Конспект НОД "Кукла- пеленашка"
план-конспект занятия (средняя группа)

Конспект НОД

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravilno.docx21.67 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Теремок» города Щигры Курской области»

Конспект непосредственной образовательной деятельности в средней группе

«Кукла – пеленашка»

Цель: Формировать представление у детей о народном декоративно-прикладном искусстве на примере народной игрушки.
Задачи для детей: 1. Познакомить детей с народными игрушками (скрутки, матрешки, движущаяся деревянная игрушка, и т.д.).
2. Обогащать словарный запас детей за счет слов и словосочетаний: народная игрушка, матрешки, курочки клюют и т.д.
3. Способствовать развитию детских видов деятельности с учетом индивидуальных и возрастных возможностей каждого ребенка в группе.
4. Доставить детям радость от взаимодействия с новым игровым материалом.
5. Создать атмосферу эмоционального комфорта в группе; способствовать развитию у детей бережного отношения к игрушкам.

Задача для педагога: развивать социально-профессиональную компетентность и личностный потенциал.

Задача для родителей: Создавать в семье благоприятные условия для развития личности ребенка, учитывая опыт детей, приобретенный в детском саду.

Материал к образовательной деятельности: большой клубок ниток, набор лоскутков для куклы-пеленашки и 2 толстые нитки в плетеной шкатулке, сундук, светлая ткань для разделения игрового материала в сундуке, матрешки, движущиеся деревянная игрушка с отвесом (курочки клюют зернышки), куклы скрутки и лошадка из ткани, куклы из ниток, презентация по теме НОД для детей, напольный коврик.

Подготовка образовательного пространства. Крупные игрушки убрать из группы, мелкие игрушки прикрыть белой тканью для создания впечатления отсутствия игрушек.

Краткий ход образовательной деятельности.
Вступительная часть.
Дети входят в группу, осматривают ее вместе с воспитателем, обнаруживают отсутствие игрушек. Находят клубочек, воспитатель обсуждает с детьми: смогут ли играть без игрушек.
Воспитатель предлагает отправиться в путешествие на поиски игрушек, за волшебным клубочком (игра «Пройди за клубочком»; воспитатель накидывает платок и «превращается» в Аленушку). Ребята, давным-давно, когда не было магазинов,  всё покупали на базарах и ярмарках. У детей не  было столько игрушек, как у вас сейчас.  Родители придумывали детям игрушки сами.  Вот посмотрите, куколка из соломы, кукла из тряпочек (показ игрушек).

Воспитатель:

-Ребята, вы хотите узнать кто и как изготавливал игрушки?

-Да.

Я приглашаю вас сегодня отправиться в город мастеров, город, где живут и работают люди-мастера своего дела. Откуда же берутся искусные мастера? Об этом известен в народе старинный сказ.

Жила в одном селении девушка Марья. Такая мастерица: и прясть, и ткать и игрушки из глины лепить, а уж посуду расписывала – залюбуешься! Прозвали ее за это Марьей – искусницей! Прослышал о ней Кощей бессмертный и решил заполучить мастерицу в свое царство. Да только Марья-искусница обернулась жар-птицей, и, улетая, стала ронять на землю разноцветные перышки на память о себе. Куда падало перо, там и появлялись на русской земле новые мастера и мастерицы! Вот такой сказ!

А теперь, ребята, нужно поторопиться в Город Мастеров, путь предстоит неблизкий.

Все за мною становитесь,
Друг за другом повернитесь!
Я – ваш новый паровоз,
Ничего, что нет колёс!
Друг за другом мы пойдём,
За вагончиком вагон.
Я колёсами кручу,
Прокатить вас всех хочу,
Чух- чух, ту- ту- ту, вас на ярмарку везу.

Под музыку дети выполняют музыкально-ритмические упражнения.

Воспитатель:  Вот мы и добрались…  В красивом-красивом городе на красивой-красивой улице стоят три  красивых-красивых домика. Посмотрите, ребята. И живут в этих веселых  домиках  веселые игрушки. По утрам они открывают свои расписные ставенки и смотрят в окошко.

