Рабочая программа творческого кружка "Веселый пластилин" для детей младшего дошкольного возраста
рабочая программа по аппликации, лепке (младшая группа)
Развитие у детей мелкой моторики рук, укрепление мыщц пальцев, а так же развитие творческих способностей посредством нетрадиционной техники - пластилинографии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 51.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа платных образовательных услуг
творческого кружка «Веселый пластилин»
для детей младшего дошкольного возраста
муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения
детский сад №30 «Журавушка» комбинированного вида
городского округа город Кумертау Республики Башкортостан
Составитель: воспитатель
Макеева Ирина Ивановна
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ: |
Раздел 1. Целевой раздел 1.1 Пояснительная записка ……………………………………………………… 3 1.2 Цель Программы …………………………………………………………….. 3 1.3 Задачи Программы ………………………………………………………….. 4 1.4 Принципы и подходы к реализации Программы ………………………... 4 1.5 Значимые характеристики для реализации программы …………………. 4 1.6 Место Программы в режиме дня …………………………………………... 5 1.7 Особенности организации предметно – развивающей среды ………….... 5 1.8 Планируемые результаты освоения Программы …………………………. 5
|
Раздел 2. Содержательный раздел 2.1 Календарно – тематический план реализации Программы ……………… 6 2.2 Работа с родителями в ДОУ………………………………………...............10 |
Раздел 3. Организационный раздел 3.1 Материально – техническое обеспечение Программы……………………11 3.2. Методические материалы …………………………………………………. 11 |
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
- Пояснительная записка
Кружок по художественно-изобразительной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста в нетрадиционной технике работы с пластилином — пластилинографии, принцип которой заключается в создании лепной картины с изображением полуобъемных предметов на горизонтальной поверхности.
Пластилинография – это один из сравнительно недавнего появления нового жанра (вида) в изобразительной деятельности.
Понятие “пластилинография” имеет два смысловых корня: “графил” – создавать, рисовать, а первая половина слова “пластилин” подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла.
Младший дошкольный возраст характеризуется возрастающей познавательной активностью, интересом к окружающему миру, стремлением к наблюдению, сравнению, способностью детей осознавать поставленные перед ними цели.
Развитию пальцев руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Задания составлены с учетом возрастных, физиологических и психологических особенностей младших дошкольников. Малыши учатся и растут играя, игра является основной формой и содержанием их воспитания и развития, поэтому нами отдано предпочтение игровому построению занятий. Эмоциональные переживания за вымышленных персонажей побуждают детей к целенаправленной продуктивной деятельности, развивают у них такие качества, как доброта, сопереживание, желание помочь или порадовать кого-то.
На каждом занятии педагог решает не только практические, но и воспитательно-образовательные задачи, что в целом позволяет всесторонне развивать личность ребенка, его творческие способности, умение общаться с другими людьми. Дети получают знания, умения, навыки; происходит закрепление информации, полученной на других занятиях; расширяются возможности изобразительной деятельности детей по принципу «от простого к сложному».
- Цель Программы
Цель: развитие у детей творческих способностей посредством нетрадиционной техники – пластилинографии.
- Задачи Программы:
- Учить основным приемам пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание).
- Учить работать на заданном пространстве.
- Учить принимать задачу, слушать и слышать речь воспитателя действовать по образцу, а затем по словесному указанию.
- Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином.
- Развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер.
- Развивать изобразительную деятельность детей.
- Развивать у детей интерес к художественной деятельности.
- Воспитывать усидчивость, аккуратность в работе, желание доводить начатое дело до конца.
- Принципы и подходы к реализации Программы
• доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особеннос-тям);
• наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов). “Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механичес-кую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются” (К.Д. Ушинский);
• демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и воспитанника в социу-ме, реализация собственных творческих потребностей);
- поддержки инициативы детей в выборе цвета, рисунка и сложности исполнения.
• “от простого к сложному” (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).
- сотрудничества с семьёй.
