ФОРМИРОВАНИЕ НАЧАЛ ПАТРИОТИЗМА И ЧУВСТВА ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья

Клячкина Мария Михайловна

В статье освещается проблема патриотического воспитания, раскрываются формы и методы патриотического воспитания, воспитания духовности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ НАЧАЛ ПАТРИОТИЗМА И ЧУВСТВА ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

«Сердцевина человека – любовь к Отечеству – закладывается в детстве.  Упрочение этой сердцевины теснейшим образом связано с чувствами, с эмоциональными переживаниями, ибо ребенок, познает мир не только разумом, но и сердцем.  В детстве и отрочестве особенно глубоким и непосредственным является одухотворение сердца добром, нравственной красотой, правдой…»

В.А. Сухомлинский

Самая большая опасность, подстерегающая наше сегодняшнее общество – не кризис экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Сейчас материальные ценности доминируют над духовными, и поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.

Смещение акцентов в развитии маленьких детей в сторону ранней интеллектуализации, также не способствуют духовному развитию, в погоне за развитием интеллекта упускается воспитание души, нравственное и духовное развитие маленького человека, без которых все накопленные знания могут оказаться бесполезными. И как результат этого – эмоциональная, волевая и духовная незрелость.

В связи с этим задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет чрезвычайную значимость и ее необходимо осмыслить сегодня как одну из приоритетных.

Воспитание патриотизма и гражданственности всегда занимало в педагогической науке одно из ведущих мест.

В настоящее время усиленно внимание к решению задач патриотического воспитания со стороны Правительства РФ и Министерства образования РФ.

Решение проблемы воспитания патриотизма и чувства гражданственности у детей дошкольного возраста, на сегодняшний день, является трудной задачей, это связанно, прежде всего, с особенностями возраста. Сегодня растёт новое поколение, которое, в отличие от взрослых, воспринимает окружающую действительность с гораздо большей заинтересованностью. Потому понимание патриотизма, и понятия о чувстве гражданства, о том, что каждый человек живёт не сам по себе, а является членом общества и должен знать свои права и обязанности, лучше всего закладывать с детства.

Понятие патриотизм многогранно по своему содержанию.

Патриотизм – это любовь к Родине, природе, людям, культуре своего народа.

Патриотизм – это и преданность своему Отечеству, и стремление сделать все возможное, чтобы сохранить культурную самобытность каждого народа. Это социальное чувство, которое характеризуется привязанностью к родному краю, народу, его традициям.

Нравственно-патриотическое воспитание – это система мероприятий, направленных на формирование у граждан чувства долга по отношению к родной стране, национального самосознания, готовность защищать свою Родину.

Гражданско-патриотическое воспитание сочетает задачи патриотического, интернационального, правового, нравственного воспитания.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования подразумевает следующие задачи по патриотическому воспитанию дошкольников:

формирование нравственно-духовных особенностей личности;

формирование чувства гордости за свою нацию;

формирование почтительного отношения к национальным и культурным традициям своего народа;

формирование либеральной позиции по отношению к ровесникам, взрослым, людям других национальностей.

Работа с дошкольниками нашего детского сада по формированию начал патриотизма и чувства гражданственности у детей дошкольного возраста организуется в соответствии с нормативными документами:

Закон «Об образовании в Российской Федерации» (утверждены принципы государственной политики в области образования, которые провозгласили его гуманистический характер, приоритет жизни и здоровья человека, его прав и свобод, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности).

        Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, в котором одним из основных принципов является «приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства».

        Проект Национальной доктрины образования в Российской Федерации (подчёркивается, что «…система образования призвана обеспечить…воспитание патриотов России».)

        Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 – 2020 годы» (ставит перед обществом цель: «создание условий для повышения гражданской ответственности за судьбу страны, повышения уровня консолидации общества для решения задач обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития Российской Федерации, укрепления чувства сопричастности граждан к великой истории и культуре России, обеспечения преемственности поколений россиян, воспитания гражданина, любящего свою Родину и семью, имеющего активную жизненную позицию»).

Задача наших педагогов и родителей – как можно раньше пробуждать в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества.

Организация всей нашей работы по воспитанию и формированию патриотизма и чувства гражданственности у ребенка-дошкольника строится с учетом принципов, которые взаимосвязаны между собой и реализуются в единстве.

Принцип личностно-ориентированного общения предусматривает индивидуально-личностное формирование и развитие морального облика человека.

Принцип культуросообразности. «Открытость» различных культур, создание условий для наиболее полного (с учётом возраста) ознакомления с достижениями и развитием культуры современного общества и формирование разнообразных познавательных интересов.

Принцип свободы и самостоятельности. Позволяет ребёнку самостоятельно определить его отношение к культурным истокам: воспринимать, подражать, комбинировать, создавать и т.п.; самостоятельно выбирать цель, определиться в мотивах и способах действия, в дальнейшем применении результата данного действия (деятельности) и самооценке.

