План работы по самообразованию «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с жизнью и творчеством детских писателей». Воспитатель Видякина Н. И.
учебно-методический материал

Видякина Надежда Ивановна

Сегодня проблема ознакомления дошкольников с художественной литературой является особенно актуальной, так как современные дети все чаще проводят свое время за компьютерными играми, просмотром телепередач и все реже читают книги, само понятие "книга" почти лишилось прежнего авторитета. Необходимо приобщать ребенка к книге, к чтению уже в дошкольный период, иначе трудно будет в дальнейшем воспитать читателя, что негативно скажется не только на развитии конкретного ребенка, но и на духовно-нравственном потенциале общества в целом. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobr.pisateli.docx19.84 КБ

Предварительный просмотр:

План работы по самообразованию на тему: «Знакомство детей с творчеством и биографией детских писателей».  

Воспитатель Видякина Н. И.

Актуальность:

Сегодня проблема ознакомления дошкольников с художественной литературой является особенно актуальной, так как современные дети все чаще проводят свое время за компьютерными играми, просмотром телепередач и все реже читают книги, само понятие "книга" почти лишилось прежнего авторитета. Необходимо приобщать ребенка к книге, к чтению уже в дошкольный период, иначе трудно будет в дальнейшем воспитать читателя, что негативно скажется не только на развитии конкретного ребенка, но и на духовно-нравственном потенциале общества в целом. Мир озабочен тем, как вернуть книгу в руки ребенка, как сделать компьютер союзником книги, помощником читателя. Ребенок должен любить книгу, тянуться к ней, воспринимать общение с ней как праздник.

Заменить чтение ничто не может, потому что, когда читаешь, то самостоятельно распределяешь роли, выбираешь обстановку и следишь за ходом событий, лучше владеешь ситуацией. Чтение улучшает речевые навыки и совершенствует их, поскольку умение читать неразрывно связано с речью. Именно чтение является единственной возможностью накопить хороший запас слов, благодаря которому можно понимать прочитанное, обосновывать свои мысли.  

К тому же, чтение развивает терпение. Каждому читателю требуется разное время, чтобы вникнуть в смысл написанного, оценить события и поразмышлять над ними. События разворачиваются медленно, предложение за предложением, абзац за абзацем, страница за страницей, последовательно и логично.

     Таким образом, зная, какую пользу приносит чтение, вряд ли можно назвать его пассивным отдыхом. В то время как телезрителю ясны каждая картина и каждый звук, читатель сам подбирает декорации и звуковое сопровождение. Такое творческое использование энергии мозга не даёт ему оставаться бездеятельным, что благотворно влияет на здоровье человека.

Приобщение к книжной культуре как части духовной культуры, выраженной в знаниях, уважительном и бережном отношении к книге, в привитии интереса к чтению, и направленной на развитие познавательного интереса и речевого творчества, должно осуществляться совместными усилиями педагогов и родителей.

Одна из главных ценностей чтения художественной литературы в том, что с её помощью взрослый может легко установить эмоциональный контакт с ребенком.

Особенно важно донести до современных родителей, какое значение оказывает книга на развитие ребёнка.

Планирование и проведение различных мероприятий с участниками образовательных отношений создает условия для всестороннего развития детей, в частности: развития творческих способностей ребенка, формирования общечеловеческих ценностей и культуры речи в общении.

Цель работы по самообразования: повышение своего уровня компетентности и профессионализма в формировании у дошкольников устойчивого интереса к художественной литературе; создание условий для обеспечения всестороннего развития детей старшего дошкольного возраста через формирование устойчивого интереса к чтению

Задачи:

- проанализировать методическую литературу по данной теме;

- повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы;

- составить перспективный план работы с детьми по данной теме;

- создать условия для эстетического развития через пополнения предметно-развивающей среды (центр искусства);

-приобщать родителей к ознакомлению детей с художественной литературой в семье;

- развить интерес родителей к совместной работе в данном направлении.

Работа над программой профессионального самообразования поможет мне:

- повысить собственный уровень знаний путём изучения литературы, посещения семинаров;

- сплотить детский коллектив;

-стимулировать повышение интереса дошкольников и их родителей к чтению художественной литературы, использование в общении литературной речи, формирование бережного отношения к книге;

- помочь детям войти в мир книжной культуры и сформировать читательские умения;

-повысить заинтересованность родителей в регулярном чтении произведений художественной литературы в повседневной жизни, проявление интереса к взаимодействию с воспитателем, детьми.

- внедрить эффективные педагогические технологии в работу с детьми.

Перспективный план работы по самообразованию: «Знакомство детей с творчеством и биографией детских писателей».

Раздел

Сроки

Содержание

Практический выход

Изучение методической литературы

Сентябрь - май

1.Гербова В.В., Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации. Мозаика-Синтез. Москва, 2008.

2.Гриценко 3.А. Детская литература и методика приобщения к чтению [Текст]. –М.: Изд. Центр «Академия, 2004.

