«Современные подходы к воспитанию патриотизма и основ гражданственности у детей дошкольного возраста с ОВЗ»
консультация

Воронова Валентина Викторовна

Одним из основных направлений реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» по ФОП отмечено патриотическое воспитание детей дошкольного возраста, где основной целью является позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Нравственно-патриотическое воспитание — важное звено системы воспитательной работы в дошкольной образовательной организации.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл patreotizm_v_dou.docx17.63 КБ

Предварительный просмотр:

«Современные подходы к воспитанию патриотизма и основ гражданственности у детей дошкольного возраста с ОВЗ»

Одной из основных задач ФГОС ДО, является: «Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества» (ФГОС ДО п.1.6).

Одним из основных направлений реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» по ФОП отмечено патриотическое воспитание детей дошкольного возраста, где основной целью является позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Нравственно-патриотическое воспитание — важное звено системы воспитательной работы в дошкольной образовательной организации.

Для детей данной категории характерны нарушения произвольности, сниженный познавательный интерес, трудности самоконтроля, целенаправленности, быстрая утомляемость.

Особенности патриотического воспитания детей старшего

дошкольного возраста с ОВЗ обуславливают выбор средств и методов

работы. Средствами патриотического воспитания старших дошкольников

являются само окружение (природное и социальное, в котором они живут,

художественная литература, музыка, изобразительное искусство.

Средствами служат та или иная деятельность (игра, труд, праздники,

которые отмечаются в стране и детском саду. Основными направлениями

патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста

являются:

- формирование представлений о семье - семья, род и родословная;

- ознакомление с явлениями общественной жизни;

- формирование знаний об истории государства, государственных символах;

ознакомление с традициями и культурой своего народа;

- формирование знаний о родном крае. Благоприятным для основного

систематического патриотического воспитания является старший

дошкольный возраст, когда особенно активизируется интерес ребенка к

социальному миру и общественным явлениям.

Воспитатели, планируя работу со старшими дошкольниками с ОВЗ,

используют различные формы работы: занятия по патриотическому

воспитанию и народоведению; комплексные занятия, чтение и обсуждение

произведений художественной литературы (рассказов, сказок, легенд,

стихов), беседы; экскурсии игры и упражнения; викторины; инсценировки;

обсуждения и разучивание пословиц и поговорок и т. д. Патриотическое

воспитание предполагает также ознакомление детей старшего дошкольного

возраста с природой родного края, ее красотой, разнообразием. Это

происходит во время занятий, бесед, наблюдений, рассмотрения и

обсуждения иллюстраций, при просмотре слайдов, видеофильмов, чтении

художественных произведений.

Еще одним важным направлением патриотического воспитания

является приобщение детей к народоведению - изучению культуры, обычаев

своего народа путем ознакомления с характерными признаками быта (жилья,

одежды, предметов быта, народной игрушки), народных ремесел (плетение,

гончарное дело, резьба, литье, роспись и т. п.). Народоведение развивает у

дошкольников с ОВЗ нравственные, патриотические, эстетические,

творческие задатки. Сложно переоценить воспитательную силу народной

сказки, песни, игрушки, которые являются важнейшими средствами

развития социального индивидуума нашего будущего.

В процессе ознакомления с традициями и обычаями эмоциональный

опыт детей обогащается новыми впечатлениями, расширяется круг их

знаний об окружающей среде, в том числе о близких людях и своей Родине.

В работе с детьми с ОВЗ необходимо опираться на деятельностный подход.

Совместная деятельность детей и взрослых, реализация совместно

выработанных целей и задач составляет содержание воспитательного

процесса, в ходе которого педагог не дает готовые образцы духовной и

нравственной культуры, а вырабатывает и создает их вместе с детьми.

Именно в процессе патриотической деятельности и происходит совместный

поиск законов и норм жизни, что является неотъемлемым воспитательным

элементом в формировании и становлении личности.

Художественная литература, изобразительное искусство, музыка, кино,

диафильмы и другие средства можно объединить в группу художественных

средств. Эта группа средств очень важна в решении задач патриотического

воспитания старших дошкольников, так как способствует эмоциональной

окраске познаваемых явлений Многочисленные исследования (Н. С.

Карпинская, Л. Н. Стрелкова, А. М. Виноградова) показывают, что дети

живо, эмоционально и доверчиво воспринимают читаемые им сказки, стихи,

рассказы, рассматривают иллюстрации к книгам. На ребенка производят

сильное впечатление работы художников, если они изображают мир

реалистично и понятно дошкольнику. Художественные средства наиболее

эффективны при формировании у старших дошкольников патриотических

чувств.

Средством патриотического воспитания старших дошкольников с ОВЗ

является природа, которая дает возможность вызывать у детей любовь к

родному краю, восхищение его красотой, гуманные чувства, способствует

формированию у ребенка уверенности в себе. Воздействие природы на

личность старшего дошкольника многогранно и при соответствующей

педагогической организации становится значимым средством воспитания

патриотических чувств и поведения.

