Дополнительное образование "Кинетический песок"
методическая разработка (средняя группа)
"Кинетический песок"дополнительное образование в средней группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dop_obrazovanie.docx | 1006.44 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно- эстетического развития детей
п. В- Дарасунский
Дополнительная образовательная программа
кружка «Песочная фантазия» для детей 4-5 лет (кинетический песок)
Приготовила: воспитатель Шолохова М.В
2019г
Введение.
Нормативно-правовое обеспечение дополнительной образовательной программы
Раздел 1. Целевой
- Пояснительная записка
- Цели и задачи деятельности ДОУ по реализации ДОП ДО
- Принципы и подходы к формированию ДОП
1.1.3 Возрастные особенности контингента детей, посещающих кружок «Песочную фантазию»
- Особенности осуществления образовательного процесса
- Планируемые результаты освоения образовательной программы
- Способы определения результативности
- Условия работы с детьми
- Оборудование «педагогической песочницы»
- Организация игр – занятий с песком
Раздел 2. Содержательный
- Учебно – тематический план программы дополнительного образования
«Песочная фантазия» Литература
Введение
Нормативно-правовое обеспечение основной образовательной программы дошкольного образования
- Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации».
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. N 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций.
- Устав МАДОУ «Детский сад № 36 общеразвивающего вида» г. Печора.
Раздел 1. Целевой
- Пояснительная записка
Песочная терапия-одна из разновидностей игротерапии. К.Д.Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для детей куча песка!». Первые контакты детей друг с другом происходят в песочнице: на песке строится дом, высаживается дерево, создается семья. Через свои ощущения , через прикосновения рук к песку, человек ощущает покой и одновременно огромные возможности. Терапевтический эффект игры с песком впервые был замечен швейцарским психологом и философом К.Г.Юнгом.
Казалось бы все очень просто - ребенок строит что-то из песка, без сожаления разрушает созданные и самим творения, и снова строит………Но именно это простое действие хранит уникальную тайну-нет ничего такого, что было бы неповторимо разрушено- на смену старому всегда приходит новое. Многократно проживая эту тайну , малыш достигает состояния равновесия, уходят страхи и тревоги. Еще одно важнейшее психотерапевтическое свойства песка- возможность изменения сюжета, событий, взаимоотношений. Поскольку игра происходит в контексте сказочного мира, ребенку предоставляется возможность изменения дискомфортной для него ситуации. Он учится самостоятельно преодолевать трудности. Проигрывая на песке ситуации из жизни, они стремятся к бесконфликтному, конструктивному общению, взаимопомощи. Дети учатся высказывать свои чувства в безобидной форме, не причиняя вред окружающим людям. Игра с песком-это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности.
Песочная терапия прекрасная возможность выразить свое отношение к окружающему миру, найти то, что тревожит и беспокоит, рассыпать на мельчайшие песчинки образ, пугающий и травмирующий ребенка. В настоящее время песочная терапия широко используется во всем мире в области дошкольного образования. Почему именно песок, спросите Вы ? Песок является природным материалом, с древних времен используемым человеком. Песок и вода естественные символы, относящиеся к двум первоэлементам, из которых, как верили древние философы, состоит мир. Сама структура песка притягивает нас и наших детей вступить с ни во взаимодействие.
Ведь песок состоит из мельчайших крупинок, из которых можно создавать все, что угодно и быть Мастером своего мира.
В песочнице мощно развивается тактильная чувствительность, мелкая моторика рук, наглядно-образное мышление, восприятие, память, воображение. Воображение- один из важнейших мыслительных процессов. Развивая воображение, совершенствуются познавательные процессы и способность к творчеству, формируется личность ребенка.
Занятия рассчитаны на 3-5 летних детей. За основу взята программа Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. «Чудеса на песке». В учебном процессе включают самые разнообразные игровые материалы с песком, которые позволяют сделать занятия доступными, содержательными, интересными, познавательными и развивающими.
Такое нестандартное решение способствует прекрасному тонизирующему и здоровье сберегающему действию, а также положительно влияет на эмоционально-личностную сферу дошкольников.
