Статья из опыта работы «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры средствами малых фольклорных форм».
статья

Яборева Наталья Владимировна

Воспитание ребенка - дело не простое. Оно требует внимания, любви, уважения к растущему человеку. В настоящее время  материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Одним из средств духовно-нравственного воспитания дошкольников является устное народное творчество. Только произведения устного народного творчества удивительным образом совмещают в себе глубокую мудрость, легкость осознания и простоту запоминания, соответствующие психофизиологическим особенностям дошкольника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Фольклор15.37 КБ

Предварительный просмотр:

Статья из опыта работы воспитателя МАДОУ №3 «Журавушка»

Яборевой Натальи Владимировны.

«Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры средствами малых фольклорных форм».

«Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда,

 когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества.

Без этого он – засушенный цветок».

В.А. Сухомлинский

Воспитание ребенка - дело не простое. Оно требует внимания, любви, уважения к растущему человеку. В настоящее время  материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.   Сегодня  русская культура, родной язык испытывают влияние иноязычных культур. Героями современных детей становятся персонажи иностранных фильмов. А как же наши сказочные герои, сказки, где добро побеждает зло? Вспомним слова академика Д.С.Лихачева: « Именно родная культура должна найти дорогу к сердцу, душе ребенка и лежать в основе его личности». Одним из средств духовно-нравственного воспитания дошкольников является устное народное творчество. Только произведения устного народного творчества удивительным образом совмещают в себе глубокую мудрость, легкость осознания и простоту запоминания, соответствующие психофизиологическим особенностям дошкольника.

Детский фольклор – действенный метод гуманизации воспитания с первых лет жизни ребенка, так как содержит множество ступеней педагогического воздействия на детей с учетом их возрастных особенностей

В нашей группе №5 «Звездочка», возраст детей 3 – 4 года, я систематически использую произведения фольклора.

На начальном этапе работы с детьми  проводилось анкетирование родителей с целью выявления пробелов в их знаниях о фольклоре, а также выборе основных направлений работы с родителями и детьми.

           На основе этого я составила перспективный план приобщения дошкольников к русской народной культуре.

В своем плане в системе я отразила беседы, совместную деятельность с воспитанниками, по узким темам. К каждой теме подобрала малые фольклорные формы (потешки, заклички, песенки), которые использую для заучивания, чтения и театрализации с моими воспитанниками.

 Работа с родителями, как с основными помощниками и носителями культурных традиций народа, так же отражена в планировании.

Большое место в приобщении детей к русскому народному творчеству отвожу народным сказкам, которые помогают формированию таких нравственных понятий как: правда, ложь, смелость, трусость, добро и зло, щедрость и жадность.

Вместе с детьми составляем загадки о предметах старинного русского быта.   Использую дидактические куклы в русских народных костюмах, тряпичную куклу, предметы народного промысла: платки, свистульки, игрушки.

Для естественного, непосредственного вхождения ребёнка в мир народной культуры использую русскую народную игру. Дети с интересом  осваивают новые для них игры, ведь они привлекают ребят и познавательным содержанием, и разнообразием игровых действий, и эмоциональной окрашенностью. Разученные с детьми прибаутки, считалки, скороговорки делают  процесс игры более  интересным и содержательным. Игры использую  как на физкультурных занятиях и развлечениях, так и на прогулке, в совместной деятельности. Во время прогулок использую зачины, переклички, считалки, которые помогают быстрее вовлечь детей в игру и, как правило, нежелающих играть нет.

 Анализируя свою работу, я убедилась в доступности разных видов народного искусства для детей и увидела постоянно растущий у детей интерес к нему. Данная форма работы помогает ребёнку накопить социальный опыт, способствует раскрытию его таланта и творческих способностей. Дети становятся более раскрепощеными, любознательными, доброжелательными, у них развивается чувство любви к своему народу, традициям и такое важное качество, как толерантность и это всё необходимо для того, чтобы ребёнок научился жить в обществе.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приобщение детей к истокам русской народной культуры через малые фольклорные жанры.

                             « Все новое – хорошо забытое старое»...

Статья "Инновационная деятельность ДОУ - приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры"

В данный статье представлен опыт по работе детского сада в области приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры...

Консультация: Приобщение детей к истокам русской народной культуры через малые фольклорные жанры.

Россия - родина для многих. Но для того чтобы считать себя её сыном или дочерью, необходимо ощутить  жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру...

Конспект семинара-практикума "Приобщение детей раннего возраста к истокам русской народной культуры через малые фольклорные формы"

При работе с детьми раннего возраста воспитатель обязательно обратит свой взор на фольклорные произведения. Народное творчество предоставляет широкий спектр различных произведений, которые помогут осу...

«Приобщение детей к истокам русской народной культуры через малые фольклорные жанры»

Малые фольклорные жанры – это кладезь богатства нашего языка..В народном фольклоре сочетаются слова и напевность. В нём видна забота, нежность, надежда в благополучие будущего, метко оцениваются жизн...