Конспект интегрированной НОД по художественному творчеству, ручной труд "Обереговая Кукла-Пеленашка"
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Вилистер Светлана Игоревна

Конспект интегрированной НОД по художественному творчеству, ручной труд "Обереговая Кукла-Пеленашка"

Цель: Способствовать развитию познавательного интереса к русским народным игрушкам через знакомство с тряпичной куклой «Пеленашкой»

Задачи:

• Уточнить и обогатить представления детей о видах современных кукол и кукол – самоделок;

• Способствовать формированию представлений о русских народных традициях через краткий рассказ о жизни наших предков;

• Активизировать словарный запас детей, введя в речь слова: «предки», «младенец», «пеленать», «колыбель», «оберег»;

• Заинтересовать детей способом изготовления простейшей народной игрушки;

• Способствовать формированию элементарных приёмов рукоделия, изготавливая куклу из лоскутков ткани;

• Помочь получить эстетическое наслаждение от результатов своего труда.

Предварительная работа:

• Создание в группе мини-музея «Мир кукол»;

• Рассматривание альбома «Русские национальные костюмы»;

• Беседы на тему «Жизнь русских людей в далёком прошлом»;

• Знакомство с пословицами о труде.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СЕВЕРНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

   ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДА МОСКВЫ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №222

ГБОУ СОШ №222 (СП д 14)

Конспект интегрированной НОД по художественному творчеству, ручной труд "Обереговая Кукла-Пеленашка"

(интеграция образовательных областей "Развитие речи", "Познание" -  в рамках недели "Игра и игрушка")

Подготовительная группа № 6

                                                              Воспитатель Вилистер С. И.

  I квалификационная категория

Конспект интегрированной НОД по художественному творчеству, ручной труд "Обереговая Кукла-Пеленашка"

Цель: Способствовать развитию познавательного интереса к русским народным игрушкам через знакомство с тряпичной куклой «Пеленашкой»

Задачи:

• Уточнить и обогатить представления детей о видах современных кукол и кукол – самоделок;

• Способствовать формированию представлений о русских народных традициях через краткий рассказ о жизни наших предков;

• Активизировать словарный запас детей, введя в речь слова: «предки», «младенец», «пеленать», «колыбель», «оберег»;

• Заинтересовать детей способом изготовления простейшей народной игрушки;

• Способствовать формированию элементарных приёмов рукоделия, изготавливая куклу из лоскутков ткани;

• Помочь получить эстетическое наслаждение от результатов своего труда.

Предварительная работа:

• Создание в группе мини-музея «Мир кукол»;

• Рассматривание альбома «Русские национальные костюмы»;

• Беседы на тему «Жизнь русских людей в далёком прошлом»;

• Знакомство с пословицами о труде.

Способы: создание игровой ситуации, худ. слово - загадка, беседа по вопросам, рассматривание кукол, рассказ воспитателя, просмотр эл. презентации «Этапы изготовления куклы «Пеленашки», пальчиковая гимнастика «Умелые руки», объяснение, пояснение, самостоятельная продуктивная деятельность, игра «Тихо, куколка! », заключительная беседа.

Средства: современные куклы и куклы – самоделки, детская кроватка - игрушка; для каждого ребёнка:  лист картона прямоугольной формы для основы; лоскуты ткани (белая – для туловища, цветная - для платка, цветная - для пелёнки) ;  красные шерстяные нитки

Содержание НОД:

- Сегодня нас ждет путешествие в далекое прошлое, но сначала отгадайте загадку:

Что всё это значит?

Дочка, а не плачет,

Спать уложишь –

Будет спать

День, и два, и даже пять. (Кукла)

- А у вас есть куклы? (ответы детей)

- А что вы с ними делаете? (играем, кормим, гуляем и т. д.)

- А мальчики тоже играют в куклы? (ответы детей)

- Кем вы представляете куклу в игре? (Дочкой, подружкой)

- Сейчас вы встретитесь с различными куклами, которые живут в нашем музее. Чтобы туда попасть, нужно сказать волшебные слова:

«Вокруг себя повернись и в музее очутись».

- Нас встречает волшебная страна - музей кукол. Давайте их рассмотрим.

- В нашем музее есть куклы современные, которыми вы играете в группе. Покажите их. (ответы детей)

- Как выдумаете, из чего они сделаны? (из пластмассы, из резины)

- Во что они одеты? (В такую же одежду, которую носим мы, только меньших размеров)

- Есть другие куклы - сувенирные. Их можно подарить в подарок  или использовать, как украшение. (показать)

- Как вы думаете, из какого материала они сделаны? (из дерева, глины, фарфора)

- А ещё у нас есть куклы старинные. Такими куклами играли бабушки ваших бабушек. (показать)

- Из чего они сделаны? (из соломы, из дерева, из глины, из ткани)

- Почему именно из этих материалов? (ответы детей)

- Действительно, давным-давно люди ещё не изобрели такие материалы, как резина или пластмасса. Поэтому наши прабабушки и прадедушки, т. е. предки, играли игрушками, сделанными из подручных материалов (глина, дерево, ткань, солома, сено)

- Посмотрите, какая интересная куколка свёрнута в маленький кулёчек! (рассмотреть куклу «Пеленашку)

- Такими тряпичными куклами раньше играли не только девочки, но и мальчики примерно до 7-8 лет. Пока дети были маленькими, кукол им мастерили матери, бабушки, старшие сестры. С пяти лет такую потешку уже могла сделать любая девочка.

