Приобщение детей к народной культуре через пословицы
консультация (средняя, старшая, подготовительная группа)

Приобщение детей к народной культуре через пословицы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Консультация для воспитателей23.02 КБ

Предварительный просмотр:

«Приобщение детей к народной культуре через пословицы»

 «Без памяти нет традиций, без традиций нет культуры, без культуры - нет воспитания, без воспитания - нет духовности, без духовности нет личности, без личности - нет народа как исторической личности».

Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности

Национальная культура – это национальная память народа, то, что выделяет данный народ в ряду других, хранит человека от обезличивания, позволяет ему ощутить связь времен и поколений, получить духовную поддержку и жизненную опору

Мы родились и живем во время больших перемен, когда над человечеством нависла угроза духовного оскудения личности, опасность утраты нравственных ориентиров: рушатся традиции, забываются обычаи, рвутся нити, связывающие старшее и младшее поколения. Сейчас очень актуальна проблема воспитания детей на основе русской национальной культуры, на собрании национальных достижений.

Одной из основных задач духовно-нравственного воспитания дошкольников является формирование у детей общего представления о культуре русского народа, ее богатстве и разнообразии, красоте и благородстве.

Наша основная задача как педагогов – это введение духовно-нравственных начал в основу воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста, что тем самым способствует обновлению содержания, форм и методов дошкольного образования в условиях модернизации всей системы образования.

Народная культура - кладезь мудрости и опыта, предмет нашей национальной гордости. Именно поэтому, в дошкольном детстве необходимо научить ребенка чувствовать и любить родную землю, родную природу, свой народ, ценить духовное богатство, ум, талант и мудрость народную. Воспитать чувство национального патриотизма, гордости за свою страну.

Слово «традиция» - означает исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения.

Традиция охватывает объекты социального наследия: материальные и духовные ценности, процесс социального наследования, его способы. В качестве традиции выступают определенные общественные установки, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды, праздники и т. д. Народные традиции, передаваемые из поколения в поколения, создают в себе разнообразные средства и формы воспитания.

К средствам приобщения дошкольников к этнической культуре и традициям относятся народное творчество, декоративно-прикладное искусство, в том числе различные жанры устного народного творчества.

Особое значение необходимо уделять русским пословицам, поговоркам, загадкам, потешкам и прибауткам. Они «живут» веками на страницах книг и «от мала до велика» в них величие и мудрость. Народ вложил в содержание пословиц все свои чувства. Они, как и люди их создавшие, веселятся, грустят и плачут, и предостерегают, являются камертоном внутренней искренности. Ни в одном другом жанре фольклора жизнь не отражена так широко и многогранно, как в пословицах и поговорках. Они пронизаны чувством глубочайшей любви и преданности Родине. В пословицах много материала практического характера: житейские советы, пожелания в труде, приветы, осуждения.

Приобщение дошкольников к истокам народной культуры и различные виды деятельности, основанные на материале народного творчества, формируют социокультурную личность с высоким уровнем развития духовности и интеллекта. Соприкосновение с народным творчеством и традициями, участие в народных праздниках духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории, культуре.

Человек, незнакомый с традициями, историей и культурой своего народа – человек без прошлого, а значит, и без полноценного настоящего. Следовательно, необходимость приобщения дошкольников к национальной культуре, воспитание у них любви, уважения к своей малой Родине очевидна. Однако добиться положительных результатов в этом направлении возможно только в том случае, если работу начинать с раннего возраста, именно в тот период развития ребенка, который отличается особой восприимчивостью.

С раннего детства ребенок нуждается в образах, звуках, красках. Все это в изобилии несут в себе народное творчество и быт русского народа

Одним из средств воспитания нравственной  эмоциональной сферы  в работе с детьми дошкольного возраста в настоящее время  является использование в речи  пословиц.

Пословица — это краткое, вошедшее в речевой оборот и имеющее поучительный смысл, ритмически организованное изречение, в котором народ на протяжении веков обобщал свой социально-исторический опыт.

     Организуя работу с детьми , необходимо тщательно продумывать специальные и творческие задания с использованием пословиц.

Пословицы используются во всех практически видах деятельности. Так,  удачное применение данного материала способствует исправлению каких-либо недостатков личностного характера. Это отличный способ для развития  речи дошкольников. Стараясь объяснить  значение пословицы, дети совершенствуют навыки мыслительной деятельности

Пословица — краткое народное изречение с назидательным содержанием, народный афоризм «Войти в пословицу» — стать общеизвестным благодаря своей характерности. Так, многие строки басен И.А.Крылова вошли в пословицу.

Пословицы представляют для воспитателя интерес не только как иллюстративный дидактический материал для развития речи, но и как средство развития кругозора детей, их нравственного самосознания. Это связано с особенностями пословиц, о которых пишет Л. А. Введенская: «Пословица любопытна, ее интересует все, что связано с человеком, его деятельностью, окружающей его природой. Она вездесуща, все знает  и обо всем имеет свое собственное, народное конечное суждение. Народная позиция в пословицах и поговорках всегда четкая, иногда даже категоричная, часто с иронией: Думай двояко, а делай одинако. Думал, думал – жить нельзя, пораздумал – можно. Мешай дело с бездельем, проживешь век с весельем».

Сначала надо знакомить детей с пословицами на более лёгкие темы, а затем давать боле сложные, « от пословиц о явлениях природы, временах года, о человеке, его наружности, уме переходить к семейным отношениям ». К каждой пословице необходимо пояснение, что они означают, как их понимать, как осмыслить и растолковать детям.

