Методическая разработка по экологическому образованию и воспитанию «С любовью к природе»
план-конспект занятия (старшая группа)

Киосе Дарья Михайловна

Методическая разработка

по экологическому образованию и воспитанию

«С любовью к природе»

Тема квест-занятия: «Весна пришла – прилетели птицы»

Возрастная группа: старшая (4-6 лет)

Цель работы: формирование желания беречь и охранять природу.

Задачи:

  • Воспитывать бережное отношение к «братьям меньшим»;
  • Расширить знания детей о птицах, их значении в природе и жизни человека;
  • Закрепить знания о перелётных птицах;
  • Развивать речевую активность, речевой слух, зрительное восприятие и внимание;
  • Формировать навыки сотрудничества и доброжелательности;
  • Развивать наблюдательность, эмпатию, сопереживание.

Виды интеграции: познавательная, коммуникативная, музыкально-художественная.

Материал: аудиозаписи птичьих голосов (лесные птицы, аист, грач, скворец и ласточка), аудиозапись с жужжанием майских жуков, карточки с изображением птиц, корзина, декорация дерева, голубое полотно, указатель, мягкая игрушка Лесная птица, нитки, лоскутки, вата, кусочки меха, тонкие веточки, палочки, камешки, конверт с письмом Дюймовочки, коробка, веревка.

Предварительная работа: чтение художественной литературы, беседы с детьми, наблюдение за птицами, прослушивание аудиозаписи с голосами птиц.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл s_lyubovyu_k_prirode.docx24.61 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

по экологическому образованию и воспитанию

«С любовью к природе»

Тема квест-занятия: «Весна пришла – прилетели птицы»

Возрастная группа: старшая (4-6 лет)

Цель работы: формирование желания беречь и охранять природу.

Задачи:

  • Воспитывать бережное отношение к «братьям меньшим»;
  • Расширить знания детей о птицах, их значении в природе и жизни человека;
  • Закрепить знания о перелётных птицах;
  • Развивать речевую активность, речевой слух, зрительное восприятие и внимание;
  • Формировать навыки сотрудничества и доброжелательности;
  • Развивать наблюдательность, эмпатию, сопереживание.

Виды интеграции: познавательная, коммуникативная, музыкально-художественная.

Материал: аудиозаписи птичьих голосов (лесные птицы, аист, грач, скворец и ласточка), аудиозапись с жужжанием майских жуков, карточки с изображением птиц, корзина, декорация дерева, голубое полотно, указатель, мягкая игрушка Лесная птица, нитки, лоскутки, вата, кусочки меха, тонкие веточки, палочки, камешки, конверт с письмом Дюймовочки, коробка, веревка.

Предварительная работа: чтение художественной литературы, беседы с детьми, наблюдение за птицами, прослушивание аудиозаписи с голосами птиц.

Ход НОД:

Воспитатель читает стихотворение М. Пляцковского:

Деньки стоят погожие,

На праздники похожие,

А в небе — солнце теплое,

Веселое и доброе.

Все реки разливаются,

Все почки раскрываются,

Ушла зима со стужами,

Сугробы стали лужами.

Покинув страны южные,

Вернулись птицы дружные.

На каждой ветке скворушки

Сидят и чистят перышки.

Пришла пора весенняя,

Пришла пора цветения.

И, значит, настроение

У всех людей — весеннее!

Воспитатель: Ребята, сегодня мы поговорим про наших пернатых друзей. Знали ли вы, что первого апреля отмечается Международный день птиц? А каких перелетных птиц вы знаете?

Дети: лебеди, грачи, скворцы, утки, гуси и т.п.

Воспитатель: А чем схожи все птички между собой?

Дети: Клювами, перьями, высаживанием птенцом, несением яиц.

Воспитатель: А что отличает птиц друг от друга?

Дети: Место обитания, размер, окрас, голос, предпочтения в питании.

