Готовность к школе
статья (подготовительная группа)

Психологическая готовность к школе — это системная характеристика психического развития ребёнка старшего дошкольного возраста, которая включает в себя сформированность способностей и свойств, обеспечивающих возможность выполнения им учебной деятельности, а также принятие социальной позиции школьника. Психологическая готовность к школе — это системная характеристика психического развития ребёнка старшего дошкольного возраста, которая включает в себя сформированность способностей и свойств, обеспечивающих возможность выполнения им учебной деятельности, а также принятие социальной позиции школьника. Это уровень психологического развития ребёнка (6—7 лет), необходимый и достаточный для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Готовность к школе19.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                Ивлева А.А., воспитатель

ГБДОУ детский сад 18 Приморского района

                                          Санкт-Петербурга

《Готовность к школе》

Главной составляющей полноценного развития детей в раннем возрасте является сенсорное развитие, т.е. развитие их восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а так же запахе, вкусе и т.д. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит  от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

     В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи. В раннем детстве накапливаются представления о цвете, форме, величине. Важно, чтобы эти представления были разнообразными. Это значит, что ребенка надо знакомить со всеми разновидностями свойств - всеми цветами спектра, с геометрическими формами - круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, шар, куб, кирпич; развивать речевые и познавательные умения - определять цвет, размер, форму предметов путем зрительного, осязательного и двигательного обследования, сравнения; учить понимать и использовать в речи слова- названия величин и форм.

На втором-третьем году жизни задачи сенсорного воспитания существенно усложняются. Хотя ребенок раннего возраста еще не готов к усвоению сенсорных эталонов, у него начинают накапливаться представления о цвете, форме, величине и других свойствах предметов. Важно, чтобы эти представления были достаточно разнообразными. А это значит, что ребенка следует знакомить со всеми основными разновидностями свойств — шестью цветами спектра (голубой цвет следует исключить, так как дети плохо отличают его от синего), белым и черным цветом, с такими формами, как круг, квадрат, овал, прямоугольник.

Умение рассматривать, воспринимать явления и предметы формируется успешно лишь тогда, когда дети ясно понимают, зачем нужно рассматривать тот или иной предмет, слушать те или иные звуки. Потому, обучая восприятию различных предметов и явлений, необходимо чётко объяснять детям смысл их действий. Этот смысл особенно становится понятен детям, если они затем используют свои представления в практической деятельности; в этом случае восприятие детей становится более осознанным и целенаправленным: ведь если плохо рассмотришь предмет, то затем трудно изобразить его или сконструировать.

На третьем году жизни сенсорное воспитание заключается в совершенствовании восприятия детей, в формировании у них активного использования осязания, зрения, слуха.

В этот период необходимо продолжать работу по обогащению непосредственного чувственного опыта детей в разных видах деятельности. Помогать им обследовать предметы, выделяя их цвет, величину, форму. Побуждать детей включать движения рук по предмету в процесс знакомства с ним: обводить руками части предмета, гладить их и так далее.

Упражнять в установлении сходства и различия между предметами, имеющими одинаковые назначение (одинаковые лопатки; большой красный мяч – маленький синий мяч). Учить детей называть свойства предметов.

Итак, содержание сенсорного воспитания в раннем возрасте в основном должно быть направлено на развитие координации движений, умение действовать с предметами, умение анализировать и обобщать признаки предметов

Игрушка располагает большими возможностями для ознакомления детей с разнообразными свойствами предметов: величиной, формой, цветом, что очень важно для сенсорного развития малыша. С одной стороны, сенсорное воспитание составляет фундамент общего умственного развития малыша; с другой стороны сенсорное воспитание имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо детям, как для познания окружающей действительности, так и для многих видов трудовой и творческой деятельности. Роль взрослых в сенсорном развитии маленького ребенка заключается в том, чтобы раскрыть ему те стороны явлений, которые могут остаться для него незамеченными, и выработать отношение к ним. Поэтому на каждом возрастном этапе необходимо решать особые задачи, при решении которых формируется определенное звено сенсорной культуры.

