Ознакомление дошкольников с историей России
консультация

Яр Екатерина Петровна

Патриотизм-любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за неё начинает формироваться уже в дошкольном возрасте. Невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе, а, следовательно, полноценную личность, без уважения к истории и культуре своего отечества, к его государственной символике. Обращение к истории наших предков необходимо для того, чтобы лучше понять сегодняшний день, глубже осознать меру ответственности за будущее и всей страны, и родного края.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

Ознакомление   дошкольников с историей России

Дошкольный возраст – важнейший период в жизни человека, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, осваиваются моральные и нравственные ценности общества. Именно в этот период жизни у ребенка формируются представления о самом себе, о человеческой культуре, о явлениях общественной жизни, что является основой его личностной культуры.

Патриотизм-любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за неё начинает формироваться уже в дошкольном возрасте. Невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе, а, следовательно, полноценную личность, без уважения к истории и культуре своего отечества, к его государственной символике. Обращение к истории наших предков необходимо для того, чтобы лучше понять сегодняшний день, глубже осознать меру ответственности за будущее и всей страны, и родного края.

 Задача педагога — отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: труд людей, традиции, общественные события и т.д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими эмоции и интерес. Особенностью системы работы по патриотическому воспитанию старших дошкольников является интеграция различных видов детской деятельности: речевой, изобразительной, познавательной, конструктивной, игровой. Это связано с потребностью создать у ребенка целостную картину окружающего мира, где находятся в единстве природа, общество и человек. Ряд ученых (Т. А. Данилина, М. Б. Зуйкова, Л. С. Киселева) рассматривают проектную деятельность как вариант интегрированного метода обучения дошкольников, как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога, воспитанника и семьи, как поэтапную практическую деятельность по достижению поставленной цели. В практике работы нашего детского сада метод проектов используется несколько лет.

   Введение проектной деятельности в работу с дошкольниками является одним из средств активизации познавательного и творческого развития ребенка. Знания, приобретаемые детьми в ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта. Хочется отметить и то, что большое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет всё его ближайшее окружение (родители, старшее поколение, детский сад. Поэтому активное участие в реализации проектов принимают родители.

Задача дошкольного учреждения и педагогов донести до родителей, что семья обладает особыми педагогическими возможностями, которые не может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально – нравственную насыщенность отношений.

С воспитания чувства привязанности к родной семье, родному детскому саду, родной улице, начинается формирование высокого чувства – чувства любви к своему Отечеству. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, проектный метод развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.

Поэтому одной из наиболее эффективных, интересных и целесообразных форм признана организация проектной деятельности.    

  Воспитанию патриотических чувств является сама история — подвиги людей во время Великой отечественной войны, самоотверженный труд в тылу врага, подвиги партизан и разведчиков. День Победы понятен детям дошкольного возраста, потому что реализует достаточно простую, ясную идею, известную им по сказкам, – идею противостояния добра и зла и финальной победы добра.

Образ воины остается одним из ключевых символов мужественности, что особенно важно для мальчиков в период взросления.   Метод проектов как один из методов обучения дошкольников, основывается на интересах детей, предполагает самостоятельную активность воспитанников. Результат работы позволяет сделать вывод, что использование проектного метода в целях формирования нравственно-патриотических качеств у дошкольников является действенным и эффективным.

Литература:

 Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников.

 Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М. : Мозаика-Синтез, 2008.- 112с.

Г. Н. Данилина “Дошкольнику – об истории и культуре России”. АРКТИ, Москва 2004г. -159с.

Е.П. Яр


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Ознакомление дошкольников с историей родного города, как средство патриотического воспитания"

У каждого счастливого человека есть свой любимый город. Чаще всего любимым городом, поселком, краем является то место, где человек родился или провел много времени, где промчалось д...

«Использование современных информационных технологий при ознакомлении дошкольников с историей, культурой и бытом Кубани».

Эта консультация для педагогов.В ней расскрываются современные информационные технологии, их применение в детских садах....

Занятия по ознакомлению дошкольников с историей и культурой русского народа в подготовительной группе. Тема : « В тереме расписном я живу. К себе в избу всех гостей приглашу»

Программное содержание: Дать детям знание о дереве, как традиционном материале русских построек и предметов обихода. Уточнить знания детей о русском гостеприимстве. Приобщить детей к устному народному...

Рабочая программа по кубановедению: «Ознакомление дошкольников с историей и культурой малой родины»

Программа разработана для детей дошкольного возраста (2 младшая, средняя, старшая, подготовительная группы)Цель программы – воспитание патриотических чувств дошкольников на основе ознакомления с...

Проект " Ознакомление старших дошкольников с историей России"

В этом проекте представлены темы занятий по развитию речи. экскурсии, продуктивные виды деятельности по данной тематике; дидактические и ролевые игры....

Методическая разработка. Тема: «Использование инновационных образовательных технологий в ходе знакомства дошкольников с историей России и формирования нравственно-патриотических начал»

Для того, чтобы сформировать в дошкольниках патриотические начала, дать представления об историческом прошлом нашего государства, одним из разделов основной общеобразовательной программ в соответствии...

Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников в старшей группе на тему: «Интегрированный подход к ознакомлению дошкольников с историей и культурой родного края»

Тема: «Город, в котором я живу».Цель: Познакомить детей с достопримечательностями родного города, развивать культурно-нравственные познавательные качества лич...