Программа по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников "Мы - Лысковчане"
рабочая программа (подготовительная группа)

Программа по нравствено-патриотическому воспитанию старших дошкольников

Цель: Воспитание гражданских чувств, чувства любви к Родине, родному городу.

Задачи:

Дать знания детям о родном городе: история, символика, достопримечательности.

Познакомить с именами тех, кто основал и прославил город.

Расширить знания детей о флоре и фауне Нижегородской области.

Воспитывать любовь к родному городу, краю, умение видеть прекрасное, гордиться им.

Формировать нравственно-патриотические чувства у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_-_my_lyskovchane.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Важной частью нравственного воспитания является приобщение ребенка к культуре своего народа, поскольку раскрытие личности в ребенке полностью возможно только через включение его в культуру собственного народа. Приобщение детей к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Для маленького ребенка Родина начинается с родного дома, улицы, на которой живет он и его семья, в семье начинает «расти» будущий гражданин своей страны. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует развитию эмоционального, бережного отношения к традициям и культуре своего народа, а также сохранению вертикальных семейных связей.

Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей – одна из основных  задач дошкольного образовательного учреждения, важным условием которой является тесная взаимосвязь с родителями, семьей, как  ячейкой общества и хранительницей национальных традиций.

Именно поэтому, целью является – определить особенности взаимодействия с родителями по воспитанию нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города.

Актуальность.

Родина, Отечество.…В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.

В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.

Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.

Как писал Константин Михайлович Симонов в стихотворении “Родина”:

“Ты вспоминаешь не страну большую,

Которую изъездил и узнал.

Ты вспоминаешь Родину такую,

Какой её ты в детстве увидал”

И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.

Рост научно-технического прогресса, новые открытия и технические изобретения отодвинули на второй план духовные ценности. Проблемы воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой Родине выпали из поля зрения ученых и практиков на многие годы. С введением в действие закона РФ “Об образовании” произошли существенные изменения в развитии системы образования. Это повлекло изменения содержания образования. Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, края.

В настоящее время дети знают, очень много, о тех странах и городах, куда часто ездят отдыхать. А историю своего города чаще всего упускают из виду сами родители, т.к. заняты, и рассказать детям просто некогда или сами не знают.

Взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которое предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями. Оно также направлено на повышение педагогической культуры родителей, т.е. сообщение им знаний, формирование у них педагогических умений, навыков. 
Повышение педагогической культуры родителей разрешает сложившееся противоречие между воспитательным потенциалом семьи и его использованием. Составная часть взаимодействия – общение педагога с родителями.
Первая школа воспитания растущего человека – это семья, все человеческие тропы начинаются именно в семье. Она – целый мир для ребёнка, здесь он учится любить, радоваться, сочувствовать. В семье ребёнок приобретает первый опыт общения, опыт «жить среди людей».
Какие бы формы взаимодействия с родителями не были выбраны, каковыми бы небыли пути их реализации – главное, вовлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс, разнообразить формы взаимодействия с ними, пробудить интерес к жизни детей в ДОУ и активизировать участие самих родителей в различных мероприятиях детского сада.
Семья и детский сад- два важных института социализации детей. Для всестороннего развития ребёнка необходимо их взаимодействие.

Цель: Воспитание гражданских чувств, чувства любви к Родине, родному городу.

Задачи:

  • Дать знания детям о родном городе: история, символика, достопримечательности.
  • Познакомить с именами тех, кто основал и прославил город.
  • Расширить знания детей о флоре и фауне Нижегородской области.
  • Воспитывать любовь к родному городу, краю, умение видеть прекрасное, гордиться им.
  • Формировать нравственно-патриотические чувства у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий.

Принципы организации образовательного процесса:

«Позитивный центризм» (отбор наиболее актуальных для ребенка этого возраста знаний). Данный принцип способствует формированию у детей комплексного взгляда на проблему взаимодействия человека с окружающей средой.

Непрерывность и преемственность педагогического процесса.
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников продолжается в начальной школе. На нынешнем этапе образование призвано сформировать у подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа и совершенствованию нравственных чувств.

Дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей, интересов. Этот принцип выстраивает содержание программы как последовательное усвоение национально-культурных традиций и выработке на этой основе ценностных ориентаций.

Рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок. Этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребенка о нравственно-патриотических чувствах в различных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру.

Деятельностный подход. Важным этапом нравственно-патриотического воспитания детей является их проектная деятельность, имеющая нравственную направленность. Она обеспечивает практическое применение полученных знаний, укрепляет субъективные позиции ребенка в разных видах деятельности, не ограничиваясь знаниями, которые получают в детском саду.

Развивающий характер обучения, основанный на детской активности. Развитие личности ребенка, происходит системное и целостное развитие личности дошкольника, программа должна обладать качеством системности и обеспечивать формирование базисных структур личности ребенка.

Срок реализации программы — 1 год

(старший дошкольный возраст — 6 – 7  лет).

Виды деятельности с детьми:

  • игровая,
  • познавательная,
  • коммуникативная,
  • познавательно-исследовательская,
  • продуктивная,
  • двигательная,
  • музыкальная.

