Рабочая программа по пластилинографии "Веселый пластилин".
методическая разработка по аппликации, лепке (средняя группа)

Блинова Татьяна Юрьевна

Программа разработана для де тей от 3 - 5 лет. 

Цель: Развитие ручной умелости у детей младшего и среднего дошкольного возраста посредством пластилинографии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ум ребенка находится на кончиках его пальцев.

Рабочая программа "Веселый пластилин"

Пояснительная записка

Дети рисуют, лепят, складывают фигурки и здания из конструктора — играют, скажем мы. На самом деле тренировка пальчиков — это «мелкая моторика ладоней и рук», которая напрямую связана с формированием интеллекта, развитием речи, памяти, внимания и мышления.

Ученые доказали, что около трети площади коры головного мозга проектируется на кисти, также участки мелкой моторки находятся очень близко от языковых. Именно величина этой проекции и ее близость к моторной зоне дают возможность рассматривать кисть как «орган речи», точно такой же, как и артикулярный аппарат.

В связи с этим ученые выдвинули допущение о значительном взаимодействии тонких движений кистей и пальцев на формирование и развитие языковой функции у ребенка.

Моторика взаимодействует со всеми высшими свойствами сознания: вниманием, мышлением, оптико-пространственным восприятием (координацией движений), наблюдательностью, зрительной памятью и т. д. Развитие навыков мелкой моторики нужно еще и потому, что всю дальнейшую жизнь человеку будет требоваться использование тонких, координированных движений кистей и пальцев, которые нужны, чтобы писать и рисовать, одеваться, а также выполнять множество различных бытовых, производственных и учебных действий.

Тренировка и моторика пальцев в первую очередь происходит с помощью лепки из пластилина, таким образом быстро развиваются творческие способности ребенка, а еще пластилин хорошо развивает мелкую моторику рук. Исходя из этого мною была разработана программа  для детей 3-5 лет по работе с пластилином. Пластилинография – рисование пластилином.

Пластилинография – это техника, принцип которой заключается в создании пластилином лепной картинки на бумажной, картонной или иной основе, благодаря которой изображения получаются более или менее выпуклые, полуобъёмные. Пластилинография – это один из сравнительно недавнего появления нового жанра (вида) в изобразительной деятельности.

Понятие “пластилинография” имеет два смысловых корня: “графил” – создавать, рисовать, а первая половина слова “пластилин” подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла.

Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков.

Одним из несомненных достоинств занятий по пластилинографии с детьми младшего дошкольного возраста является интеграция предметных областей знаний. Деятельность пластилинографией позволяет интегрировать различные образовательные сферы. Темы занятий тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других занятиях (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи, и т.д.).

Такое построение занятий кружка “Веселый пластилин” способствует более успешному освоению образовательной программы. К концу, которого дети:

Реализуют познавательную активность. Весь подбираемый материал для занятий с детьми, имеет практическую направленность, максимально опирается на имеющийся у них жизненный опыт, помогает выделить сущность признаков изучаемых объектов и явлений, активизирует образы и представления, хранящиеся в долговременной памяти. Они позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применять первые варианты обобщения.

В интересной игровой форме обогащают свой словарь. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведётся непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, формирование и активизации словаря, пониманию ребенком речи окружающих.

Знакомятся с художественными произведениями, стихами, потешками, пальчиковыми играми.

У детей появляются первые элементарные математические представления о счете, размере, величине.

Развивают сенсорные эталоны. Сенсорное развитие занимает одно из центральных мест в работе с детьми по пластилинографии. В младшей группе происходит развитие общих сенсорных способностей: цвет, форма, величина.

У детей воспитывается тактильные и термические чувства пальцев. Необходимость тактильного и термического чувства кончиками и подушечками пальцев обусловлена практикой жизни, должна стать необходимой фазой обучения, накопления социокультурного опыта ребенка.

Дети дошкольного возраста наилучшим образом знакомятся с материалами через тактильные ощущения. На занятиях кружка происходит реализация впечатлений, знаний, эмоционального состояния детей в изобразительном творчестве.

Но главное значение занятий по пластилинографии состоит в том, что в конце обучения, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Этому способствует хорошая мышечная нагрузка на пальчики. У детей развивается пинцетное хватание, т. е. захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью они так – же умеют самостоятельно осуществлять движения во всех его качествах: силе, длительности, направленности и др.

Цель: Развитие ручной умелости у детей младшего и среднего дошкольного возраста посредством пластилинографии.

Задачи:

- передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии;

- освоить основные приемы применения  пластилина в картинках (шариковый, жгутиковый, капельный) создания лепных  картин  с  изображением  более  или менее  выпуклых  объектов  на  горизонтальной  поверхности;

- освоить  простейшие действия с пластилином – раскатывание,  сплющивание, вытягивание, размазывание;

- формировать  умения  детей обследовать различные объекты (предметы) с помощью зрительного, тактильного ощущения для обогащения и уточнения восприятия их формы, пропорции, цвета;

- вырабатывать навыки аккуратной работы с пластилином;

- воспитывать отзывчивость, доброту, умение сочувствовать персонажам, желание помогать им;

- воспитывать желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах;

- развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер;

- формировать художественно-эстетический вкус детей;

 Данная рабочая программа является вспомогательной

по отношению к основной программе, реализуемой в ДОУ, так как помогает процессу воспитания и развития дошкольников

 Содержание рассчитано на детей  3-х – 5-ти лет.

