Конспект семинара-практикума "Приобщение детей раннего возраста к истокам русской народной культуры через малые фольклорные формы"
учебно-методический материал по развитию речи по теме

При работе с детьми раннего возраста воспитатель обязательно обратит свой взор на фольклорные произведения. Народное творчество предоставляет широкий спектр различных произведений, которые помогут осуществить разностороннее развитие воспитанников. Данный материал поможет воспитиателям сориентироваться в разнообразии малых фольклорных форм, а старшему воспитетелю или методисту позволит провести семинар-практикум с педагогами для систематизации представлений педагогов о фольклоре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_folklor_yuv_vinichenko.doc74 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 13общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением

познавательно-речевого развития воспитанников

Петродворцового района Санкт-Петербурга

Семинар-практикум

«Приобщение детей раннего возраста

к истокам русской народной культуры

через малые фольклорные формы»

Используемые технологии:

Информационно-коммуникативная.

Мозговой штурм.

Аудитория: воспитатели групп раннего возраста

Подготовила воспитатель Ю.В Виниченко


Цель: Познакомить аудиторию с малыми фольклорными формами.

Задачи:

  1. Познакомить аудиторию с этимологией.
  2. Дать понятие малых фольклорных форм.
  3. Систематизировать представления педагогов о малой фольклорной форме как о литературном наследии русского народа.
  4. Учить анализировать малые фольклорные формы на примере пословиц и поговорок.

Предварительная работа:

  1. Подготовка презентации по теме с использованием шедевров мирового искусства.
  2. Подбор литературных примеров по каждой фольклорной форме.


Ход мероприятия:

Фольклор (англ. folklore «народная мудрость») – народное творчество, чаще всего устное, художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы.

Понятие «фольклор» объединяет следующие жанры: народная поэзия, народная музыка, театр, танец, архитектура, изобразительное искусство, декоративно-прикладное искусство.

Народная поэзия включает в себя: сказки, былины, предания, песни, частушки, эпос, малые фольклорные формы.

Малые фольклорные формы подразделяются на несколько жанров:

колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, заклички, приговорки, скороговорки, считалки, загадки, пословицы, игры.

Хотелось бы остановиться на некоторых жанрах малых фольклорных форм в связи с тем, что мы часто используем их в работе. Особенно ценен этот опыт в группах раннего возраста.

Пестушки – это первая составляющая поэзии пествования. Поэзия пествования зародилась в давние времена. Она впитала в себя окружающую действительность: бытовую обстановку, животный мир, простейшие действия, отражение труда взрослых. Но её функция практически не изменилась и до нашего времени. Пестушки, потешки, колыбельные позволяют развлечь ребенка или отвлечь его, если ему не нравится то или иное обязательное действие, например, умывание или еда. Они помогают приучить ребенка к обязательным элементам режима и гигиены в игровой форме. Они развивают речевые центры мозга ребенка, мелкую моторику (знаменитые "Ладушки»), способствуют эмоциональному развитию малыша, побуждают его к повторению действий, которые сопровождают. Наконец, они просто успокаивают малыша. Многие из них кажутся взрослым бессмысленными, но ребенку они доставляют радость, формируют у него чувство юмора.

Но главное, что дает поэзия пествования - это налаживание контакта между родителями и ребенком с самого рождения.

 Пестушки – это самые первые игровые взаимодействия с малышом,  когда взрослый выполняет движения «за него», играя ручками и ножками ребёнка. Младенцу еще могут быть недоступны такие движения, как повороты тела, он не может целенаправленно действовать руками, не умеет самостоятельно садиться, ползать, вставать у опоры - все это придет к нему в течение 1-го года жизни. Именно в этот период мама пестует младенца: играет его ручками, поглаживает кроху по животику, делает «топотушки» его ножками. Проснувшегося малютку мама ласкает, прикасаясь легкими массажными движениями, нежно приговаривает.

Потягунюшки, порастунюшки,

Поперек толстунюшки,

А в ножки – ходунюшки

А в ручки - хватунюшки,

А в роток - говорок,

А в головку – разумок.

По ровной дорожке, по ровной дорожке,

По кочкам, по кочкам,

По ухабам, по ухабам.

Бух в ямку!