- Значимые характеристики для реализации Программы
Возраст детей, участвующих в реализации программы
Программа предназначена для работы с детьми от 3 до 4 лет
Форма и режим занятий
Продолжительность занятия 20 – 25 минут.
Периодичность занятий – 2 раза в неделю по расписанию с октября по май.
Количество занятий в год – 56.
Количество воспитанников в группе не более 8 человек. Увеличение количества детей в группе не рекомендовано, так как программа требует постоянного внимания и индивидуального подхода к каждому ребенку.
Набор в кружок проводится на основании желания родителей (законных представителей) детей посещающих детский сад.
- Место Программы в режиме дня
Занятия проводятся с учетом предусмотренного учебного плана во второй половине дня.
Занятия кружка начинаются с октября и заканчиваются в мае.
- Особенности организации предметно – развивающей среды
Занятия проводятся в кабинете «Любознайка», оборудованном и оснащенном для дополнительного образования детей в соответствии с расписанием кружковой деятельности.
- Планируемые результаты
- Уверенно подбирают цвет пластилина и делят его на части соответственно замыслу.
- Владеют техническими приёмами: надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание.
- Умеют изготавливать из пластилина простейшие картины.
- Рассказывают о последовательности выполнения своей работы, отвечая на вопросы педагога.
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1 Календарно - тематический план реализации Программы
№ | Тема занятия | Программное содержание | Оборудование и материалы |
ОСЕНЬ | |||
ОКТЯБРЬ | |||
1 2 3 | Солнышко и тучка | Заучивание потешки «Солнышко – вед-рышко», рассматривание пластилина и способа создания картинки из готовых шариков, дать детям представление, что пластилином можно «рисовать», закрепить желтый и синий цвет. | - образец работы, - готовые пластилиновые шарики желтого и синего цветов, дощечки для лепки, шаблон солнышко и тучка, сухие салфетки. |
4 | Звездное небо | Формировать представления о смене дня и ночи, обучать детей делать лепную кар-тинку, использовать в работе стеку, разма-зывать пластилин, не выходя за контуры, делать налеп. | - презентация «Звездное небо», - пластилин, дощечки для лепки, черный картон А5, сухие салфетки. |
5 | Яблоки в саду | Обучать детей отрезать или отщипывать небольшие кусочки пластилина, раска-тывать шарики между ладонями круговы-ми движениями, прикреплять к шаблону путем надавливания на шарик, закреплять красный цвет. | - иллюстрации плодовых деревьев, - пластилин, дощечки для лепки, шаблон яблони, сухие салфетки |
6 7 | Яблоко | Дать детям представление, что такое кон-тур, обучать детей выкладывать готовые шарики, не выходя за контуры, закреплять зеленый цвет, радоваться результату. | - набор фруктов, - готовые пластилиновые шарики, дощечки для лепки, раскраска яблока, сухие салфетки. |
8 | Бусы | Рассмотреть ветку рябины. Продолжать обучать детей отрезать или отщипывать небольшие кусочки пластилина, раскаты-вать шарики между ладонями круговыми движениями, прикреплять к шаблону путем надавливания на шарик. | - бусы из ягод рябины, - пластилин, дощечки для лепки, картон цветной, сухие салфетки. |
НОЯБРЬ | |||
1 2 | Апельсин и бананы в вазе | Закреплять знания детей о фруктах, обу-чать детей делать лепную картину, исполь-зовать в работе стеку, размазывать пласти-лин, не выходя за контуры, делать налеп. | - детский набор фруктов, - ваза, - пластилин, дощечки для лепки, раскраска по теме, сухие салфетки. |
3 | Овощи в банке | Формировать представления о сезонных изменениях в природе, о сборе урожая, за-креплять знания детей об овощах, продол-жать обучать детей размазывать пласти-лин, не выходя ха контуры, самостоятель-но подбирать цвет. | - набор овощей, - пластилин, дощечки для лепки, раскраска «овощи в банке», сухие салфетки. |