Чтобы привлечь внимание ребенка к свойствам предметов, выработать у него правильное представление об этих свойствах, от педагогов и родителей требуются определенные усилия и умение владеть специальными приемами работы с детьми.

Прием 1 «Наложение»

Зрительно сопоставить предметы по форме, величине и устанавливать их совпадение или несовпадение дети не могут, поэтому им предлагается накладывать предметы друг на друга, чтобы сравнить их по форме и величине.

Прием 2 «Приложение»

Определить цветовое соответствие или несоответствие на глаз детям также сложно. Но если они располагают возможностью приложения и наложения, то эта задача под руководством взрослого решается успешно. Например, всем игрушкам принесли в подарок красивые бантики. Необходимо, чтобы бантик соответствовал окраске животного: зеленой лягушке нужен зеленый бантик, белому зайчику - белый и т.п. Педагог показывает малышу, как правильно выбрать бантик - приложив его к игрушке.

Подбор и группировка предметов по каким-либо свойствам требует от малышей большой сосредоточенности, умения выделять и удерживать в памяти нужное свойство. Поэтому роль взрослого состоит не только в том, чтобы организовать игру, но и в том, чтобы активно участвовать в ней от начала до конца. При этом часто создается впечатление, что играют не дети, а взрослый. Это нормально, потому что в какой-то момент окажется, что ребенок способен самостоятельно справиться с поставленной задачей.

С целью накапливания представлений о цвете и форме, величине проводится рассматривание игрушек, а затем предлагаются цветные изображения этих же игрушек и дети учатся узнавать их.

Побуждение детей сопоставлять предметы по величине и понимать слова «большой» и «маленький» является важной задачей, для решения которой можно использовать интересные игровые приемы. Например, нужно две коробки, маленькая и большая, в каждой прорезаны двери разного размера; в одной маленькая, позволяющая «пройти» только мелким игрушкам, а в другой - большая - для крупных.

Вначале взрослый вносит коробку с маленькой дверью и создает проблемную ситуацию. Маленькие игрушки легко проходят в дверь, а большим игрушкам в нее протиснуться невозможно. Тогда педагог говорит детям, что дом с маленькой дверью для маленьких животных, а для больших нужен другой дом - большой с большой дверью. Затем педагог вносит большую коробку с большой дверью и помогает детям организовать вход больших игрушек в домик. После этого достает все игрушки из домиков и вновь организует «заселение» игрушек в домики с учетом того, какие они большие или маленькие. Такая игра проводится с детьми не менее пяти-семи раз. Для закрепления полученных представлений можно три-четыре раза провести занятие с разными воротами: маленькими - для маленьких игрушек, а большими - для больших.

Интерес представляют игры с пирамидками. Задача подбора колец пирамидки в значительной степени облегчается, если проводить игру, в процессе которой все игрушки «строятся по росту». Чтобы «построить» игрушки, взрослые могут найти множество игровых поводов, поэтому делать это нужно как можно чаще.

Детям нравятся и такие действия с игрушками, когда дети надевают на них «украшения». Побуждать детей фиксировать внимание на форму предмета помогут игры с использованием украшений разной формы.

Научить детей обращать внимание на цвет игрушек, устанавливать тождество и различия цветов и понимать слова «цвет», «такой», «не такой», «разные» помогут игры, при проведении которых игрушкам могут «предлагаться» предметы посуды (тарелки, чашки и др.) или билеты для поездки по железной дороге, соответствующие их окраске. Например, среди нескольких тарелок есть три зеленые: для лягушки, рыбки с зеленым хвостом и попугая с зелеными перьями; белые же достаются гусю и зайчикам и т.п.