Постепенно пестушки сменяются потешками - так называются песенки-приговоры, сопутствующие игре пальчиками, ручками, головкой, ножками. От пестушек потешки отличаются тем, что они рассчитаны на активность самого ребенка, который выполняет самостоятельно игровые движения, соотнося их с содержанием песенки-потешки: движения пальчиками, кручение ладошками похлопывания ручками («ладушки»), прикладывание пальчиков к головке («ушки»).

Ладушки, ладушки!

Где были? - У бабушки.

Что вы ели? - Кашку.

Пили? - Простоквашку.

Простоквашка вкусненька,

Кашка сладенька,

Бабушка добренька!

Попили, поели, шу-у-у…

Домой полетели,

На головку сели,

Ладушки запели.

Ладушки, ладушки!

Пекла бабушка оладушки,

Маслом поливала,

Детушкам давала.

Прибаутка – это забавное короткое стихотворение, имеющее самостоятельный сюжет.

Прибаутки отличаются от пестушек и потешек тем, что они не связаны с какими-то игровыми движениями. Но в них присутствует какой-либо сказочный сюжет. Эти произведения предназначены для малышей 2-го - 3-го годов жизни, у которых уже накоплены определенные представления о мире. Познания малыша об окружающих предметах и явлениях связаны с его познаниями о человеке и человеческой деятельности. Вот почему в народных произведениях все зверушки действуют как люди, поступки их оцениваются с точки зрения человеческой логики.

Собака на кухне пироги печет.

Кот в углу сухаpи толчет.

Кошка в окошке платье шьет.

Курочка в сапожках избушку метет.

Сидит белка на тележке,

Продает она орешки:

Лисичке-сестричке, воробью, синичке,

Мишке толстопятому, заиньке усатому,

Кому в платок,кому в зобок,

Кому в лапочку.

Колыбельные – ритмическая песня, напеваемая для успокаивания или засыпания, сохранившая элементы заговора-оберёга.

Для наших предков всегда было таинством появление на свет ребенка. Ожидание младенца сопровождалось множеством оберегов, среди которых был строгий чин поведения беременной женщины. Едва почувствовав, что понесла под сердцем дитя, женщина осмысленно начинала создавать вокруг себя атмосферу тепла и доброжелательности.  Женщина, как и раньше, управлялась с хозяйственными работами. Но она становилась осмотрительнее, мягче, чаще останавливала свой взор на красоте природы, окружающих предметов, как бы вместе с будущим ребенком осмысленно относилась к тому, что прекрасно. Тон речи ее, ее хлопоты становились нежнее, очищались ею же от всяческого раздражения, недовольства.

Прикасаясь к животику ребенка, мать спрашивала: «Как же наш каравашек? Тепленький? Сытенький? Ой, какой же он тепленький, да какой он сытенький!» - восклицала она, а сама тем временем по солнцу мягко, осторожно гладила животик малыша, успокаивая, утишая внезапную резь. Живот ребенка матушка неспроста сравнивала с хлебным караваем. Ведь именно хлебушек сохранял силу и саму жизнь. «На зернышке земля стоит, - продолжала свой уговор матушка, - а на каравашке – небушко да корни наши. Вырастешь – зернышко вырастишь, хлебушек утворишь. Господу и добрым людям угодишь».

Баю-баю, люленьки,

Прилетели гуленьки

Со святых со куполов,

Приносили ларчик снов.

Тут калачики с медком,

Тут и кашка с молочком.

Я качаю день и ночь,

Отойди, бессонье, прочь!

Отойди да отвались,

В тёмном лесе заблудись.

В тёмном лесе во кустах,

Во берёзовых листах.

Закличка – это небольшое стихотворение, обращённое к явлениям природы.

Откуда пришли заклички? Год в древнеславянском календаре делился на два сезона: лето и зима. Связаны сезоны были с периодами работы в поле. Лето начиналось в конце весны, а заканчивалось в середине осени. Связаны заклички были с подготовкой к земледельческому сезону. Сначала надо было встретить весну. Женщины пекли из теста фигурки птиц, называли их жаворонками, тетёрками, куликами. Эти фигурки разбрасывали в поле, чтобы земля богаче была. А рано утром девушки поднимались на высокие пригорки и обращались к потусторонним силам природы. А, чтобы там, «на небе», было слышно, пели заклички громкими, зычными, неестественными голосами.

