РАБОЧАЯ ПРОГРАММА "Чудеса из пластилина"
рабочая программа

Демко Наталья Сергеевна

Кружок "Чудеса из пластилина"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл _doop_chudesa_iz_plastilina_2022.docx554.59 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.
  1. Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа  «Чудеса из пластилина» по  развитию у детей дошкольного возраста художественных способностей разработана на основании следующей нормативно-правовой базы:

  • Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273 – ФЗ (ред. от 31.07.2020) «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями и дополнениями;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17.10.2013 г. № 1155;
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 года № 28 «Об утверждении СанПиН 2..4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдых и оздоровления детей и молодежи»;
  • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2020 г. № 533 «О внесении изменений в порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. №196»;
  • Приказ Министерства просвещения РФ от 09 ноября 2018 года № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  • Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 г. № 996-р.
  • Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р);
  • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации «О направлении информации» № 09-3242 от 18.11.2015 г. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) разработанные Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования», АНО ДПО «Открытое образование»;
  • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.01.2014 г. №2 «Об утверждении Порядка применениями организациями, осуществляющимися образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
  • Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 г. № ВК-641/09 «Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особенных образовательных потребностей;
  • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.08.2015 г. № АКА-2563/05 «О методических рекомендациях по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ».

Направленность программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Чудеса из пластилина» (далее – Программа) художественной направленности направлена на развитие у детей дошкольного возраста творческих, коммуникативных способностей через создание мультфильмов.

Актуальность программы

С появлением современных технологий увлекательный мир анимации широко распахнул двери для всех желающих. В настоящее время познать азы мультипликации и почувствовать себя в роли начинающего режиссёра, может каждый ребенок. Создавая анимационный фильм, ребенок становится режиссером, художником, сценаристом, актером, оператором; учится договариваться с другими, взаимно согласовывать действия, добиваться общего результата.

Каждый ребенок (в том числе и с ограниченными возможностями здоровья) сможет найти применение своим способностям, т.к. мультипликация предполагает различные виды деятельности, к которым относятся:  работа с текстами (придумывание  сценария, пересказывание сказок, озвучивание и т.д.), художественное творчество (рисование, лепка из пластилина и создание атрибутов), а также работа с техникой (съемка, монтаж совместно со взрослыми).

Содержание и деятельность в рамках Программы позволяет разнообразить формы работы с обучающимися с учетом их индивидуальных особенностей, обеспечивает рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащает формы взаимодействия со взрослыми в познавательной деятельности.

 

Новизна программы

Новизна программы в том, что она не только прививает навыки и умения совместной работы со взрослыми с программами (Sony Vegas Pro 13, Киностудия Windows Live (Movie Maker), Movavi), но и способствует формированию художественной культуры. Эта программа не даёт ребёнку «уйти в виртуальный мир», учит видеть красоту реального мира.   

Отличительная особенность программы

Отличительная особенность данной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы заключается в её патриотичности и социальной значимости в процессе художественной деятельности. Это создание отечественного мультипликационного продукта руками детей, пропаганда важнейших человеческих ценностей – доброты, любви к Родине, к природе и близким людям.  

Адресат программы

Программа «Чудеса из пластилина» художественной направленности  рассчитана на обучающихся 5-7лет, наполняемость группы 12 человек.

Срок реализации и объем учебных часов

 1 год обучения: 64 часа (2 часа в неделю).

Форма обучения

Обучение осуществляется в очной форме. Возможна организация образовательной деятельности в соответствии с индивидуальным учебным планом для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ).

Режим занятий

Продолжение учебного часа – 25-30 минут согласно СанПиН 2..4.3648-20 от 28 сентября 2020 года.  Особенности набора группы – особых условий нет.

  1. Цель и задачи дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

Цель: развитие у обучающихся старшего дошкольного возраста художественных способностей и склонностей к различным видам искусства через создание короткометражных пластилиновых мультфильмов.

Задачи:

  • познакомить дошкольников с основными видами мультипликации; создать мультфильм в технике «пластилиновая анимация»;
  • познакомить дошкольников с технологическим процессом создания пластилиновых мультфильмов;
  •  развивать художественно-эстетический вкус, пространственное воображение;
  • создавать условия для воспитания трудолюбия, самостоятельности, умения контролировать свои действия;
  • способствовать созданию временного творческого коллектива.
  1. Учебный план

№ п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации / контроля

Всего

Теория

Прак

тика

1.

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Что такое мультипликация? 

1

1

-

Анализ наблюдения. Межличностные отношения.

Входной контроль.

2.

Знакомство с пластилином 

3

1,5

1,5

Анализ интереса к пластилину и пластилиновой технике работы.

3.

Основы мультипликации

9

3

6

Анализ ответов на поставленные вопросы.

Терминология.

4.

Объемные фигуры

15

2

13

Анализ познавательного процесса к изучению материала. Подготовка к практическому заданию.

5.