4 | Грибы | Формировать знания о грибах, обучать располагать предметы на всей площади листа, раскатывать между ладонями не-большие столбики, придавать форму ножки и шляпки, прикреплять путем надавливания. | - иллюстрация «Съедобные грибы», - образец выполненной работы, - пластилин, дощечки для лепки, оранжевый картон А5, сухие салфетки. |
5 6 | Мухомор | Продолжать формировать представления о грибах, дать понять, что существуют и не-съедобные грибы – мухомор. Продолжать обучать создавать картину из готовых ша-риков, не выходя за контуры. | - иллюстрация «Несъе-добные грибы», - пластилин, дощечки для лепки, раскраска мухомора , сухие салфетки. |
7 | Осенний листочек (с родителями) | Мастер – класс с родителями. Продолжать формировать представление об осени, ра-ботать вместе с мамой (папой) сообща, смешивать цвета пластилина. | - презентация, -раскраска кленового листа А4, - пластилин, дощечки для лепки, сухие салфетки. |
НОВЫЙ ГОД | |||
ДЕКАБРЬ | |||
1 2 | Новогодние шары | Формировать представления о времени го-да – зиме, о подготовке к новогодним праздникам, изготовлении новогодних ук-рашений, обучать детей размазывать плас-тилин на шаблоне, самостоятельно выби-рая цветовую гамму и подбирая украшения (бусинки), вдавливая их в основу. | - иллюстрации новогодних игрушек, - пластилин, дощечки для лепки, раскраска новогод-него шара, разноцветные бусинки, сухие салфетки. |
3 4 5 | Елочка зеленая иголочка | Формировать представления о деревьях – ели, продолжать обучать детей делать лепную карти-ну, ориентироваться на контуры шаблона, ис-пользовать в работе два оттенка зеленого цвета. | - иллюстрации елок, - образец работы, - пластилин, дощечки для лепки, раскраска ели , сухие салфетки. |
6 | Украсим нашу елочку | Формировать представления о новогодней традиции – украшать ели, продолжать обу-чать раскатывать между ладонями округ-лые формы, прикреплять путем надавли-вания, украшать бусинами, самостоятель-но подбирая цвета пластилина и бусин. | - иллюстрации новогодних елок, - образец работы, - пластилин, дощечки для лепки, разноцветные бу-синки, сухие салфетки. |
ЗИМА | |||
ЯНВАРЬ | |||
1 2 3 | Снежинки | Обучать детей выкладывать готовые жгу-тики точно по контуру снежинки, отмерять определенную длину, слегка придавливать к основе, использовать в работе стеку, ук-рашать паетками. Формировать эстети-ческий вкус. | - образец работы, - раскраска снежинок - пластилин, дощечки для лепки, сухие салфетки, - готовые жгутики из пластилина. - разноцветные паетки. |
4 5 6 | Снеговик | Создавать знакомого персонажа путем ра-змазывания пластилина по шаблону. Об-учать не выходить за контуры, украшать дополнительными деталями. | - образец работы, - пластилин, дощечки для лепки, раскраска снеговика, сухие салфетки |
ТРАНСПОРТ | |||
ФЕВРАЛЬ | |||
1 | Самолет | Формировать представления о транспорте. Продолжать обучать детей раскатывать между ладонями столбики, прикреплять к основе, делить кусок пластилина, колбаски стекой, располагать самолет самостоятель-но между облаками. | - демонстрационный мате-риал «Транспорт», - раскраска самолета, - пластилин, дощечки для лепки, сухие салфетки. |
2 3 4 | Вертолет Автомобиль | Продолжать обучать детей размазывать пластилин, не выходя за контуры, подби-рать цвет, действовать по словесной под-сказке самостоятельно. | - демонстрационный мате-риал «Транспорт», - раскраска вертолета, автомобиля, - пластилин, дощечки для лепки, сухие салфетки, |
5 6 | Кораблик | Продолжать формировать представления о различных видах транспорта, обучать де-тей размазывать пластилин, не выходя за контуры, а затем делать контуры из готовых жгутиков. | - демонстрационный мате-риал «Транспорт», - раскраска кораблика, - пластилин, дощечки для лепки, сухие салфетки, - готовые жгутики из пластилина. |
