Рабочая программа по дополнительному образованию "Веселый пластилин"
рабочая программа по аппликации, лепке (подготовительная группа) на тему

Программа по дополнительному образованию "Веселый пластилин"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_veselyy_plastilin.docx32.16 КБ

Предварительный просмотр:

Кружок «Волшебный пластилин»

Программа кружка «Волшебный пластилин» - это практический курс обучения приемам лепки и формирования технических умений и навыков работы с разнообразным природным материалом.

Техника лепки богата и разнообразна, но при этом доступна даже маленьким детям. Занятия лепкой комплексно взаимодействуют на развитие ребенка.

Лепка на ряду с другими видами изобразительного искусства развивает ребенка эстетически. Дети учатся видеть, чувствовать, оценивать и созидать по законам природы. Занятия лепкой повышают сенсорную чувствительность, т. е. способствуют тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, пластики.

Лепка является одним из средств релаксации, что имеет важное значение для психологического благополучия ребенка.

С помощью различных приемов (сглаживания, вдавливания, прищипывания и т. д.) у ребенка развивается мелкая моторика пальцев рук, что является одним из показателей активности и интеллектуального роста.

Программа помогает привить и развить у детей аккуратность, усидчивость, желание доводить начатое дело до конца.В ходе проведения занятий по данной программе активизируется мышление, речь, память, логическое и пространственное воображение, формируется умение поэтапного планирования работы. В этом заключена педагогическая целесообразность данной программы.Для результативного проведения занятий педагог должен обеспечить эмоциональный настрой, психологическую защищенность ребенка, побуждать к творческой деятельности.

Художественное творчество – это деятельность, в которой проявляется оригинальность, новизна творчества личности ребенка, проявление развития эмоционально-чувственных качеств, способность самостоятельно сделать свой выбор. В процессе кружковой работы дети способны активизировать свой творческий потенциал.

Важнейшая задача развить у детей творческие способности. Детское творчество оказывает благоприятное влияние на их эмоциональное состояние.

Ребенок учится выбирать цвет пластилина, смешивать цвета, а также таким приемам, как прилеплять, раскатывать, отщеплять, оттягивать и т.д.

Дети получают знания и умения, навыки, знакомятся с окружающим миром. Используются различные приемы: налепы, прищипывание, оттягивание, сплющивание, примазание и т.д. Особое значение имеет цвет пластилина, который передает выразительность предметов, показывает свое многообразие при смешении.
Работа с пластилином трудоёмкая, поэтому детям необходим отдых в виде тематических физкультминуток и разминок.

Такие занятия будут способствовать не только овладению детьми практическими навыками, но и научат их любоваться природой, бережно к ней относиться.

Наименование программы

Воспитание ребенка- дошкольника: развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активно – творческого: В мире прекрасного: программ. – метод. Пособие.- М.: изд.центр ВЛАДОС, 2003. – 368.: ил. – («Росинка»). Л.В. Куцакова С.И. Мерзлякова

 Актуальность создания данной  программы обусловлена необходимостью развития творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе художественно творческой деятельности.

Цель и задачи рабочей программы

Цель: Развитие ручной умелости у детей дошкольного возраста посредством пластилинографии, вызвать интерес к окружающему миру.

Задачи:

• Познакомить с техникой пластилинографии.
• Научить детей рисовать картины посредством пластилина на горизонтальной плоскости, закрепить навыки раскатывания, сплющивания.
• Развитие мелкой моторики рук, пространственных представлений, композиционных навыков.
• Учить принимать задачу, слушать и слышать речь воспитателя действовать по образцу, а затем по словесному указанию.

Требования к содержанию рабочей программы

Продолжительность учебного года 28 недель 

Продолжительность занятий — старший дошкольный возраст 30 минут
Периодичность занятий 1 раз в неделю после дневного сна.
Целевая аудитория:  подготовительная группа, дети 6-7 лет.
Количество детей: 15.

Диагностика уровня знаний и умений детей проводится 2 раза в год (октябрь, апрель).


