Рабочая программа кружка «Чудо - пластилин»
материал по аппликации, лепке (младшая группа)

Карелина Любовь Николаевна

Лепить из пластилина одно удовольствие. Он мягкий, податливый, его не нужно сушить и обжигать. Сделал понравившуюся игрушку, поставил на полочку и любуешься. А пластилиновыми картинами можно украсить комнату.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

                  «Детский сад общеразвивающего вида №101»

Рабочая программа кружка «Чудо - пластилин»

 

Подготовила воспитатель

                                                                   Карелина Л.Н.

Воронеж,2019г.

Пояснительная записка

Лепить из пластилина одно удовольствие. Он мягкий, податливый, его не нужно сушить и обжигать. Сделал понравившуюся игрушку, поставил на полочку и любуешься. А пластилиновыми картинами можно украсить комнату.

Пластилинография позволяет воплощать самые необычные и сложные замыслы, надолго сохранять полученный результат. Это не только увлекательное, но и полезное занятие, предоставляющее чрезвычайно широкие возможности для умственного, нравственного, эстетического и трудового воспитания дошкольников.

В процессе деятельности кружка «Чудо-пластилин» повышается сенсорная чувствительность, развивается общая ручная умелость, мелкая моторика, синхронизируется работа рук.

Ребенок может проявить фантазию, смекалку, изобретательность, творческое мышление, выразить мысль и чувства, свое эстетическое и нравственное отношение к предметам и явлениям действительности. Учится планировать свою деятельность, вносить изменения в технологию, конструкцию изделий, осуществлять задуманное.

В основу программы заключены разные виды деятельности: рассказы, беседы, наблюдения, организация выставок, составление правил работы с пластилином, рассматривание образцов, сбор природного материала, заучивание стихов. Программа кружка «Чудо-пластилин» обеспечивает всестороннее развитие ребенка. Календарная последовательность занятий выстроена в соответствии с сезонными явлениями природы.

Дети повышают и совершенствуют свое мастерство в уже знакомых техниках, усложняют композицию и экспериментируют с новыми материалами и их свойствами. Занятия проводятся четыре раза в месяц.

В программе даны рекомендации по организации занятий и приемы изображения различными способами и материалами.

Цель: развитие творческих и художественных способностей ребенка посредством самовыражения через изготовление поделок из пластилина.

Задачи:

1. Учить детей использовать пластилин для изображения предметов окружающей действительности.

2. Сформировать умения и навыки в практической творческой деятельности.

3. Воспитывать творческое воображение.

Ожидаемый результат:

Освоение детьми основами знаний в технике пластилинографии.

Содержание программы

«Вылепи грушу»

Беседа о свойствах пластилина, о приемах его использования: прищипывание, сплющивание, оттягивание деталей от общей формы, о плотном соединении частей путем примазывания одной части изделия к другой. Рассматривание наглядного материала. Пальчиковая игра «Солнце».

«Радуга»

Беседа о семи цветах радуги.

Ознакомление с техникой пластилинографии, приемами выполнения декоративных налепов разной формы, вливание одного цвета в другой.

«Яблоки поспели»

Освоение приемов пластилинографии.

Рассматривание иллюстраций на тему «Фрукты», беседа о форме, цвете, величине.

Создание выразительного образа посредством цвета и объема.

«У меня в цветнике звездочки зажглись»

Закрепление навыков работы с пластилином: скатывание длинных колбасок, деление их стекой на равные части, перекручивание пластилиновых колбасок в жгутики, нанесение рельефного рисунка поверх пластилиновой основы. Легенда о цветах «Пылинки звезд упали с неба...».

«Грибы-грибочки выросли в лесочке»

Беседа о грибах «Лесные хороводы».

Рассказ о свойствах пластилина: мягкий, податливый, способный принимать заданную форму.

Рассматривание иллюстраций «Съедобные - несъедобные».

«Улитка-улитка, высунь рожки, ступай по дорожке»

Рассказ детей об образе посредством пластилинографии.

Использование бросового материала для придания объекту завершенности, выразительности.

Приемы работы с пластилином: раскатывание, сплющивание.

Проговаривание потешки «Улитка, улитка, высуни рога».

«Божья коровка, улети на небо»

Беседа об особенностях внешнего вида насекомого.

Ответы детей на вопросы, возникающие в ходе выполнения работы.

Рассказ детей о встрече с божьей коровкой в природе.

Самостоятельный выбор способов лепки в соответствии с характером создаваемого образа.

«Золотая рыбка»

Закрепление технических и изобразительных навыков и умений (пластический способ, оттягивание от общего объема).

Создание выразительного сюжета в полуобъеме использование нетрадиционной техники рисования пластилином.

Дидактическая игра «Поймай рыбку».

«Подарок для Хрюши»

Беседа о домашних животных, особенностях их внешнего вида.

