Комплексно целевая программа по нравственно-патриотическому воспитанию
методическая разработка по теме

Моисеенко Татьяна Владимировна

 

     Цели и задачи программы:

Воспитывать патриотические чувства на конкретных примерах, исторических событиях, на народных традициях.

Сформировать представления о географическом расположении нашей страны, края.

Развивать нравственно-патриотические качества: гордость, гуманизм, желание сохранить и приумножить богатства своей страны.

Расширить  представления о самобытности русского народа в прошлом и настоящем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kompleksno-celevaya_programma.doc76.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                 Утверждаю:

                                                                                         Заведующая ГДОУ № 81

                                                                                                         Моисеенко Т.В.

Комплексно-целевая программа по нравственно-патриотическому воспитанию.

Паспорт комплексно-целевой программы.

Наименование

Программы.

Комплексно-целевая программа.

Заказчик программы.

Совет педагогов ДОУ № 81.

Разработчики программы.

Администрация, педагогический коллектив, родители ДОУ № 81.

Исполнители программы.

Трудовой коллектив ДОУ № 81.

Законодательная база.

Конвенция ООН «О правах ребенка».

Конституция РФ.

Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ».

Закон «Об образовании».

Национальная доктрина образования в РФ».

Концепция модернизации российского образования за период до 2010.

Закон саратовской области «Об образовании».

Устав ДОУ № 81.

Цели и задачи программы.

     Цель:

Воспитание патриотических чувств на конкретных примерах, исторических событиях, на народных традициях и правилах по которым веками жила могучая Россия.

     Задачи:

  1. Сформировать представления о географическом расположении нашей страны, края.
  2. Развивать нравственно-патриотические качества: гордость. Гуманизм, желание сохранить и приумножить богатства своей страны.
  3. Расширить  представления о самобытности русского народа в прошлом и настоящем. Сроки реализации программы с 2009 по 2014 года.

    Подготовительный этап:  с 2009по 2010 г.

    Основной этап:  с 2010 по 1013 г.

    Заключительный этап: с 2013 по 2014 г.

Введение.

       Дошкольный возраст - важнейший этап развития и воспитания личности. Это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации.

       Образовательный процесс в нашем детском саду ведется на основе реализации « Программы обучения и воспитания в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. Эффективность программы заключается в том, что она позволяет всесторонне развивать психические и психические качества в соответствии с возрастными особенностями, подготовить ребенка к жизни в современном обществе.

       Однако результаты тестирования родителей и диагностики детей в детском саду показали, что задача нравственно-патриотического воспитания детей требует более глубокого к себе внимания. Так как мы в немалой степени растеряли свои национальные черты, предали забвению русскую народную культуру, отвергли то, что является сутью русского человека.

       Поэтому мы решили помочь родителям сохранить свою духовность, разобраться во всем  и выбрать нужные ориентиры для воспитания детей, научить их любить не придуманную нами Родину, а такую, какая она есть.

       Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину - задача особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, как образно говорит наш народ: «с молоком матери» ребенок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, пестушки, потешки, игры-забавы, загадки, пословицы и поговорки, сказки, произведения народно-декоративного искусства. И этот незамутненный источник оставит в душе ребенка глубокий след, вызовет устойчивый интерес и сможет пробудить чувство любви к Родине, к красоте родной природы. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.

      Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой и т.д. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи …

       По этому в свое работе по воспитанию нравственно-патриотических чувств у детей мы решили использовать программу «Приобщение детей к истокам русской народной культуре», О.Л. Князевой и М.Д. Маханевой. Целью данной программы является формирование у детей «базиса культуры» на основе ознакомления с бытом и жизнью народа, его характером, присущим ему нравственными ценностями, традициями, особенностями культуры.

       Теоретическую основу программы нравственного воспитания составили положения «Концепция дошкольного воспитания» (1989 г.) о необходимости приобщения детей к непреходящим и общечеловеческим ценностям, идеи выдающихся русских философов о значении личности для духовно-нравственного и патриотического развития личности.

Реализуя данную программу в детском саду, мы выбрали для себя приоритетные направления деятельности.

