Семинар «Работа по приобщению детей 3-4 лет к русской народной культуре.»
методическая разработка (младшая группа)

Резцова Ольга Сергеевна

Актуальность: Приобщение детей к русской народной культуре является сегодня актуальной темой. Детям обязательно нужно знать историю своего народа, его традиции, культуру, промыслы, чтобы чувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar.docx17.01 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад «Березка» структурное подразделение «Звездочка»

Семинар

«Работа по приобщению детей 3-4 лет

к русской народной культуре.»

Подготовили воспитатели:

Резцова О.С.

Истомина О.В.

Вихоревка 2022г.

Здравствуйте, уважаемые коллеги, представляем вашему вниманию работу по приобщению детей 3-4 лет к русской народной культуре.

 Жизнь рождает много нового, порой в неудержимом потоке этого нового теряется старое, доброе. Поэтому задача каждого педагога, каждого воспитателя, просто человека, уважающего себя, историю своей страны — не только не забывать эти традиции, но и способствовать тому, чтобы они жили и передавались из поколения к поколению, как самое дорогое наследие. К. Д. Ушинский

С первых лет жизни ребенка приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формируют основы самосознания и индивидуальности. Очень важно привить детям чувство любви и уважения к культурным ценностям и традициям русского народа.

 Актуальность: Приобщение детей к русской народной культуре является сегодня актуальной темой. Детям обязательно нужно знать историю своего народа, его традиции, культуру, промыслы, чтобы чувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.

 Цель нашей работы — создание условий для ознакомления детей с традициями и обычаями русского народа, укрепление нравственно-патриотических чувств дошкольников.

Задачи: Создать предметно-пространственную развивающую среду; Формировать и укреплять знания детей об истоках русской народной культуры, о русском народном искусстве, народном быте, культуре, о традициях, обычаях, праздниках через различные виды деятельности.

Наша работа ориентирована на основные направления в нравственно-патриотическом воспитании детей и реализована в три этапа:

 На подготовительном этапе сформированы цель и задачи, определены направления, объекты и методы, проведена предварительная работа с детьми. Второй этап — основной. На этом этапе реализованы мероприятия, которые включают взаимодействие педагогов, детей.

Приобщение детей к истокам русской народной культуры происходит через ознакомление с народными обычаями, обрядовыми праздниками, традициями, некоторыми видами народно-прикладного искусства, фольклором, предметами быта, ремеслами, особенностями русского народного костюма. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников реализовано через различные формы: игры, беседы, занятия, чтение художественной литературы.

Третий этап — обобщающий, направлен на закрепление полученных знаний, обобщение результатов работы, формулировку выводов. Составленный план работы в данном направлении освещает приемы и способы деятельности педагогов, обеспечивающих эффективную работу в условиях ДОО. Именно такой представляется стратегия развития личностной культуры ребенка как основы его любви к Родине.

 Сформирована предметно-пространственная развивающая среда, которая способствует приобщению детей к народной культуре. − Дети имеют достаточные для младшего дошкольного возраста представления о русском народном искусстве, народном быте, культуре, о традициях, обычаях, праздниках;

Приобщение детей к истокам русской народной культуры происходит через ознакомление с народными обычаями, для этого в группе оформлен уголок народной культуры, воспроизводящий атмосферу русского народного быта. Воссозданная атмосфера бытового уклада русского народа, способствует пробуждению в душе ребенка любознательности, позволяет ощутить себя частью русского народа.

 Художественное народное искусство, сильное образами, красками, простотой и умелым использованием материала, воспитывает в детях чувство прекрасного. Мотивы русского народного творчества — дымковской, городецкой, хохломской росписи — положены в основу декоративной детской мозаики, назначение которой в том, чтобы обратить внимание ребенка на цвет, форму и линию орнамента. Народное декоративное искусство позволяет развивать у детей интерес, их художественное восприятие, содействует дальнейшему развитию их эстетических переживаний и суждений.

 Приобщение детей к культурному наследию происходит и через устное народное творчество. Использование фольклорных форм, таких, как сказки, песни, частушки, потешки, пословицы и поговорки, помогают развить не только пассивный, но и активный словарь детей, воспитывают любовь к родному краю и закладываются первые представления о культуре русского народа.