Данная работа организуется в младшей, средней,   группах с сентября по май  каждого учебного года включительно в форме кружковой работы, дополняющей и обогащающей реализацию образовательной области «художественное творчество».

Кружок проводится 2 раза в неделю, 8-9 раз в месяц, длительность занятий:

группа детей от 3-5лет

15– 20 мин.

Принципы построения данной программы являются:

1. Принцип доступности - обучение и воспитание ребенка в доступной, привлекательной и соответствующей его возрасту форме: игры, чтения литературы, рассматривание иллюстраций, продуктивной деятельности.

2. Принцип гуманистичности - индивидуально- ориентированный подход и всестороннее развитие личности ребенка.

3. Принцип деятельности - развитие мелкой моторики осуществляется через вид детской деятельности – лепку.

4.Принцип интеграции – сочетание основного вида деятельности с развитием речи, с игровой деятельностью, с развитием познавательных процессов.

5. Принцип системности - решение поставленных задач в системе кружковой работы.

Актуальность данной программы заключается в следующем:

Лепка влияет на сенсорное развитие детей, развивает точность движения рук, глазомер, формирует творческие способности. Ученые пришли к выводу, что развитие речи детей наиболее тесно связано с кончиками пальцев рук. Развитие мелкой моторики кисти рук способствует  активному развитию речи детей. Если мелкая моторика отстает, то и речь ребенка развивается медленнее. Рекомендуется стимулировать развитие речи детей путем тренировки движения пальцев рук.  Так как младший и средний дошкольный возраст являются наиболее сензитивными в развитии речи, то развитие мелкой моторики рук посредством пластилина являются наиболее удачными в выборе данной программы.

Работа с пластилином проводиться в несколько этапов:

  1. Подготовительная часть  (организационный момент, подготовка принадлежностей)
  2. Вводная часть (беседа, создание эмоционалтьного фона, акцентирование внимания).
  3. Основная часть (метода и приемы обучения, показ, рассматривание готовых работ).
  4. Заключительная часть ( подведение итогов, просмотр и анализ работ, оценка деятельности детей).

Основные приемы работы с пластилином:

  1. Раскатывание
  2. Скатывание
  3. Сплющивание
  4. Размазывание
  5. Оттягивание
  6. Прищипывание
  7. Надавливание
  8. Смешивание цветов

При обучении детей пластилинографии воспитателю не следует ставить перед ними очень сложные задачи, чтобы не испугать и не отбить желание заниматься подобным творчеством. Поскольку работа с пластилином требует много времени, в середине занятия проводят физкультурную паузу . После того, как дети овладеют основными приемами пластилинографии, можно переходить к более сложным и даже коллективным картинам.

Способы проверки результатов освоения программы :

 Выполненные детьми работы отдаются детям на руки. Также проходят в виде смотров-выставок , где в процессе просмотра работ, дети вместе с воспитателями и родителями обсуждают работы, интересуются оригинальностью замысла и воплощением его в работе.

Список литературы

  1. Г.Н Давыдова, Н.С. Голицина , О.А. Скоролупова «Детский дизайн Пластилинография.» Москва, «Скрипторий 2003», 2006
  2. Т.С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» Москва, «Просвещение», 1991.
  3. Г.Н. Давыдова « Пластилинография Для Малышей» Москва, «Скрипторий 2003», 2006
  4. Г.Г. Григорьева «Пластилиновая Живопись»
  5. Н.А. Цирулик, Т.Н. Преснякова «Рисование картин пластилиновыми жгутиками»

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка «Чудесный пластилин»

Рабочая программа кружка«Чудесный пластилин» Воспитатель: Пашенок Кристина Сергеевна            Цель: Развивать осязание и ...

Рабочая программа кружка «Чудо - пластилин»

Лепить из пластилина одно удовольствие. Он мягкий, податливый, его не нужно сушить и обжигать. Сделал понравившуюся игрушку, поставил на полочку и любуешься. А пластилиновыми картинами можно украсить ...

Рабочая программа кружка «Волшебный пластилин » для детей 4-5лет. на 2017-2018 уч.год.

Рабочая программа кружка «Волшебный  пластилин »для детей  4-5лет.на 2017-2018 уч.год....

рабочая программа кружка "Волшебный пластилин"

Программа разработана для детей старшего дошкольного возраста...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА «Веселый пластилин» Художественно-эстетической направленности

Принципы, лежащие в основе программы:  - доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям); - наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов...

Рабочая программа лепка "Волшебный пластилин"

Рабочая программа с детьми дошкольног возраста лепка....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА "Чудеса из пластилина"

Кружок "Чудеса из пластилина"...