  1. Окружение ребенка предметами национального характера. Это поможет детям с самого раннего возраста понять. Что они – часть великого русского народа.
  2. Использование фольклора во всех направлениях (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.) которые вмещают в себя все ценности русского языка. В устном народном творчестве сохранились особенности  черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетается слово и музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки выражают заботу, нежность, веру в будущее. В пословицах и поговорках кратко и легко оцениваются человеческие поступки, высмеиваются недостатки людей, восхваляются положительные качества, подчеркивается положительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук.
  3. Народные праздники и традиции, так как именно в них фокусируются тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых и растений. И эти наблюдения непосредственно связаны с трудовой и общественной жизнью человека во всей их ценности и многообразии.
  4. Ознакомление детей с народной декоративной росписью, увлечение их национальным изобразительным искусством.

 Опыт работы в детском саду по приобщению детей к русской народной

культуре является результатом многолетних наблюдений, практических наработок, в основе которых лежит теория развития ребенка как личности, его социализация.

       Свою работу в этом направлении мы разделили на четыре возрастные ступени:

       младший возраст от 3-4 лет;

       средний возраст   от 4-5 лет;

       старший возраст  от 5-6 лет;

       подготовительный к школе от 6-7 лет.

       Подбирая материал, игры, занятия и т.д. для каждой возрастной ступени по знакомству детей дошкольного возраста с культурой и историей отечества мы опираемся на такие основные критерии как:

      - доступность знаний, достоверность и научность;

      - соответствие сложности материала возрасту детей;

      - культурологический подход (этнокультурный, социокультурный);

      - краеведческий опыт;

      - экологическое воспитание.

       Огромное значение в своей работе мы придаем знакомству детей с народными играми, так как радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Народные игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают быть честным и правдивым.

       Игра – это школа воспитания. В ней свои «учебные предметы».  Одни из них развивают у детей ловкость, меткость, силу. Другие учат премудростям жизни, добру и справедливости, честности и порядочности, любви и долгу. Игра формирует высокую нравственность.

       Неоценимым национальным богатством являются календарные народные игры. Они вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества. В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков, их быте труде, мировоззрении. Игры были непременным элементом народных обрядных праздников.

       Поэтому педагогами ДОУ были разработаны перспективные планы по приобщению к истокам русской народной культуры и народным подвижным играм.

       Организация работы по этой программе потребовала от нас создания новой предметно-развивающей среды в детском саду. Для решения этой задачи коллектив оформил интерьеры детского  учреждения в русском народном стиле.

       В группах оформлены уголки народного творчества, собраны предметы старины и народно-прикладного искусства, театры, костюмы, мини-музеи народной старины «Русская горница». Создавая среду, воспитатели становились дизайнерами, художниками, мастеровыми.

       В ДОУ создана «Русская горница», в которой воспитатели знакомят детей с предметами старины, русским бытом.

       Основной формой работы остаются занятия, которые проводятся как фронтально, так и подгруппами и  индивидуально. Используются в работе с детьми разработанные педагогами комплексные, тематические и другие виды занятия.

      Наряду с занятиями в нашем саду организуются праздники:

   - календарные;

   - фольклорные;

   - обрядовые;

   - дни именин и т.д.

В фольклорных праздниках принимают участие дети всех возрастов, меняются лишь долевые их участия от возраста к возрасту

       В нашем саду регулярно проводятся народные праздники, активными участниками которых являются и взрослые и дети:

   - осенние посиделки;

   - масленица;

   - зимние святки.

       При написании сценария народного праздника особое внимание уделяется подбору словестно-музыкальных, драматических, игровых и хореографических произведений обрядово-календарного фольклора. Произведения соответствуют содержанию праздника, высокохудожественные, интересные и доступные для ребят.

      Мы помним, что главным показателем успешности праздника является эмоционально окрашенная атмосфера. Эту атмосферу определяет естественность поведения детей, заинтересованность, радостные эмоции, рождаемые действиями персонажа. Чем больше на празднике сюрпризов, тем больше праздник соответствует назначению – радовать детей.