Воспитатель:Отгадайте, дети, какие игрушки живут в этом домике? (Дымковские игрушки). Как вы догадались? (По росписи домика). Попив по утрам чаю с кренделями, они выходили на прогулку. Вот так. (Выводит из-за домика 5 игрушек). Какие они красивые, нарядные, яркие, весёлые!

  • Из какого материала их мастер сделал? (Из глины).
  • А как их изготавливает мастер? (Ответы детей).
  • Каким узором  они украшены? (Кружочки, точки, полоски).
  • Какие цвета использует мастер, украшая свои игрушки? (Ответы детей). 

Ребята вы любите играть в игрушки? (Да). Давайте ненадолго в них превратимся. Становитесь в круг, как только я буду называть какую-нибудь игрушку, нужно постараться изобразить ее в движении.

Подвижная игра «Дымковские игрушки».

Звучит музыка. Дети в кругу. Воспитатель произносит «Барыня!», и дети стараются двигаться так, как по их представлениям, ходит дымковская барыня, поводя плечиками, держа длинную воображаемую юбку. Воспитатель произносит «Конь!», «Индюк!», «Птичка»и т.д.

Воспитатель: Ребята, а кто живет в этом красивом домике?Попробуйте отгадать:

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может-три, а может, шесть.

Разрумянились немножко.

Это русская …….

Дети: Матрешка.

Воспитатель выставляет  матрешек на стол. 

Воспитатель: К нам пришла не одна, она подружек привела.

Русская матрешка- русский национальный сувенир. В нее играют дети в разных уголках нашей планеты. Давайте, ребята, мы с ними поиграем.

Дидактическая игра «Расставь матрешек по порядку»

-Сколько матрешек у нас в ряду?

-Которая по счету самая высокая?

-Самая низкая?

Барыня уходит.

Аленушка поднимает клубочек  и идет с детьми и оказывается в третьей избе.

Мастерица: Здравствуйте, детушки! Как хорошо, что вы ко мне в гости пожаловали! Рада видеть вас. Проходите, посмотрите какая у меня комната красивая. Сколько здесь всего интересного. (Дети рассматривают комнату)

Как в старину называлась такая комната?

Дети: Горница.

Мастерица: Правильно, молодцы. В старые времена на Руси, как заканчивали крестьяне всю работу на полях, собирались в просторной избе на посиделки, где песни пели, хороводы водили и в игры играли, мастерили игрушки разные, вышивали, кружево плели и  делали кукол из лоскутков ткани. Куклы были разные. Делали их взрослые и дети постарше. И в моей горнице есть тряпичные куклы. Давайте их рассмотрим и расскажем о них.

Какие бывают тряпичные куклы?

1-й ребенок: Куклы-обереги защищали и спасали человека от опасностей.

2-й ребенок: Куклы игровые - этими куклами играли дети.

3-й ребенок: Куклы обрядовые -этих кукол ставили в избе на видное место, совершали с ними обряды.

Мастерица: Назовите и покажите обрядовых  кукол.

1-й ребенок: Плодородие - эта кукла приносила хороший урожай

 достаток в дом.

2-й: Крупеничка - главная куколка в семье. Крупеничку наполняли гречкой или пшеницей. В голодное время брали крупу из куколки и варили кашу.

Мастерица: Назовите и покажите игровых кукол.

1-й ребенок: Птица. Птичку привязывали над детской кроватью, и ребенок играл с нею.

2-й ребенок: Подружка - плакушка. С этой куклой играли только девочки, меняли ей наряды, заплетали косички.

3 -й ребенок: Детская утешница. Когда ребенок сильно плакал, ему показывали эту куколку, угощали конфетами, и он успокаивался.

Мастерица: Назовите и покажите обереговых кукол.

1-й ребенок: Куколка Счастья - маленькая девочка с длинной косой. Приносит счастье, здоровье, удачу.

2-й ребенок: Берегиня - эта куколка оберегает человека от болезни.

3 -й ребенок: Ангелочек - эту куклу дарили ребенку на именины. Она отгоняет плохие сны, охраняет ребенка.

4-й ребенок: Перевертыш - кукла-оберег для девушек и женщин.

