Главные вкладки

    Рабочая программа кружка психологического сопровождения детей младшего дошкольного возраста «Школа успеха»
    материал

    Елена Викторовна Котовенко

    Адаптивные возможности ребенка раннего и младшего дошкольного возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную среду и длительное пребы­вание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональ­ным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития.

    Возникает необходимость, организовать для детей 2-4 лет игровые занятия, которые помогут детям преодолеть стресс, укрепить психологического здоровье, успешно адаптироваться в дошкольном уч­реждении, стать успешными и полноправными партнерами детского коллектива.

    Возникла потребность разработать и внедрить в педагогическую практику рабочая программу кружка психологического сопровождения детей младшего дошкольного возраста «Школа успеха»

     

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл programma_kruzhka.docx22.86 КБ

    Предварительный просмотр:

    Частное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад  № 205 отрытого акционерного общества«Российские железные дороги»

    Рабочая программа кружка психологического сопровождения детей младшего дошкольного возраста «Школа успеха»

    Воспитатель: Е.В.Котовенко

    2019г.

    Пояснительная записка.

    При поступлении в дошкольное образовательное учреждение (ДОУ) все дети переживают адаптационный стресс.

    Адаптивные возможности ребенка раннего и младшего дошкольного возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную среду и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития.

    Возникает необходимость, организовать для детей 2-3 лет игровые занятия, которые помогут детям преодолеть стресс укрепить психологического здоровье, успешно адаптироваться в дошкольном учреждении, стать успешными и полноправными партнерами детского коллектива.

    Известно, что дошкольный период является сензитивным для развития многих психических процессов. Элементарные нравственные представления и чувства, простейшие навыки поведения, приобретенные ребенком в этот период, из «натуральных», по Л.С. Выготскому, должны стать «культурными», т.е. превратиться в высшие психологические функции и стать фундаментом для развития новых форм поведения, правил и норм. 

    Дети раннего возраста эмоциональны и впечатлительны. Им свойственно быстро заражаться сильными, как положительными, так и отрицательными, эмоциями взрослых и сверстников, подражать их действиям. В этом возрасте появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом. Ранний возраст завершается кризисом трех лет. Ребенок осознает себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется образ Я. Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения со взрослым и др. Эти особенности и легли в основу построения цикла занятий кружка. Игры и упражнения, составляющие основу занятий, способствуют снятию психоэмоционального напряжения, снижению импульсивности, тревоги и агрессии, совершенствованию коммуникативных, игровых и двигательных навыков. Использование элементов музыкотерапии, арт-терапии позволяют укрепить психологическое здоровье дошкольников. 

    Цели и задачи программы «Школа успеха»

    Цель:

    Оказание психологической помощи ребенку в адаптационный период, создание условий для его естественного психологического развития.

    Задачи:        

    1. преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду
    2. Развитие эмоциональной сферы. Введение ребенка в мир ребенка в мир человеческих эмоций.        
    3.  Развитие коммуникативных умений, необходимых для успешного развития процесса общения.
    4. Развитие волевой сферы – произвольности и психических процессов, саморегуляции, необходимых для успешного обучения в школе.
    5. Развитие личностной сферы – формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе.
    6. Развитие интеллектуальной сферы – развитие мыслительных умений, наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического, творческого и критического мышления.
    7. Формирование позитивной мотивации к общению.
    8. Развитие познавательных и психических процессов – восприятия, памяти, внимания, воображения.

    Формы работы с детьми в рамках программы «Школа успеха»

    Данная программа предусмотрена для работы с детьми от 2  до 3 лет в рамках дошкольного образовательного учреждения.

    Групповые занятия:                

    Комплектация групп 5-6 человек, продолжительность занятий 15-20 минут. Занятия проводятся 2 раза в неделю.

    Оснащение занятий

    - Аудио – видеотека;

    - фонотека и фильмотека;

    - настольно – печатные игры;

    - предметные игрушки;

    - доска;

    - цветные мелки;

    - пластилин;

    - краски, карандаши, фломастеры;

    - писчая и цветная бумага;

    - строительный материал;

    - ковер.

    Принципы проведения занятий

    - Системность подачи материала

    - наглядность обучения;

    - цикличность построения занятия;

    - доступность;

    - проблемность;

    - развивающий и воспитательный характер учебного материала.

