Календарно-тематическое планирование "Кто как готовиться к зиме" старшая группа
календарно-тематическое планирование

Захарова Ирина Вячеславовна

Программное содержание:

1. Закрепление знаний об осени, о временах года, последовательности месяцев в году.

2. Формирование обобщенных представлений о приспособленности растений и животных к изменениям в природе.

3. Расширение и обогащение знаний об особенностях осенней природы ( наблюдение таких явлений природы как заморозки, первый снег, сильные ветры, дожди, иней, град, туман).

4. Расширение знаний о связи между явлениями живой и неживой природы и сезонными видами труда.

 

Итоговое мероприятие: викторина «В мире животных».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kto_kak_gotovitsya_k_zime.docx36.58 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Кто как готовится к зиме».

(старшая группа  компенсирующей направленности  с тяжёлыми нарушениями речи.)

(07.11.2022 – 11.11.2022г.)

Программное содержание:

1. Закрепление знаний об осени, о временах года, последовательности месяцев в году.

2. Формирование обобщенных представлений о приспособленности растений и животных к изменениям в природе.

3. Расширение и обогащение знаний об особенностях осенней природы ( наблюдение таких явлений природы как заморозки, первый снег, сильные ветры, дожди, иней, град, туман).

4. Расширение знаний о связи между явлениями живой и неживой природы и сезонными видами труда.

Итоговое мероприятие: викторина «В мире животных».

День недели

Режим

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещение группы)

Взаимодействие с родителями, социальными партнерами

Групповая, подгрупповая

Индивидуальная

Образовательная деятельность в режимных моментах

Понедельник

07.11.22

2

3

4

5

6

7

Утро

Утренняя гимнастика.

Беседа «Как животные осень встречают»- формировать представление о том, как птицы и звери готовятся к зиме. Продолжать формировать представления о перелетных и зимующих птицах.

Коррекционная работа:

Артикуляционная гимнастика «Маляр, чашечка, качели»

Пальчиковая гимнастика «Сидит белка на тележке..»

С Юлей, Аминой, Вероникой штриховка.

Цель: закрепление умения правильно наносить штриховку, не выходя за контур.

Ситуативный  разговор «Правила поведения в группе». Цель: воспитывать умение поддерживать порядок в группе

Д/И «Кто что делает?», «Собери семью» Цель: закрепить знания о домашних животных.

 Работа в уголке природы(отметить состояние погоды в календаре: ветер, осадки, солнце) . 

Д\игра: «Собери картинку» - упражнять в умении составлять целое из частей.

Индивидуальное консультирование по запросам.

Рекомендации родителям по домашнему чтению.

Непосредственно образовательная деятельность

1.Познавательное развитие (ознакомление с окружающим миром) «Как звери готовятся к зиме?»

Цель: закреплять названия диких животных. Дать элементарные представления о взаимосвязи животных со средой обитания.  Развивать диалогическую речь: умение участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы. Воспитывать сострадание к животным, бережное отношение к природе, дружелюбие, доброту, отзывчивость.

2. Художественное творчество (рисование). «Белка»

Цель: Развивать умение рисовать животного белку. Учить передавать в рисунке отличительные особенности внешнего вида белки. Способствовать развитию речи, умению отвечать на вопросы связанными предложениями, делать умозаключения. Развивать фантазию, чувство цвета. Воспитательная: Развивать аккуратность, опрятность при работе. Умение доводить начатое дело до конца. Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к животным.

3.Физическое развитие по плану физ.инструктора

Прогулка

Определить с детьми погоду сегодняшнего дня. Вспомнить, какая погода была вчера. Учить сравнивать, замечать изменения, приучать планировать, чем будут заниматься на участке в зависимости от погоды.

П/И «Третий лишний»

Упражнять детей в выполнении шага «боковой галоп» -Богдан, Савелий, Даша.

Ситуативный разговор «Чем питаются птицы?»

Беседа «Правила безопасного поведения на участке»

Предложить развесить кормушки, насыпать корм для птиц. Цель: воспитывать желание помочь птицам.

Самостоятельная двигательная активность детей на участке.

Работа перед сном

Е. Трутнева «Белкина кладовая» . Вспомнить с детьми потешки о воде - прививать навыки следить за чистотой рук.

Вечер

Гимнастика после сна.

Закаливающие процедуры.

Беседа «Обитатели скотного двора» - закрепить знания детей о домашних птицах и животных, об их пользе для человека. 