Мастерица: Посмотрите, у всех кукол нет глаз, носа, рта.  Они безлики. Что это значит?

Дети: Они без лица.

Мастерица: Безликими их делали специально. Считали, что в таких кукол не могут вселиться злые силы и навредить человеку.

Ой, ребята, мы забыли еще про одну куколку рассказать. Слышите, кто это плачет?

Дети: Это маленький ребеночек плачет. (Мастерица и дети подходят к люльке, где лежит Пеленашка).

Мастерица: вот об этой куколке мы не рассказали. Как она называется?

Ребенок: Это Пеленашка, кукла-оберег, она оберегает маленьких детей от всего плохого.

Мастерица: Ты извини нас куколка, что мы про тебя забыли. Ребята, что мы можем сделать, что бы куколка не плакала?

Дети: Можем пожалеть ее, покачать.

Мастерица: А можем мы сделать для нее таких же куколок-пеленашек, что бы ей не было грустно?

Дети: Да, можем.

Мастерица: Ну, тогда за работу. Сейчас мы с вами будем делать куколок-пеленашек.

Мастерица: Сейчас покажу. ( развязывает узелок, выкладывает на стол лоскутки ткани и ленты)

 А вы ребята, посмотрите и послушайте, как куклу будем делать.

Беру полоску белой ткани, складываю пополам и туго сворачиваю в валик. Валик крепко перетягиваю красной ниткой, потому что красный цвет - защитный, оберегающий. Затем на валик одеваю косыночку. Теперь заворачиваю валик в пеленку и обматываю ленточкой. Пеленашка готова.

Ну а теперь вы мне расскажите, с чего работу будете начинать (дети рассказывают порядок изготовления куклы).

Молодцы, все запомнили. Проходите на места и приступайте к работе (по ходу работы мастерица подходит к детям, помогает).

Ребята, покажите ваших кукол.

Мастерица: Молодец, Кузя. Хорошо постарался. Ребятушки, повторите еще раз как называются куколки.

Дети: Пеленашки.

Мастерица: Молодцы, потрудились вы на славу! Ну, а теперь и отдохнуть можно. Давайте споем для наших куколок колыбельную, покачаем их. (Дети после исполнения песни кладут кукол в колыбель).

Ребята, посмотрите Пеленашка больше не плачет, а почему?

Дети: Потому что мы сделали ей много подружек и спели колыбельную песню.

Мастерица: Ребятушки, понравилось вам у меня в гостях?

Дети: Да, понравилось, много интересного узнали.

Мастерица: Вот и нам пора прощаться, вам домой возвращаться (Дети под русскую народную мелодию уходят из горницы). До свиданья!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия. Конструирование из ткани «Куколки – пеленашки».

Знакомство детей с историей и традициями игрушечного ремесла; способом изготовления "Куколки - пеленашки"....

Конспект занятия по изобразительной деятельности "Платочек для пеленашки"

Конспект занятия по изобразительной деятельности "Платочек для пеленашки"...

Конспект педагогического мероприятия с детьми "Колыбельная для Пеленашки" (средняя группа)

Конспект занятия, на котором дети знакомятся с народной куклой Пеленашкой, её изготовлением, поют колыбельные песни....

Конспект интегрированной НОД по художественному творчеству, ручной труд "Обереговая Кукла-Пеленашка"

Конспект интегрированной НОД по художественному творчеству, ручной труд "Обереговая Кукла-Пеленашка"Цель: Способствовать развитию познавательного интереса к русским народным игрушкам через знакомство ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной группы «Знакомство с народной куклой. Изготовление куклы «Пеленашки»

Знакомство с историей народной куклы, развитие интереса к культурным ценностям и традициям своего народа....

Конспект занятия "Кукла Пеленашка"

В данном конспекте указаны все этапы изготовления куклы «пеленашки» бесшитьевым способом, используя технику скрутки....

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в средней группе "Сонюшки-пеленашки"

В целях приобщения детей к русским национальным традициям и культуре посредством прикладного искусства, повышания интереса к культурному наследию народа предалагаю к использованию в работе воспитателя...