 В наше время заклички исчезли из обращения. Сохранились они лишь в детской поэзии для привлечения внимания ребёнка к каким-либо явлениям окружающего мира.

Солнышко, покажись!

Красное, снарядись

На холодную водицу,

На шелковую травицу,

На аленький цветочек,

На кругленький лужочек.

Дождик, дождик, поливай.

Будет хлеба каравай.

Дождик, дождик, припусти,

Дай гороху подрасти.

Дождик, дождик, поливай,

Будет славный урожай.

Сродни закличкам  приговорки – небольшие стихотворения, обращённые к представителям животного мира. Их функция в древнеславянской деревне – обеспечение рыбной ловли или охоты. В наше время приговорки, как и заклички, служат для расширения представлений малыша об окружающем мире.

Бабочка – коробочка,

Полети на облачко,

Там твои детки

На сосновой ветке.

Ванька, Ванька, комарок,

Улети на свой дворок.

Там твой дедушка

Кушает репушку.

Там твоя бабушка

Кушает оладушки.

Тебя ожидают,

Кусочки доедают.

Считалка – ритмически организованная литературная форма, предназначенная для распределения ролей. Большей частью считалка состоит из придуманных слов и созвучий.

Возникла считалка в древности и служила для распределения людей на работы или пересчёта. Обязанности были разными, в том числе и опасными, поэтому выходили из положения, используя такой своеобразный счёт. Но прямой счёт вызывал у людей суеверный страх. Например, не разрешалось сердить владыку леса, пересчитывая дичь. Или некоторым цифрам приписывалось могущество привлекать бесовские силы. Поэтому наши предки изобретали сой, только им понятный, пересчёт – считалку.

Ази, двази, призи, зизи,

Пятом, мятом, шума, рума,

Дуба, крест.

Жили-были у жилета

Три петли и два манжета.

Если вместе их считать,

Три да два, конечно, пять.

Только, знаешь, в чём секрет?

У жилета нет манжет.

Загадка – метафорическое выражение, в котором один предмет изображается посредством другого, имеющий с первым какое-нибудь сходство.

Загадки имеют мифический смысл. Посредством загадки проверялась мудрость, даже устраивались соревнования по отгадыванию загадок.  А так же загадкам приписывалось особенное таинственное значение – это один из видов совершения Божьего суда, сулившее отгадавшему исполнение желаний, освобождение от опасности. Это очень часто находит отражение в сказках.

Надо заметить, что, если предыдущие малые фольклорные формы имеют русские корни, то загадки были очень популярны в Европе. Их специально сочиняли для забав знати.

Злая, как волчица,

Жжётся, как горчица.

Что это за диво?

Это же… (крапива)

Озорной мальчишка

В сером армячишке.

По двору шныряет,

Крохи собирает… (воробей)

Пословица – это краткое изречение с назидательным смыслом. По содержанию пословицы крайне разнообразны, даже зачастую противоречивы, имеют корни как из язычества («Взял боженьку за ноженьку, да об пол»), так из народного эпоса («Битый небитого везёт»), как из эпохи феодализма («Воеводою быть – без мёду не жить»), так и возникшие на основе социального неравенства («Хлеб да вода – наша крестьянская еда»).  Этот вид жанра стал даже по истечению длительного времени, а именно, столетий, самым необходимым и стойким в нашем быту. Пословица представляет собой не простое изречение. Прежде всего, ее суть выражает то единое мнение народа, которое сохранялось на протяжении веков, и оставалось полностью неизменным. Именно в пословицах были, когда-то  давно заключены народные оценки жизненным явлениям, сопровождаемые наблюдением со стороны народа. Пословицы отражают полностью менталитет нашего народа. Пословица продолжает и по сей день хранить некие моральные стандарты, и противоречия, которые были увековечены в устную форму и словесное содержание много веков назад. 

Ворона хоть и за море летала, а всё белой не стала.

Всяк сверчок знай свой шесток.

Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

И волки сыты, и овцы целы.

Кабы куст не был мил, соловей гнезда б не вил.

