Консультация: Приобщение детей к истокам русской народной культуры через малые фольклорные жанры.
консультация (старшая группа) на тему

Казачкова Галина Владимировна

Россия - родина для многих. Но для того чтобы считать себя её сыном или дочерью, необходимо ощутить  жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру страны как свои собственные.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon attestatsiya_konsultatsiya_ob_istokah.doc84.5 КБ

Предварительный просмотр:

Приобщение детей к истокам русской народной культуры через малые фольклорные жанры.

Россия - родина для многих. Но для того чтобы считать себя её сыном или дочерью, необходимо ощутить  жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру страны как свои собственные.  Наш народ оставил большой след: мудрые пословицы и хитрые загадки, весёлые и печальные обрядовые песни, торжественные былины, героические, волшебные, бытовые сказки. К нам постепенно возвращается национальная память: жизнь, радость, страдания людские, смех и слёзы, любовь и гнев, вера и безверие, честность и обман, трудолюбие и лень, красота истины. Мы по – новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору.

Малые фольклорные жанры – это кладезь богатства нашего языка. И как важно научить детей постигать культуру своего народа, посеять в детских душах вечное.  Именно родная культура, как отец и мать, должны стать неотъемлемой частью души детей, началом их  личности.  Она помогает детям понять, что они – часть великого русского народа.  Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребёнка, воспитывающие в нём чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это помогает детям с самого раннего возраста понять, что они - часть великого русского народа.

В русском фольклоре сочетаются слова и напевность. В нём видна забота, нежность, надежда в благополучие будущего, метко оцениваются жизненные позиции, высмеиваются человеческие недостатки, восхваляются положительные качества. Малые фольклорные жанры являются богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук.

Проводя параллель с нашим временем, стоит вспомнить, что «любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству». Так писал академик Д. С. Лихачёв. В наше время  возникает потребность в приобщении детей к истокам народного творчества через малые фольклорные жанры. Решение этих задач возможно лишь при постоянном общении взрослого с ребёнком. Для осуществления поставленной цели  можно использовать программу «Приобщение детей к истокам народной культуры» Князевой О. Л., Маханёвой М. Д.

 Советую использовать такие формы и методы, как: анализ литературы, комплексный метод диагностики, эксперимент, анкеты для родителей. Дидактические игры, подвижные игры, игры-драматизации, сказки, загадки, потешки, развивают устную речь ребёнка, влияют на его духовное развитие, фантазию, учат определённым нравственным нормам, способствуют умению логично рассуждать и делать выводы.

Приобщая детей к  истокам народной культуры необходимо знакомить детей с народными праздниками и обычаями.  Можно проводить посиделки, досуги,  на которых дети  будут петь песни, частушки, загадывать загадки, водить хороводы и т.д.  Именно здесь  вести наблюдения за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, животных.  Причём, эти наблюдения должны быть связаны с различными сторонами общественной жизни человека. Такая совместная деятельность создаст общее эмоциональное состояние у ребят, даже самые застенчивые станут инициативными.

    Непременным условием результативности в воспитании и развитии дошкольников через малые фольклорные жанры является использование  бесед о старине, чтение художественной народной литературы с обсуждением, экскурсий в музей.

   Для создания атмосферы заинтересованности и включённости детей можно создать уголок в группе в виде « избы», где поместить предметы, наиболее часто упоминающиеся в русских народных сказках: коромысло, кувшины, самовар и т. д.

Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает в детстве? Почему даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплом, с гордостью рассказывает о красоте и богатстве родного края? Это - выражение глубокой привязанности и любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое. Свою любовь к родным местам, представление о том, чем они знамениты, надо передавать  детям, что чрезвычайно важно для воспитания нравственных  чувств.

 Приобщение к истокам народной культуры оставит в душах детей неизгладимые впечатления, поможет в будущей жизни ориентироваться на подлинные жизненные ценности. Нашим детям есть чем гордиться, они  никогда не будут “Иванами – не помнящими родства”.