Становление гражданственности у детей дошкольного возраста
методическая разработка (старшая группа)

Семенова Арина Романовна
Гражданское общество – общество граждан высокого социального, экономического, культурного и морального статуса, создающих вместе с государством развитые правовые отношения. Это бесконечный процесс совершенствования общества и человека, охватывающий все стороны жизни. Наличие гражданского общества – важнейший признак и условие существования демократического государства, строительство которого является главной задачей современной жизни. Основной и наиболее активной производительной силой такого строительства должны выступать молодые поколения наших сограждан» (А.В. Беляев)

Скачать:


Предварительный просмотр:


«Становление гражданственности у детей дошкольного возраста в народном творчестве»

           

«Самым высоким видом искусства, самым талантливым,

самым гениальным является народное искусство,

то есть то, что запечатлено народом, сохранено,

что народ пронес через столетия.

М. И.  Калинин.

Мир, в котором сегодня живёт человек и в котором всё пребывает в движении, заставляет людей искать четкие ориентиры, преодолевать разноречивость многих представлений и знаний, образующихся в результате неудержимого потока информации. В поисках цельности, в стремлении упорядочить свои знания, в том числе и в сфере эстетической, интересующей нас в данном случае, человек обращает свой взор и к истории, стремится осмыслить себя в ложных связях не только с настоящим, но и с прошлым. Здесь внимание его устремляется на всё, что рождает ощущение непреходящих ценностей. Именно к таким ценностям и относит он нестареющее никогда не утрачивающее своей привлекательности художественное мышление своих предков, народную эстетику. Знакомство с общими чертами народного искусства способствует и решению труднейших задач, стоящих перед педагогами в области эстетического воспитания подрастающего поколения - расширения и развития у детей художественных представлений, духовных потребностей, воображения, навыков оценки произведений искусства, становления художественного вкуса.

 В последние годы в российской системе дошкольного образования произошли определенные позитивные перемены в плане обновления содержания образования и воспитания детей. Встала необходимость приобщения детей к непреходящим общечеловеческим ценностям, идеям выдающихся русских философов о значении личностной культуры для духовно- нравственного патриотического развития человека. Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них гражданских чувств и развития духовности. Глубокий, духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Именно поэтому родная культура, как отец и мать должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.

В произведениях народного творчества заключена особая воспитательная ценность, влияющая на формирование гражданских чувств. Народное творчество несет в себе конкретные образы, краски, доступные и интересные ребенку. Произведения народного творчества могут служить эффективным средством формирования положительного, эмоционально - окрашенного отношения к родным сторонам общественной жизни, воспитания любви к родному краю, Родине.

С искусством народа мы знакомимся в первой услышанной в детстве песне, сказке, в указанной в первой игре. Искусство следует за нами  во взрослую жизнь. Нет человека, который не знал хотя бы несколько пословиц и не помнил напева какой - либо песни. Искусство народа, или фольклор - «народное знание», «народная мудрость» глубоко жизненно и бесконечно прекрасно.

 В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. В русском фольклоре каким- то особенным образом сочетаются слово и музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках кратко и метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются человеческие недостатки, восхваляются положительные качества.

Особое место в произведениях устного народного творчества занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклорные произведения являются богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

Большое место в приобщении детей к народной культуре, в становлении гражданственности занимают народные праздники и традиции. Именно здесь фокусируется тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причём эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразия. Зимние праздники объединяют всех людей общим делом, конкретным занятием, вовлекают в подготовку события и малышей и взрослых. Зимние праздники тесно связаны с народными традициями, обычаями и религией, а потому деликатны и индивидуальны, так как затрагивают сокровенные струны души ребенка, его внутренний мир и занимают заметное место в культурной жизни христиан. Поэтому необходимо находить время, чтобы знакомить детей с историей праздника, его основными признаками, рассказывать, какое место в нашей жизни занимают ритуалы народных гаданий. Знание народных примет и обычаев значительно восполняет гражданские начала в каждом ребенке.

Весенние праздники - светлые, радостные: чувствуется приближение тепла, оживает природа, а дни становятся длиннее. Поэтому и отмечая их, большое внимание уделяют гуляниям и играм на свежем воздухе, активнее «используют» для празднования часто весенние «атрибуты»- солнышко, цветы и растения, талый снег, появляющиеся траву и подснежники особое внимание в народных весенних праздниках уделяется образу птицы, которая символизирует приход весны. А такие праздники, как Масленица и Пасха, с их гуляниями и угощениями, стали традиционными, любимыми в нашей жизни.

