рабочая программа кружка "Волшебный пластилин"
рабочая программа (старшая группа)

Сомина Елена Александровна

Программа разработана для детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka.docx53.62 КБ

Предварительный просмотр:

Принято                                                                Утверждаю

на педагогическом совете                                        Заведующая МАДОУ

протокол от _____№____                                         приказ от ___№

Рабочая программа по реализации

«Художественно-эстетической»

образовательной области.

Возрастная категория детей 6-7лет.

Дополнительного образования  в форме кружковой деятельности

Кружок пластилинографии: «Волшебный пластилин»

                Воспитатель: Сомина Елена Александровна

2019г

Положение

о дополнительном образовании

Направление работы: художественно – эстетическое

Вид услуги: кружок пластилинографии: «Волшебный пластилин»

Общие положения:

1. Настоящее положение разработано на основании Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, согласно программы  развития МБДОУ №1 «Красная шапочка»- «Родничок».

2. Пластилинография является одним из видов художественно-эстетического направления работы с детьми в МБДОУ №1 «Красная шапочка», и направлена на развитие изобразительной деятельности ребёнка.

Пояснительная записка

В последнее время отечественная и зарубежная педагогика все больше внимания уделяет изобразительной деятельности, как средству развития в целом. Намечаются новые пути в развитии изобразительной деятельности, которые позволяют отойти от традиционных штампов работы, направленные на овладение детьми только лишь определенных навыков в рисовании и лепке.

Эти новые подходы позволяют разнообразить изобразительную деятельность через внедрение новых методов работы, которые дают толчок развитию, как творческому потенциалу ребенка, так  и развитию личности ребенка в целом.

Основой программы является изобразительная деятельность с использованием нетрадиционной художественной техники изобразительного искусства – пластилинографии.

Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия»- создавать, изображать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла. Принцип данной технологии заключается в создании лепной картины с изображением более или менее выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности.

Программа предусмотрена для  детей подготовительной группы, рассчитана на  год обучения и предполагает 1час занятий в неделю с группой разновозрастных детей. (32 часа в год).  Предметный материал представляет собой последовательность тщательно подобранных, постепенно усложняющихся изделий. Каждое новое изделие базируется на уже изученном, содержит знакомые формы и выполняется уже известными ребенку приемами, но при этом дополнено новыми, более сложными, еще не знакомыми ему элементами. Изделия близки и понятны ребенку – это предметы, с которыми он сталкивается ежедневно и хорошо знает: игрушки, сладости, овощи, фрукты, грибы, насекомые, птицы, древние и сказочные животные, обитатели подводного царства.

Цель кружка

Развитие художественно-эстетического вкуса, творческих способностей дошкольников посредством использования нетрадиционных способов и техник. Развитие самостоятельности и активности в творческом процессе.

Задачи кружка

  • Формировать у детей изобразительные навыки. Развивать у них интерес  к художественной деятельности.
  • Знакомить с новым способом изображения – пластилинографией, учить детей создавать выразительные образы посредством объёма и цвета.
  • Учить анализировать свойства используемых в работе материалов и применять их в своей работе.
  • Развивать взаимосвязь эстетического и художественного восприятия в творческой деятельности детей.
  • Развивать мелкую моторику, координацию движений рук, глазомер.
  • Воспитывать усидчивость, аккуратность в работе, желание доводить начатое дело до конца.

Данное положение регулирует процесс создания и работы кружка пластилинографии: «Волшебный пластилин» на базе МБДОУ №1 под контролем администрации МБДОУ.

 Дополнительная художественно-эстетическая услуга для родителей, дети которых посещают кружок пластилинографии, бесплатна.

Основные функции кружка:

  1. Реализовывать познавательную активность.

2.Развивать сенсомоторную координацию.

3.Обогащать словарь

4. Обеспечить взаимосвязь изобразительной с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе.

5.  Развитие индивидуальных творческих способностей детей.

6. Забота об эмоциональном благополучии ребенка

7. Консультативная помощь детям и  родителям

Формы реализации программы:

1.Индивидуальные занятия с детьми.

2.  Подгрупповые занятия.

3.Самостоятельная изобразительная деятельность.

4.Оформление выставок детских работ, участие в конкурсах.

5.Диагностика творческих способностей детей.

Место проведения:

Групповая комната «Лесовички».

Ожидаемые результаты:

1.В процессе работы с пластилином у детей разовьется умелость рук. Движения рук станут более согласованными, а движения пальцев дифференцируются (этому способствует мышечная нагрузка на них).