Средством патриотического воспитания старших дошкольников с ОВЗ

является собственная деятельность детей: игра, труд, учение,

художественная деятельность. Особое место в этой группе средств отводится

общению, если его вслед за психологами (М. И. Лисина, А. Г. Рузская)

считать видом деятельности. Общение как средство патриотического

воспитания лучше всего выполняет задачи корректировки представлений о

морали и воспитании чувств и отношений.

Исследования научного коллектива профессора А. Н. Вырщикова

показывают, что личностное развитие человека, патриота и гражданина,

предопределяет не сумма знаний и не вовлеченность в мероприятия, а

встроенность в события, переживание их, освоение в собственном опыте.

Большое распространение в практике воспитательной работы получила

методика коллективного воспитания И. П. Иванова, в основе которой

организация коллективной творческой деятельности, направленной на

всестороннее развитие каждой личности, накопление опыта гражданских

отношений. Благодаря формированию у дошкольников мироощущения и

мировоззрения, выработке сознательной общественной активности,

дисциплины осуществляется нравственное и гражданское воспитание.

В последнее время наблюдается устойчивая тенденция увеличения

мероприятий, новых форм и методов работы по патриотическому

воспитанию дошкольников в учреждениях культуры. В силу своей

синкретичности народная культура дает широкие возможности для

развития личности. К. Д. Ушинский писал: «Воспитание, созданное самим

народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу,

которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях

или заимствованных у другого народа».

Наиболее популярными мероприятиями для дошкольников являются:

- фестивали, праздники и конкурсы;

- конкурсно-развлекательные и игровые программы;

- театрализованные представления и праздничные концерты;

- беседы.

Решать проблемы патриотического воспитания дошкольников с ОВЗ

возможно не только при изучении истории своей страны, но и используя

музейный и туристко-краеведческий потенциал. Деятельность музеев

направлена на удовлетворение образовательных и творческих интересов

личности, которые связаны с изучением и освоением культурного наследия.

Педагогическое обоснование данной работы в плане воспитания описано Г.

В. Вишиной, Н. В. Бушмановой, Л. Г. Гужовой, Е. В. Маркотенко. Музеи

являются центром военно-патриотического, гражданского, этнокультурного

воспитания подрастающего поколения. Музейные экспонаты - наглядные

пособия, которые несут в себе историю, культуру родного края.

Как средство воспитания, в том числе и патриотического,

рассматривает различные формы фольклора и Д. И. Латышина. Исконно

русские народные произведения отражают мировоззренческие установки

человека, развивают его нравственные и эстетические представления,

пробуждают фантазию и творчество. Наилучшим способом приобщения

дошкольников к фольклору являются фольклорно-этнографические

экспедиции, где происходит глубинное воздействие на них всех компонентов

народной культуры. Во время экспедиций осуществляется знакомство с

местным говором, бытом, национальными костюмами, что прививает

подрастающему поколению любовь и уважение к своей культуре,

воспитывает гордость за многовековой опыт поколений благодаря процессу

перенимания традиций. Более того, этот опыт можно задействовать при

проведении уроков, классных часов, внешкольных мероприятий, что

позволяло бы осуществлять патриотическое воспитание дошкольников

посредством изучения народного творчества. Помимо фольклора как

средство патриотического воспитания рассматривают самодеятельное

театральное творчество. Оно является важным фактором нравственного,

эстетического воспитания подрастающего поколения. Естественно и

органично объединяя в себе разные виды искусств, взывая к глубоким

эмоциональным переживаниям дошкольников, театр формирует высокие

нравственные установки, чувство патриотизма, пропагандирует идеалы,

создаваемые народом на протяжении всей его истории. Его отличительной

чертой является то, что любительский театр является массовой формой

досуга, так как он привлекает участников и зрителей различных возрастов,

социальных слоев и профессий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ НАЧАЛ ПАТРИОТИЗМА И ЧУВСТВА ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В статье освещается проблема патриотического воспитания, раскрываются формы и методы патриотического воспитания, воспитания духовности....

Современные подходы к изучению и развитию башкирской речи у детей дошкольного возраста

Одной из важнейших задач в детских садах Республики Башкортостан является развитие устной речи дошкольников на их родном, башкирском, языке. В городских условиях она осложняется тем, что большинство д...

Современные подходы к изучению и развитию башкирской речи у детей дошкольного возраста

Одной из важнейших задач в детских садах Республики Башкортостан является развитие устной речи дошкольников на их родном, башкирском, языке. В городских условиях она осложняется тем, что большинство д...

Конспект мероприятия «Формирование основ гражданственности у детей дошкольного возраста в семье» в средней (разновозрастной) группе в рамках « Недели пед.мастерства»

Что такое гражданственность. Примеры проявления гражданственности. Основы патриотизма для детей 3-5лет. Игры с родителями на данную тему...

педсовет «Современные подходы к воспитанию патриотизма и основ гражданственности у детей дошкольного возраста на основе ФОП ДО»

Воспитать патриотов России – это значит……•Воспитать любовь к своей семье, детскому саду, родному городу, родной  республике, родной стране;•Формировать начала гражда...

Педагогический совет «Современные подходы к воспитанию патриотизма и основ гражданственности у детей дошкольного возраста».

Опора на красоту окружающего мира, культурные ценности и историю родного края – верный путь повышения качества воспитания. Нравственно-патриотическое воспитание является одной из годовых задач Д...