Летние праздники - наиболее радостные для детей и взрослых. Празднуются они также легко, весело, с удовольствием. В основном гуляния и развлечения проводятся на природе - во дворе, на даче, в деревне. Ребенок начинает ощущать себя частью природы, и в этом чувстве его нужно всячески поддерживать.

Как правило, летние праздники в меньшей степени подвержены религиозной окраске - это чисто народные праздники. Поэтому все его атрибуты - игры, приметы, обычаи, угощения - основаны на народных традициях.

В народном календаре осенью отмечается немало праздников. Люди прощались с привольным летом, солнечным теплом, радовались собранному урожаю.

Развитие способностей ребенка, воплощение и восприятие нравственных идей в художественных образах служит важным шагом в формировании его личности. Полноценное восприятие и эстетическое  переживание произведений народного творчества обогащает внутренний мир каждого ребенка, даёт почувствовать детям общность их взглядов, убыстряет процесс становления истинного гражданина своей Родины.

Русская народная игрушка тесно связана с древнеславянскими культовыми обрядами и верованиями. Судя по археологическим раскопкам, национальная игрушка на протяжении многих лет не претерпевала существенных изменений. Даже среди многочисленных направлений народного прикладного искусства нашего времени ( дымковская,  алехинская и др. игрушка) сохранилась традиция изготовления коней и птиц.

Рассказ о народной игрушке будет неполным без упоминания о прародительнице современной куклы. Ведь её облик оформлялся и трансформировался на протяжении многих столетий. Вначале это был простой тряпичный ( или деревянный) столбик, который символизировал образ человека вообще. Шли годы, менялся окружающий мир, а вместе с ним постепенно изменялась и кукла.

На занятиях, где детей знакомят с историей рождения народной игрушки, её производством, формируется мировоззрение ребенка, обогащается его духовный мир. На каком- то этапе развитие детей начинает идти в направлении развития образного  мировосприятия- от простейших, основанных на зрительном впечатлении представлений о предметном мире к более глубокому проникновению в его суть.

Важно научить ребят видеть не только занимательное, интересное окружающем их мире, но и его красоту, богатство народного творчества, его культуру. Особенно важно вовлечь детей в поэтический мир народной культуры, которая проникнута народными чаяниями, народной мудростью, великой гражданственностью.

История современного календаря начитывает тысячелетия. Потребность в измерении времени возникла уже в глубокой древности. Трудно было не заметить смену дня и ночи, изменения величины луны. Так появились единицы измерения времени- сутки и месяц.

Лунный календарь появился впервые у народов, ведущих кочевой образ жизни, связанный со скотоводством. С переходом к оседлому образу жизни и земледелию возникла потребность в определении сроков сева и жатвы, зависящих от времени года. Наш современный календарь основан на древнеримском. Само слово календарь происходит из латинского языка и значит «долговая книга». В 988 году Древняя Русь приняла христианство. Одновременно с этим событием пришло новое летоисчисление- юлианский (римский) календарь, основанный на солнечном годе, с римскими названиями месяцев.

Для большинства районов самым длинным временем года являлась зима. И крестьянину не было дела до того, что по гражданскому календарю на дворе стоял еще октябрь: холод говорил ему о наступлении зимы. Осень в крестьянском понимании ограничивалась периодом уборки урожая, т. е. от 20 июля по старому стилю ( Ильин день) до 1 октября (Покрова).

Собственно лето- это короткое время созревания хлебов: с 24 июля (Иван Купала) до 2 августа (Ильин день) по новому стилю. Началом весны считался Егорьев день- 23 апреля.

По народным представлениям, две половины года взаимно влияют и обуславливают друг друга. Отсюда в приметах, пословицах, загадках так много сравнений зимы и лета, весны и осени, а времена года представляются ближайшими родственниками.

 С древних времен сохранился у славян обычай поклоняться солнцу, месяцу, граду. Особо почитались деревья, камни, водоёмы. Священным деревом считался дуб, много поверий связанно с вербой. Исключительное значение всегда придавались березе.

Многие приметы ср временем приобрели форму пословиц и поговорок, внутренний ритм которых сделал бы честь настоящему поэту. Русские крестьяне сложили тысячи пословиц и поговорок, содержащих поучения и советы о том, как вести хозяйство,- создали своеобразную «народную энциклопедию».

