Методика наблюдения за детьми в ДОУ
статья

Каминская Елена Николаевна

Достаточно часто и педагогам и родителям нужна помощь в понимании причин и следствий поведения ребенка, а также в выборе правильных способов реагирования на них.

Причины поведения детей , способы адекватного реагирования волнуют взрослых не меньше, чем то, какими знаниям, умениями овладел ребенок, каким был его аппетит и сон.

Следовательно, чтобы поддерживать с родителями конструктивный ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ диалог, воспитателю важно уметь видеть и анализировать факты из жизни каждого воспитанника.

Без умения наблюдать за детьми, анализировать и оценивать ситуации развитии стать эффективным профессиональным педагогом вряд ли реально.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Методика наблюдения в ДОУ21.34 КБ

Предварительный просмотр:

Достаточно часто и педагогам и родителям нужна помощь в понимании причин и следствий поведения ребенка, а также в выборе правильных способов реагирования на них. Причины поведения детей , способы адекватного реагирования волнуют взрослых не меньше, чем то, какими знаниям, умениями овладел ребенок, каким был его аппетит и сон.

Следовательно, чтобы поддерживать с родителями конструктивный   ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ диалог, воспитателю важно уметь видеть и анализировать факты из жизни каждого воспитанника.

Без умения наблюдать за детьми, анализировать и оценивать ситуации  развитии стать эффективным профессиональным педагогом вряд ли реально.

Как же разобраться в том, что происходит в жизни каждого ребенка, если они зачастую не способны выразить словами то, что чувствуют? Дело не только в нехватке слов , но и в неумении распознать свои переживания, в неуверенности в том, что окружающие люди доброжелательно воспримут их чувства и мысли, в формировании со временем уверенности в том, что далеко не обо всём  можно рассказать другим людям.

Надо помнить, что чувства, мысли, отношение к чему-либо всегда проявляется в действиях!!!

Например: ребенку не удается разрезать бумагу ножницами. Какие действия могут выразить его неудовольствие?(раскидать бумагу, отбросить, ножницы, заплакать и пр.). А если все получается? (улыбка, восторженное выражение лица от того, что он успешен).

Вопрос к аудитории:  С помощью чего, кроме речи могут «говорить» с окружающими? ( выражением глаз, позой, жестами, манерами, улыбками, равнодушием, поступками).

Наблюдение помогает видеть детей такими, какие они есть на самом деле, а не такими, какими «мы их придумали» или какими «они должны быть в соответствии с программой»

Мы наблюдаем за детьми для того, чтобы:

ЛУЧШЕ ПОНЯТЬ,ЧТО ПРОИСХОДИТ С РЕБЕНКОМ. Иногда внешние проявления ребенка дают искаженное представление о его состоянии и чувствах. Наблюдение помогает распознать не только внешние проявления, но и действительные причины.

ОПРЕДЕЛИТЬ ИНТЕРЕСЫ, УМЕНИЯ И ПОТРЕБНОСТИ РЕБЕНКА. Помогает понять его как личность, чтобы создать комфортные условия и полностью вовлечь его в жизнь группы, чтобы поддерживать его инициативу в познании.

УВИДЕТЬ ИЗМЕНЕНИЯ С ТЕЧЕНИЕМ ВРЕМЕНИ (например, возникшее общение с ребенком, с которым раньше его не возникало…)

ВНЕСТИ ИЗМЕНЕНИЯ В РАЗВИВАЮЩУЮ СРЕДУ. Наблюдая за тем, как дети используют места для игр и материалы, педагоги могут определить необходимость или достаточность наполнения среды.

ОПРЕДЕЛИТЬ МОМЕНТЫ, ВЫЗЫВАЮЩИЕ ОЗАБОЧЕННОСТЬ. В процессе наблюдения воспитатель определяет момент необходимости вмешательства ( например, воспитатель замечает, что у ребенка есть проблемы со слухом и пр.)

НАЙТИ СПОСОБЫ, КОТОРЫЕ ПОЗВОЛЯТ РЕШИТЬ ПРОБЛЕМНУЮ СИТУАЦИЮ. Наблюдение позволяет понять, какими способами  и средствами лучше всего избежать негативных проявлений.

