Тестопластика как средство развитие речи у детей
статья по развитию речи

Екатерина Александровна Вебер

В статье  рассматривается преодоление проблем речевого развития дошкольников с тяжелыми нарушениями речи с помощью техники тестопластики.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл testoplastika.statya.docx20.97 КБ

Предварительный просмотр:

Тестопластика как средство развитие речи у детей

Вебер Е.А

МБДОУ21 г.Красноярск

Аннотация. В статье  рассматривается преодоление проблем речевого развития дошкольников с тяжелыми нарушениями речи с помощью техники тестопластики.

 Речь является важнейшей психической функцией человека и ярким показателем развития ребенка. Имеется много исследований, которые с большой убедительностью показали, что все психические процессы: восприятие, память, внимание, мышление, воображение – развиваются через речь (Л. С. Выготский, А Л. Леонтьев, А. Р. Лурия и др.).

Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче он высказывает свои мысли, тем лучше познает действительность, полноценнее строит взаимоотношения с детьми и взрослыми. Чем лучше будет развита речь ребенка в дошкольные годы, тем выше гарантия успешности его школьного обучения. Недостатки речи при обучении в школе  могут привести к неуспеваемости, порождают неуверенность в своих силах. Поэтому формирование правильной речи ребенка – одна из важнейших задач дошкольного образования.

  Я хочу рассказать о технике «Тестопластика»  как о методе преодоления  речевых проблем. Почему же я решила заниматься тестопластикой с детьми с нарушениями речи? Так как эта проблема актуальна в наше время.

 Тесто – это такой материал, который нравится детям и делается легко.  Тесто для лепки на английском называется playdouqh (тесто для игры, если перевести буквально). Игра – ключевое слово, причем игра увлекательная, удивительная, почти никогда не надоедающая и разнообразная. Через игры дети познают мир и учатся.   Из всех занятий в детском саду, дети очень любят изобразительную деятельность. Если ребенку не интересно и скучно учить буквы, цифры, геометрические фигуры и т.д.,  то на помощь нам и ребенку приходит тесто. Именно тесто, а не пластилин, так как пластилин нужно долго разминать, пачкает руки,  а тесто более мягкое и не нужно столько прикладывать усилий. Нет,  мы не облегчаем деятельность, мы всего лишь заменяем материал, который больше  нравится детям. И скучные занятия превращаются в интересную игру. В ходе этих игр мы развиваем в первую очередь мелкую моторику рук, которая имеет большое значение для развития ребенка. Каждый пучок мышц, совершая движения, посылает в мозг нервный импульс. Обрабатывая эту информацию, мозг развивается. Так как кисти рук состоят из множества мелких мышечных групп, которые посылают одновременно каждая свой импульс, то мозг вынужден  обрабатывать большое количество информации, становится подвижнее, гибче, активнее развивается. Активность мозга влияет на своевременное и качественное развитие речи. Таким образом, развивая мелкую моторику рук ребенка, мы помогаем развиваться и совершенствоваться и его речи.

  Для детей с повышенным или пониженным тонусом рук особенно полезна тестопластика - лепка из соленого теста, т.к.  она способствует нормализации тонуса и активизации мелкой моторики. При лепке задействованы все десять пальце. Происходит мощное воздействие на тактильные рецепторы. В процессе лепки из соленого теста у детей  повышается сенсорная чувствительность (способность к тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики, пропорций); развивается общая ручная умелость, мелкая моторика, синхронизируются работа обеих рук, что играет положительную роль в развитии речи.

Все предметы, с которыми действует ребенок и которые он создаются им в результате продуктивной деятельности, выполняют роль наглядной опоры для речевых упражнений. Причем в данном случае наглядность представлена объемными предметами, а не иллюстративным материалом. Для детей с ОНР это имеет огромное значение. [2]

  При включении в коррекционную работу стимуляции рецепторных зон кистей обеих рук усиливается афферентные ощущения тактильно-кинестетической модальности. Стимуляцию осуществляют прижатием подушечек пальцев.[1]

Занятие лепкой помогает решить ряд задач:

  1. Развитие произносительной стороны речи
  2. Увеличение и активизация словаря
  3. Развитие лексико-грамматического строя речи
  4. Развитие связной речи
  5. Обучение грамоте
  6. Развитие фонетико-фонематических процессов

   Важно и то обстоятельство, что ребенок в продуктивной деятельности опирается одновременно на несколько анализаторов (зрение, слух, тактильное восприятие), что также оказывает положительное влияние на развитие речи. Как уже упоминалось,  для усвоение слов – названий большое значение имеют действия самих детей с предметами. Дети с трудом связывают слово с предметом или действием, воспринятыми только зрительно. Когда детям дают предмет в руки и предлагают действовать с ним, при этом называют также действия и признаки, в таких условиях новые слова усваиваются значительно быстрее и прочно запоминаются. [2]        

  Экспериментирование с соленым тестом, инструментами и дополнительными материалами обогащает знания ребенка об их свойствах и возможностях применения, стимулирует к поискам новых способов действий, дает прекрасную возможность для развития творчества, фантазии, воображения, абстрактного и логического мышления. Никаких скучных заданий, никаких тренировок, которые   необходимо выполнять.