Воспитатель: Птицы нуждаются в нашей помощи и их ни в коем случае нельзя обижать. Знаете ли вы, какую пользу приносят птицы?

Дети: Разносят семена растений, красиво поют, уничтожают вредителей.

Воспитатель: Какие вы молодцы! Давайте теперь посмотрим, каких птиц вам удастся узнать из загадок.

Загадка 1:

Ноги – длинны, длинен нос,

Что он на обед принёс?

Змей, улиток, лягушат

Для любимых… (аистят).

Загадка 2:

По весне то там, то тут

Песню весело поют:

«Ах, качи, качи, качи,

Прилетели к нам …грачи».

Загадка 3:

Важно по земле шагает,

Клювом почву протыкает,

Вредных — съест, он молодец!

А зовут его… скворец.

Загадка 4:

Эту птицу всякий знает,

На лету она хватает

Мух, кузнечиков, сверчков,

Бабочек, стрекоз, жучков (ласточка).

После каждого правильного ответа включается аудиозапись с голосом загаданной птицы, при этом воспитатель показывает ее изображение.

Воспитатель: Ребята, нам сегодня почтальон принёс письмо. Давайте посмотрим кто его написал.

Воспитатель открывает конверт и читает детям.

Воспитатель: Оказывается, письмо написала Дюймовочка. Давайте узнаем, о чём она нас просит.

Письмо

Дорогие ребята, здравствуйте! Пишет вам Дюймовочка.

С моими друзьями, пернатыми птичками, приключилась большая беда. Они возвращались из тёплых стран, но коварный Крот заманил их в свою тёмную нору. Он пообещал их освободить, если я принесу ему колоски пшеницы. Без вашей помощи мне не справиться!

Ваша подруга Дюймовочка.

Воспитатель: Ребята, поможем ли мы Дюймовочке освободить её друзей?

Дети: Да!

Воспитатель: Тогда отправляемся на поиски колосков! Нам предстоит пройти длинный путь и выполнить нелёгкие задания, но уверена, что вместе мы сумеем со всем справиться!

Дети с воспитателем подходят к речке (голубое полотно), где им предстоит выполнить первое задание.

У реки стоит указатель с подписью «Коль хочешь через реку перебраться, поймай всех птиц скорее на лету!»

Подвижная игра «Ловлю птиц на лету»

Описание: Один из играющих — птицелов, он стоит лицом к стене. Играющие делятся на группы по нескольку человек и договариваются, каких птиц они будут изображать. Затем подходят к птицелову и спрашивают: «Мы сороки, где наш дом?»; «Мы галки, где наш дом?». Птицелов называет место, где должны жить птицы, и дети занимают свои дома.

На слова птицелова: «Ловлю птиц на лету!» — птицы летают в разных направлениях по площадке, весело кричат. Птицелов их ловит. Пойманный игрок становится птицеловом, птицы разлетаются по своим домам. Игра повторяется.

Правила. Птицы должны вылетать из своего дома только после слов птицелова и летать по всей площадке. Каждая группа занимает только свой дом. Тот, кто ошибется, выходит из игры.

Указания к проведению. Играющие могут подражать крику тех птиц, кого они изображают. Игру можно усложнить, если каждый новый птицелов поменяет место домов для птиц.

После игры дети «перебираются через реку» и находят три колоска. Колоски складывают в корзину.

Воспитатель: Мы на верном пути! Отправляемся дальше!

Далее дети подходят к дереву, на котором живут майские жуки. Дети просят помочь найти колоски для Дюймовочки.

Включается аудиозапись с жужжанием майских жуков.

Воспитатель: Жуки помогут нам, если мы сумеем правильно ответить на их вопросы. Готовы?

Дети: Да!

Игра «Верю – Не верю»

Правила. На вопросы ведущего отвечать «Да» или «Нет».

