рассуждает вслух.

По возможности не давайте ребёнку готовых ответов, заставляйте его размышлять, исследовать

Ставьте ребёнка перед проблемными ситуациями, например, предложите ему выяснить, почему вчера можно было лепить снежную бабу из снега, а сегодня нет.

Беседуйте о прочитанных книгах, попытайтесь выяснить, как ребёнок понял их содержание, сумел ли вникнуть в причинную связь событий, правильно ли оценивал поступки действующих лиц, способен ли доказать, почему одних героев он осуждает, других одобряет.



Предварительный просмотр:

Филиал МКДОУ детский сад «Сказка», детский сад комбинированного вида «им.Н.К.Крупской»

Консультация для родителей 
«Коллекции в вашем доме»

подготовительная группа.

Подготовила: Гаврилова Елена Равильевна

Воспитатель первой категории

С.Звериноголовское 2015

Консультация для родителей 
«Коллекции в вашем доме»

Целевые установки: повышение педагогической грамотности родителей в вопросах познавательного развития дошкольников; развитие стремления к творчеству, активной жизненной позиции у родителей и детей; формирование доброжелательных отношений в семье на основе общих интересов.

  1. Коллекционирование как средство развития познавательной активности ребенка. 

Как известно, познавательная активность и творческий потенциал наиболее успешно формируются в деятельности, определяющей интересы, отношение к действительности и особенности взаимоотношений детей с окружающими. Развитие способностей начинается с пробуждения социальных интересов, которые затем переходят в склонности к определенным занятиям и деятельности. Потребность в новых впечатлениях, в стремлении активно пробовать, преобразовывать, изобретать – эти характеристики дошкольников создают возможности для познавательного развития, одним из путей которого может стать коллекционирование. 
В процессе коллекционирования активно развиваются разные стороны личности: интеллектуальная, нравственно-волевая, эмоциональная, действенно-практическая.

Коллекционирование – это внимание, память, гибкость и нестандартность мышления, умение наблюдать, сравнивать, анализировать, комбинировать, обобщать, выделять главное. 
Коллекционирование расширяет кругозор детей, развивает их познавательную активность, эмоции и чувства. Если сбором коллекции занимаются все члены семьи, то это сближает, сплачивает их, в семье появляются общие интересы, способствующие возникновению доброжелательной атмосферы, доверия и взаимопонимания.
 
Разумеется, процессом коллекционирования необходимо управлять, и ведущая роль в этом принадлежит взрослым. Полезное коллекционирование начинается с систематизации и изучения собираемого. Интерес ребенка к коллекционированию зависит от того, культивируют ли взрослые пытливое отношение к собирательству или гасят его своим пренебрежительным отношением. Но если родители поддерживают интерес ребенка, направляют его познавательную деятельность, то формируются такие черты личности как любознательность, пытливость, наблюдательность. Эти качества личности придают активности ребенка познавательную направленность.

  1. Собирание коллекции.

Что же лучше всего коллекционировать дома с детьми? Сделать выбор не всегда просто, главное, чтобы союзниками в выборе были дети. Возможно, сначала вы будете собирать несколько разных коллекций, и лишь потом, когда интерес к какому-либо виду предметов станет преобладающим, вы определитесь с окончательным выбором. У вас может быть общая коллекция для всей семьи, или же несколько коллекций, т.е. своя у каждого члена семьи. Младших дошкольников чаще всего привлекают игрушки животных или игрушки из киндер-сюрпризов. Более старшие дети склонны собирать фигурки динозавров, модели кораблей, самолетов, открытки, значки, марки, минералы и т.п. Развивающим эффектом обладает собирание гербариев, также интересно собирать птичьи перья, ракушки, камушки. Всегда привлекательны для детей вещи, которые ничего не стоят. Собирать их бывает увлекательно, главное выбрать интересную тему (сказки, осень, море…). Интерес могут вызвать и коллекции предметов обихода (посуда, украшения). 
В доме необходимо выделить место для хранения коллекции. Она должна быть доступна для детей. Мелкие предметы можно хранить в коробках, игрушки расположить на полке, а для открыток и марок подойдут альбомы.

  1. Обращение с коллекциями. 

 При организации работы по коллекционированию необходимо сформировать у детей бережное отношение к коллекции. Вместе с ними обсудите правила обращения с предметами коллекции. Дошкольники должны понимать, что это не обычные игрушки, а экспонаты, которые надо рассматривать, любоваться ими, и в то же время нельзя делать их неприкасаемыми, так как тогда дети потеряют к ним интерес. 
Интересным моментом может стать рассказ родителей о знаменитых коллекционерах и их коллекциях, а так же о необычных коллекциях. По просьбе родителей можно организовать выставку домашней коллекции в группе детского сада, это даст ребенку возможность продемонстрировать свои успехи, гордиться собой и родителями


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий проект с детьми 3-7 лет по театрализованной деятельности «Развитие творческой активности детей через театрализованную деятельность: Мы актеры».

Проект по театрализованной деятельности для работы с детьми 3-7 лет позволяет расширить и углубить знания детей о театральном искусстве. Разработанные циклы театрализованных игр и методические рекомен...

Семинар для заведующих и старших воспитателей «Развитие творческого потенциала ребенка в театрализованной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО»

5 декабря 2017 года в соответствии с планом работы Управления образования администрации Барабинского района был проведен семинар для заведующих ДОУ по теме «Развитие творческого п...

Городской семинар. Тема: Художественно-эстетическое развитие дошкольников средствами театрализованной деятельности. Мастер класс "Развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность в условиях билингвальной среды"

программа модульного практико-ориентированного семинара для педагогов муниципальных дошкольных образовательных организации города Улан-Удэ Тема: Художественно-эстетическое развитие дошкольников с...

Развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность в условиях билингвальной среды

Для развития коммуникативных и познавательных способностей детей в процессе обучения бурятскому языку через театрализованную деятельность....

Мастер класс "Через опыт- к творчеству". Развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность

Мастер-класс Цель мастер-класса: Повысить педагогическую компетентность педагогов.Задачи: • представить педагогам методы и приемы работы по развитию творческих способностей дошкольников...

Из опыта работы «Развитие творческих способностей дошкольников через театрализованную деятельность»

Из опыта работы «Развитие творческих способностей дошкольников через театрализованную деятельность»Воспитатель: Сергеева Екатерина Андреевна  Из опыта работы «Развитие твор...