Коррекционная работа:

Артикуляционная гимнастика «Маляр, чашечка, качели». Разучивание пальчиковой гимнастики «Два медведя.»

Д/и «Услышь звук У» в начале  слова – Аня, Гордей, София.

 

Конструктивная деятельность «Ферма Кота Матроскина» Цель: закрепить умение и навыки создавать поделки а технике «оригами»: кошек, собак.

Х/б труд – воспитывать у детей желание помогать взрослым поддерживать порядок в группе (протереть полочки, убрать игрушки) . Самостоятельная игровая деятельность в центрах занятости.

Прогулка

Наблюдения за наступлением вечера, как ведут себя птицы при наступлении темноты. Цель: учить делать выводы в ходе наблюдений. П/И «Птички на дереве».

День недели

Режим

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещение группы)

Взаимодействие с родителями, социальными партнерами

Групповая, подгрупповая

Индивидуальная

Образовательная деятельность в режимных моментах

Вторник

08.11.22

2

3

4

5

6

7

Утро

Утренняя гимнастика.

Беседа «Перелетные птицы». (Рассказать о том, что перелетные птицы готовятся улетать в теплые края. Потянутся косяками, вереницами журавли, гуси. Если перелетные птицы низко к земле летят – к морозной зиме, а если высоко – к теплой.)

Коррекционная работа:

Артикуляционная гимнастика.

Пальчиковая гимнастика «Два медведя».

Д/И «Помоги малышам найти свою маму», продолжать учить сравнивать предметы по величине – Лера, Ариша, Костя.

С Мишей проговаривание чистоговорок .

Настольно-печатная игра «Зоологическое лото»

 Д/И «Чей силуэт»

Цель: закрепить знания о животных.

Проблемная ситуация: «Зачем зайцу другая шубка?» - продолжать знакомить с жизнью животных в зимнем лесу, учить  делать простейшие  логические  выводы

Труд  на занятиях. Цель: воспитывать умение готовить рабочее место к занятиям. Рассматривание иллюстраций «Кто как к зиме готовиться». (Выявить знания детей о подготовке зверей к зимовке. Называть сходства и отличия между ними. Развивать речь детей, активизировать пассивный словарь.)

Беседы с родителями о том, как образ жизни семьи воз-действует на здоровье ребенка.

Рекомендации родителям пособий для домашних занятий с детьми.

Непосредственно образовательная деятельность

1.Речевое развитие (связная речь) Составление близких к тексту пересказов (по рассказам Е. Чарушина «Кто как живет. Белка» Занятие №17,стр.72. (О.С.Гомзяк Говорим правильно в 5-6 лет)

Цель: Учить детей выразительно пересказывать тексты близко к образцу, без помощи вопросов; упражнять детей в подборе прилагательных к существительным по теме; развивать внимание, память, логическое мышление; воспитывать у детей правильное поведение по отношению к животным.

2.Художественное творчество (конструирование) «Зайчик» оригами

Цель: Формировать умение детей складывать лист бумаги в разных направлениях, разными способами.  Развивать конструктивное мышление, творческое воображение, художественный вкус. Развивать мелкую моторику рук.

3.Художественно-эстетическое развитие (музыка)

Прогулка

Наблюдение за солнцем. Продолжить отмечать с детьми путь солнца, его высоту в полдень.

П/И «Метелица»,

«Хитрая лиса»

П/И-«Перелет птиц».- упражнять в беге в определенном направлении.

Упражнять детей в метании мяча  в цель. П/И «Сбей кегли» - Дима, Ксюша, Карина.

Ситуативный разговор «Они же живые, их надо охранять и защищать!»

Д/И «Что будет, если…»

Д/И «Хорошо – плохо»

Труд – очистить участок от веток. Цель: воспитывать умение работать сообща. Самостоятельная двигательная активность детей на участке.

Работа перед сном

Чтение художественной литературы. Соколов-Микитов «Зима в лесу».  Разговор с детьми о культуре поведения во время приема пищи.

Вечер

Гимнастика после сна.

Игра-драматизация по сказке «Теремок», развивать творческие способности.

Беседа «Назови диких животных наших лесов». Учить детей отвечать полными предложениями, не перебивая товарищей. 

Коррекционная работа:

Артикуляционная гимнастика.

Пальчиковая гимнастика «Ежи».

Д/И «Назови животных только на этот звук», развивать фонематический слух, закрепить названия животных – Демьян, Данил, Лера.

Рассматривание и чтение энциклопедии «Дикие животные».