Цели и задачи деятельности ДОУ по реализации дополнительной образовательной программы кружка «Песочная фантазия»
Проблемы детей, имеющих нарушения поведения, связанные с ними трудности обучения в настоящее время особенно актуальны. Постоянно возбужденные, невнимательные, гиперактивные дети требуют к себе внимания. Помочь детям с различными психологическим проблемами может терапия песком.
Игра с песком - одно из самых любимых занятий детей. Но игра с песком - это не простое времяпрепровождение. Это много новых эмоций и развивающих игр.
Ребенок сам тянется к песку, и надо только придать этой тяге творческую составляющую, и из обычного ковыряния в песке получается образовательный процесс.
Главное достоинство песочной терапии заключается в том, что ребенок простым и интересным способом может построить целый мир, ощущая при этом себя творцом этого мира.
Песочная терапия для детей – это прекрасная возможность для самовыражения, развития творческих склонностей в ребенке, а также простой и действенный способ научиться выражать свои чувства, эмоции, переживания.
Занятия по песочной терапия обеспечивают гармонизацию психоэмоционального состояния ребенка в целом, а также положительно влияют на развитие мелкой моторики, сенсорики, речи, мышления, интеллекта, воображения. Детям часто трудно выразить правильно свои эмоции и чувства, а играя в песок, ребенок может, сам того не замечая, рассказать о волнующих его проблемах и снять психоэмоциональное напряжение.
Основная цель программы это снятие психоэмоционального и психофизического напряжения, развитие тактильной чувствительности, сформировать положительную эмоциональную среду в детском коллективе в ходе экспериментирования с песком, развитие зрительного и тактильное восприятия, развитие мышление и речи, развитие слуховой и зрительной памяти, развитие коммуникативных навыков и воспитывать доброжелательное отношение к
окружающим.
Для реализации поставленной цели используются различные игры и упражнения с кинетическим песком: «Бусы», «Ежик», «Сова», «Грибы и ягоды», «Человечек»,
«Кот» превращает развивающие занятие в интересную и увлекательную игру, на протяжении которой дети эмоционально раскрепощаясь, активно и свободно
выражают свои эмоции и настроение в постройках из песка.
Задачи программы:
- Изучение правил поведения при игре с песком (работа в команде).
- Формирование представлений детей о свойствах влажного (сырого) песка;
- Развитие творческих способностей и фантазии детей, с помощью самостоятельной деятельности ребят;
- Воспитание положительного отношения к своей работе и работе своих товарищей;
- Создание мини-альбома, в результате совместной деятельности детей и руководителя кружка (альбом с фотографиями);
- Установление контакта и доверия с детьми;
- Объединение участников в группу;
- Снижение психофизического и психоэмоционального напряжения;
- Учить детей последовательно и точно передавать увиденное, с учётом развития сюжета;
- Развитие тактильно-кинестетической чувствительности;
- Актуализация эмоций;
- Разрядка агрессивных импульсов, тревоги, напряжения; 13.Развитие коммуникативных навыков;
14.Развитие тактильного и зрительного восприятия; 15.Развитие мышление и речи;
- Развитие слуховой и зрительной памяти;
- Вспитание доброжелательное отношение к окружающим.
Принципы и подходы к формированию дополнительной образовательной программы
Дополнительная образовательная программа:
- соответствует принципу от простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным.
- соответствует принципу развивающего обучения, выражается в правильном определении ведущих целей обучения: познавательной, развивающей, воспитательной. Этот принцип предполагает разработку творческих заданий, не имеющих однозначного решения. Детей учат думать, рассуждать, делается акцент на возможности и необходимости вариативных путей решения задач; стимулируют к творческим поискам и находкам, развивают наблюдательность.
- соответствует принцип индивидуализации, который обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс.
- обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса обучения детей плаванию;
* принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка; развивающий характер образования реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;
- строится с учетом принципа интегрированного подхода, реализуется в сотрудничестве руководителя кружка с семьей, а также при перспективном планировании с учетом взаимосвязи всех видов творческой деятельности;
- предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, и самостоятельной двигательной деятельности;
* основной формой работы с детьми и ведущим видом деятельности для них является игра.
Следуя положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, воспитатель ДОУ придерживается следующим
основным принципам построения воспитательно – образовательного процесса при реализации дополнительной образовательной программы:
- Учет возрастных и индивидуальных особенностей развития детей.
- Системность в отборе образовательного материала, интеграция задач образовательных областей («Познавательное развитие», «Социально-
коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие»).
Возрастные особенности контингента детей, посещающих кружок
«Песочную фантазию»
Возрастная группа | Количество детей |
Средняя группа от 4 до 5 лет | 14 |
Особенности осуществления образовательного процесса
За основу взята программа Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. «Чудеса на песке».
- Планируемые результаты освоения образовательной программы
К концу учебного года дети (4-5) лет могут:
- Считать в пределах 5 (количественный счёт), отвечать на вопрос
«Сколько всего?»
- Сравнивать две группы предметов, используя счёт.
Сравнивать предметы разной длины, ширины, высоты, понимать соотношения между ними.
- Узнавать и называть круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.
Определять направление движения от себя (направо, налево, вперёд, вверх, низ).
- Знать правую и левую руку.
Правильно произносить все звуки родного языка.
- Использовать в речи существительные, обозначающие профессии, с которыми его знакомили.
Составлять связный рассказ не менее чем из 3-4 предложений.
- Понимать содержание картинок и рассказывать, что на них нарисовано.
Правильно называть существительные в единственном и множественном числе.
- Правильно употреблять предлоги: под, на, перед, в, над, и т.д.
Пересказывать небольшие литературные тексты, правильно отвечать на вопросы по содержанию текста.
- Знать, как зовут родителей.
Уметь различать части суток и времена года, знать, чем они отличаются.
- Называть предметы обобщающими словами: овощи, фрукты, одежда, цветы, деревья, посуда, птицы, грибы, животные, ягоды.
Знать названия некоторых профессий.
- Знать и уметь находить в окружающей обстановке девять цветов: красный, жёлтый, зелёный, синий, оранжевый, коричневый, чёрный, голубой, розовый.
Знать и уметь рассказывать несколько сказок.
- Знать некоторые правила дорожного движения: улицу переходить в специальных местах, переходить надо только на зелёный сигнал светофора.
Способы определения результативности.
В начале учебного года – сентябрь и в конце учебного года – май проводится диагностика познавательной сферы,(см. приложение № 1). Оценка познавательного развития определяется по трём уровням: сформирован, не сформирован, на стадии формирования.
Условия работы с детьми.
- Согласие и желание ребенка.
- Творческий подход к проведению занятий.
Формы подведения итогов реализации программы дополнительного образования: наблюдение на занятиях, свободное общение с ребёнком, индивидуальные игровые упражнения, диагностические беседы.
- Содержание дополнительной образовательной программы.
Оборудование «педагогической песочницы».
- Пластиковый прямоугольный поднос, дно и борта которых голубого/синего цвета или белого цвета(дно символизирует воду, а борта — небо). Высота бортов не менее 3-5 см.
- Кинетический песок – инновационный материал для детского творчества. Абсолютно безопасен для детей – аллергиков.
- Набор игрового материала (хранится в пластиковых контейнерах с отверстиями):
- лопатки, стеки;
- разнообразные пластиковые формочки разной величины — геометрические; изображающие животных, транспорт, людей; формочки для теста;
- миниатюрные игрушки (высотой 5–10 см), изображающие людей разного пола и возраста; различных животных и растения; транспорт и пр. (игрушки из «киндер- сюрпризов» для занятий в младших группах не использовать);
- бросовый материал: камешки, ракушки, большие пуговицы. Формочки "Castle Molds"
Организация игр – занятий с песком.
- Ориентировочный этап (при проведении адаптационных игр-занятий в песке действия и объяснения психолога соотносятся с возрастом детей).