- Раньше новорождённых детей плотно - плотно заворачивали в пелёнку, пеленали. Поэтому эту куклу зовут «Пеленашка».

- Как вы думаете, почему её назвали Пеленашка? (от слов «пеленать», «пелёнка»)

- Когда родители уходили в поле на работу, мама помещала таких кукол в колыбельку к ребенку. Он смотрел на них и спокойно играл. Считалось, что они будут оберегать малыша от злых духов. Куколки были разного цвета, что развивало зрение малыша.

- Кукла «Пеленашка» выполняла роль оберега.

- Как вы думаете, что значит «оберег»? (от слов «оберегать», «беречь», т. е. охранять)

- Правильно, оберег – это волшебный предмет, спасающий человека от различных опасностей.

- Куклу-оберег вешали над изголовьем кровати. Люди верили, что она отгоняет дурные сны.

- Для изготовления кукол-оберегов нужно было только несколько лоскутков ткани и нитки. Пригодятся только добрые мысли, чистое сердце и хорошее настроение – только тогда кукла выполнит свое главное предназначение: защищать, поддерживать в трудную минуту, оберегать от зла.

- Ребята, а хотели бы вы поиграть с такими куклами? (ответы детей)

- А хотите сделать их своими руками? (ответы детей)

Показ с объяснением «Этапы изготовления куклы «Пеленашки»:

1. Скатываем валик из плотной ткани (трубочки из картона) ; для надёжности края можно скрепить степлером;

2. Трубочку заворачиваем в прямоугольную белую ткань, края загибаем внутрь трубочки;

3. На головку куклы повязываем «по-деревенски» треугольный платочек, концы перекрещиваем на животе или заводим за спину, не завязывая узла;

4. Обматываем концы платка ниткой, чтобы он не развязался;

5. Заворачиваем куклу в пелёнку, загибая сначала левую сторону, затем подгибаем низ и заводим правую сторону за спину.

6. Обвиваем (обматываем) куколку веревочкой или шерстяной ниткой, завязываем её узелком или бантиком, чтобы пелёнка не развернулась.

7. Кукла «Пеленашка» готова!

- Чтобы наши пальчики были ловкими и умелыми во время работы, давайте разомнём их, поиграем с ними.

Пальчиковая гимнастика «Умелые руки»

Наши руки умелые такие,

Наши руки – руки золотые!

Они умеют вышивать,

Умеют шить и шарф вязать,

Подметать и стирать,

Суп варить, пыль вытирать,

Тарелки чисто мыть

И за порядком следить.

Вот они какие – руки золотые! (вытянуть руки перед собой, поворачивая ладони то вверх, то вниз) (движения в соответствии с текстом) (погрозить пальцем) (протянуть руки вперёд)

Продуктивная деятельность детей

(Дети с небольшой помощью воспитателя мастерят куклу)

- Вот мы и закончили делать куклу».

- Ребята, покажите ваших кукол? Как они называются? (Куклы «Пеленашки)

- Для кого же она предназначались?

(их подкладывали малышу в колыбельку, они оберегали его от злых духов)

- Послушайте, кто-то плачет? Да это же наш Андрюшенька, что-то его напугало, и он проснулся. Как же ему помочь?

(надо положить в кроватку куклу «Пеленашку», она его успокоит)

Воспитатель кладёт в кроватку куклу «Пеленашку», приговаривая:

Сонница-бессонница,

Не играй моим дитятком,

Играй этой куклой.

- А как по-другому мы можем назвать наших кукол?

(обереги, тряпичные куклы)

- Мне очень понравились ваши куклы. У вас они получились очень славные. - А что вам понравилось больше всего в нашем путешествии?

(ответы детей)

- А теперь давайте немножко поиграем.

Игра «Тихо, куколка! »

Дети стоят в кругу. В центре ребенок с куклой. Дети ходят по кругу на носочках. Говорят слова:

Тихо, куколка, сиди!

Свою маму не буди. (ребенок качает куклу)

Прыгай, кукла, веселей,

Буди маму поскорей!

(ребенок в кругу прыгает с куклой, остальные хлопают в ладоши)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по художественному творчеству в подготовительной группе

«Нарисуй ,что было самым интересным в этом месяце.»    Интеграция образовательных областей: «Художественное творчество», «Здоровье», «Физическая культура», «Музыка...

Конспект интегрированного занятия по художественному творчеству в подготовительной группе на тему "Зимние фантазии".

Конспект по художественному творчеству в подготовительной группе на тему "Зимние фантазии" с использованием разных техник рисования....

Конспект интегрированного занятия по художественному творчеству с использованием регионального компонента во второй младшей группе: "Здравствуй, северный олень!"

Програмное содержание:-Познакомить детей с северным оленем, проживающем на Крайнем Севере.-Учить различать и называть оленя-Находить, показыать и называть части тела оленя.-Формировать умение выделять...