Д\игра « Опиши картинку» - составление короткого описательного рассказа из 3-4 предложений. (развитие  монологической речи)

Хозяйственно –бытовой труд: мытье игрушек, стирка кукольного белья. Цель: прививать навыки трудолюбия. Самостоятельная игровая деятельность в центрах занятости.

Прогулка

Наблюдение за тучами и облаками, какие они, на что похожи, что  в себе несут? Цель: развивать наблюдательность, воображение. П/И «Волк и зайцы»

День недели

Режим

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещение группы)

Взаимодействие с родителями, социальными партнерами

Групповая, подгрупповая

Индивидуальная

Образовательная деятельность в режимных моментах

Среда

09.11.22

2

3

4

5

6

7

Утро

Утренняя гимнастика.. Беседа «Как люди готовятся к зиме», систематизировать знания детей о труде взрослых осенью, учить делать выводы, развивать коммуникативные способности.

Д/И «Узнай по описанию» Цель:   о  внешнем виде животных.

Коррекционная работа:

Артикуляционная гимнастика.

Пальчиковая гимнастика

« Ежи»

Д/И «Один – много», (белка –белок. Ёж-ежей и т.д.)упражнять в умении образовывать существительные  в мн. ч. – Толя, Богдан, Костя.

Совместное заучивание скороговорок и чистоговорок  на с – сь.

Д/И «Отгадай-ка» Цель: учить отгадывать загадки о животных, побуждать самостоятельно их придумывать.

Труд – предложить помочь няне протереть стульчики. Цель: воспитывать желание помочь старшим. Самостоятельная игровая деятельность в центрах занятости.

Рассматривание альбома «В мире животных» Цель: закрепить знания о диких и домашних животных.

Индивидуальные беседы и консультации по запросам родителей.

Информирование родителей о ходе образовательного процесса.

Непосредственно образовательная деятельность

1.Познавательное развитие(ФЭМП)В. А. Позина, И.А. Помораева «Формирование элементарных математических представлений 5-6 лет» Занятие №7, стр. 25

Программное содержание. Продолжать учить считать в пределах 6 и 7, знакомить с порядковым значением чисел 6 и 7, правильно отвечать на вопросы: «Сколько?», «Который по счету?», «На котором месте?».  Продолжать развивать умение сравнивать до шести предметов по высоте и раскладывать их в убывающем и возрастающем порядке, результаты сравнения обозначать словами: самый высокий, ниже, еще ниже….самый низкий (и наоборот). Расширять представления о деятельности взрослых и детей в разное время суток, о последовательности частей суток.

2.Обучение грамоте по плану учителя-логопеда (по подгруппам)

3. Художественно-эстетическое развитие (рисование) «Ёжик»

Цели: - прививать любовь к рисованию; закрепить знания детей о строении ежика (голова, туловище, иголки, лапки, хвостик). Продолжить знакомить детей с нетрадиционными техниками рисования; показать, как можно рисовать необычным способом – вилкой; учить работать аккуратно; развивать воображение, образное мышление.

Прогулка

Обойти территорию детского сада. Отметить изменения, произошедшие в окружающем пейзаже. Как изменилось все вокруг по сравнению с летом? Игра на развитие внимания «Найди отличия». П/И «Лиса в курятнике», развивать двигательные качества.

Упражнять детей в беге со сменой направления по сигналу воспитателя –  Савелий, Ксюша, Даша.

Ситуативный разговор «Почему животных называют дикими?»

Беседа с детьми  «Катание на лыжах без травм» Цель: воспитывать правила безопасного поведения  на прогулке

Труд на участке – собрать листву в кучу. Цель: вызвать желание к коллективному труду. Самостоятельная двигательная активность детей на участке

Работа перед сном

КГН «Как вещи живут в шкафчике», закрепить умение поддерживать порядок в шкафу. Чтение Г.Х.Андерсена «Гадкий утёнок».

Вечер

Гимнастика пробуждения.

Составление рассказа «Я мечтаю о питомце, друге» или «У меня есть любимый питомец» - закрепить умение составлять рассказ на основе личного опыта.

Коррекционная работа:

Артикуляционная гимнастика.

Пальчиковая гимнастика. «Мы капусту рубим…»

Нарисуй по точкам – развитие мелкой моторики рук – Ариша, Ксюша, Карина.

Настольно –печатная игра «Дорисуй картинки» Цель: развивать творческое воображение.

Х.б.т.  - убираем групповую комнату. Учить детей убирать игрушки после игры, обращать внимание детей на необходимость доводить дело до конца.