ВНЕСТИ ИЗМЕНЕНИЯ В УЧЕБНЫЙ ПЛАН. Педагог может понять, что необходимо изменить содержание,методы или формы (например)

ПОЛУЧИТЬ, ИНФОРМАЦИЮ, КОТОРОЙ МОГУТ ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ НЕ ТОЛЬКО ПЕДАГОГИ, НО  РОДИТЕЛИ. Здесь помогут детали, эпизоды, примеры, которые можно использовать для координации совместных действий. Такой обмен создает подлинное партнерство. Например, ребенок отлично ест в саду, но плохо – дома, с удовольствием слушает сказку дома, но постоянно отвлекается в группе и пр.) 

ДАТЬ ВОЗМОЖНОЯТЬ РОДИТЕЛЯМ БОЛЬШЕ УЗНАТЬ О СВОЕМ РЕБЕНКЕ. Наблюдение дает разнообразную информацию для понимания сильных и слабых сторон, потребностей, нужд, характера взаимоотношений с другими людьми.

ПОЛУЧИТЬ РАИБОЛЕЕ АДЕКВАТНУЮ ОЦЕНКУ СИТУАЦИИ В РАЗВИТИИ. Позволяет согласовать мнения разных взрослых, которые видят одного и того же ребенка. (муз. рук. - +, физрук +, следовательно – двигательная и творческая составляющая личности преобладает и пр.)

ПОЛУЧИТЬ ПОДТВЕРЖДЕНЕ СВОИМ ПРЕДПОЛОЖЕНИЯМ ИЛИ ОПРОВЕРГНУТЬ ИХ. Часто взрослые выражают обеспокоенность, что ребенок не желает заниматься «важными делами», предпочитает игру. Наблюдение за игрой ребенка позволяет в достаточной степени увидеть усвоенные им необходимы знания и умения.

ПОЛУЧИТЬ ОБРАТНУЮ СВЯЗЬ ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ( ИЛИ НЕТ) СОБСТВЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВОЗДЕЙСТВИЙ. Позволяет увидеть достоверную картину успехов ребенка, основанную на наблюдении и анализе всех членов команды. Достоверность возникает только тогда, когда и родители  педагоги вовлечены в этот процесс.

Таким образом, ЕСЛИ ВЗРОСЛОМУ  УДАСТСЯ ВЗГЛЯНУТЬ НА ПОВЕДЕНИЕ РЕБЕНКА ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ТОГО СМЫСЛА, КОТОРЫЙ ОНО ИМЕЕТ ДЛЯ РЕБЕНЕКА, ИДЯ ОТ ВНУТРЕННИХ МОТИВОВ К ВНЕШНИМ ПРОЯВЛЕНИЯМ, ТОГДА МОЖНО СЧИТАТЬ, ЧТО ВЗРОСЛЫЕ НА ПРАВИЛЬНОМ ПУТИ!!!!

НАБЛЮДЕНИЕ ЯВЛЯЕТСЯ ОСНОВНОЙ ДЛЯ ОЦЕНКИ СИТУАЦИИ В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА, КОТОРАЯ (ОЦЕНКА) ДОЛЖНА СВОЕВРЕМЕННО ВЫЯВЛЯТЬ действительные ПОТРЕБНОКТИ РЕБЕНКА:

  • сосредотачиваться преимущественно на выявлении сильных сторон , и не на неудачах. В каждой неудаче необходимо выявить положительные аспекты;
  • подчёркивать важность позитивной динамики;
  • быть постоянным компонентом образовательных отношений, источником информации, подсказкой, чему и как обучать;
  • быть многомерной, распространяемой на все области развития (социально-эмоциональной, физической, познавательно-речевой, худ.-эстет.);
  • включать активный обмен мнениями всех субъектов образовательных отношений;
  • быть абсолютно понятной родителям;
  • СВОЕВРЕМЕННО ВЫЯВЛЯТЬ действительные ПОТРЕБНОсТИ детей, которым необходима помощь;
  • Обеспечивать сопоставимость достижений детей, занимающихся по разным программам.