Сюжетная игра малышей длится недолго - от 5 до 7 минут. Но эти минуты бесценны для развития ребенка, поэтому взрослые должны сделать все возможное, чтобы не упустить этот возрастной период

При правильном сенсорном развитии к концу года ребенок сможет:

-    нанизывать на стержень пирамидки в 4 - 5 колец (от большого к маленькому)

-    подбирать крышки (круглые, квадратные) к коробочкам и шкатулкам соответствующих форм

-    соотносить фигуры (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник) с отверстиями подобной формы

-    различать четыре основных цвета (красный, синий, желтый, зеленый)

-    по предложению взрослого выбирать предметы определенного цвета

-    различать некоторые формы (кубик, кирпичик, призма, цилиндр)

-    различать предметы по величине (большой и маленький)

-    пользоваться простыми материалами для рисования (краски и карандаши)

-    пользоваться материалами для лепки

-    играть на простейших музыкальных инструментах

-    заниматься совместным творчеством с взрослым

-    понимать, что детали строительного материала могут быть разной формы и размера

-    сооружать простые постройки и играть с ними

Поощряйте ребенка к игре, насколько возможно, играйте с малышом в развивающие и веселые игры.

Игры для детей 1 - 3 лет

Угадай на вкус

Нарежьте в тарелку небольшие кусочки овощей и фруктов (яблоко, груша, слива, апельсин, огурец, морковь, редис, репа и т.д.). Предложите малышу закрыть глаза и разжевать какой-нибудь кусочек. Спросите, что это был за вкус (сладкий, кислый, горький, соленый) и как называется то, что он ест.

Большой - маленький

Приготовьте большие и маленькие варианты одного предмета: ложки, чашки, пуговицы, игрушки и т.д.

 - Попросите малыша из каждой пары выбрать бóльший. Можете попросить малыша разложить предметы в две группы – большие и маленькие.

 - Попросите ребенка найти и показать вам большие и маленькие парные предметы домашней обстановки.

Достаньте чайные и столовые ложки, тарелку и чашку. Суп едят большой ложкой из тарелки, а чай мешают маленькой ложечкой. Сваливаем все ложки в кучу и начинаем сортировать: большие кладем в тарелку, маленькие - в чашку.

Найди твой цвет

Дайте малышу в руки 3 фигурки разного цвета (круги, квадраты и т.д.). Предложите ему пройти по дому и найти предметы таких же цветов. Ребенок может положить свои кружки на одноцветные предметы.

Чудесный мешочек

В полотняный мешочек кладут предметы, обладающие разными свойствами: клубок ниток, игрушку, пуговицу, шарик, кубик, спичечный коробок. Малыш на ощупь должен определять один за другим предметы в мешочке. Желательно, чтобы он вслух описывал их свойства. Маленькие дети могут сами складывать предметы в мешочек для лучшего запоминания. Детям постарше дают уже наполненные мешочки.

Бусы

Возьмите 4 больших круглых и 4 больших квадратных бусины одинакового цвета, тонкий шнур или толстую нить. Объясните малышу, что бусины разной формы и нанизывать их нужно по очереди – шарик, потом кубик.

Варианты: нанизывание по очереди бусин одинаковой формы и цвета, но разного размера или одинаковых по форме и размеру, но двух цветов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическая готовность к школе как важное условие успешной школьной готовности.

Психологическая готовность к школе как важное условие успешной   школьной готовности.    Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе является важнейшим итогом воспитания...

Психологическая готовность к школе как важное условие успешной школьной готовности.

Психологическая готовность к школе как важное условие успешной   школьной готовности.    Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе является важнейшим итогом воспитания...

Родительское собрание "Готовность к школе" выступление педагога-психолога на тему: "Психологическая готовность к школе"

Время летит очень быстро, совсем скоро ребята пойдут в школу.Разные эмоции вызывает у нас мысль, о том, что ребятам скоро в школу....

Речевая готовность ребёнка к школе. Роль родителей в формировании мотивационной сферы готовности к школе.

Наша речь – процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. Сегодня мы поговорим о том, как должны быть развиты компонен...

Выступление педагога - психолога на родительском собрании в подготовительной группе по итогам диагностики готовности к школе. "Готовность ребёнка к школе"

Цель: повышение психолого-педагогической грамотности родителей в вопросах готовности ребёнка к школьному обучению; информирование родителей о результатах диагностики готовности к школе....