2.Дети научатся самостоятельно осуществлять движения пальцев, контролируя их силу,  направленность и др.

3.Для работы в технике пластилинографии важно не просто развитие руки, а совместное развитие руки и глаза, координации движений обеих рук.

4. Рисуя пластилином, ребенок постепенно подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо.

5.Посещая кружок, дети научатся проявлять индивидуальные творческие способности, коммуникативные качества.

Режим работы:

вторник                       с 15.40ч. до 16.30ч.

Этапы работы по формированию навыков пластилинографии:

1 этап

Подготовительный. Освоить приемы надавливания, придавливания, размазывания пластилина подушечкой пальца; выработать правильную постановку пальца; овладеть приемом отщипывания маленького кусочка пластилина и скатывания шарика между двумя пальцами; научиться работать на ограниченном пространстве.

2 этап

Основной. Научиться не выходить за контур рисунка, размазывать пальцем пластилин по всему рисунку, использовать несколько цветов пластилина, использовать вспомогательные предметы (косточки, перышки, горошки и т.д.) для придания большей выразительности работам; освоить умение пользоваться специальной стекой-печаткой, доводить дело до конца, работать аккуратно, выполнять коллективные композиции, восстанавливать последовательность выполняемых действий, действовать по образцу и по словесному указанию воспитателя.

3 этап

Итоговый. Научиться самостоятельно решать творческие задачи, выбирать рисунок для работы; сформировать личностное отношение к результатам своей деятельности.

Методы и приёмы.

-показ способов, уточнение приёмов выполнения работы взрослым с подробным объяснением; поэтапный показ или показ с привлечением детей;

-использование литературного ряда (стихи, загадки, поговорки, и т.д.); фонограмм;

-игровые приёмы;

-индивидуальная работа с детьми, совместная деятельность взрослого и ребёнка;

-обследование, рассматривание, наблюдение.

Материалы

-наборы пластилина;

-стеки, доски, влажные салфетки;

-наборы плотного картона разного по форме, цвету, одноразовая посуда, разная по форме, величине;

-фото или иллюстрации с изображением различных композиций и предметов;

-различный бросовый материал (бусинки, бисер, зубочистка и т.д.).

Результативность

-Использование работ детей в оформлении интерьеров детского сада.

-Изготовление подарков, сувениров к праздникам.

Формы и методы контроля

-Диагностика в виде рисунка (2 раза в год) в начале года и в конце.

-Метод наблюдения (на занятиях).

-Участие в выставках детского сада, а также городских выставках.

-Выставки на родительских собраниях.

Диагностика детей (начало, конец года).

Фамилия, имя ребенка

Технические навыки

Проявление творчества в декоре

Развитие мелкой моторики

Проявление аккуратности и трудолюбия

Раскат.

Сплющ.

Размаз.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список детей посещающих кружок «Волшебный пластилин».

Руководитель: Сомина Елена Александровна

Календарно-тематическое планирование.

Учебная тема

Кол-во часов

Диагностическое обследование

Начало года

4 часа

Конец года

Вводное занятие

«Забавы из пластилина»

1 час

Сентябрь

«Осенние листочки»

3 часа

«Червячок в яблочке»

«Фруктовый компот»

Октябрь

«Подарки осени»

3 часа

«Вертолет»

«Колос солнцем наливался, колос  солнцем    пропитался»

Ноябрь

«Разные котята»

4 часа

«Бурый мишка»

«Украшение рукавички»

«Чудо дерево» по сказке Чуковского

Декабрь

«Живые яблоки на ветках»

3 часа

«Новогодние раскраски»

Январь

«Удивительная дымка»        

2 часа

Февраль

«Рыбки в аквариуме» (коллективная работа)

3 часа

«Чудо хохлома »

Март

«Цветы для любимой мамочки»

3 часа

«Веселый кактус»

«Чудо-писанки»

Апрель

«Бабочка-красавица»

4 часа

«Божьи коровки на ромашке»

Мастер-класс для родителей: «Веселый жираф и другие»

Май

Специальные темы по просьбам, предложениям детей, подготовка к выставке на заключительном годовом родительском собрании, выставка.

4часа

Месяц

Цели, задачи

Тема занятия

Материал

  • Изучение интересов и возможностей детей в лепке.

«Что мы умеем и любим лепить»

Пластилин, стеки, доски, салфетки.