Принцип гуманно-творческой направленности. Данный принцип обеспечивает, с одной стороны, обязательное получение ребёнком во взаимодействии с культурной средой продукта, характеризующегося творческими элементами: воображение, фантазия, «открытие», озарение и др., полезность, новизна; а с другой – создающий условия для проявления разнохарактерных отношений (дружеских, гуманных, деловых, партнёрских, сотрудничества, сотворчества и др.)

Принцип интеграции различных видов детской деятельности.

С целью воспитания чувства патриотизма педагоги используют следующие формы и методы работы с дошкольниками:

1. Обустройство патриотических уголков в детском саду и группах (Познавательная зона: глобус, физическая карта России, политическая карта России, флаг и герб России, герб и флаг Чувашии, герб и флаг города Новочебоксарска, гимн России, портрет президента и главы Чувашской Республики);

2. Организация экскурсий по достопримечательностям родного города, посещение музеев, выставок;

3. Организация тематических мероприятий (праздники, утренники, соревнования, конкурсы) «Парад Победы», «Зарничка», «Акатуй», «День Флага», «Чувашия Любимая», «Фестиваль народов России», и др.;

4. Проведение тематических занятий (НОД) – рассуждений на тему любви к Родине, чтение соответствующих произведений, заучивание стихотворений, просмотр фильмов, передач.

5. Детские проекты «Герб моей семьи», «Дерево нашей группы», «Традиции моей семьи»;

6. Выставки детских работ;

7. Театрализованные представления;

8. Участие в районных, региональных, всероссийских конкурсах;

9. Ознакомление с произведениями народного творчества (вышивка, роспись, скульптура, музыка).

10. Обогащение и стимулирование детского творчества;

11. Привлечение детей к посильному общественно-полезному труду;

12. Воспитание уважения к ветеранам войны и труда.

Решение задач патриотического воспитания во многом зависит от педагогов дошкольной организации и родителей. Дошкольное образовательное учреждение, являясь начальным звеном системы образования, призвано формировать у детей первые представления об окружающем мире, отношение к родной природе, к малой Родине, к своему Отечеству.

С целью формирование у детей представлений о событиях истории Отечества, героизме его народа ежегодно в нашем детском саду проходят мероприятия, посвященные Дню Победы.

Проводится работа, в ходе которой изучаются художественная литература, периодические издания и пособия; выявляются знания в данной области, которыми обладают наши воспитанники. Проходят экскурсии к памятникам.

Важно подвести детей к пониманию, что русский народ победили в Великой Отечественной войне потому, что любит свою Родину. Отчизна чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье других людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

В детском саду организуются выставки рисунков и поделок на военные темы: «С чего начинается Родина», «Мирное небо», «Мой прадедушка – ветеран Великой Отечественной войны», «Цветы победителям». В творчестве детей отражаются все знания, полученные в ходе работы по ознакомлению с историческим прошлым нашей страны в годы Великой Отечественной войны.

Оформляются стенды о Великой Отечественной войне, в которых собраны фотографии бабушек и дедушек наших воспитанников, исторические фотографии, связанные с военными годами. Проводятся познавательные беседы: «О Великой Отечественной войне», «День Победы», «Женщины и дети на войне», «Сталинградская блокада», рассматривание фотографий «Фотохроника военных дней», «Дети – герои Великой Отечественной войны», «Могила Неизвестного солдата», создаются презентации на тему «Великая Отечественная Война».

Незабываемо и ярко проходит сам Парад в честь Дня Победы. Чеканя шаг по площади детского сада проходят юные воспитанники в форме пограничников, моряков, разведчиков, пехотинцев. Парадным строем идут юные представители военно-воздушных войск: летчики и десантники. В торжественном параде принимает участие и бессмертный полк: воспитанники детского сада маршируют с портретами своих прадедов и прабабушек. В небо запускаются красные воздушные шары в память обо всех погибших.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание чувства гражданственности у детей дошкольного возраста

Воспитание чувства гражданственности у детей дошкольного возраста...

«Формирование начал патриотизма ии чувства граажданственности у детей дошкольного возраста"

laquo;Сердцевина человека – любовь к Отечеству – закладывается в детстве.  Упрочение этой сердцевины теснейшим образом связано с чувствами, с эмоциональными переживаниями, ибо ребено...

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ ВОСПИТАТЕЛЕЙ СТАРШИХ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ ГРУПП «Формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе нравственного воспитания детей дошкольного возраста»

Нравственно-патриотическое воспитание – одна из важнейших сторон общего развития ребенка. Формирование нравственных, социально значимых качеств – длительный процесс, требующий значительных...

«Воспитание начал патриотизма и гражданственности у детей дошкольного возраста»

laquo;Воспитание начал патриотизма игражданственности у детей дошкольного возраста»...

опыт работы по теме: «Развитие чувства патриотизма и гражданственности у детей дошкольного возраста через игру».

laquo;Только тот, кто любит, ценит и     уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом».С. Михалков...

Реферат на тему: «Воспитание начал патриотизма и гражданственности у детей дошкольного возраста»

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных.Патриотическое воспитание дошкольников — это не только воспитание любви к родному дому, семье, дет...