Работа с фоном

4

-

4

Контроль при выполнении практической работы. Разработка композиции с использованием эскизов.

6.

Самостоятельная работа. Изготовление пластилиновых героев и создание декораций

10

-

10

Создание различных фигур из пластилина.

7.

Изучение основ озвучки персонажей

4

-

4

Создание файлов с  записью голоса, озвучивание.

8.

Творческая работа. Коллективный короткометражный мультфильм.

12

-

12

Контроль при выполнении практической работы. Работа по созданию

короткометражного пластилинового мультфильма

9.

Творческая практическая работа

6

-

6

Контроль при выполнении практической работы. Работа по созданию

короткометражного пластилинового мультфильма.

Итоговый контроль.

Итого:

64

7,5

56,5

  1. Содержание учебного плана программы

Тема 1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Что такое мультипликация? (1 ч).

Теория: Вводный инструктаж по технике безопасности при работе с пластилином.  Знакомство детей с историей возникновения анимации. Беседа о том, как создать свой мультфильм. Беседа о видах мультфильмах. Демонстрация и обсуждение мультфильма «Варежка».

Просмотр первых мультфильмов. 

Практика: Игра-викторина «В гостях у мультфильма».

Тема 2. Знакомство с пластилином  (3 ч).

Теория: Откуда и как появился пластилин, виды и свойства пластилина. Волшебные свойства пластилина. 

Практика: Знакомство с основными фигурами для создания персонажей. Смешиваем цвета.

Просмотр: мультфильм «Пластилиновая ворона» и лепка героев по образцу.

Тема 3. Основы мультипликации (9 ч).

Теория: История мультипликации. Виды мультфильмов. Знакомство с видами мультипликационных фильмов: советские; аниме; современные; развивающие. Знакомство с профессиями мультипликаторов.

Практика: Создание пластилинового мультфильма  и обсуждение отличий от современных мультфильмов.  Игра-практикум «Мультипликация».

Тема 4. Объемные фигуры (15 ч).

Теория: Понятие о пластилиновой анимации. Работа с однотонной массой для лепки и цветным пластилином. Использование проволоки для каркаса и других мелких предметов, которые можно «вживить» в пластилин. Знакомство с техникой лепки: скручивание, растягивание.

Практика: создание персонажа в движении.

Тема 5. Работа с фоном (4 ч).

Практика: Создание фонов для коллективной сказки. Учатся подбирать цвета, делать декорации. 

Тема 6. Самостоятельная работа. Изготовление пластилиновых героев и создание декораций (10  ч).

Практика: Создание персонажей, атрибутики, фонов. Создание пластилиновой аппликации как декорации для мультфильма.  

Тема 7. Изучение основ озвучки персонажей (4 ч).

Практика: Подборка музыкального оформления для мультфильма. Чтение текста по ролям. Запись звука для персонажей. Редактирование звука, монтаж звука.

Тема 8. Творческая работа. Коллективный короткометражный мультфильм (12  ч).

Практика: Создание сюжета. Обсуждение сценария. Распределение и пробы ролей (аниматор, режиссёр, художник, оператор, монтажер). Изготовление коллективного короткометражного мультфильма.

Тема 9. Творческая практическая работа. (6 ч).

Практика: Создание индивидуального или группового мультфильма, соблюдая полностью технологический процесс создания продукта.

1.5. Планируемые результаты:

Предметные (образовательные) результаты:

Будут знать о:

  • истории возникновения анимации;
  • свойствах и техниках лепки из пластилина; 
  • закономерностях движения героев короткометражного мультфильма;
  • процессе создания пластилиновой анимации;
  • правилах техники безопасности при работе с пластилином;.

Будет уметь:

  • создавать персонажей из пластилина;
  • озвучивать и создавать мультипликационный сюжет.

Будут владеть:

  • простейшими навыками работы с фотоаппаратом (веб-камерой) и ноутбуком (программами Sony Vegas Pro 13, Киностудия Windows Live (Movie Maker), Movavi);

Личностные результаты:

  • ребенок способен договариваться, учитывать интересы других, сопереживать неудачам, радоваться успехам;
  • готов к сотрудничеству с педагогом и сверстниками.

Метапредметные  результаты:

  • уметь работать в команде, осознавать свою роль, свой вклад в достижении общей цели.

4. Комплекс организационно-педагогических условий.

4.1. Календарный учебный график

№ п/п

Год обучения

Дата начала занятий

Дата окончания занятий

Количество учебных недель

Количество учебных часов

Режим занятий

Сроки проведения (промежуточной) итоговой аттестации

1.

2022 - 2023

01.10.2022

31.05.2023

32

64

вторник, четверг

16.30 – 16.55

Итоговая аттестация предполагает защиту проекта и диагностику освоения ДООП

с 15.05.2023 г. по 29.05.2023 г.

4.2. Условия реализации программы 

Материально-техническое обеспечение

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Чудеса из пластилина» реализуется на базе МАДОУ ДСКН № 4 г.Сосновоборска. 