Закрепление свойств пластилина: мягкий, пластичный, податливый; формы, цвета, изображений мелких деталей объекта.

Ритуал дарения подарков персонажу.

«Осень золотая»

Беседа об осенних приметах. Игра «Кто больше назовет?»

Закрепление умений и навыков работы с пластилином: раскатывание, сплющивание, размазывание используемого материала на основу, разглаживание готовой поверхности.

Рассказ воспитателя о цвете, его гармонии в жизни природы.

Рассказы детей о впечатлениях полученных от красоты осени.

«Кругом цветные зонтики раскрылись под дождем»

Рассматривание цветных зонтов: (форма, цвет, украшение, ручка). Задание на дом: «Слепи зонтик для выставки».

«Жил на свете кот-котишка по прозванью — «Хитрый Тишка»

Рассказы воспитателя и детей о домашних животных- кошках: живут дома, бывают разных окрасов, имеют когти, усы.

Беседа о природных особенностях, цвете шерсти изображаемого животного.

Использование знакомых способов лепки (оттягивание деталей, соединение частей путем примазывания).

«Белая снежинка мне на ладошку села»

Беседа о зиме, снегопаде, как о природном явлении. Показ разнообразных форм снежинок.

Выделение особенностей, свойств и качеств снега.

Создание снежинок с помощью пластилина декоративным способом.

«Снеговик»

Рассказ «Как снеговики правду о весне искали»

Беседа о свойствах пластилина при раскатывании и сплющивании.

Украшение работы разнообразным бросовым материалом (бусины, пробки, сушеные ягоды, семена).

«Новогодние шары так прекрасны и важны»

Показ и рассматривание елочных игрушек.

Рассказ о создании лепной картины с выпуклым изображением. Самостоятельное придумывание узора для своего шарика.

Стихи о елке, о новогоднем празднике.

«Елка новогодняя огоньками светится»

Беседа о новогоднем утреннике, персонажах пришедших на праздник, елочных украшениях. Создание лепной картины с выпуклым изображением.

«Зимняя картина»

Ознакомление с понятием «пейзаж». Показ нанесения рельефного рисунка с помощью стеки для придания выразительности изображаемым объектам.

Беседа о чувстве цвета, об оттенках белого цвета.

Подготовка картин к выставке «Я горжусь, что умею...».

«Яблоки на тарелочке»

Рассказ воспитателя о понятии «натюрморт».

Самостоятельное составление композиции из трех яблок.

Беседа об особенностях фруктов, их оригинальной форме и расцветке.

«Вот что я умею» (самостоятельная деятельность детей)

Самостоятельное задумывание сюжета картины. Вопросы детей возникающие по ходу занятия. Оценка своей работы и работы сверстников.

«Белая, ах, какая белая зима!»

Обобщение признаков зимы.

Рассматривание деревьев после снегопада и посредством пластилинографии отображение их на картине.

Чтение стихов о красавице-зиме.

«Кактус в горшке»

Беседа о комнатных растениях (цвет, форма листьев, величина, стебель, рост).

Использование возможностей бросового материала для придания объекту завершенности и выразительности.

Создание заданного образа посредством пластилинографии.

Подготовка работ к выставке для родителей.

«За окошком снегири...»

Рассказ о зимующих птицах, (чем питаются, где обитают, подкормка). Рассматривание внешнего вида снегиря (крупная птица, красная грудь, черное оперение). Передача образа снегиря посредством пластилинографии, подбор цвета и сопоставление размера.

«Галстук для папы»

Рассказ воспитателя о своем отношении к близким людям, о выражении этого отношения готовностью сделать «приятное» - изготовить подарок своими руками.

Рассматривание галстуков разнообразной расцветки. Выбор образца на основе впечатлений.

«Сердечки» (самостоятельная работа)

Рассказ воспитателя о построении композиции. Пальчиковая игра «Сердечки». Самостоятельная работа детей. Подготовка к выставке.

«Мы весёлые матрёшки»

Рассматривание матрёшек: величина, цвет, форма. Приёмы выполнения узора. Сюжетно-ролевая игра «Магазин игрушек».

«Мир похож на цветной луг» - (коллективная работа детей)

Беседа о коллективной работе рисования картины пластилином.

Показ приёмов рисования пластилином: оригинальная форма, расцветка лепестков, организация выставки.

«Подводное царство» - (коллективная работа)

Беседа об обитателях подводного мира

Освоение работы пластилином: преобразование шарообразной формы в овальную, выгибание исходной формы в дугу, выполнение налепов на готовую основу.

«Розы для принцессы»

Ознакомление с природными формами живых цветов, преобразование их в декоративные формы.

Совершенствование умений и навыков работы с пластилином.

Составление композиции из цветов и листьев на горизонтальной поверхности.