Работа со сказкой имеет следующие формы: чтение сказки, пересказ, обсуждение поведения сказочных героев и причины их успеха или неудачи, театрализованное исполнение сказок.  Прочитав сказку,  воспитатели группы обращают внимание на отдельные слова и выражения, уточняют смысл новых слов, чтобы дети могли их использовать в своей речи, предлагают детям прочитать сказку по ролям, инсценировать ее., нарисовать главного героя сказки.

 Неотъемлемой частью работы по приобщению детей к русской народной культуре являются развивающие настольно – печатные игры.  Они расширяют представление малыша об окружающем мире, обучают ребёнка наблюдать и выделять характерные признаки предметов, различать их, а также устанавливать простейшие взаимосвязи. Многие дидактические пособия созданы своими руками.

Цель игр: закрепить знания детей о народных промыслах, их признаках; развивать воображение, внимание, сенсорное восприятие, усидчивость, зрительно-моторную координацию, быстроту, выносливость, мелкую моторику рук, воспитывать уважение и любовь к народному творчеству.

  В системе работы по приобщению дошкольников к истокам русской народной культуры неотъемлемой частью являются русские народные игры. Любимые игры у детей: «У медведя во бору», «Гуси-гуси», «Зайка серенький сидит». и т. д. В этих играх используются разнообразные атрибуты: маски, иллюстрации, русские народные инструменты. Все это завораживает, стимулирует любознательность и создает повышенный интерес детей к этим играм.

 В культуру каждого народа входят созданные им игры.
На протяжении веков эти игры сопутствуют повседневной жизни детей и взрослых, вырабатывают жизненно важные качества: выносливость, силу, ловкость, быстроту, прививают честность, справедливость и достоинство.
Русские народные игры имеют многотысячелетнюю историю:
они сохранились до наших дней со времен глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции.
Помимо сохранения народных традиций игры оказывают большое влияние на воспитание характера, силы воли, интереса к народному творчеству, развивают физическую культуру.

 Неизменным спутником народных игр всегда была песня. Под музыкальное сопровождение дети учатся музыкально — ритмическим движениям, постепенно входя в хороводную игру. Ряд хороводных игр основан на соединении песни с движением. Можно смело сказать, что народные игры влияют на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребенка.

 В заключении хочется отметить, что работа по приобщению  детей к традициям русской народной культуры будет продолжаться. Мы не должны забывать о своём культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи. Глубокий духовный творческий патриотизм надо прививать с раннего детства.

Большая роль в нравственно-патриотическом воспитании принадлежит педагогу, потому что мировоззрение педагога, его личный пример, взгляды, суждения, активная жизненная позиция — самые эффективные факторы воспитания. Никакие знания воспитателя не дадут эффекта, если сам он не будет любить свою страну, свой город, свой народ.

Дети должны понять, что они- часть великого русского народа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение на семинаре заведующих на тему «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры»

Сообщение  на  семинаре  заведующих  на  тему  «Приобщение  детей  дошкольного  возраста  к  истокам  русской  народной...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ: «Приобщение детей 5-7 лет к русской народной культуре через знакомство с русскими народными календарными праздниками»

Целью данного проекта является  развитие у детей дошкольного возраста устойчевого интнреса к русской народной культуре в процессе ознакомления с календарными праздниками....

«Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры по теме: « Русские народные игры. Их виды, содержание, значение в воспитании детей дошкольного возраста»

В статье рассматривается вид деятельности дошкольников  - игра, её виды, особенности, значение. Раскрывая данный вид деятельности, как средство самопознания, проявления лучших качеств личности че...

Приобщение детей раннего возраста к истокам русской народной культуры посредством фольклора (из опыта работы)

Федеральные государственные требования ориентированы на воспитание и развитие у дошкольников личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные ...

Статья по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры по теме:" Русские народные игры. Их виды,содержание, значение в воспитании детей дошкольного возраста"

В статье по народному творчеству раскрывается игра, как основной вид деятельности дошкольников, даётся понятие игры, как средства самопознания, а также виды игр с примерами....

Конспект семинара-практикума "Приобщение детей раннего возраста к истокам русской народной культуры через малые фольклорные формы"

При работе с детьми раннего возраста воспитатель обязательно обратит свой взор на фольклорные произведения. Народное творчество предоставляет широкий спектр различных произведений, которые помогут осу...

Русская народная сказка как средство приобщения детей раннего возраста к источникам русской народной культуры

Конечно, сказки есть в каждом доме.И дети их любят.Сказки позволяют впервые испытать храбрость и стойкость,увидеть добро и зло.Сказка занимает в мире малыша очень важное,очень большое место....