  1. Помещение

− оборудованный кабинет (музыкальный зал): столы и стулья, шкаф с отделениями для хранения методических, дидактических материалов, расходных материалов и канцелярии. 

  1. Оборудование

1) ноутбук;

2) мультимедийный проектор; 

3) экран; 

4) оборудование для музыкального сопровождения занятий; 

5) цифровой фотоаппарат;

6) напольные и настольные штативы;

7) веб – камера.

Информационное обеспечение

− Учебно-методическое обеспечение (дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа, учебно-методический комплекс: дидактические материалы, раздаточный материал (схемы, технологические карты), видеотека, методические рекомендации, мониторинг по дополнительной образовательной программе).

− Программное обеспечение: программы видеомонтажа (Sony Vegas Pro 13, Киностудия Windows Live (Movie Maker), Movavi); программы для обработки и записи звука.

Кадровое обеспечение

Программа реализуется педагогом дополнительного образования:

Ф.И.О педагога

образование

1

Демко

Наталья Сергеевна

Среднее профессиональное, стаж работы 14 лет.

Проходит обучение по программе «Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа: Технология разработки и особенности реализации», 144 ч.

4.3. Формы аттестации и оценочные материалы

Вид контроля

Контрольные измерители (что проверяется)

Форма аттестации

Входной

Мир мультипликации

Наблюдение

Итоговый

Основные принципы работы с фотоаппаратом и веб-камерой, программным обеспечение для обработки фото и звука.

Практическое задание.

Создание и демонстрация короткометражного мультфильма.

Оценочные материалы

Диагностика результативности сформированных компетенций  обучающихся по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Чудеса из пластилина» осуществляется при помощи:

  • педагогическое наблюдение;
  • демонстрация практических навыков и знаний на занятиях.

4.4. Методические материалы

  Формы и технологии:

  • словесный (беседа, рассказ, объяснение);
  • наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение,  работа по образцу и др.);
  • практический (выполнение работ по инструкции);

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

  • объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
  • репродуктивный – обучающиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
  • частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
  • исследовательский – самостоятельная творческая работа обучающихся

 Учебно-методический комплекс к программе «Чудеса из пластилина» включает:

  • сборник мультимедийных презентаций по темам: «История развития анимации», «Оборудование для работы», «Основы работы со звуком» и др.
  • дидактические материалы по лепке из пластилина;
  • видеоматериалы:    технология     съемки    мультфильма,      подборка мультфильмов для анализа  http://multazbuka.ru/#rec67443519
  • рабочая тетрадь «Секреты мультипликации».

Список использованной литературы

Направление «Мультипликация»

1. Анофриков П.И. Принцип работы детской студии мультипликации Учебное пособие. Детская киностудия «Поиск» / П.И. Ануфриков. - Новосибирск, 2011.

2. Комарова И.И., Туликов А.В. Информационно-коммуникативные технологии в дошкольном образовании, Издательство Мозайка-Синтез-М:, 2013.

3. Ю. Красный, Л. Курдюкова «Мультфильм своими руками».

4. Горичева В.С., Нагибина Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина. – Ярославль, 2008.

5. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектной деятельности дошкольников М.: Издательство Мозайка-Синтез-М:, 2014.

6. Тимофеева Л.Л., Проектный метод в детском саду «Мультфильм своими руками».

Направление «Художественно-эстетическое»

  1. Комарова Т.С., Размыслова А.В.        Цвет        в детском изобразительном        творчестве дошкольников - М: 2005.
  2. Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки»
  3. Лыкова И.А. Программа по конструированию в детском саду «Умные пальчики»
  4. Давыдова Г.Н., Нетрадиционные техники рисования в детском саду - М:, 2010.
  5. Давыдова Г.Н., Пластилинография для малышей – М., 2006.
  6. Давыдова Г.Н., Бумагопластика – М:, 2007.
  7. Пищикова Н.Г., Работа с бумагой в нетрадиционной технике, М:, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа, программа кружка "Волшебный пластилин"

Предлагаемая программа по лепке из пластилина и программа кружка «Волшебный пластилин» рассчитана на один год. Занятия проводятся 2 раза в неделю, 1-е занятие  - днем, в соответствии с Прог...

Рабочая программа по кружковой работе "Волшебный пластилин"

Рабочая программа по кружковой работе " Волшебный пластилин"...

Рабочая программа по дополнительному образованию "Веселый пластилин"

Программа по дополнительному образованию "Веселый пластилин"...

Рабочая Программа кружка "Волшебство из пластилина" - 6-7 лет

Целью данной Программы является формирование у детей старшего дошкольного возраста эстетического отношения и развитие ручной умелости посредством пластилинографии....

Рабочая программа "Веселый пластилин" (первая младшая группа)

рабочая программа  кружка по пластилинографии для детей первой младшей группы на учебный год...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА «Пластилин-ка» для детей 3-4 лет

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА «Пластилин-ка»для детей 3-4 лет...