Каждая курица свой насест хвалит.

Кулик да гагара - два сапога пара.

Метил в ворону - попал в корову.

Можно и с козлом поладить, коль по шёрстке погладить.

Близка пословице поговорка – это краткое изречение без назидательного смысла, «переносная речь, простое иносказание, обиняк» (по В.Далю).

Видеть в чёрном свете

Как две капли

Как за каменной стеной

Смотреть сквозь пальцы

Море по колено

Водить за нос

Хочется привести пример для сравнения пословиц и поговорок. «Чудеса в решете» - поговорка, а «Чудеса: в решете дыр много, а вылезти некуда» - поговорка; «Тяну лямку» – поговорка, а «Тяну лямку, пока не выроют ямку».

МОЗГОВОЙ ШТУРМ.

Педагогам даётся задание подумать, откуда могли взяться устойчивые выражения. Стоит обратить внимание на корни слов.

Гол как сокол

Это выражение может вызывает недоумение у наших современников. В самом деле: почему сокол, в отличие от, скажем, орла или коршуна, голый? На самом деле сокол в данном случае – это гладкое дубовое бревно, использовавшееся в качестве стенобитного орудия, тарана.

Попасть впросак.

Просак – это давно вышедшее из употребления слово, означающее барабан с зубьями в машине, при помощи которой чесали шерсть. Разумеется, попадание руки в просак вело к тяжелому увечью, потому и стало это выражение нарицательным.

Пускать пыль в глаза

Выражение появилось в XVI веке. В настоящее время оно употребляется в значении «создавать ложное впечатление о своих возможностях». Однако первоначальный смысл другой: во время кулачных боев нечестные бойцы брали с собой мешочки с песком, который бросали в глаза соперникам. В 1726 г. этот прием был запрещен специальным указом.

Баклуши бить

Когда кто-либо бездельничает, ему нередко говорят: «Перестань бить баклуши!» Что такое «баклуши» и кто и когда их «бьет»?

С давних пор кустари делали ложки, чашки и другую посуду из дерева. Чтобы вырезать ложку, надо было отколоть от бревна чурку – баклушу. Заготовлять баклуши поручалось подмастерьям: это было легкое, пустячное дело, не требующее особого умения. Готовить такие чурки и называлось «баклуши бить».

Отсюда, из насмешки мастеров над подсобными рабочими – «баклушечниками», и пошла поговорка.

Лезть на рожон

Означает: в ярости и ослеплении идти вопреки здравому смыслу на явную гибель, «нарываться» на неприятности. «Рожном» в старорусском языке (да и сейчас в местных говорах) назывался заостренный кол. Охотясь с рожном или рогатиной на медведя, смельчаки, идя на зверя, выставляли перед собой острый кол. Напоровшись на рожон, медведь погибал.

Того же происхождения и выражение «против рожна переть» или, наоборот, «против рожна не попрешь». Отсюда же и «ни рожна» в смысле: ничего нет, ни гроша, ни полушки.

Затрапезный вид

Это выражение появилось при Петре I и никакого отношения к трапезе не имеет. Затрапезников – это фамилия купца, фабрика которого выпускала очень грубую и низкокачественную ткань. С тех пор и говорят о неряшливо одетом человеке, что он имеет затрапезный вид.

Перемывать кости

Речь в данном случае идет о забытом обряде перезахоронения: спустя три года после смерти покойника извлекали из могилы, очищали кости от тлена и заново хоронили. Это действие сопровождалось воспоминаниями о покойном, оценкой его характера, дел и поступков. Данный обряд был хорошо известен еще в XII веке, свидетельством чего являются строки из «Слова о полку Игореве»: «Кто же омоет твои мощи?» («Плач Ярославны»). Однако во все времена соседи и знакомые предпочитали не ждать так долго и перемывали кости еще живым людям.

Филькина грамота

Выражение это, так сказать царского происхождения. Автором его был царь Иван IV, прозванный в народе Грозным за массовые казни и убийства. Для усиления своей самодержавной власти, что невозможно было без ослабления князей, бояр и духовенства, Иван Грозный ввел опричнину, наводившую ужас на все государство Российское.Не мог примириться с разгулом опричников и митрополит Московский Филипп.

