Духовные ценности, этическое и нравственное воспитание дошкольников
статья (младшая группа)

Елена Ивановна Горлова

Воспитание в детях нравственности и патриотизма огромная проблема современного общества, почему так произошло и какие пути преодоления кризиса нравственности существуют

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon esse.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Горлова Е.И.

Воспитатель

БДОУ г. Омска «Детский сад №32 комбинированного вида»

г. Омск

Духовные ценности, этическое и нравственное воспитание дошкольников

Проблема воспитания у детей доброты, гуманизма стоит очень остро.  Как установить позитивные межличностные отношения в детском коллективе, как сделать детей отзывчивыми к чужой беде, понимающими что хорошо, а что плохо? Множество негативных явлений среди молодежи и школьников отмечается в последнее время: жестокость, повышенная агрессивность, буллинг, инциденты с применением оружия.

Только целенаправленная работа, проводимая родителями и воспитателями ДОУ совместно, может принести пользу. Основными причинами недостатков воспитания детей в некоторых семьях являются неподготовленность родителей к семейной жизни, неумение и правильно воспитывать детей, отсутствие времени, потеря преемственности традиций семейного воспитания в некоторых случаях, дедушки и бабушки тоже работают, либо по каким-либо еще причинам не участвуют в воспитании внуков. Поэтому совместная работа детского сада и семьи должна строиться на сотрудничестве и тесном контакте для положительного результата.

В календарном плане воспитательной работы нашего ДОУ стоят мероприятия и проекты, позволяющие воспитателям максимально полно коснуться тем, помогающих нам формировать личность дошкольника духовно-нравственно. Изучение положительного опыта семейного воспитания, где родители делятся своим положительными методами семейного воспитания, традициями,  позволяет нам в планировании использовать проекты в которых принимают участие родители .В октябре  мы работали над проектом «Детские книги наших родителей», где родители делились своим опытом домашнего чтения, воспоминаниями о прочитанных в детстве книгах .Чтение сказок , стихов открывает ребенку мир родного языка, показывает не только языковое богатство, но и первые уроки сопереживания, сочувствия, доброты, служит мостиком между поколениями. Так же ответственно родители и педагоги должны подходить к подбору литературы и мультфильмов, избегая жестокости и насилия в них.

Читая художественные произведения, следует обращать внимание отрицательных и положительных героев. Сравнение противоположных поступков облегчает усвоение конкретных представлений о хорошем и плохом.

В нашем ДОУ мы большое внимание уделяем выставкам по различным темам. Недавно закончилась выставка «Осенние фантазии», посвященной дарам осени, проходила общая выставка «Осень золотая». Запланированные на этот год мероприятия, также связанные сезонной тематикой: выставки рисунков «Зимние узоры на окне», конкурс на лучшую новогоднюю игрушку, создание альбома группы: «Наша русская зима ты прекрасна для меня», презентация: «Зимние забавы», весенняя выставка из природного материала «Птичка». К Дню народного единства планируется выставка «Русская изба». С сезонными мероприятиями связаны и праздники, проводимые для детей: «Новый год», «Коляда» «Масленица», «Коляда». Традиции празднования несут в себе не только огромный культурный смысл, создают позитивную атмосферу, но и являются тем что объединяет людей во все времена. Патриотическое воспитание очень важно начинать с раннего возраста. Здесь нам на помощь   приходят беседы, дидактические игры, выставки, презентации, проекты. В рамках недели «Дружба» будем знакомить детей с подвижными играми народов России, историей самой народной куклы  «Русская матрешка». Конечно же говорим о Великой Отечественной войне: беседа «День памяти героев», чтение и заучивание стихов о защитниках Отечества имеет не только большое значение для речевого развития детей, но и несет большой урок мужества и смелости, есть у нас акция «Бессмертный полк», проект «Их именами названы улицы». Программа определяет основные цели и задачи социально-коммуникативного развития как «усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, воспитание моральных и нравственных качеств ребенка» [1; 46] и для реализации этих важных задач важно использовать все методы работы доступные нам, а так же проводить .

 «Нравственность – это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, честность, правдивость, справедливость, трудолюбие, дисциплинированность, коллективизм, регулирующие индивидуальное поведение человека» [2; 78]. Формирование у детей дошкольного возраста доброжелательного и гуманного отношения к людям является одной из важных задач нравственного воспитания, которая отражена в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Первые уроки нравственности ребёнок получает в семье. В дошкольных учреждениях ведущая роль в данном процессе принадлежит воспитателю.  Перед педагогами дошкольных учреждений стоит задача распространять среди родителей педагогические знания, повседневно помогать семье, давать необходимые родителям консультации. Только так может успешно решится вопрос нравственного воспитания дошкольника.

 

Использованные источники:

1.От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.-Мозаика-синтез,2015. - 368с.

2.Сластенин В.А. Педагогика: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Слестенина. – 4-е изд., стереотип. – М.: «Академия», 2015. – 576 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством их приобщения к ценностям православной культуры.

Статья апробирована на научной конференции для работников дошкольного образования в г. Алексеевка Белгородской обл. в 2012г....

«Семейные ценности в духовно - нравственном воспитании дошкольников»

«От того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодн...

Презентация на тему "Формирование нравственных ценностей ребёнка через организацию мероприятий по духовно-нравственному воспитанию дошкольников".

Формирование нравственных ценностей ребёнка  через организацию мероприятий по духовно-нравственному воспитанию дошкольников...

Публикация в сборнике "Нравственные ценности и будущее человечества" ( Материалы ежегодных Митрофановских церковно- исторических чтение) Статья "Духовно-нравственное воспитание дошкольников через чтение художественной литературы".

Проблематика деформации духовно-нравственных представлений детей дошкольного возраста. Методы воспитания через мир художественной литературы. Применение эффективных форм воспитания духовно-нравственны...

Городской семинар с элементами мастер-класса "Формирование духовно-нравственного воспитания дошкольников через приобщение к отечественным духовно-нравственным ценностям и культурному наследию родного края".

#Повышение_педагогической_компетентностиВ рамках мероприятий по взаимному сотрудничеству управления образования и молодежной политики администрации городского округа город Воронеж с городскими благочи...