    Каждое занятие содержит в себе следующие этапы.

    Этапы:

    1. Организационный этап- создание эмоционального настроя в группе;

    упражнения и игры с целью привлечения внимания детей;

    2. Мотивационный этап - выяснения исходного уровня знаний детей по данной теме; сообщение темы занятия; появление персонажа;

    3. Практический этап- подача новой информации на основе имеющихся данных;

    задания на развитие познавательных процессов (восприятия, памяти,

    мышления, воображения) и творческих способностей;

    отработка полученных навыков на практике;

    4. Рефлексивный этап- обобщение нового материала; подведение итогов занятия.

    Работа с родителями детей - участников программы:

         Предусматривает привлечение родителей к созданию условий в семье, способствующих наиболее полному усвоению знаний, умений и навыков, полученных детьми на занятиях и реализации их в повседневной жизни; просветительскую работу с родителями в форме консультаций, наглядно-информационного материала.

    Месяц

    Темя занятия

    Кол-во часов

    Сентябрь

    1

    2

    3

    4

    Знакомство «Я и мое имя»

    Давайте дружить!

    Правила поведения на занятиях

    Я и мои друзья!

    1

    1

    1

    1

    Октябрь

    1

    2

    3

    4

    Радость

    Грусть

    Гнев

    Угадай эмоцию

    1

    1

    1

    1

    Ноябрь

    1

    2

    3

    4

    Мое настроение

    Сильные  и смелые.

    Круг дружбы

    Загадочная картина

    1

    1

    1

    1

    Декабрь

    1

    2

    3

    4

    Кляксы

    Новогоднии игрушки

    Веселые ладошки

    Новогодний праздник

    1

    1

    1

    1

    Январь

    1

    2

    3

    Веселый петрушка

    Мячики

    Сказка «Сбежавшие игрушки». Обобщение: игрушки

    1

    1

    1

    Февраль

    1

    2

    3

    4

    Волшебный песок

    Игрушки-защитники

    Мой любимый мультфильм

    Герои любимых мультфильмов

    1

    1

    1

    1

    Март

    1

    2

    3

    4

    Девочки-припевочки

    Мальчики-одуванчики

    Дружат в нашем садике девочки и мальчики

    Страна Вообразилия

    1

    1

    1

    1

    Апрель

    1

    2

    3

    4

    День смеха

    Какой я?

    Я умею! Я могу!

    Наши достижения

    1

    1

    1

    1

    Литература:

    Кряжева Н.Л. «Мир детских эмоций» («Академия развития» Ярославль 2000 г.).

     Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. – Спб.: Речь, 2014

    Куражева Н.Ю., Вараева Н.В., Тузаева А.С., Козлова И.А. ПРОГРАММА  ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ  ЗАНЯТИЙ С  ДЕТЬМИ  ДОШКОЛЬНОГО  ВОЗРАСТА (3-7 ЛЕТ)  «ЦВЕТИК – СЕМИЦВЕТИК»

    Роньжина А.С. "занятия с малышами в период адаптации"

     Шоакбарова С.И. Конспекты психолого-педагогических развивающих занятий для дошкольников. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа кружка психологической адаптации детей младшего дошкольного возраста «Познай себя»

    Рабочая программа кружка психологической адаптации детей младшего дошкольного возраста...

    Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста с проблемами общения.

    Дошкольный возраст – особый, уникальный по своей значимости период в жизни человека. Это время активного познания окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в системе предме...

    Рабочая программа «Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста в процессе совместной и самостоятельной деятельности с использованием игровых методов и приемов ТРИЗ». (II младшая группа, возраст детей 3-4 года).

    Рабочая программа «Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста в процессе совместной и самостоятельной деятельности с использованием игровых методов и приемов ТРИЗ»....

    Рабочая программа кружка «Самоделкин» для детей старшего дошкольного возраста

    Пояснительная записка.В дошкольной дидактике большое место уделяется развитию интеллекта, мыслительных операций. Одним из очень эффективных дидактических материалов являются логические блоки Дьенеша. ...

    Программа психологического сопровождения детей младшего дошкольного возраста (3-4 лет) в период адаптации

    Чтобы облегчить адаптационный период, необходимо создать для малыша особый, эмоционально-комфортный климат в группе детского, правильно организовать деятельность, направленную на формирование эмоциона...