Конструирование «Зоопарк» - закрепить умение строить из конструктора лего , развивать воображение.

Прогулка

 Наблюдения за наступление сумерек. Д/И «Что сначала, что потом» Цель: закрепить части суток. П/И»Совушка». Самостоятельная игровая деятельность детей.

День недели

Режим

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещение группы)

Взаимодействие с родителями, социальными партнерами

Групповая, подгрупповая

Индивидуальная

Образовательная деятельность в режимных моментах

Четверг

10.11.22

2

3

4

5

6

7

Утро

Утренняя гимнастика.

Беседа «Как отличить домашнего питомца от дикого животного? Что у них общего? – закрепить понятия, особенности поведения, места обитания.

Коррекционная работа:

 Артикуляционная гимнастика.

Пальчиковая гимнастика «Сидит белка ..».

Работа в тетрадях «Продолжи узор», упражнять в ориентации на листе бумаги в клетку – Юля, Миша, Вероника.

Д\и: «Какой бывает лес?» - упражнять  в употреблении .существительных во мн. числе (береза-березовая роща, дуб-дубрава..)

 Альбом «В мире животных», д/и.

 Дежурство в уголке природы. Цель: учить детей взрыхлять землю в цветочных горшках, закрепить условия для роста растений.

Самостоятельная деятельность в центрах занятости.

Индивидуальные беседы и консультации по запросам.

Информирование родителей о ходе образовательного процесса.

Привлечение родителей к совместным с детьми наблюдениям за сезонными изменениями в природе.

Непосредственно образовательная деятельность

1. Речевое развитие по плану учителя-логопеда

2. Художественно – эстетическое развитие (Музыка) по плану муз работника.

3.Физическое развитие на свежем воздухе

Прогулка

Наблюдение за живым объектом – наблюдение  за зимующими птицами: воробьи, голуби, вороны. Как называются эти птицы? Где они живут? Чем питаются? Как им нужно помогать? Какие это птицы (зимующие)? Внести картинку «кормушки», рассмотреть ее. На улице вынести кормушку, насыпать корма и понаблюдать за птицами.  Подвижная игра«Раз, два, три — беги!», развивать быстроту бега, ловкость.

Поупражнять Карину, Демьяна, Софию в метании малого мяча в вертикальную цель.

Д/и «бывает не бывает?» - развивать логическое мышление, закрепить времена года и их  признаки.

Уборка участка детского сада.

Цель:   закреплять навыки работы с граблями; учить рационально, организовывать свой труд, работать в коллективе дружно.

Работа перед сном

Чтение художественной литературы: С. Маршак «Сказка о глупом мышонке» Воспитание культуры поведения во время обеда - закреплять навыки заканчивания приема пищи с товарищами, ожидая остальных ребят за столом..  

Вечер

Гимнастика пробуждения.

Коррекционная работа:

Артикуляционная гимнастика «Сдуй ватку».

Пальчиковая гимнастика «Сидели два медведя».

С/Р игра «Лесные жители» Цель: учить детей искусству –перевоплощения.

Д/И «Скажи ласково» Цель: учить детей образовывать  слова в уменьшительно-ласкательной форме – Даша, Данил, Амина.

Д\игра «Что происходит в зимнем лесу?» - употребление сложноподчиненных предложений ( потому что; для того, чтобы…)

Труд – помочь младшему воспитателю протереть стульчики. Цель: воспитывать желание помогать взрослым. Самостоятельная игровая деятельность в центрах занятости.

Прогулка

Наблюдение за неживым объектом. Наблюдения за растениями. Вспомнить правила бережного отношения к растениям: не ломать и не рубить деревья и кустарники. П/игра: «Палочка - выручалочка» – развитие бега, умения прыгать на двух ногах.

День недели

Режим

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещение группы)

Взаимодействие с родителями, социальными партнерами

Групповая, подгрупповая

Индивидуальная

Образовательная деятельность в режимных моментах

Пятница

11.11.22

2

3

4

5

6

7

Утро

Утренняя гимнастика.

Артикуляционная гимнастика с детьми.

Беседа на тему: «Почему люди зимой мерзнут, а звери нет?». Цель: развивать мышление, память, умение анализировать, делать выводы.

Д/и «Исправь ошибку». Цель: развивать внимание, умение объяснить свой ответ.

Дидактическая игра «Угадай по описанию» .Цель: учить детей составлять короткие описательные рассказы об объектах, развивать внимание, связную речь, находить сходства и различия (Ксюша, Вероника, Миша)

Рассматривание альбома «Эти интересные животные». Обогащение художественной литературой по теме.