7 8 | Паровоз | Продолжать формировать представления о раз-личных видах транспорта. Обучать де-тей делать контуры из готовых жгутиков, заполнять шаблон из готовых шариков, подбирать цвета, развивать эстетический вкус. | - демонстрационный мате-риал «Транспорт», - раскраска паровозика, - пластилин, дощечки для лепки, сухие салфетки, - готовые шарики и жгутики из пластилина. |
ВЕСНА | |||
МАРТ | |||
1 2 | Цветочек для мамы | Создавать картинку для любимого чело-века, скатывать мелкие шарики и выкла-дывать их на лепестки, работать аккурат-но, подбирать цвета для лепестков само-стоятельно. | - иллюстрации красивых цветов, - раскраски различных цве-тов, - пластилин, дощечки для лепки, сухие салфетки. |
3 4 | Цветик - семицветик | Продолжать обучать размазывать пласти-лин не выходя за контуры, закреплять цве-та и оттенки, подбирать пластилин, разви-вать умение отрезать кусочки пластилина стекой. | - раскраска цветка с семью лепестками, - пластилин, дощечки для лепки, сухие салфетки. |
6 7 | Цветочная поляна | Продолжать обучать раскатывать между ладонями различные формы (столбики и шарики), создавать композицию, декори-ровать лепестки стекой. | - образец готовой работы, - цветной картон А4, - пластилин, дощечки для лепки, сухие салфетки. |
8 | Весенние цветы | Мастер – класс с родителями. Продолжать развивать интерес к пластилинографии как к художественному творчеству, работать вместе с мамой (папой) сообща, освоить три вида техник. | - презентация, - картина – шаблон с цветами А4, - пластилин, дощечки для лепки, сухие салфетки. |
ЖИВОТНЫЕ И ПТИЦЫ | |||
АПРЕЛЬ | |||
1 2 | Курочка и цыплятки Уточка с утятами | Обучать делить кусочки пластилина сте-кой, соотносить величину кусочка с нуж-ной деталью (большие – туловище, ма-ленькие – голова), раскатывать тоненькие колбаски красного цвета для клюва (лапок). | - картинка – образец, - картонзеленого (голубого) цвета, - пластилин, дощечки для лепки, сухие салфетки. |
3 4 | Кто пасется на лугу? (животные из формочек) | Обучать детей раскатывать кусочки плас-тилина скалкой или разминать руками, вырезать фигуры при помощи готовых форм, располагать животных на листе, создавая картину. | - набор домашних животных, - картон зеленого цвета А4, - формы домашних живот-ных, - пластилин, дощечки для лепки, сухие салфетки |
5 | Шарики для Винипуха и Пятачка | Учить принимать задачу, слушать и слы-шать речь воспитателя действовать по словесному указанию. Продолжать обу-чать делать налеп на заданном простран-стве. | - раскраска Винипуха с шариками, - пластилин, дощечки для лепки, сухие салфетки. |
6 7 | Клубочки для котенка | Самостоятельно раскатывать тонкие кол-баски, заворачивать по кругу, прикреплять в определенном месте на картоне. | - раскраска котята с клубочками, - пластилин, дощечки для лепки, сухие салфетки. |
8 | Черепаха | Продолжать обучать детей делить кусочки пластилина стекой на определенное коли-чество частей, раскатывать шарик, оття-гивать шею, прикреплять к основе, выпол-нять поставленную задачу, декорировать стекой узоры на панцире. | - раскраска черепахи, - пластилин, дощечки для лепки, сухие салфетки. |
НАСЕКОМЫЕ и ПРИРОДА
МАЙ | |||
1 | Улитка | Продолжать обучать раскатывать толстые (туловище) и тонкие («домик») колбаски, сворачивать по спирали, располагать на картоне. | - раскраска улитки, - пластилин, дощечки для лепки, сухие салфетки. |
2 3 | Бабочка | Формировать понятие о симметрии, про-должать обучать детей комбинировать раз-ные техники (из жгутиков, размазывание, налеп), выполнять работу по образцу, ак-куратно работая с пластилином, украсить дополнительным материалом (паетками) | - раскраска бабочки, - пластилин, дощечки для лепки, сухие салфетки, - разноцветные паетки. |
4 5 | Радуга - дуга | Формировать представления о природном явлении – радуга, о семи цветах радуги, делать композицию самостоятельно укладывая тонкие колбаски на шаблоне. | - раскраска радуги, - пластилин, дощечки для лепки, сухие салфетки. |
Итого 56 часов.