Люди верили, что слово обладает особой силой воздействия на природу. Поэтому неудивительно, что много повелительных интонаций прямо го обращения. Считалось что, соединяясь с музыкой и движениями, слово обладает еще большей силой. Огромную роль в обрядах играли песни, музыкальное оформление, ритмические пляски, притопывания. Слова обрядовых песен чаще всего описывали благополучие, довольство, изобилие, а действия изображали желаемое. Множество примет, пословиц и поговорок, особые правила поведения, обрядовые игры, пляски и развлечения сопровождали вне наиболее значительные даты аграрного года и неукоснительно соблюдались.

Мир, в котором сегодня живёт человек и в котором всё пребывает в движении, заставляет людей искать четкие ориентиры, стремится осмыслить себя в сложных связях не только с настоящим, но и с прошлым. Внимание человека устремляется на всё, что рождает ощущение непреходящих ценностей. Именно к таким ценностям и относится нестареющее, никогда не утрачивающее своей привлекательности художественное мышление своих предков, народная эстетика.

Устойчивой популярностью у детей дошкольного возраста пользуются занятия различными видами декоративно- прикладного искусства, где в активном творческом труде они учатся создавать красоту своими руками. Декоративно- прикладное искусство играет существенную роль в духовном развитии детей, в их эстетическом и трудовом воспитании. Эти занятия отвечают духовным запросам и интересам ребят, удовлетворяют их тягу к знаниям, художественному и техническому творчеству, способствуя гармоничному развитию. Сделав первые работы, ребенок испытывает радостное изумление, обнаруживая, что может создавать вещи, казавшиеся ранее нерукотворными. Он становится участником увлекательного трудового процесса по созданию полезных и красивых изделий.

Занятия декоративно- прикладным искусством не только формирует эстетический вкус у ребят, знакомя их с произведениями народного искусства, но и дают им необходимые технические знания, развивают трудовые умения и навыки. Ребенок с высокой внутренней культурой, развитыми эстетическими чувствами, в дальнейшем способен активным образом преобразовать окружающий мир.

Успехи в декоративно- прикладном искусстве рождают  у детей уверенность в своих силах. Они преодолевают барьер нерешительности, робости перед новым видом деятельности. у них воспитывается готовность к проявлению творчества в любом виде труда.

Велико значение для духовного развития детей дошкольного возраста, их эстетического и трудового воспитания знакомства с искусством народных мастеров.

Народное искусство поднимает темы большого гражданского содержания, сказывает глубокое идейное влияние на детей. Оно помогает взглянуть на привычные вещи и явления по- новому, увидеть красоту окружающего мира.

Первое знакомство детей с декоративно- прикладным искусством происходит на занятиях в детском саду. Дети узнают о замечательном искусстве многих народов нашей старины, об искусстве своей Родины, своего края, своей местности, где они живут; наполняются любовью, гордостью за народных мастеров прошлого, которые создавали неповторимые произведения.

Чем ранее мы начнем приобщать ребенка к традиционной национальной культуре, тем большего эффекта мы можем добиться в постижении того, что наработал веками этнос, того, что дано каждому человеку при рождении, заложено в него, и впоследствии теряется, утрачивается, не будучи возбужденным и востребованным.

Надо помочь ребенку через искусство глубже осознавать свои мысли и чувства, яснее мыслить и глубже чувствовать, помочь ему вырасти порядочным, настоящим гражданином своей Родины.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание чувства гражданственности у детей дошкольного возраста

Воспитание чувства гражданственности у детей дошкольного возраста...

Условия воспитания гражданственности у детей дошкольного возраста

Нужно ли учить россиян любить Россию, русский язык? Давно ушло в прошлое, некогда бытовавшее убеждение "не доросли". Дети развиваются быстро и бурно. Их интересует сложная и насыщенная событиями полит...

"Народная игрушка ,как средство формирования гражданственности у детей дошкольного возраста"

Данная статья направлена на усиление внимания педагогов к выбору народной игрушки при взаимодействии с детьми дошкольного возраста. Народная игрушка лучше всего поможет ребенку ощутить причасность к к...

ФОРМИРОВАНИЕ НАЧАЛ ПАТРИОТИЗМА И ЧУВСТВА ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В статье освещается проблема патриотического воспитания, раскрываются формы и методы патриотического воспитания, воспитания духовности....