Дежурство в природном уголке. Дежурство по столовой  (сервировка столов).

Активизация деятельности воспитанников во всех центрах развития.

Рассматривание энциклопедий.

Самостоятельна деятельность

Совместная деятельность – игра в шашки

Энциклопедии о родном городе, альбом «Символика страны»

Прием детей в группе. Проведение «Утреннего фильтра»

Взаимодействие с родителями при приеме и уходе детей домой – индивидуальные беседы и консультации

- Напомнить о необходимости соблюдения режима дня для здоровья детей.

Непосредственно образовательная деятельность

1.Художественно-эстетическое развитие (лепка) «Звери в лесу»

Программное содержание: Обогащать знания детей о животных.  Учить лепить животных из целого куска пластилина, передавать движения. Развивать глазомер. Развивать общую и мелкую моторику. Активизировать словарь по теме. Воспитывать заботливое отношение к животным.

2.Физическое развитие по плану физ.инструктора

Прогулка

Наблюдение за работой дворника.

Цели: воспитывать уважение к труду людей; учить приходить на помощь окружающим. Трудовая деятельность: Подметание веничками дорожек на участке. Цель: учить правильно пользоваться веничками, доводить начатое дело до конца. Подвижные игры «Мы — шоферы»..Цель: учить ориентироваться в пространстве

Развитие движений

 «Птицы в гнёздышках» Цель: учить ходить и бегать  врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, приучать быстро действовать по сигналу воспитателя, помогать друг другу (Савелий, Костя, Дима)

Беседа «Скользкий лед – опасно». Цель: показать детям, что нужно быть осторожными, чтобы не упасть на льду.

Создать условия для самостоятельной деятельности детей. Игры с выносным материалом лопатки, ведерки , формочки .

Работа перед сном

Ситуативный разговор «Помоги товарищу» .Цель; воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, чувство взаимопомощи. «Убери на своё место». Цель; Учить  последовательности  действий, способствовать формированию привычки к опрятности.

Вечер

Оздоровительная гимнастика после сна.

Д/и « Чей хвост, чья голова?». Цель: закрепить знание внешнего облика птиц и животных.

Игры со строительным материалом, пластилином, лего: постройки на тему «Берлога для медведя». Ц.: формировать умение задумывать постройки и выполнять их, учить обыгрывать постройку.

«Прямой и обратный счет в пределах 5». Цель: закрепление навыков счета с Данилом, Дашей, Толей.

Сюжетно-ролевая игра: «больница для зверят» (игровая ситуация: ветеринар проводит осмотр животных в зоопарке).

Создавать условия для самостоятельной игровой деятельности детей.

Создавать условия и помогать организовывать самостоятельные  сюжетно – ролевые  игры (муляжи  фруктов, корзины. сумки, больничку, атрибуты для доктора..);

Внести кубики и разрезные картинки создавать в группе ситуацию для сюжетно-ролевой игры.

Прогулка

П/и «Раз, два, три — беги!» .Цели:- упражнять в умении действовать по сигналу; «Догони меня». Цели:  учить быстро ориентироваться в пространстве; развивать ловкость

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематический план по изобразительной деятельности в старшей группе

описывается план на целый учебный год в старшей группе...

календарно-тематическое планирование по работе с родителями подготовительных групп

В данном планировании отражается тема подготовки детей к школе. Как проводя данные мероприятия помочь родителям стать компетентными в данном вопросе. Ведь родители считают, что если их ребенок умеет ч...

Календарно-тематическое планирование занятий по лепке в старшей группе компенсирующей направленности (для детей с ЗПР)

Календарно-тематическое планирование занятий по лепке в старшей группе компенсирующей направленности (для детей с ЗПР)...

Календарно-тематический план реализации тематического модуля смешанной ОНР группы дошкольного возраста на тему: «До свидания, лето! Здравствуй детский, сад!»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 12 «Пчелка» муниципальное образование Тимашевский район     Кален...

Календарно - тематическое планирование. Тематическая неделя "Наши питомцы" старшая группа

Тематическая неделя «Наши питомцы – домашние животные» (Забота человека о них, польза какую они приносят людям)Цель: Расширять кругозор детей. Объяснить происхождение слова «до...

Календарно-тематический план на 2023 -2024 уч. год. Группа компенсирующего вида - ТНР (старшая и подготовительная группы)

Календарно-тематический план на 2023 -2024 уч. год. Группа компенсирующего вида - ТНР (старшая  и подготовительная группы)...