Игры-занятия проводятся с подгруппой детей нескольких малых песочницах.
Педагог знакомит детей со своей игрушкой-посредником в играх с песком — это может быть пчёлка Майя, колобок или иная игрушка.
Игрушка должна быть красивой и интересной для детей. Данную игрушку можно использовать только в песочнице или в некоторых исключительных случаях на занятиях в группе, так как через эту игрушку воспитатель объявляет все правила поведения, запреты и поощрения.
Педагог в ходе проведения игр обращает внимание детей на изменение тактильных ощущений, побуждая их высказываться, сравнивать.
Педагог сначала показывает в песке все движения, затем дети их повторяют; старшие при желании предлагают также свои варианты игры, а младшие выполняют вместе со взрослым — «рука в руке».
- Игра с пчёлкой Майей или другим сказочным персонажем.
Пчёлка Майя или другой сказочный персонаж приглашает детей к себе в гости, в песочницу. Дети внимательно рассматривают саму песочницу (ее форму, цвет, материал, из которого она сделана), символическое обозначение неба, воды и земли. При работе со старшими дошкольниками можно сразу придумать ритуал приветствия (звук колокольчика, определенное движение и т.п.). Также дети с помощью сказочного персонажа обозначают для себя некоторые правила поведения в песочнице.
Затем дети говорят о том, какие игры и занятия в песке могут приносить удовольствие и радость. Пчёлка хвалит каждого высказавшегося ребенка и предлагает поиграть с ней в разные игры. Занятия в песочнице заканчивается ритуалом прощания. Для детей с особенностями в развитии обязательны тактильные маркеры начала и окончания занятия.
Способы работы с песком:
- Лепка объёмных фигур.
- Вырезание формами (конструирование).
- Наполнение фигурных форм. Организационный момент:
Введение в игровую среду. Для активизации внимания ребёнка в начале игры предлагается стихотворное вступление:
В ладошки наши посмотрите, В них доброту, любовь найди. Чтоб злодеев побеждать Мало просто много знать.
Надо быть активным, Смелым, добрым, сильным. А ещё желательно
Делать всё внимательно! (А.Густышкин)
- Правила поведения в песочнице
Нельзя намеренно выбрасывать песок из песочницы. Нельзя бросать песок в других или брать его в рот.
После игры надо помочь Майе убрать все игрушки на свои места. После игры в песке надо помыть ручки.
- Упражнение вводное «Здравствуй, Песок!» Цель: снизить психофизическое напряжение.
Педагог от имени пчелы просит по-разному поздороваться с песком, то есть различными способами дотронуться до песка.
Ребёнок:
⎫ Дотрагивается до песка поочерёдно пальцами одной, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно
⎫ Легко/с напряжением сжимаем кулачки с песком, затем высыпаем в песочницу
⎫ Дотрагиваемся до песка всей ладошкой – внутренней, затем тыльной стороной
⎫ Перетираем песок между пальцами и ладонями
⎫ В последнем случае можно спрятать в песке маленькую плоскую игрушку: «С тобой захотел поздороваться один из обитателей песка…»
Старшие дети описывают и сравнивают свои ощущения:
«приятно - неприятно»
«колючее – шершавое - гладкое» Катаем гладкий и массажный мяч
4. Ритуал прощания
-Наше занятие окончено. Спасибо! Но прежде чем уходить, мы расскажем пчёлке Майе, чем мы занимались.
Дети припоминают ход занятия и рассказывают о проделанной работе.
-Пчёлка Майя любит вас, а вы её?
Дети обнимают пчёлку и говорят: «Как я тебя люблю».
-До свидания, я буду вас ждать.
