Рабочая программа кружка психологической адаптации детей младшего дошкольного возраста «Познай себя»
рабочая программа (младшая группа) на тему

Рогачева Людмила Александровна

Рабочая программа кружка психологической адаптации детей младшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruzhok_poznay_sebya_1ml.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

Утверждаю: заведующая МКДОУ Бутурлиновский                                                                   детский сад №1 Лагутина М.А.

Принята на пед.совете №

Рабочая программа кружка психологической адаптации   детей младшего дошкольного возраста  

«Познай себя»

Воспитатель: Рогачева Л.А.

                                                      2013-2014 г.


                                               Содержание.

        

1.Актуальность темы \ пояснительная записка \

2.Цели и задачи.

3.Показатели эффективности.

4.Перспективный план работы кружка.

5.Литература.

6.Приложения \ комплекс дидактических игр и упражнений для психического и речевого развития  \

Адаптация к детскому саду.

Пояснительная записка

В нашем современном мире в настоящее время широко обсуждаются проблемы адаптации ребенка к детскому саду.

Для того, чтобы маленький человек с наименьшим ущербом для психологического и соматического здоровья мог войти в новый мир широкого общения со сверстниками и посторонними взрослыми – в группу, ребенку не обходимо большая помощь и поддержка в период адаптации к условиям ДОУ.

Приспособление малыша к новым условиям - процесс сложный, охватывающий многие стороны его жизнедеятельности. Существуют три наиболее существенные проблемы, с которыми малыш приходит из дома в детский сад.

Первая проблема - у детей, поступающих в детский сад, довольно низок уровень нервно-психического развития. Это связано как с особенностями воспитания в семье, так и с биологическими факторами (течение беременности, родов). Наибольшая задержка проявляется в навыках активной речи, что отрицательно влияет на дальнейшее становление маленького человека.

Вторая проблема связана с различными отклонениями в поведении детей. Она касается сна, аппетита малышей, гипервозбудимых или мало эмоциональных, детей с проявлениями страхов, энурезов, тиков. Наблюдения показывают, что большинство детей, поступающих в ДОУ, имеют подобные отклонения.

Эти две проблемы тесно переплетены с третьей проблемой адаптации детей к детскому учреждению.

Стрессовая ситуация вызывает защитную реакцию организма в виде отказа от сна, еды, общения с окружающими. Поэтому очень важно в этот ответственный период «как» педагог взаимодействует с ребенком, «как» организует взаимодействие детей друг с другом.

Программа психологического сопровождения предназначена для детей, впервые поступающих в детский сад.

Программа поможет установить контакт педагога с малышами, весело и познавательно организовать игровое пространство в группе, создать теплые и доверительные отношения между детьми.

Программа младшего дошкольного возраста рассчитана на учебный год и включает в себя следующую работу:

С детьми:

• Знакомство;

• Наблюдения;

• Диагностика развития;

• НОД в группе;

• С родителями:

• Анкетирование;

• Консультирование;

НОД с детьми младшего возраста носят игровой характер, однако имеют определенные  задачи.

Цель:   формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и

               личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности,

               обеспечивающих  социальную успешность, сохранение и укрепление  

               здоровья детей  дошкольного возраста.

Задачи:

  • Помочь детям адаптироваться к условиям ДОУ;

  • Способствовать эмоциональному, познавательному и творческому развитию  детей;

  • Формировать позитивное отношение каждого  ребенка к себе, представления о себе и своём     организме, основы бережного отношения к своему здоровью и здоровью сверстников;

  • Развивать эстетический вкус и мелкую моторику рук.

  • Создать условия для самовыражения детей.

 

Показатели эффективности:

1. Дети чувствуют себя комфортно в группе, легко расстаются с родителями по утрам, с удовольствием посещают детский сад.

2. Дети проявляют внимание, сочувствие к сверстникам, отзываются на просьбу другого ребенка, помогают ему.

3. Дети охотно участвуют в совместной деятельности.

4. Дети свободно проявляют свои эмоции, пытаются творчески выразить себя.

5. У детей формируется адекватная самооценка, они пытаются реально оценивать свои возможности.

Программа рассчитана на учебный год (всего 36 часов в год;  занятия проводятся 4 раза  в месяц, продолжительность занятия составляет 10 минут).

      ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ КРУЖКА ДЛЯ ДЕТЕЙ 1МЛАДШЕЙ ГРУПППЫ

 

СЕНТЯБРЬ

1-2 недели:   Обследование состояние речи и неречевых психических функций у  детей.