Кружок проводится в интеграции с областями НОД:
• “Художественная литература”- используются произведения познавательной направленности.
• «Развития речи» — обогащение словаря, расширяя и уточняя знания детей об окружающем мире.
• «Познавательные» занятия -закрепление образов и
понятия о живой и не живой природе.
• «Музыкальные занятия»-слушание музыки, голоса птиц, и звуков природы.

Планируемые результаты освоения программы

1. Ребёнок умеет последовательно выполнять работу и доводить начатое дело до     конца. У детей стойкий интерес  к лепке из пластилина как во время занятий , так и в свободное время.

  1. Уверенно делят пластилин на части  соответственно  замыслу.

  2. Владеют техническими приёмами: скатывание, раскатывание, расплющивание, оттягивание.

  3. Лепят работы разными способами: пластическим, конструктивным, комбинированным.

  4. Лепят предметы, передавая их  характерные особенности.

  5. Рассказывают о последовательности выполнения своей работы и работы, отвечая на вопросы педагога.

Описание образовательной  деятельности

Самостоятельное создание объёмных и рельефных изображений; лепка смешанным и пластическим способом; использование разнообразных пластических материалов и дополнительных материалов для декорирования; самостоятельное использование инструментов. Стремление создавать аккуратные и качественные работы.

Экопластика – вид детского художественного творчества, в котором художественные образы создаются из разных природных материалов. Это слово строитсяна основе двух производных слов «Экология» и «Пластика» (динамичная форма и процесс формообразования в самом общем смысле).

Пластилинография относится к нетрадиционным художественным техникам, она заключается в рисовании пластилином на картоне или любой другой плотной основе.

Фон и персонажи изображаются не с помощью рисования, а с помощью вылепливания, при этом объекты могут быть более или менее выпуклыми, рельефными.

Допускается включение дополнительных материалов – бисера, бусинок, природного и бросового материалов.

Работа с пластилином, сам процесс лепки помогают ребенку выразить эмоции, свое видение окружающего мира и свое отношение к нему, сформировать эстетический вкус, развить гибкость, координацию, мелкую моторику пальцев (что в свою очередь способствует речевому развитию).

Пластилинография развивает детское творчество (в первую очередь изобразительное) – ведь с помощью данной техники можно создать оригинальный, неповторимый образ, обладающий яркой выразительностью.

Описание методического обеспечения Программы

1. ТСО (магнитофон, видеозаписи, мультимедийные презентации).

2. Учебно-наглядные пособия (муляжи, образцы, предметы народного декоративно-прикладного искусства)

3. Оборудование ( салфетки, клеенки, пластилин, стеки, мелкие игрушки для обыгрывания построек, магнитная доска, ширма, волшебный мешочек, волшебный сундучок).

Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий

Традиционные события, праздники и мероприятия празднуются в соответствии с годовым планом МБДОУ ЦРР д/с № 10 «Щелкунчик», в соответствии с возрастными особенностями детей группы, с участием родителей.

Организация предметно – развивающей среды для реализации рабочей Программы

В группе   создан «Центр  творчества», который обеспечивает решение задач по художественно-эстетическому развитию.  

Большая часть дидактического материала изготавливается самим педагогом: индивидуальные комплекты дидактического материала для каждого ученика (трафареты, шаблоны и пр.);

   таблицы-памятки, схемы, технологические карты, информационные бюллетени;

   альбомы с образцами, фотографиями.

Список литературы:

1.Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в подготовительной группе. Конспекты занятий. Издательство «Мозаика-Синтез», М., 2007.
2.Штейнле Н.Ф. Изобразительная деятельность. Разработка занятий, ИТД «Корифей»,Волг.,2005.
3.Г. Н. Давыдова «Пластилинография для малышей»

4.Лыкова И.А.  Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Подготовительнаяк школе группа. – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2009.-208с.,16л.вкл., переиздание дораб. и доп.

5. Л.В. Куцакова С.И. Мерзлякова Воспитание ребенка- дошкольника: развитого,  образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активно – творческого: В мире прекрасного: программ. – метод. Пособие.- М.: изд.центр ВЛАДОС, 2003. – 368.: ил. – («Росинка»).

Перспективное планирование

Октябрь

«Веточка рябины»

Беседа о свойствах пластилина, о приемах его использования: прищипывание, сплющивание, оттягивание деталей от общей формы, о плотном соединении частей путем примазывания одной части изделия к другой. Рассматривание наглядного материала.