  • Познакомить детей с новым способом изображения - пластилинографией.

«Забавы из пластилина»

Образцы работ, иллюстрации, фотографии .

сентябрь

  • Продолжать знакомить с новым способом изображения, используя пластилин.
  • Развивать умение работать пластилином, раскатывать, сплющивать, разглаживать.
  • Развивать творческое воображение детей, учить внимательно всматриваться в окружающий мир.

«Червячок в яблочке»

Цветной картон с силуэтом круга, набор пластилина, стеки, салфетки, бисеринки темного цвета.

  • Обобщать представления детей о фруктах, об их характерных особенностях.
  • Развивать композиционные умения, правильно, со вкусом располагать предметы. Достигать выразительности через более точную передачу формы, цвета, величины предметов и изображения мелких деталей у фруктов: черенков, семян, чашелистиков.
  • Учить детей работать в коллективе, создавая одну композицию, умение договариваться.

«Фруктовый компот» - коллективное творчество.

Силуэты банки из белого картона, набор пластилина, полоска фольги, стека, простой карандаш. Набор натуральных фруктов и муляжей.

  • Закреплять знания детей о колорите осени.
  • Познакомить детей с натюрмортом, учить составлять композицию из разных объектов, объединенных единым содержанием.
  • Учить детей приему вливания одного цвета в другой.

«Подарки осени»

Плотный картон голубого цвета, с силуэтами кленового, дубового листьев, рябиновой грозди с листьями, набор пластилина, стеки, осенние листья с разных деревьев.

октябрь

  • Закрепить технику создания изображения на плоскости  в полуобъёме при помощи пластилина, используя природный материал (семена ольхи)
  • Учить создавать целостность объекта из отдельных деталей, используя имеющиеся навыки: придавливания деталей к основе, примазывания, приглаживания границ соединения отдельных частей.
  • Развивать мелкую моторику рук.
  • Вызывать чувства удовлетворения от проделанной работы.

«Вертолет»

Картон голубого цвета, игрушка вертолета, пластилин, засушенные семена ольхи.

  • Способствовать расширению знаний о многообразии растительного мира.
  • Учить передавать в работе характерные особенности внешнего вида злака.
  • Продолжать знакомить со средствами выразительности в художественной деятельности: цвет, материал, композиция.

«Колос солнцем наливался, колос солнцем пропитался»

Картон ¼ альбомного листа, пластилин, зеленого и желтого цветов, стеки, салфетки.

ноябрь

  • Способствовать расширению знаний о многообразии растительного мира.
  • Учить передавать в работе характерные особенности внешнего вида разных деревьев.
  • Продолжать знакомить со средствами выразительности в художественной деятельности: цвет, материал, композиция.

«Разные котята»

Картон, пластилин, стеки, доски, салфетки, скотч.

  • Развивать практические умения и навыки детей при создании заданного образа посредством пластилинографии.
  • Воспитывать аккуратность и усидчивость.

«Бурый мишка»

Бросовый материал, бисер, цветная бумага, пластилин.

  • Воспитывать интерес в использовании        пластилинографии.
  • Формировать композиционные навыки.
  • Вызвать положительные эмоции от проделанной работы.

«Украшение рукавички»

Силуэты рукавичек из картона разных цветов, по одному на ребенка, набор пластилина, стеки.

  • Учить передавать по средствам пластилинографии изображение сказочного дерева.
  • Развивать мелкую моторику, закреплять умение, работать с готовыми шаблонами (обводка трафаретов) разглаживать пластилин, скатывать тонкие колбаски, небольшие шарики, расплющивать ровно шарики.
  • Развивать эстетические чувства, любовь и интерес к литературным произведениям.

«Чудо дерево» по сказки Чуковского.

Картон ½ альбомного листа, готовый шаблон дерева из картона, набор пластилина, стеки, салфетки, доски.

декабрь

  • Расширять представление детей о зимующих птицах. Учить передавать свои наблюдения за живой природой в художественно-изобразительной деятельности посредством пластилинографии.
  • Научить изображать снегирей, передавать особенности внешнего облика(строение туловища, форму головы, крыльев, хвоста, характерную позу)
  • Развивать композиционные навыки.

«Живые яблоки на веточках»

Плотный картон светло-фиолетового цвета, размера ¼ альбомного листа, доска, стека, иллюстрации со снегирями.