       Насыщенность народного праздника творческими импровизациями, сюрпризными моментами стимулируют интерес детей, усиливают их впечатления, переживания, обогащают их впечатления, переживания, обогащают художественное , эстетическое и нравственное воспитание. А главное, обеспечивает естественное приобщение детей к национальным традициям, утверждает в их сознании фундаментальные, духовные и эстетические ценности.

       В нашем саду создается картотека: русские народные, хороводные, малоподвижные, подвижные игры.

       В уголках для родителей постоянно помещается материал по народному календарю, по русской кухне, по народным праздникам «Пасха», «Рождество», «Новый Год», «Масленица» и др.

       Особое внимание уделяется укреплению связей с родителями. Совместное участие в творческих мероприятиях помогает объединить семью и наполнить её досуг новым содержанием. Педагоги ДОУ создают условия для совместной творческой деятельности, сочетания индивидуального и коллективного творчества детей и родителей, что способствует единению педагогов, родителей и детей. А так же формирует положительное отношение друг к другу. Наши родители стали активными участниками педагогического процесса: они принимают участие в проведении русских народных праздников, в изготовлении атрибутов в мини-музей, в украшении группы к  народным  праздникам «Пасха», «Рождество», «Масленица», участвуют в играх, активно обсуждают вопросы воспитания на родительских собраниях и семинарах.

В завершении работы по данной теме мы предполагали такие результаты:

   1.  Дети будут в активной речи использовать потешки, считалки, загадки.

   2.  В своих играх будут выбирать знакомые им народные подвижные игры,

        используя считалки.

   3. Узнают много сказок и сказочных героев, смогут узнавать их в произве-

        дениях изобразительного искусства

   4.  Осмысленное и активное участие  в русских народных праздниках

 (дети знают название праздника, поют песни, исполняют частушки,         читают стихи).

  1. Знают историю русского народного костюма, головных уборов.
  2. Сформированность патриотических чувств в процессе реализации программы.
  3. Применение полученных знаний в добрых делах и поступках на благо Родины.

        Цель программы «Приобщения детей к источникам русской народной культуры – воспитание патриотических чувств на конкретных примерах, исторических событиях, на народных традициях и правилах, по которым веками жила Россия.

       Такие результаты достигаются в процессе решения следующих задач:

  1. Вызвать интерес к жизни наших предков, как начиналось Российское государство. Воспитывать уважение к своему народу.
  2. Дать представление о размерах нашей Родины. Вызвать интерес к жизни родного края, города.
  3. Знакомить детей с жилищем, одеждой, продуктами питания русского человека. Вызвать интерес к русским традициям (гостеприимству, почитанию родителей и т.д.). Дать представление о народных праздниках.
  4. Познакомить с видами устного народного творчества. Воспитывать потребность в использовании устного народного творчества. Показать детям мягкость, точность, лиричность русского языка.
  5. Продолжать знакомить с историей возникновения русской народной игрушки (богородской, дымковской, филимоновской и т.д.). Учить детей различать народную роспись. Воспитывать желание самим создавать мотивы русского прикладного искусства. Познакомить с художниками-иллюстраторами. Поддерживать интерес к самостоятельной изобразительной деятельности, используя различные способы изображения, в том числе и нетрадиционные (отрывание, по мокрому, свечой, по свече, тычком).

               Реализация программы осуществляется в несколько этапов.

       Подготовительный этап с 2009 по 2010 г.

  1. Изучение программы.
  2. Создание атмосферы национального быта.
  3. Разработать план-программу внедрения нового содержания с целью использования в своей работе.
  4. Обсуждение и утверждение программы на заседании Совета педагогов ДОУ.
  5. Проведение анкетирования родителей, детей и педагогов.
  6. Разработать модель предметно-развивающей среды.
  7. Создать в ДОУ творческие педагогические объединения.
  8. Разработать систему контрольно-диагностической работы с целью индивидуализации воспитательно-образовательной работы с детьми.
  9. Приобретение методической литературы, наглядных пособий, иллюстраций, материалов о декоративно-прикладных промыслах России.

Основной этап с 2010 по 2013 г.

 1.  Ознакомление с другими программами и новыми педагогическими техно-

логиями.

 2.  Разработать диагностическую программу с учетом новых психолго-педа-  

гогических технологий и форм обследования детей с использованием раз-

      нообразного дидактического материала.

