Статья на тему: "Фольклор, как средство развития речи детей раннего возраста"
статья

Михалкина Алёна

Произведения русского народного фольклора – это волшебный мир, в котором с удовольствием погружается ребенок, а также это источник информации об окружающем мире и необходимое условие речевого развития. Особую значимость приобретает фольклор в первые дни нахождения ребенка в детском саду. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya2.docx18.09 КБ

Предварительный просмотр:

Михалкина Алёна Николаевна, воспитатель

ГБДОУ деттский сад № 131

Адмиралтейского района

Фольклор, как средство развития речи детей раннего возраста

Современный ребенок мало времени проводит в обществе взрослых, редко слышит рассказы, сказки и потешки от своих родителей. Поэтому одним из направлений в работе по развитию речи детей раннего возраста, можно взять формирование и развитие речи детей через устное народное творчество. Ребенок с раннего возраста чутко откликается на потешки, колыбельные и другие художественные тексты. Это обусловлено возрастными особенностями детей раннего возраста, прежде всего свойствами их памяти, а также способностью концентрировать внимание лишь на короткий период времени.

Известно, что произведения русского народного фольклора – это волшебный мир, в котором с удовольствием погружается ребенок, а также это источник информации об окружающем мире и необходимое условие речевого развития. Особую значимость приобретает фольклор в первые дни нахождения ребенка в детском саду. В период привыкания к новой обстановке он скучает по дому, маме, еще не может общаться с другими детьми, взрослыми. В это время я стараюсь подобрать и эмоционально рассказать потешку, которая поможет установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к пока еще мало знакомому человеку – воспитателю. Воспитатель владеющий фольклорным материалом успешнее прививает им навыки, связанные с режимными моментами, интереснее организует игровую деятельность и становится активным участником речевого развития ребенка. Работу в этом направлении можно проводить на играх – занятиях и в режимных моментах ,в течение дня.

К подбору произведений для детей раннего возраста нужно подходить с учетом их возрастных особенностей. Произведения народного творчества должны отражать доступный для понимания ребенка мир предметов, вещей и отношений. Нельзя забывать, что словарный запас детей раннего возраста не велик, реальный мир воспринимается своеобразно, поэтому потешки, песенки, колыбельные, пестушки нужно подбирать соответственно уровню развития детей. Интонация, при произношении должна быть понятна детям. Лучше, чтобы потешки, были просты и коротки, с чутким ритмом и побуждали детей к действию, подражанию взрослому. Ритмичный текст потешек, побуждает детей к движению создавая радостное настроение, тем самым вызывают желание повторять её за воспитателем, активизируя речевое общение. Чтобы заставить детей двигаться, можно использовать различные потешки, например:

«Встань, малыш, еще разок,

Сделай маленький шажок,

Топ, топ!»

Удачно подобранная потешка может помочь и во время кормления. Даже те дети, которые обычно отказываются от еды, начинают есть с удовольствием:

«Умница Катенька,

Ешь кашку сладенько,

Вкусную, пушистую,

Мягкую, душистую!»

При подготовки детей ко:

«Вот и люди спят,

Вот и звери спят!»

При умывании: «Водичка, водичка умой моё личико….!»

Чтобы создать малышам хорошее настроение, рассказываю хорошо известные детям потешки: «Ладушки», «Сорока - сорока», «Ай, ду-ду».

В потешках, которых имеется звукоподражание голосам животных и описываются их повадки, малыши улавливают добро, гуманное отношение ко всему живому:

«Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Что так рано встаешь,

Деткам спать не даешь?» или

«Наши гуси у пруда:

Га-га-га, га-га-га!»

Знакомство детей с произведениями русского народного фольклора, лучше начинать с рассматривания картинок, иллюстраций, игрушек.

Чтение народных песенок, потешек, сказок, необходимо сопровождать показом наглядного материала, что более глубоко воздействует на чувства ребенка, способствует запоминанию текста. Для того, чтобы научить малыша слушать, вслушиваться в фольклорный сюжет и понимать его содержание, интересно обыграть малые формы фольклора, используя красочную наглядность, музыкальные инструменты, ведь детей, особенно маленьких, надо учить играя. Используя малые формы фольклора, как средства развития речи в работе с детьми раннего возраста, можно сделать вывод, что это интересно детям, они быстро овладевают пониманием речи и стремятся к речевому общению. Таким образом, ранний период жизни ребенка во многом зависит от взрослых, воспитывающих малыша. Прекрасно, если родители и воспитатели наполняют жизнь ребенка светом добра и ласки, если способны обогатить среду, в которой он растет. На мой взгляд, народное поэтическое слово, может и должно духовно обогатить эту среду и заложить в ребенке предпосылки положительных человеческих качеств.

Список литературы:

1. Александрова О.В. Развитие речи для малышей / О. В. Александрова. - М.: Эксмо, 2010. - 48 с.

2. Аникин В.М. Устное народное творчество. - М.: Академия, 2011. - 752 с.

3. Бударина Т.А., Корепанова О.Н., Куприна Л.С., Маркеева О.А. Знакомство детей с русским народным творчеством. - М.: Детство-Пресс, 2010. - 400 с.

4. Гаврилова И.Г. Истоки русской народной культуры в детском саду. - СПб.: Детство-Пресс, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая статья: Театрализованная деятельность как средство развития речи детей раннего возраста.

Ранний возраст- уникальный период развития человека, обладающий своеобразной спецификой. Обучение родному языку это одна из важнейших задач развития детей. театрадизованная деятельность, реализуемая в...

План работы по самообразованию "Проворные пальчики- бойкая речь" (развитие мелкой моторики как средство развития речи детей раннего возраста)

Цель: развитие мелкой моторики у детей раннего возрастаЗадачи:Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детейСовершенствовать мелкую моторику через пальчиковые игрыРазв...

"Развитие мелкой моторики, как средства развития речи детей раннего возраста"

Статья для родителей"Развитие мелкой моторики, как средства развития речи детей раннего возраста"...

статья "ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА"

Цель: повышение эффективности обучение и развития речи детей раннего возраста.Задачи:Изучение ранних проявлений интеллектуальной жизни, а также поиск эффективных методов и приемов подхода к малышу;Фор...

Статья для родителей «Театрализованные игры как средство развития речи детей раннего возраста»

Статья для родителей «Театрализованные игры как средство развития речи детей раннего возраста»...

Статья: "Фольклор, как средство развития речи детей раннего возраста".

Произведения русского народного фольклора – это волшебный мир, в котором с удовольствием погружается ребенок, а также это источник информации об окружающем мире и необходимое условие речевого ра...

Статья: "Фольклор, как средство развития речи детей раннего возраста".

Произведения русского народного фольклора – это волшебный мир, в котором с удовольствием погружается ребенок, а также это источник информации об окружающем мире и необходимое условие речевого ра...