1. Верите ли вы, что кукушка кукует, не разевая рта, не открывая клюва? (да)

2. Верите ли вы, что у куропатки есть специальное приспособление – щиток из перьев, которое называется седло? (нет)

3. Верите ли вы, что яйцо аиста самое крупное? (нет)

4. Чемпионом по нырянию является утка? (нет)

5. Верите ли вы, что у птиц память отсутствует? (нет)

6. Верите ли вы, что птицы путешествуют по своим особым законам? (да)

После окончания игры снова включается аудиозапись с жужжанием жуков.

Воспитатель: Мы сумели справиться с этим заданием! Три колоска пшеницы лежат в дупле дерева. Скорее кладите их в корзину!

Далее дети отправляются в лес, где встречают птичку-певунью.

Включается аудиозапись с пением лесных птиц.

Воспитатель: Птичка уже знает про наше важное задание, ей поведали об этом майские жуки. Она готова подарить нам несколько колосков, если мы поможем построить ей гнездо.

Игра «Из чего птицы строят гнезда?»

Материал: Нитки, лоскутки, вата, кусочки меха, тонкие веточки, палочки, камешки.

Ход: Дети разделяются на четыре команды и сооружают птичьи гнезда из представленных материалов. После выполнения задания каждая команда объясняет, почему использовала выбранные материалы.

Вновь включается аудиозапись с пением птиц.

Воспитатель: Птичке очень по душе новые гнёзда! В благодарность она дарит нам три колоска пшеницы.

Дети с воспитателем возвращаются в группу.

Воспитатель: Ребята, давайте теперь сложим колоски в коробку, чтобы почтальон смог передать их Дюймовочке.

Колоски складываются в коробку, которая перевязывается веревкой.

Воспитатель: Ребята, вы очень постарались. Расскажите, понравилось ли вам наше путешествие? Какое из заданий показалось сложным? А какое оказалось самым лёгким?

Ответы детей


Список использованных источников

  1. maam.ru : https://www.maam.ru/detskijsad/znatoki-ptic-yekologicheskaja-igra-viktorina.html;
  2. mama7ya.ru : https://mama7ya.ru/palchikovaya-gimnastika-pticy/;
  3. Детский час : https://detskiychas.ru/zagadochki/zagadki_pro_pereletnyh_ptits/#:~:text=Важно%20по%20земле%20шагает%2C%20Клювом,Брюшко%20бело%2C%20Гладко-гладко.%20Ответ%3A%20ласточка;
  4. Инфоурок : https://infourok.ru/kartoteka-podvizhnyh-igr-po-teme-pticy-5122417.html;
  5. Правмир : https://www.pravmir.ru/stixi-pro-vesnu/.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Непрерывное экологическое образование

Я работаю в экологическом  неправлении более 10 лет. Мне хотелось бы поделиться опытом в этом направлении. И так как наше учреждение находится в пригороде С -Петербурга, сама природа, и исто...

Методическая разработка по экологическому направлению «Природа— наш дом»

«Природа – наш дом»" М. Монтессори. :«Природа - источник огромного количества открытий и находок, счастья и труда"...

Методическая разработка по экологическому воспитанию и образованию

Методическая разработкапо экологическому воспитанию и образованию Конспект экскурсии в парк детей дошкольного возраста в детском саду«Наш лес полон сказок и чудес»...

Методическая разработка «Проблемы экологического воспитания дошкольников в современном образовании»

Данная публикация разъяснит педагогам какие проблемы экологического воспитания дошкольников существуют в современном образовании....

Методическая разработка по экологическому воспитанию «Расширение представлений о природе у детей старшего дошкольного возраста через дидактическую игру»

laquo;Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра-это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий окружающе...

Методическая разработка по экологическому воспитанию и образованию детей старшего дошкольного возраста. Квест-игра «Друг природы»

Методическая разработка конспект квест-игры «Друг природы» расчитана на детей старшего дошкольного возраста. Проблемы экологического воспитания являются актуальными проблемами совреме...