2.2 Работа с родителями в ДОУ.
Задачи взаимодействия педагога с семьями дошкольников:
- Познакомить родителей с целью и задачами кружка.
- Помочь родителям в обогащении сенсорного опыта ребенка, развитии его любознательности, накоплении первых представлений о предметном, природном и социальном мире.
- Развивать у родителей интерес к совместным играм и занятиям с ребенком дома, познакомить их со способами рисования пластилином, развития воображения, творческих проявлений ребенка.
Формы взаимодействия с семьями воспитанников
1. Презентация «Что такое пластилинография?»
2. Мастер – класс для родителей ко дню матери с участием детей «Осенний букет для мамы»
3. Мастер – класс для родителей «Весенние цветы».
4. Организация участия детей в конкурсах и выставках детского творчества.
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1 Материально – техническое обеспечение Программы
Художественные материалы и оборудование:
● Магнитная доска, ноутбук
● Дидактический материал «Домашние животные», «Транспорт», «Фрукты», «Овощи», «Цветы»
● Наборы игрушек «Домашние животные», «Транспорт», «Фрукты», «Овощи»
● Пластилин, шаблоны - раскраски, салфетки сухие и влажные.
3.2 Методические материалы
- Давыдова Г.Н. "Пластилинография для малышей»
- Д.Н. Колдина «Лепка» для детей 3-4 лет
- Интернет ресурсы. http://raskras-ka.com/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/03/picture-294457-1536007293.jpg)
Рабочая программа кружка психологической адаптации детей младшего дошкольного возраста «Познай себя»
Рабочая программа кружка психологической адаптации детей младшего дошкольного возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2020/05/12/picture-726774-1589282128.jpg)
Рабочая программа группы общеразвивающей направленности детей младшего дошкольного возраста (3 – 4 года) на 2015 – 2016 учебный год.
Рабочая программа...
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/04/picture-861486-1480840627.jpg)
Рабочая программа кружковой деятельности для детей младшего дошкольного возраста «Оригами»
Цель: Развитие творческих способностей детей 4-5 лет через технику оригами....
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/10/picture-821691-1476114999.jpg)
Рабочая программа группы общеразвивающей направленности детей младшего дошкольного возраста 2015-2016 учебный год.
Рабочая программа группы общеразвивающей направленности детей младшего дошкольного возраста (3-4 года) 2015-2016 учебн6ый год....
презентация «Проектирование рабочей программы по речевому развитию детей младшего дошкольного возраста»
В последнее время стала актуальна проблема развития речи детей. Своевременное овладение правильной речью, имеет важное значение для формирования полноценной личности ребенка. С одной стороны про...
![](/sites/default/files/pictures/2019/03/20/picture-1128626-1553079984.jpg)
Рабочая программа кружка психологического сопровождения детей младшего дошкольного возраста «Школа успеха»
Адаптивные возможности ребенка раннего и младшего дошкольного возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную среду и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут прив...
![](/sites/default/files/pictures/2019/08/14/picture-1155858-1565768140.jpg)
Рабочая программа «Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста в процессе совместной и самостоятельной деятельности с использованием игровых методов и приемов ТРИЗ». (II младшая группа, возраст детей 3-4 года).
Рабочая программа «Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста в процессе совместной и самостоятельной деятельности с использованием игровых методов и приемов ТРИЗ»....