3. Гурович Л. М., Берегова Л. Б., Логинова В. И., Пирадова В. И. Ребенок и книга: СПб.: 1999.

4. Ушаков О. С., Гавриш Н. В. Знакомим

дошкольников с литературой. – М., 1998.

5. Карпинская Н. С. Художественное слово в воспитании детей. М., «Педагогика», 1972.

6. Найденов Б. С. Выразительность речи и чтения. М., «Просвещение», 1969.

Анализ методической литературы и разработка Проекта «Волшебные странички».

Самореализация

постоянно

- Разработка перспективного плана работы по теме самообразования.

- Анкетирование родителей. Анализ результатов анкетирования.

- Составление  перечня  дидактических игр и пособий по ознакомлению дошкольников с книжной культурой. Составление картотек.

- Создание предметно- развивающей  среды  и  отбор художественной  литературы  с

учётом рекомендаций  ФГОС ДО.

- Создание в группе библиотеки  для детей  и родителей.

- Взаимодействие  с  городской  библиотекой.

- Организация выставок творческих работ сделанных по мотивам прочитанных произведений.

- Перспективный план по   ознакомлению дошкольников с книжной культурой.

- Выявление представлений родителей о роли традиций семейного чтения в системе воспитания.

- Картотеки загадок, потешек, пословиц, поговорок, стихов, художественных произведений.

- Развивающая  среда в группе, способствующая формированию осознанного интереса детей к книжной культуре.

- Посещение семьями воспитанников городской библиотеки.

Работа с родителями

постоянно

- Оформление консультаций, памяток, папок-передвижек для родителей: «Простые советы родителям как воспитать и поддержать в детях привычку к чтению», «Чтение в кругу семьи», «Что необходимо читать дошкольнику», «Как помочь ребенку полюбить книгу», «Воспитываем детей с помощью сказок», «Развиваем выразительность речи», «Как организовать чтение перед сном».

- Привлечение родителей к изготовлению  атрибутов, костюмов для театрализованной деятельности, изготовление необходимых развивающих игр и дидактических пособий., музыкальных инструментов из бросового материала.

- Вовлечение родителей к совместной проектной деятельности с детьми и педагогами;

- Участие родителей в совместных литературных мероприятиях (досуги, викторины, вечера загадок, сказок, конкурсы чтецов, литературные гостиные, празднования именин произведения)

- Активное участие родителей в оформлении информационного пространства в группе, связанного с книгой, изготовление  игр и пособий, пополнение книжного уголка; оснащение с/р игр: «Библиотека», «Книжный магазин», «Книжная больница», «Книжная фабрика» и т.д.

- Активное вовлечение родителей в образовательный процесс,  в совместную проектную деятельность; развитие эстетического восприятия, активного взаимодействия,  познавательной активности.

- Включение родителей в организацию и проведение досуговых мероприятий; активное участие  вместе с детьми  в  литературных викторинах, досугах по литературным произведениям детских писателей и поэтов; в конкурсах чтецов, знатоков детской художественной литературы, выразительности чтения и домашних театрализациях, конкурсах рукописной семейной книги.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективно-тематический план работы по формированию у детей старшего дошкольного возраста патриотических чувств в процессе знакомства с родным краем (старшая, подготовительная гр.)

«Воспитание нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников через народное творчество»Исполнитель:Федина Альбина Алексеевнавоспитатель МКДОУ Савинского детского сада №2 п. Сав...

Знакомство детей старшего дошкольного возраста с биографией и творчеством В.Г.Перова

Знакомство с репродукциями художников – это двери в бесконечный и прекрасный мир искусства. И для того, чтобы произошёл разговор, чтобы дети поверили, почувствовали, чтобы могли видеть, глубже п...

Знакомство детей старшего дошкольного возраста с искусством и творчеством русского народа в годы Великой отечественной войны

Одной из эффективных форм работы  с  детьми дошкольного возраста при освещении темы Великой Отечественной войны, является знакомство детей с искусством и творчеством русского народа этих лет...

Конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста, посвященное жизни и творчеству Геннадия Никандровича Волкова

Генна́дий Ника́ндрович Во́лков (31 октября 1927, Большие Яльчики, Яльчикский район, Чувашская АССР, СССР — 27 декабря 2010, Чебоксары, Российская Федераци...

План работы по самообразованию: "Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры" На 2019-2021 г.

laquo;Плох тот народ, который не помнит, не ценит и не любит своей истории»                                ...

Индивидуальный план работы по Самообразованию «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с нетрадиционными техниками рисования»

В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Творчество, развитие творчества – одна из главных задач воспитания. Творческое начало – это всегда стре...

Проект «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с жизнью и творчеством детских писателей»

Через книгу ребёнок познаёт окружающий его мир, познаёт о добре и зле, ненависти и дружбе, смелости и трусости. Чтение закладывает в ребёнке моральные ценности, учит сострадать и сопереживать, удивлят...