  • Продолжать знакомить с новым способом раскрашивания картинок, используя пластилин.
  • Закреплять навыки отщипывания небольших кусочков пластилина, размазывания не выходя за контур рисунка.
  • Развивать творческое воображение детей.

«Новогодние раскраски»

Новогодние раскраски на картоне, набор пластилина, салфетки, доски для лепки.

январь

  • творчеством дымковских мастеров.
  • Продолжать знакомить детей  расписывать готовый силуэт пластилином, в стиле дымковской росписи.
  • Воспитывать детей на народных традициях.

«Удивительная дымка»

Пластилин, стеки, доски, салфетки, дымковские игрушки.

февраль

  • Закреплять умение работать  с  пластилином, использовать его свойства при раскатывании, сплющивании, разглаживании поверхности в создаваемых объектах.
  • Развивать мелкую моторику.
  • Развивать творческое воображение детей.

«Кошкин дом»

Пластилин, стеки, доски, салфетки,

  • Уточнить и расширить знания детей о подводном мире, о многообразии его обитателей.
  • Продолжать учить создавать выразительный и интересный сюжет в полуобъёме, используя нетрадиционную технику рисования пластилином.
  • Совершенствовать технические и изобразительные навыки и умения, использовать природный и бросовый материал.

«Рыбки в аквариуме»

Картон голубого цвета ½ альбом.листа, пластилин, стеки, доски, салфетки, семена арбузов, дыни, ракушки, футляры от таблеток, черные, маленькие бусинки иллюстрации с изображением обитателей аквариумов.

  •  Продолжать знакомить детей с народными промыслами.
  • Учить оформлять объёмную плоскость элементами узора хохломской росписи, выполняя работу в технике «пластилинографии».
  • Развивать глазомер, мелкую моторику рук.

«Чудо-хохлома»

Небольшая пластиковая баночка, обклеенная черной бумагой, образцы изделий хохломы, пластилин, стеки, доски, салфетки.

март

  • Воспитывать интерес в использовании пластилинографии.
  • Формировать композиционные навыки.
  • Вызвать положительные эмоции от проделанной работы.

«Цветы для любимой мамочки»

Пластилин, стеки, доски, салфетки.

  • Развивать практические умения и навыки детей при создании заданного образа посредствам пластилинографии.
  • Продолжать учить навыкам использования бросового материала для придания изделию завершенности и выразительности.
  • Воспитывать аккуратность в работе с пластилином.

«Веселый - кактус»

Плотный картон желтого цвета размером 15 на 20 см, пластилин, набор бусинок, бисер, половинки зубочисток, цветок искусственный, простой карандаш.

  • Продолжать знакомство с народными изделиями.
  • Развивать чувство композиции, умение красиво располагать узор на заданном силуэте.
  • Закрепить умение смешивать пластилин разного цвета для получения нужного оттенка.
  • Развивать интерес к народному творчеству.

«Чудо писанки»

Образцы писанок, силуэты писанок из картона. Пластилин, стеки, доски, салфетки.

  • Расширить представления и знания об особенностях внешнего вида бабочки.
  • Продолжать знакомить с симметрией на примере бабочки в природе и в рисунке.
  • Совершенствовать умение детей работать в нетрадиционной технике - рисование  пластилином.

«Бабочка-красавица»

Иллюстрации с изображением бабочки. Дид. Игра «Симметрия»

пластилин.

май

  • Вызвать интерес к окружающему миру, формировать представления о природе.
  • Закреплять знания и представления об особенностях внешнего вида насекомых.
  • Развивать творческие способности у детей.

«Божьи коровки на ромашке»

Пластилин, стеки, доски, салфетки.

  • Способствовать созданию положительно - эмоциональных

переживаний детей и родителей от совместного мероприятия.

  • Вызвать у детей желание изобразить животное, передать особенности его строения, показать мамам какими навыками пластилинографии они овладели: скатывание, расплющивание, сглаживание границ соединения частей.
  • Поощрять активное взаимодействие детей со взрослыми, инициативу при использовании бросового материала, способность вносить дополнение в композицию.

Мастер-класс для родителей: «Веселый жираф и другие»

Плотный картон: желтого, зеленого, голубого цветов. Футляры от таблеток, бусинки, бисер, набор пластилина, стеки, салфетки, доски для лепки.  

  • Развивать эстетический вкус.
  • Вызвать у детей положительные эмоции от проделанной работы.

Подготовка работ к выставке.

 Выставка детских работ.

Детские работы.

Рамки.