 3.  Изменение педагогического процесса путем внедрения русского народно-

     го творчества в специально организованную деятельность детей(использо

      вание фольклора, народных игр, обрядовых праздников и т.д.).

 4.  Организация совместной деятельности детей и педагогов.  

 5.  Взаимодействие с родителями и социумом.

 6.  Осуществление профессиональной поддержки специалистами  ДОУ  (ло-  

      гопеды, музыкальные руководители, физинструктор, психолог).

 7.  Формирование новой и уточнение действующей локальной нормативно-

       правовой базы ДОУ.

 8.   Совершенствование материально-технической базы ДОУ.      

 9.   Совершенствование профессионального мастерства педагогических ра-  

       ботников.

      Заключительный этап с 2013 по 2014 г.

 1.  Продолжить поиск механизмов, повышающих качество образовательного

      процесса во всех видах деятельности.

 2.  Анализ деятельности по реализации программы.          

 3.  Подведение  итогов.

 

Основные направления, условия и предполагаемые результаты деятельности.

Основные направления, условия.

Предполагаемые результаты.

Основные направления деятельности.

Специально организованная

Деятельность детей.

Качество знаний, умений - 85%

Совместная деятельность детей и педагогов.

Охват детей, результативность – 93%

Реализация дополнительных  образовательных программ.

Увеличение охвата детей дополнительным образованием.

Взаимодействие с родителями и социумом.

Охват родителей, их активность – 72% (субботники, совместные посещения, выставки совместных работ).

Осуществление поддержки специалистами ДОУ.

Результативность работы – 95%

Осуществление психолого-педагогической поддержки.

До 65%  воспитанников будут получать комплекс психолого-педагогической поддержки.

Условия, поддерживающие деятельность по реализации программы.

Обеспечение нормативно-правовой базы ДОУ.

Полное нормативно-правовое обеспечение реализации программы.

Совершенствование материально-технической базы ДОУ, финансового обеспечения.

79% обеспеченность материально-технической базы.

Увеличение доходов от оказания платных образовательных услуг на 35%.

Совершенствование профессионального мастерства педагогических работников.

Доля педагогов с высшей квалификационной категорией, занятых в реализации программы возросли до 40%.

Все педагоги в различных формах будут ежегодно повышать свой профессиональный уровень.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексно-целевая программа по духовно - нравственному воспитанию «Мы с тобой казаки…»

С 2010г.  педагогами МБДОУ д/с №19 была разработана и апробированна целевая программа  по духовно – нравственному воспитанию детей «Мы с тобой казаки…» Программа разработана в соответст...

Комплексно-целевая программа нравственно-патриотического воспитания по ознакомлению детей дошкольного возраста с родным краем «Родная Брянщина моя»

Нравственно-патриотическое воспитание детей является одним из основных направлений дошкольного образования.В соответствии с целями и задачами нравственно-патриотического воспитания детей  д...

Парциальная программа по нравственно – патриотическому воспитанию «Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно – патриотических чувств у дошкольников» Авторы – составители Заведующий МБДОУ д/с № 31 Бондарева О.В. Старший воспитатель Пи

Краеведение ─ одно из самых мощных средств воспитания детей дошкольного возраста. Оно воспитывает у детей сознательную любовь к родному краю как части великой Родины – России, связывает воспитание с ж...

Комплексно-тематическое планирование по нравственно-патриотическому воспитанию старшая группа (от 5 до 6 лет)

Комплексно - тематическое планирование по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе ДОУ...

Комплексно – тематическое планирование по нравственно - патриотическому воспитанию через приобщение к национальной культуре Младший дошкольный возраст

Комплексно – тематическое планирование по нравственно - патриотическому воспитанию через приобщение к национальной культуреМладший дошкольный возраст...

Комплексно-тематический план по нравственно-патриотическому воспитанию обучающихся старшей группы

Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию обучающихся старшей группы....

Комплексно-целевая программа «Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста через духовно-нравственное воспитание по программе А.В. Бородиной « Культура и творчество в детском саду»

Комплексно-целевая программа «Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста через духовно-нравственное воспитание по программе А.В. Бородиной « Культура и творчество в детском саду» ...