«Радуга»

Беседа о семи цветах радуги.

Ознакомление с техникой пластилинографии, приемами выполнения декоративных налепов разной формы, вливание одного цвета в другой.

«Яблоки поспели»

Освоение приемов пластилинографии.

Рассматривание иллюстраций на тему «Фрукты», беседа о форме, цвете, величине.

Создание выразительного образа посредством цвета и объема.

«У меня в цветнике звездочки зажглись»

Закрепление навыков работы с пластилином: скатывание длинных колбасок, деление их стекой на равные части, перекручивание пластилиновых колбасок в жгутики, нанесение рельефного рисунка поверх пластилиновой основы. Легенда о цветах «Пылинки звезд упали с неба...».

Ноябрь

«Грибы-грибочки выросли в лесочке»

Беседа о грибах «Лесные хороводы».

Рассказ о свойствах пластилина: мягкий, податливый, способный принимать заданную форму.

Рассматривание иллюстраций «Съедобные - несъедобные».

«Улитка-улитка, высунь рожки, ступай по дорожке»

Рассказ детей об образе посредством пластилинографии.

Использование бросового материала для придания объекту завершенности, выразительности.

Приемы работы с пластилином: раскатывание, сплющивание.

 «Божья коровка, улети на небо»

Беседа об особенностях внешнего вида насекомого.

Ответы детей на вопросы, возникающие в ходе выполнения работы.

Рассказ детей о встрече с божьей коровкой в природе.

 «Золотая рыбка»

Закрепление технических и изобразительных навыков и умений (пластический способ, оттягивание от общего объема).

Создание выразительного сюжета в полуобъеме использование нетрадиционной техники рисования пластилином.

Дидактическая игра «Поймай рыбку».

Декабрь

«Подарок для Хрюши»

Беседа о домашних животных, особенностях их внешнего вида.

Закрепление свойств пластилина: мягкий, пластичный, податливый; формы, цвета, изображений мелких деталей объекта.

Ритуал дарения подарков персонажу.

«Осень золотая»

Беседа об осенних приметах. Игра «Кто больше назовет?»

Закрепление умений и навыков работы с пластилином: раскатывание, сплющивание, размазывание используемого материала на основу, разглаживание готовой поверхности.

Рассказ воспитателя о цвете, его гармонии в жизни природы.

Рассказы детей о впечатлениях полученных от красоты осени.

«Кругом цветные зонтики раскрылись под дождем»

Рассматривание цветных зонтов: (форма, цвет, украшение, ручка). Задание на дом: «Слепи зонтик для выставки».

«Жил на свете кот-котишка по прозванью — «Хитрый Тишка»

Рассказы воспитателя и детей о домашних животных- кошках: живут дома, бывают разных окрасов, имеют когти, усы.

Беседа о природных особенностях, цвете шерсти изображаемого животного.

Использование знакомых способов лепки (оттягивание деталей, соединение частей путем примазывания). 

Январь

«Белая снежинка мне на ладошку села»

Беседа о зиме, снегопаде, как о природном явлении. Показ разнообразных форм снежинок.

Выделение особенностей, свойств и качеств снега.

Создание снежинок с помощью пластилина декоративным способом.

«Снеговик»

Рассказ «Как снеговики правду о весне искали»

Беседа о свойствах пластилина при раскатывании и сплющивании.

Украшение работы разнообразным бросовым материалом (бусины, пробки, сушеные ягоды, семена).

«Новогодние шары так прекрасны и важны»

Показ и рассматривание елочных игрушек.

Рассказ о создании лепной картины с выпуклым изображением. Самостоятельное придумывание узора для своего шарика.

Стихи о елке, о новогоднем празднике.

«Елка новогодняя огоньками светится»

Беседа о новогоднем утреннике, персонажах пришедших на праздник, елочных украшениях. Создание лепной картины с выпуклым изображением.

Февраль

«Зимняя картина»

Ознакомление с понятием «пейзаж». Показ нанесения рельефного рисунка с помощью стеки для придания выразительности изображаемым объектам.