При организации процесса наблюдения выявляются дополнительные эффекты. Наблюдение это:

  • Проверка и воспитание своей объективности  проницательности;
  • Вовлечение родителей в образовательные отношения, формирование сообщества;
  • Формирование у ребенка навыков самоанализа и самооценки (например, беседуя с ребенком по результатам наблюдения, ребенок пытается дать оценку своим действиям, объяснить причины своего поступка и пр.;
  • Формирование в дошкольной организации культуры отношений на основе на основе системной и систематической оценки ДОСТИЖЕНИЙ КАЖДОГО!!!

ЧТО ТАКОЕ НАБЛЮДЕНИЕ

А теперь, когда мы поговорили об эффектах такого важного процесса, как наблюдение, давайте попытаемся дать определение этому понятию. ( САМОСТОЯТЕЛЬНО!!! ПРЕДЛАГАЮТ ВАРИАНТЫ)

Варианты:

  1. Основной способ сбора информации для осуществления педагогической оценки актуального состояния и перспектив развития.
  2. Это процесс сбора точной и объективной информации о поведении и обучении ребенка в то время, когда он работает или игранет один или с другими детьми с последующей РЕГИСТРАЦИЕЙ ФАКТОВ, что представляет из себя документирование наблюдаемого.

Что Вы знаете о видах наблюдений?

                Наблюдение может отстраненным и  включенным.

( как вы понимаете суть этих видов наблюдения?)

Во время отстраненного наблюдения взрослый в действия  старается не вмешиваться в действия ребенка, даже если это Конфликт (если нет угрозы здоровью). Это позволяет определить уровень актуального развития.

Включенное наблюдение допускает возможность совместной игры, вопросов, заданий со стороны взрослого. Это дает определить зону ближайшего развития.

Главное надо понять, что в основе наблюдений за детьми должно лежать уважение, принятие, признание права на самостоятельные действия даже если они ошибочны!!!

Анализ утверждения воспитателей: мы и так постоянно наблюдаем за детьми естественным образом.

Наблюдения будут эффективными, если они будут проводиться в системе и с регистрацией фактов. Роль наблюдателя требует выделения времени и наличия соответствующих средств фиксации (ручка, фото, видео, диктофон и пр.)

ОБЪЕКТИВНОСТЬ НАБЛЮДЕНИЙ

Ни один человек не может быть на 100% объективным наблюдателем!

Главная беда многих педагогов – субъективная интерпретация и навешивание ярлыков!!! Необходимо стараться аккуратно регистрировать наблюдения, не допуская фиксации того, что он думает или чувствует по поводу случившегося. Оно должно включать только то, что сделано или сказано!!!  

Объективное наблюдение – это фактическое утверждение «Дима взял кубик и бросило его в Сашу», «Марина всю прогулку просидела на скамейке».

Приведите примеры объективных наблюдений за родителями!

Субъективные наблюдения являются ярлыками, личными суждениями или информацией, выходящие за рамки контекста, а значит вызывают сомнение в достоверности. Например, «Дима  агрессивен», «Марина ленива».

Приведите примеры субъективных наблюдений за родителями!

Для обеспечения объективности наблюдение должно быть детализированным и описательным, содержащим как можно больше информации. Например, «Аким решил строить из кубиков в строительном центре» ( дается информация о выборе места и материалов). А вот детализированная информация. (вывести на слайд пример с Акимом на стр. 17)

Какие результаты можно вычленить из этого наблюдения? (подготовить слайд с результатами стр. 17 и сравнить с предложенными)

Предложить видеосюжет для наблюдения (индивидуальная работа по фиксации наблюдаемого)

НАДЕЖНОСТЬ НАБЛЮДЕНИЙ

Вопрос аудитории: «Когда мы можем считать, что полученная в ходе наблюдений информация НАДЕЖНА

  • Когда один и тот же тип поведения отмечается постоянно;  (приведите пример)
  • Если разные наблюдатели фиксируют одинаковое поведение ребенка (приведите пример)

ДОСТОВЕРНОСТЬ НАБЛЮДЕНИЙ

Вопрос аудитории: «Какую информацию, полученную в ходе наблюдения, мы можем считать достоверной?»

  • Свободную от субъективных суждений, факты;
  • Многократно повторяющую одни и те же реакции, действия в различных поступках.

Пример:  стр. 18 – на слайд.