«Душистый снег»

Изображение ветки цветущего дерева с помощью пластилина. Закрепление умений и навыков работы с пластилином. Пальчиковая игра «Апрель, апрель на дворе звенит капель...»

«Волшебное яичко»

Рассматривание образцов пасхальных яиц с нанесёнными на них узорами. Самостоятельное построение композиции.

Подготовка работ к выставке.

«Весна идёт - весне дорогу»

Чтение стихотворения о весне. Беседа о пробуждающейся природе, о первоцветах. Закрепление умений и навыков детей в работе с пластилином. Пальчиковая игра «Дождик».

«Проснулись жучки, червячки и другие насекомые»

Беседа о насекомых.

Закрепление умений передавать форму, размер и соотношение частей по величине, их расположение.

Закрепление умений использовать знакомые способы лепки: оттягивание деталей от общей формы, плотное соединение частей путём примазывания одной части к другой.

«Много зайчиков весёлых и больших и маленьких»

Рассказ воспитателя о жизни зайцев в лесу.

Рассматривание иллюстраций из серии «Животные», сравнение их по внешнему виду. Закрепление конструктивного способа лепки: столбик, шар, вдавливание. Оформление выставки пластилиновых фигур.

«Весёлый зоопарк»

Беседа об обитателях зоопарка.

Самостоятельный выбор животного, рисование его техникой пластилинографией.

Оформление тематической выставки «Наш весёлый зоопарк».

«Ландыши»

Ознакомление детей с миром природы (сохранность исчезающих видов растений). Закрепление умений скатывать пальчиком короткие отрезки кругообразными движениями.

«Земляника»

Рассматривание строения куста земляники: стебель, листья, ягода, цветок.

Рассказ воспитателя о многообразии видов и форм растений.

Создание композиции из отдельных деталей.

Совершенствование формообразующих движений рук в работе с пластилином.

Ключевые слова: пластилинография, примазывание, полуобъём, податливый, прищипывание, сглаживание, деталь, стека, налеп, обмакивание.

Литература.

1. Бетякова, О. Российский этнографический музей - детям [Текст]: метод, пособие для педагогов ДОУ / О. Бетякова. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001.-192 с.

2. Грибовская, А. А. Народное искусство и детское творчество [Текст]: методическое пособие для воспитателей / А. А. Грибовская. - М.: Просвещение, 2004.

3. Грибовская, А. А. Ознакомление дошкольников со скульптурой [Текст] / А. А. Грибовская. М.: Педагогическое общество России, 2004.

4. А.Доронова, Т. Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей [Текст]: методические рекомендации для воспитателей, работающих с детьми 3-6 лет по программе «Радуга» / Т. Н. Доронова. - М.: Просвещение, 1999.

5. Доронова, Т. Н. Воспитание, образование и развитие детей 5-6 лет в детском саду [Текст]: методическое руководство для воспитателей, работающих по программе «Радуга» / Т. Н. Доронова. -М.: Просвещение, 2006.

6. Дьяченко, О. М. Чего на свете не бывает [Текст] / О. М. Дьяченко, Е. Л. Агаева. - М.: Просвещение, 1991.

7. Мелик-Пашаев, А. А. Ребёнок любит рисовать. Как способствовать художественному развитию детей [Текст] / А. Мелик-Пашаев, 3. Новлянская. - М.: Чистые пруды, 2007. - (Серия: Библиотечка «Первое сентября»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка «Чудесный пластилин»

Рабочая программа кружка«Чудесный пластилин» Воспитатель: Пашенок Кристина Сергеевна            Цель: Развивать осязание и ...

Рабочая программа кружка «Волшебный пластилин » для детей 4-5лет. на 2017-2018 уч.год.

Рабочая программа кружка «Волшебный  пластилин »для детей  4-5лет.на 2017-2018 уч.год....

Рабочая программа кружка "Чудо-шашки" для детей старшего дошкольного возраста.

Программа по изучению основ игры в шашки для детей 5-6 лет на учебный год....

рабочая программа кружка "Волшебный пластилин"

Программа разработана для детей старшего дошкольного возраста...

рабочая программа кружка "Чудо шашки"

рабочая программа кружка для детей подготовительной группы...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА «Веселый пластилин» Художественно-эстетической направленности

Принципы, лежащие в основе программы:  - доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям); - наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов...

Рабочая программа кружка "Весёлый пластилин"

Каждый ребенок знает такой мягкий и податливый материал, как пластилин, который может принимать заданную форму. Но не каждый знает о том, что из пластилина можно не только лепить, с его помощью можно ...


 

Комментарии

Фролова Анна Александровна

Обязательно воспользуюсь!

Борисова Елена Васильевна

Очень понравились занятия с пластилином. Попробую на занятиях в первой младшей группе. Спасибо!