  Работа с тестом – это своего рода упражнения, оказывающие помощь в развитии тонких дифференцированных движений, координации, тактильных ощущений детей. Тестоплатика развивает эстетический вкус, фантазию. Можно придумать задание слепить из теста например, квадрат, подготовив сначала образец. Затем уже по памяти ребенок начинает выкладывать сам геометрические фигуры. Тоже самое,  можно сделать и с буквами,  и цифрами. Ребенку это будет интереснее, чем обычное заучивание. После того, как ребенок освоит буквы, можно переходить к слогам.  Также создавать объемные картины. Можно использовать раскраски в качестве шаблона, который заполняется тестом. Можно взять  тесто белое, а потом его раскрашивать, что тоже очень нравится детям, а можно цветное, и в ходе лепки закреплять цвета.  Понадобятся ингредиенты, которые всегда есть дома: мука, соль, вода и краситель, если вы хотите получить сразу цветное тесто.

  Тестопластика имеет следующие преимущества:

  • Очень эластичный
  • Быстро и легко готовится
  • Приятный на ощупь
  • Легко смывается
  • Это природный материал
  • Неокрашенную поделку можно раскрасить
  • Изделия из соленого теста прочные
  • Хорошо сочетается с природным материалом.

Способы лепки разделяются на виды исходя из сюжета.

  1.  Предметная – изготовление отдельного персонажа или объекта
  2. Сюжетная – создание группы предметов, взаимосвязанных между собой (изображение сцен из сказок, стихов, рассказов)
  3. Декоративная – форма искусства для создания композиций из народного творчества.

Игры для речевого развития детей:

Лабиринты

Цель: учить детей выкладывать лабиринты на заданных рисунках из теста жгутиков, закрепить умение раскатывать тонкие жгутики, учить не выходить за контур, закрепление звуков.

Оживи картинку

Цель: закреплять приемы лепки (отщипывание, скатывание, раскатывание, сплющивание), продолжать учить воспринимать предлоги в речи, развивать связную речь, развивать слуховое восприятие.

Загадки и отгадки

Цель: закреплять приемы лепки, развивать воображение, развивать мелкую  моторику рук, расширять и активизировать словарь в речи, развивать связную речь, развивать слуховое восприятие.

Выложи букву

Цель: закреплять приемы лепки, знакомство или закрепление букв.

Раскрашивание тестом

Цель: закреплять приемы лепки, размазывая пальчиком тесто, закреплять лексические темы.

Игра «Волшебные картинки»

Цель: развитие пространственных представлений, закрепление и использование наречий и предлогов в речи.

Игра «Один-много»

Цель: различение и правильное употребление слов в единственном и множественном числе.

Игра «Большой-маленький»

Цель:  употребление существительных и прилагательных в уменьшительно-ласкательной форме.

Игра «Волшебные предметы»

Цель:          увеличение и активизация словаря (назвать как можно больше вариантов использования одного и того же предмета в процессе лепки из соленого теста. Выигрывает тот, кто  назовет больше других вариантов. Например, пуговицу можно использовать как дополнительную деталь, ею можно сделать отпечатки на пластичном материале, ее можно использовать как шаблон и т.д.)

Техника работы с соленым тестом несложна. Она не требует значительных денежных затрат, не занимает много времени и не нуждается  в специальном оборудовании для обработки готовых изделий. Таким образом, говоря словами Л.С. Выготского, воспитание заключается в том, чтобы разбудить в ребенке то, что в нем есть, помочь этому развиться и направить это развитие в определенную сторону. Нельзя лишь забывать: ценность детского творчества не в результате, не в продукте творчества, а в самом увлекательном для ребенка процессе лепки, в процессе детского экспериментирования с инструментами и материалами, и в тех чудесных превращениях, которые дает столь универсальный пластический материал как соленое тесто.

Список литературы:

1.Выготский Л.С. Лекции по психологии.СПб.: Союз, 1994.

2. Миронова С.А. «Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях» - М., 1991.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: "Тестопластика, как средство развития речи у детей дошкольного возраста"

Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста.Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необхо...

Тестопластика как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста.

Солёное тесто становится в последнее время всё более популярным материалом для лепки. Поделки из теста - древняя традиция, но им находится место и в современном мире, так как в наши дни ценится всё эк...

«Тестопластика как средство развития творческих способностей детей».

laquo;Тестопластика» - лепим из теста, способна увести детей в увлекательную страну пластики, открыть дверцу в мир творчества и мастерства. Почему именно тесто? Тесто – это так...

Консультация для воспитателей "Тестопластика как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста"

laquo;Истоки способностей и дарований детей – накончиках их пальцев. От пальцев, образноговоря, идут тончайшие ручейки, которыепитают источник творческой мысли».(В. А. Сухомлинский)....

Консультация для педагогов на тему: «Тестопластика как средство развития творческих способностей детей дошкольников»

Консультация для педагогов на тему: «Тестопластика как средство развития творческих способностей детей дошкольников»...

Тестопластика как средство развития мелкой моторики детей дошкольного возраста.

Тестопластика как средство развития мелкой моторики детей дошкольного возраста....

« Тестопластика, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»

Закирова Радина Надимовна  " Тестопластика,как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста" Данная статья посвящена раскрытию творческих способностей дошко...