Раздел 2. Содержательный
2.1.1. Учебно – тематический план программы дополнительного образования
«Песочная фантазия»
Месяц | Кол.зан. | Лексическая тема |
Сентябрь | 1 | Знакомство с песком. Свойства песка. |
2 | Геометрические фигуры «Бусы» | |
Октябрь | 3 | Осень. Сбор урожая «Ёжик» |
4 | Осень. Сад-огород «Овощи и фрукты» | |
5 | Осень. Лес «Грибы и ягоды» | |
6 | Осень «Листопад», «Сова» | |
Ноябрь | 7 | Человек (части тела) |
8 | Домашние животные «Овечка», «Поросёнок» | |
9 | Домашние животные «Кот» | |
10 | Древний мир «Динозавры» | |
Декабрь | 11 | Зима. Зимние забавы «Снеговик» |
12 | Зима «Ёлка» | |
13 | Узоры на песке «Орнамент» | |
14 | Узоры на песке «Песочный круг» | |
Январь | 15 | Морской мир. Обитатели моря. |
16 | Морской мир «Рыбка», «Кит» | |
17 | Морской мир «Осьминог», «Медуза» | |
18 | Морской мир «Морской лес», «Краб» |
Февраль | 19 | Большая стройка. Строитель «Замок» |
20 | Транспорт «Машины» | |
21 | Транспорт «Весёлый паровоз» | |
22 | 23 февраля. Военный «Танк» | |
Март | 23 | Накрываем стол. Кулинар «Торт» |
24 | 8 марта «Цветы для мамы» | |
25 | Накрываем стол «Бутерброд» | |
26 | Части суток «Солнце и месяц» | |
Апрель | 27 | Небо. Лётчик «Вертолёт» |
28 | Космос. Космонавт «Ракета», «Комета» | |
29 | Весна. Дикие животные «Медведь», «Заяц» | |
30 | Лужок «Дерево», «Куст» | |
Май | 31 | Лужок. Насекомые «Бабочка – гусеница» |
32 | Лужок. Цветы «Цветочная поляна» |
Литература
- Занятия с детьми 3-7 лет по развитию эмоционально – коммуникативной и познавательной сфер средствами песочной терапии / авт. – сост. М.А. Федосеева. – Волгоград: Учитель, 2015. – 122 с.
- Лыкова И., Лепка из пластилина. Изд.: Дидактика – Карапуз, 2000-2007 г.
- Монина.Г.Б., Гурин Ю.В. Игры для детей от трёх до семи лет. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011. – 256 с.
- От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. – М.: Мозайка
– Синтез, 2014. – с.
- Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4 – х лет в период адаптации к дошкольному учреждению. –М.: ООО «Национальный книжный центр», 2013. – 72 с. (Психологическая служба).
- Шарохина В.Л. Коррекционно – развивающие занятия: младшая, средняя группы. – М.: ООО «Национальный книжный центр», 2014. – 136 с. (Психологическая служба).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеразвивающая рабочая программа "Волшебный песок"
работа с песком. Песочная терапия. развите речи, окружающий мир и многое другое...
Программа дополнительного образования студии Арт - рисование песком "Волшебный песок"
С самого нашего рождения и до последних дней своих каждый человек по крупице приобретает бесценный опыт. Каждый может быть мизерный наш навык с годами превращается в кладезь. Ребёнок приобщается к поз...
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по дополнительному образованию детей старшего дошкольного возраста «ВОЛШЕБНЫЙ ПЕСОК»
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по дополнительному образованию детей старшего дошкольного возраста «ВОЛШЕБНЫЙ ПЕСОК»...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ 1-2 ЛЕТ "ЖИВОЙ ПЕСОК"
Игра – ведущая роль деятельности ребенка, посредством которой он органично развивается.Игры с песком – одна из форм естественной деятельности ребенка, которая способствует развитию ребенка...
Программа дополнительного образования "Чудесный песок"
Актуальность программы связана с тем, что в последние годы в системе воспитания и обучения стала прослеживаться тенденция к интеллектуальному развитию ребёнка. При этом развитию эмоциональной сф...
Дополнительная общеобразовательная программа «Волшебный песок» (для детей 3-7 лет )
Дополнительная общеобразовательная программа«Волшебный песок»(для детей 3-7 лет )...
Программа дополнительного образования "Волшебный песок"
Программа дополнительного образования "Волшебный песок", сетка занятий....