Много полезных советов о том, как применять пословицы и поговорки в детских садах, содержится в работах  педагогов по дошкольному воспитанию советского периода – А.М. Леушиной, А.П.Усовой и других  учёных. А.М. Леушина  совершено справедливо считала пословицы одним из необходимых средств, способствующих развитию речи. «Сказки, былины, песни, пословицы, загадки, прибаутки с древних времён бытовали среди детей. Они раскрывают детям  богатство ума русского народа, его гуманность, справедливость. В них ребёнку раскрывается окружающий мир, быт, природа, труд, а также простота, выразительность и сила народной речи».

     Организуя работу с детьми , необходимо тщательно продумывать специальные и творческие задания с использованием пословиц ..

Вот некоторые из них,  часто используемые   в работе с детьми

Примеры пословиц

«Начал за здравие, а кончил за упокой»

«За битого двух небитых дают»

«Своя рубашка ближе к телу»

«Заставь дурака Богу молиться, он и лоб расшибёт»

«Слезами горю не поможешь.»

«Хлеб- всему голова.»

«Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.»

«Семеро одного не ждут.»

«У семи нянек дитя без глазу.»

«Семь раз отмерь — один отрежь.»

«Сытый голодному не товарищ.»

«Кто не работает, тот не ест.»

«Слово — дорого, а молчание — золото.»

«Слово не воробей — вылетит, не поймаешь.»

«Тише едешь — дальше будешь.»

«Делу время — потехе час.»

«Лучше синица в руках, чем журавль в небе.»

«Любишь кататься — люби и саночки возить.»

«Своя ноша не тянет.»

«На воре и шапка горит.»

«Волков бояться — в лес не ходить.»

«Копейка рубль бережёт.»

«Бережённого Бог бережёт.»

«Под лежачий камень и вода не течёт.»

«Знание — сила.»

«Один в поле не воин.»

«С миру по нитке — нищему рубаха.»

«Клин клином вышибают»

Давать задания надо в привлекательной форме, используя игровые, соревновательные и другие мотивационные установки.

1.Упражнение "Закончи пословицу" (воспитатель произносит начало , а дети должны продолжить, при затруднении предложить несколько вариантов ответов при выборе одного правильного).

2.Упражнение" Кто знает, тот продолжает" ( первый произносит  пословицу, следующий- другую, но обязательно по этой же теме).

3. Иллюстрирование   пословиц и поговорок (кроме изобразительных средств можно предложить картинки для выкладывания на магнитной доске).

4. Моделирование пословиц и поговорок( с помощью кукол разыгрывают разнообразные ситуации).

5.Упражнение "Восстанови пословицу, поговорку и объясни ее" .

        Век живи тем больше дров

        Как аукнется  твоя неделя

        Делу время  людей насмешишь

        Мели, Емеля так и откликнется

        Чем дальше в лес век учись

          Поспешишь  потехе час

В настоящее время речь многих  детей имеет дефекты: неправильное звукопроизношение, искажение звуков, невыговаривание звуков, замена одних звуков другими и т.д. В дошкольный период возможно исправить почти все недостатки в речи. Задача воспитателей – не проходить мимо неправильной речи, тут нужна постоянная, систематическая работа и воспитателей и логопедов. Исправление речи – процесс длительный, он требует систематической работы и в семьях, и в детском саду, и со специалистами – логопедами. Нужно применять ряд главных, основных средств, способствующих исправлению речи. Вспомогательную роль могут сыграть в этом деле и народные пословицы.

Использование в детских садах пословиц, поговорок, сказок, былин, загадок, активизирует речь ребёнка, вводит его в «сокровищницу народного творчества, способствует развитию речи и развивает умение ясно формулировать свою мысль. Пословицы обладают большим дидактическим и воспитательным потенциалами и могут успешно использоваться в качестве материала для работы по развитию речи и коммуникативной культуры.

Кроме того, пословицы, несомненно,  являются эффективным занимательным языковым материалом, использование которого способно повысить интерес к русскому языку, оказать воспитательное воздействие на морально-нравственные качества личности, активизировать познавательную деятельность, формировать уважение к родному языку, культуре и истории России.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОПЫТ РАБОТЫ ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ «Приобщение детей к народной культуре через фольклорный кружок “Родничок”»

Приобщение детей к традициям своего народа, к  культуре своего края осознается современным обществом жизненно важной проблемы. Именно родная культура должна найти дорогу к сердцу, душе ребенка и ...

Развлечение для детей старшей группы «Пословица недаром молвится» ТЕМА: Приобщение детей к русской культуре через народное творчество – пословицу

Цель: Создать условия для обогащения образной речи детей посредством использования малых фольклорных форм (пословиц). Задачи: * воспитывать интерес к народной культуре через разучивание пословиц, ...

ОПЫТ РАБОТЫ ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ «Приобщение детей к народной культуре через фольклорный кружок “Родничок”»

Модифицированная программа «Приобщение детей к народной культуре через фольклорный кружок “Родничок”»Предлагаемый опыт кружковой деятельности  фольклорного кружка могут быть внедрены в работу учр...

Приобщение детей к народной культуре, через ознакомление с декоративно-прикладным искусством – хохломой

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"13839030","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"13839036","...

«Приобщение детей к народной культуре через пословицы»

Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовностиНациональная культура – это национальная память народа, то, что выделяет дан...