3 неделя:  «Детский сад»

 4 неделя: «Наш дом» (опасные предметы в доме)

  ОКТЯБРЬ

1 неделя: «Игрушки»

2 неделя: «Осень» (как правильно одеваться осенью)

3 неделя: «Фрукты» (витамины, их польза)

4 неделя: «Овощи» (витамины, их польза)

НОЯБРЬ

1 неделя: «Одежда»

2 неделя: «Кукла Аленушка (наше тело)»

3 неделя:  «Дикие животные. Заяц».

4 неделя: «Продукты питания. Труд повара» (полезные продукты)

ДЕКАБРЬ

1 неделя: « Чайная посуда»

 2 неделя: « Зима»

3 неделя: «Кошка с котятами»

4 неделя: «Новогодний праздник».

ЯНВАРЬ

2 неделя: « Зимние развлечения»

3 неделя: «Домашние птицы. Петушок с семьей»

4 неделя: «Дикие животные. Лиса».

ФЕВРАЛЬ

1 неделя: « Домашние животные. Собака со щенятами» (как обращаться с домашними животными, не нанося вред здоровью)

 2 неделя: « Папа»

3 неделя: «Транспорт»

4 неделя: «Дикие животные. Медведь».

МАРТ

1 неделя: « Мама»

 2 неделя: « Весна»

3 неделя: «Дикие животные. Волк»

4 неделя:   Каникулы.

АПРЕЛЬ

1 неделя: «Домашние животные. Корова с теленком».

2 неделя: « Домашние животные. Лошадь с жеребенком»

3 неделя: « Наши добрые дела»

4 неделя: «Весна» (обобщение)

МАЙ

1 неделя: Праздник

2 неделя: «Полевые цветы. Одуванчик, ромашка»

3 неделя: «Насекомые. Жук, бабочка» (основы безопасного поведения)

№ п/п Разделы программы

1. Игры, направленные на познавательное развитие, на развитие коммуникативных навыков.

2. Игры и упражнения на развитие общей и мелкой моторики, речевого дыхания

3. Коллективные работы

4. Релаксационные игры и упражнения

Учебно-тематический план

№ п/п Разделы программы и темы занятий

1. Игры, направленные на познавательное развитие, на развитие коммуникативных навыков.

Знакомство детей друг с другом

Формирование доброжелательного отношения друг к другу, атмосферы принятия каждого

Сплочение детского коллектива

Развитие познавательных психических процессов

2. Игры и упражнения на развитие общей и мелкой моторики, речевого дыхания:

Пальчиковые гимнастики

Упражнения на развитие дыхания

Артикуляционная гимнастика

Игры на звукоподражание

3. Коллективные работы:

«Листопад»

«Падает снежок»

«Моя мама самая! »

«Нарисуй пятнышки на спинке»

4. Релаксационные игры и упражнения

«Учим детей методам релаксации»

«Снимаем напряжение»

           

  Список детей

№ п/п

Фамилия, имя ребенка

возраст

 1.

Ветохина Апполинария

 2.

Кривошеева Глафира

 3.

Собыля Александр

 4.

Лепехин Иван

 5.

Шушпанова Анастасия

 6.

Гончарова Надежда

7.

Подповетная Елена

8.

Гунченко Анна

9.

10.

11.

12.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательный проект для детей младшего дошкольного возраста «Познай себя»

Проект направленПроект,главная цель которого состоит на том,как дать детям знания о человеческом организме. Сформировать потребность в Здоровом Образ Жизни,  первые понятия о своем теле. ...

Рабочая программа кружка психологического сопровождения детей младшего дошкольного возраста «Школа успеха»

Адаптивные возможности ребенка раннего и младшего дошкольного возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную среду и длительное пребы­вание в стрессовом состоянии могут прив...

Рабочая программа «Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста в процессе совместной и самостоятельной деятельности с использованием игровых методов и приемов ТРИЗ». (II младшая группа, возраст детей 3-4 года).

Рабочая программа «Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста в процессе совместной и самостоятельной деятельности с использованием игровых методов и приемов ТРИЗ»....

Рабочая программа кружка «Самоделкин» для детей старшего дошкольного возраста

Пояснительная записка.В дошкольной дидактике большое место уделяется развитию интеллекта, мыслительных операций. Одним из очень эффективных дидактических материалов являются логические блоки Дьенеша. ...

Авторская программа кружка «Музицирование» (для детей младшего дошкольного возраста)

Данная программа предназначена для детей дошкольного возраста 4-5 лет...

Рабочая программа кружка «Финансовая грамотность детей старшего дошкольного возраста»

Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.В возрасте до 7 лет основы финансовой грамотности могут пр...