Беседа о чувстве цвета, об оттенках белого цвета.

Подготовка картин к выставке «Я горжусь, что умею...».

«Галстук для папы»

Рассказ воспитателя о своем отношении к близким людям, о выражении этого отношения готовностью сделать «приятное» - изготовить подарок своими руками.

Рассматривание галстуков разнообразной расцветки. Выбор образца на основе впечатлений.

 

  «За окошком снегири...»

Рассказ о зимующих птицах, (чем питаются, где обитают, подкормка). Рассматривание внешнего вида снегиря (крупная птица, красная грудь, черное оперение). Передача образа снегиря посредством пластилинографии, подбор цвета и сопоставление размера.

 «Белая, ах какая белая зима!»

Обобщение признаков зимы.

Рассматривание деревьев после снегопада и посредством пластилинографии отображение их на картине.

Чтение стихов о красавице-зиме.

Март

«Кактус в горшке»

Беседа о комнатных растениях (цвет, форма листьев, величина, стебель, рост).

Использование возможностей бросового материала для придания объекту завершенности и выразительности.

Создание заданного образа посредством пластилинографии.

«Яблоки на тарелочке»

Рассказ воспитателя о понятии «натюрморт».

Самостоятельное составление композиции из трех яблок.

Беседа об особенностях фруктов, их оригинальной форме и расцветке.

 «Сердечки» (самостоятельная работа)

Рассказ воспитателя о построении композиции. Пальчиковая игра «Сердечки». Самостоятельная работа детей. Подготовка к выставке.

«Мы весёлые матрёшки»

Рассматривание матрёшек: величина, цвет, форма. Приёмы выполнения узора. Сюжетно-ролевая игра «Магазин игрушек».

Апрель

«Мир похож на цветной луг» - (коллективная работа детей)

Беседа о коллективной работе рисования картины пластилином.

Показ приёмов рисования пластилином: оригинальная форма, расцветка лепестков, организация выставки.

«Подводное царство» - (коллективная работа)

Беседа об обитателях подводного мира

Освоение работы пластилином: преобразование шарообразной формы в овальную, выгибание исходной формы в дугу, выполнение налепов на готовую основу.

.

 «Волшебное яичко»

Рассматривание образцов пасхальных яиц с нанесёнными на них узорами. Самостоятельное построение композиции.

Подготовка работ к выставке.

 «Ландыши»

Ознакомление детей с миром природы (сохранность исчезающих видов растений). Закрепление умений скатывать пальчиком короткие отрезки кругообразными движениями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа к дополнительной общеразвивающей программе " Лего-конструирование"

Программа содержит цели и задачи, формы занятий, специальный критерий оценки, учебно-тематическийплан и т.д....

Рабочая Программа кружка "Волшебство из пластилина" - 6-7 лет

Целью данной Программы является формирование у детей старшего дошкольного возраста эстетического отношения и развитие ручной умелости посредством пластилинографии....

Рабочая Программа кружка "Волшебство из пластилина" - 5-6 лет

Целью данной Программы является формирование у детей старшего дошкольного возраста эстетического отношения и развитие ручной умелости посредством пластилинографии....

Рабочая Программа кружка "Волшебство из пластилина" - 4-5-лет

Целью данной Программы является формирование у детей 4-5 лет эстетического отношения и развитие ручной умелости посредством пластилинографии....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИМ ПРОГРАММАМ В ОБЛАСТИ РАННЕГО ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ «Первые шаги в искусство» Предмет по выбору «Логопедия»

Данная программа выполнена преподавателем Т.С. Чигринской в соответствии с требованиями к содержанию и направленности современным требованиям к преподаванию предмета «Логопедия»....

Рабочая программа к дополнительной общеразвивающей образовательной программе для средней группы (4 – 5 лет) «Умелые ручки» Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Рабочая программа разработана для детей средней  группы (от 4 до 5 лет) МБДОУ «Детский сад № 201» г. Чебоксары на основании Федерального государственного образовательного стандарта до...

Рабочая программа по пластилинографии "Веселый пластилин".

Программа разработана для де тей от 3 - 5 лет. Цель: Развитие ручной умелости у детей младшего и среднего дошкольного возраста посредством пластилинографии....