Вывод: Если бы мы увидели такую запись «Витя невнимательный, неусидчивый мальчик, не умеет доводить дело до конца», то это были бы оценочные суждения»

Рефлексия и интерпретация увиденного

Выбран объект наблюдения, зафиксированы действия и слова. Что делать дальше? Необходима рефлексия!

Это анализ фактов, причин и следствий, понимание сути происходящего. Например, отставание ребенка по одному из параметров – не повод для паники. Надо смотреть картину в целом.

Самостоятельная работа: Прорефлексируйте? (начать с ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО!!!)

АНАЛИЗ работ!

ВЫВОДЫ

ОБОБЩЕННАЯ !!!, СОГЛАСОВАННАЯ !!! точка зрения о ситуации в развитии ребенка, основанная на достоверных фактах.

СЛЕДУЕТ ИЗБЕГАТЬ ПОСПЕШНЫХ ОБОБЩЕНИЙ. ЛУЧШЕ ИМЕТЬ МНОГО ГИПОТЕЗ, МНОГО ТОЧЕК ЗРЕНИЯ, ЧЕМ ОДНУ, НЕ ПОДВЕРГАЕМУЮ СОМНЕНИЯМ.

ЧТОБЫ СДЕЛАТЬ ВЫВОДЫ, НУЖНО ДОКУМЕНТИРОВАТЬ ФАКТЫ, А НЕ ОБОБЩЕНИЯ, ОБСУЖДАТЬ ФАКТЫ С КОЛЛЕГАМИ, РОДИТЕЛЯМИ, А ЕСЛИ НАДО, ТО И С ДЕТЬМИ.

ДОСТИЖЕНИЯ

Вопрос в аудиторию: «Что такое достижения»? 

Это факты, свидетельствующие о позитивных изменениях в развитии ребенка. Это значимая оценка результатов в том или иной виде деятельности, соотношение между ожиданиями взрослых и личным результатом ребенка.

ВАЖНО ПОМНИТЬ, ЧТО ПРИ ВЕДЕНИИ НАБЛЮДЕНИЯ:

  • ЦЕНИТСЯ И ПРОЦЕСС, И РЕЗУЛЬТАТ;
  • СБОР И ЗАПИСЬ ИНФОРМАЦИИ ПРОИЗВОДИТСЯ В РАЗНООБРАЗНЫХ СИТУАЦИЯХ;
  • ВАЖНО СОСРЕДОТОЧИТЬСЯ ПРЕИМУЩЕСТВЕННО НА ВЫЯВЛЕНИИ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ СТОРОН, А НЕ ДЕТСКИХ НЕУДАЧАХ;
  • СОГЛАСОВАННЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПОДТВЕРЖДАЮТСЯ ФАКТАМИ ИЗ НАБЛЮДЕНИЙ;
  • ОСНОВОЙ ДЛЯ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ ЯВЛЯЕТСЯ  АНАЛИЗ ПОВЕДЕНИЯ Д Е Т Е Й!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Экспериментирование с живой и не живой природой в процессе игровой деятельности и экологические наблюдения с детьми младшего дошкольного возраста"

Прежде чем давать знания, надо научить думать, воспринимать, наблюдать. В. Сухомлинский По мнению академика Н.Н. Подъякова в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный...

Конспект занятия с использованием технологии "Экспериментирование с живой и не живой природой в процессе игровой деятельности и экологические наблюдения с детьми младшего дошкольного возраста"

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад №40Колпинского районагорода Санкт - Петербурга    Конспект занятияс использованием технологии"Эксперимент...

Методика организации наблюдений с детьми раннего возраста на прогулке.

В материале представлены содержание и организационно-методические формы проведения наблюдений с детьми раннего возраста....

Методика наблюдения детей раннего возраста предметной деятельности и игре

Методика наблюдения  детей раннего возраста предметной деятельности и игре.    Одним из важных занятий детей раннего возраста является предметная деятельность....

Комплексная методика наблюдения детей первого года жизни

Комплексная методика наблюдения и обследования развития ребенка первого года жизни по линиям развития и критерии его оценки...

Комплексная методика наблюдения детей второго года жизни

Комплексная методика наблюдения и обследования развития ребенка второго года жизни по линиям развития и критерии его оценки...