В своих многочисленных посланиях к царю – грамотах – он стремился убедить Грозного отказаться от проводимой им политики террора, распустить опричнину. Строптивого митрополита Грозный презрительно называл Филькой, а его грамоты – филькиными грамотами.

За смелые обличения Грозного и его опричников митрополит Филипп был заточен в Тверской монастырь, где его задушил Малюта Скуратов.

Выражение «филькина грамота» укоренилось в народе. Вначале так говорили просто о документах, не имеющих юридической силы. А теперь это означает также и «невежественный, безграмотно составленный документ».

Зарубить на носу

Нос в данном случае – это деревянная палочка, которую неграмотные люди носили в качестве «записной книжки». Когда они хотели что-то запомнить, то делали на этой палочке особые зарубки.

Остаться с носом

А вот в выражении остаться с носом, нос имеет совсем другое значение – от слова ноша, нести. Человек оставался с носом, если его подношение (как правило, взятка) не было принято.

Шиворот навыворот

Нам сегодня эти слова кажутся совсем безобидными. Что они означают? Ничего особенного: «совсем наоборот», «наизнанку» - и только. А ведь было время, когда они связывались с довольно чувствительными и позорным наказанием.

«Шиворотом» в Московской Руси именовался расшитый воротник боярской одежды, один из знаков достоинства вельможи. В дни Ивана Грозного подвергшегося царскому гневу и опале боярина нередко сажали на тощую клячу спиной вперед, надев на него одежду тоже наизнанку, шиворот-навыворот, то есть наоборот. В таком виде опального возили по всему городу, под свист и улюлюканье уличной толпы.

Мы сейчас тоже употребляем эти слова нередко в связи с одеждой, в смысле «задом наперед», но значение их стало куда шире. Шиворот-навыворот можно рассказать какой-нибудь рассказ да и вообще «поступить противно общепринятому и естественному».

Дойти до ручки

В Древней Руси калачи выпекали в форме замка с круглой дужкой. Горожане покупали калачи и ели их прямо на улице, держа за эту дужку, или ручку. Из соображений гигиены саму ручку в пищу не употребляли, а отдавали её нищим либо бросали на съедение собакам. Про тех, кто не брезговал её съесть, говорили: дошёл до ручки.

Всыпать по первое число

В старые времена учеников школы часто пороли, нередко даже без какой-либо вины наказуемого. Если наставник проявлял особое усердие, и ученику доставалось особенно сильно, его могли освободить от дальнейших порок в текущем месяце, вплоть до первого числа следующего месяца. Именно так возникло выражение «всыпать по первое число».

Мальчик для битья

Мальчиками для битья в Англии и других европейских странах 15-18 веков называли мальчиков, которые воспитывались вместе с принцами и получали телесное наказание за провинности принца.

Тютелька в тютельку

Тютелька — это уменьшительное от диалектного тютя («удар, попадание») название точного попадания топором в одно и то же место при столярной работе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пиобщение детей к истокам русской народной культуры через малые фольклорные жанры

Статья о воспитании любви к родному краю через приобщение детей к малым фольклорным жанрам, знакомство с традициями и обычаями, бытом русского народа....

Приобщение детей к истокам русской народной культуры через малые фольклорные жанры.

                             « Все новое – хорошо забытое старое»...

Консультация: Приобщение детей к истокам русской народной культуры через малые фольклорные жанры.

Россия - родина для многих. Но для того чтобы считать себя её сыном или дочерью, необходимо ощутить  жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру...

Конспект итогового мероприятия во второй младшей группе «Знакомство с народной культурой через малые фольклорные формы»

Конспект итогового мероприятия во второй младшей группе «Знакомство с народной культурой через малые фольклорные формы»...

Статья из опыта работы «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры средствами малых фольклорных форм».

Воспитание ребенка - дело не простое. Оно требует внимания, любви, уважения к растущему человеку. В настоящее время  материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены предс...

«Приобщение детей к истокам русской народной культуры через малые фольклорные жанры»

Малые фольклорные жанры – это кладезь богатства нашего языка..В народном фольклоре сочетаются слова и напевность. В нём видна забота, нежность, надежда в благополучие будущего, метко оцениваются жизн...