Формы используемые в организации совместной деятельности с детьми:

  • Чтение художественной литературы
  • Развлечения и досуги
  • Игры
  • Экскурсии
  • Встречи и беседы
  • Конкурсы-викторины
  • ИКТ

Формы используемые в работе с родителями:

  • родительское собрание
  • посиделки
  • Конкурсы
  • тематические беседы
  • консультации
  • Словотворчество
  • тематические альбомы
  • выставки работ

Ожидаемые результаты:

  • Родители являются активными участниками образовательного процесса;
  • Возникновение стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему родного края;
  • Возникновение чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма у детей ДОУ.
  • Наличие у детей знаний об истории родного края, города, достопримечательностях, природных богатствах, символике.
    Мероприятия для детей

Тема

мероприятия

Дата проведения

Задачи мероприятия

НОД «Путешествие по родному городу»

Сентябрь

Расширять знания детей о городе в котором они живут.

Экскурсия по детскому саду «Наш любимый детский сад»

Октябрь

Расширять знания детей о важности труда всех  людей, работающих в детском саду. Воспитывать чувства уважения, благодарности к труду работников ДОУ

Беседа «Зимующие птицы нашего города»

Ноябрь

Закреплять знания о зимующих птицах средней полосы. Расширять знания о способности птиц приспосабливаться к суровым зимним условиям. Воспитывать гуманные чувства к зимующим птицам.

НОД «Наша малая Родина — родной город Лысково»

Декабрь

Закрепить название родного города, домашний адрес. Формировать у детей чувство любви к своему родному городу.

Символика города Лысково

Январь

Дать знания детям о родном городе. Познакомить с именами тех, кто основал и прославил город.

Беседа «Наши защитники» (к Дню защитника Отечества) рассказ приглашенного воина (папы)

Февраль

Формировать чувство уважения к защитникам Родины. Развивать патриотические чувства.

Рисование «Портрет мамы»

Чтение рассказа Ю. Яковлева «Мама»

Март

Воспитывать доброту, искренность, любовь и уважение к матери.

Чтение стихотворения М.Л. Матусовского «С чего начинается Родина?»

Апрель

Формировать умение слушать произведение о Родине, продолжать воспитывать нравственное отношение к Родине                                                                                                                                      

«Этих дней не смолкнет слава!» День Победы

Май

Сформировать представления о празднике День Победы, познакомить с ветеранами ВОВ. Формировать представления о празднике День Победы. Знать и чтить память героев страны, героев земляков.                  

Мероприятия с родителями

Форма  и тема мероприятия

Дата проведения мероприятия

Анкетирование «Что вы знаете про г.Лысково»

Сентябрь

Консультация для родителей «»

Октябрь

Родительское собрание «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста»

Ноябрь

Консультация «Что мы знаем о гербе города?». Выставка «Символика нашего города»

Декабрь

Изготовление кормушек «Берегите птиц Родного города»

Январь

Развлечение «Зимние забавы»

Февраль

Словотворчество «Частушки о городе»

Март

Беседа с родителями «Растим патриота малой Родины»

Апрель

Экскурсия с детьми к памятнику «Неизвестного солдата», возложение цветов.

Май

Заключение:

В ходе реализации проекта я пришла к выводу, что подобные занятия, игры, продуктивная деятельность объединяют детей, а также родителей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений.

«Подлинная встреча» с культурным наследием города, помогла раскрыть интеллектуальные и творческие способности детей, сформировала некоторые суждения и оценки. Развивающая среда, созданная в группе помогла осуществить основные направления педагогики. Игры способствовали развитию нравственных качеств (взаимопомощи, взаимоподдержки).


Список литературы

  1.  «Мы живем в России» Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова
  2.  «Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду» М.Ю. Новицкая
  3.  «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» А.Я. Ветохина, З.С. Дмитриенко 
  4.  «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» М.Д. Маханева
  5.  «С чего начинается Родина?» под ред. Л.А. Кондрыкинской
  6.  Интернет ресурсы: http://ped-kopilka.ru,  http://www.maam.ru,  http://nsportal.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа по нравственно - патриотическому воспитанию детей 5-7 лет "Край родной, навек любимый"

Пояснительная  записка.  « Человеку никак  нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца»К. Паустовский....

Программа по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников «Смоленский край, навек любимый!»

Мы живем в век быстрого развития коммуникаций и все большей мобильности. Изменилась не только жизнь, но и мы сами. Мы гораздо больше, нежели раньше, знаем о себе и своей стране, больше видим, на...

Комплексно целевая программа по нравственно-патриотическому воспитанию

   Цели и задачи программы:Воспитывать патриотические чувства на конкретных примерах, исторических событиях, на народных традициях.Сформировать представления о географическом ра...

Рабочая программа по нравственно-патриотическому воспитанию "Мой родной посёлок"

Настоящая программа составлена для работы с детьми старшего дошкольного возраста по воспитанию нравственно-патриотических качеств....

Рабочая образовательная программа по нравственно - патриотическому воспитанию дошкольников г.Москвы

Рабочая программа по нравственно - патриотическому воспитанию дошкольников г.Москвы, с учетом региональных программ Москвы...

Парциальная программа по нравственно – патриотическому воспитанию «Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно – патриотических чувств у дошкольников» Авторы – составители Заведующий МБДОУ д/с № 31 Бондарева О.В. Старший воспитатель Пи

Краеведение ─ одно из самых мощных средств воспитания детей дошкольного возраста. Оно воспитывает у детей сознательную любовь к родному краю как части великой Родины – России, связывает воспитание с ж...

ПРОГРАММА по нравственно-патриотическому воспитанию Программа «Растим патриотов России» разработана для детей в возрасте от 3 до 7 лет.

Чем младше  ребенок, тем непосредственнее должно бытьего нравственное воспитание, тем больше должно его неучить, а приучать к хорошим чувствам, наклонностям иманерам, основывая все преимущественн...