Комплексно-целевая программа по духовно - нравственному воспитанию «Мы с тобой казаки…»
проект (подготовительная группа) по теме

Карпович Шувырь Наталья Николаевна

С 2010г.  педагогами МБДОУ д/с №19 была разработана и апробированна целевая программа  по духовно – нравственному воспитанию детей «Мы с тобой казаки…» 

Программа разработана в соответствии с задачами инновационного проекта по духовно – нравственному воспитанию детей, а так же во исполнение постановления губернатора Краснодарского края «О мерах по совершенствованию духовно – нравственного воспитания детей и молодежи».

Педагоги ДОУ работали над ней в течении 2 лет. Вашему вниманию предлагается материал программы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_dukh.-nravst._vospitan.doc107 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – центр развития ребёнка – детский сад №19

муниципального образования

Тимашевский район

Комплексно-целевая программа по духовно - нравственному

 воспитанию «Мы с тобой казаки…»

Паспорт программы

Наименование

программы

Целевая программа духовно – нравственного воспитания детей «Мы с тобой казаки…» на 2010- – 2012 годы.

Основание для разработки программы

Программа разработана в соответствии с задачами инновационного проекта по духовно – нравственному воспитанию детей, а так же во исполнение постановления губернатора Краснодарского края «О мерах по совершенствованию духовно – нравственного воспитания детей и молодежи».

Государственный

заказчик

Социальный  заказ в соответствии с действующим законодательством в области образования

Разработчики

программы

Карпович      Наталья Николаевна,  воспитатель МБДОУ д/с № 19

Цели и задачи  

программы

  1. Изучение истории, культуры Кубани и казачества.
  2. Стремление возродить традиции кубанских казаков.
  3. Сохранение духовно-нравственного здоровья детей. Приобщение их к нравственным и духовным ценностям православной культуры.
  4. Воспитание  уважения к своим предкам, умения различать добро и зло,  быть в состоянии творить добро.
  5. Формирование  чувства любви к  малой Родине на основе изучения исторических культурных традиций.
  6. Ориентирование  семьи на духовно-нравственное воспитание детей.

Сроки реализации

программы

2010-2012 годы

Исполнители основных мероприятий

программы

Педагогический коллектив МБДОУ д/с № 19


Ожидаемые

результаты


В  результате осуществления программы должен повыситься духовно – нравственный уровень детей, патриотическое и гражданское сознание и самосознание, уровень знаний истории и культуры своего народа, кубанских казаков, коммуникативная толерантность.

Введение.

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Продолжается разрушение института семьи.

Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций формировало ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие.

 

Актуальность.

Обращение к опыту  своих предков в настоящее время, когда идет поиск духовного возрождения России, особенно актуально, так как общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования. Кубанские казаки – люди православные, а православная педагогика направляет воспитание на конкретную личность, которая должна быть ответственной не только за свою жизнь, но и за сохранение и развитие исторических и культурных традиций своего народа. Православная педагогика обогащала педагогику  цельностью миропонимания, опытом нравственного уклада жизни, развития гармоничной личности

Это доказывает особую значимость и актуальность разработки программы по ознакомлению с историческим прошлым своих предков,  духовно-нравственному образованию и воспитанию детей.

Программа духовно-нравственного воспитания дошкольников дополняет систему дошкольного образования и усиливает содержание раздела «Социальный мир»,  ориентируя его на развитие духовно-нравственного потенциала ребенка, на интегративной основе с учетом условий, обеспечивающих гармонию человека со своим внутренним миром, природой и социумом.

        Актуальность программы объясняется и тем, что, изучая  своё отечество, храня, умножая традиции русского народа нельзя не приобщиться к истокам народной культуры. Это способствует становлению  патриотов своей Родины.

 Программа  позволит систематизировать обучение и воспитание в духе православной культуры и объединить проводимые в ДОУ мероприятия  с духовно-нравственным и патриотическим воспитанием подрастающего поколения.

Цели и задачи  программы:

 Цель программы:

1. Сохранение духовно-нравственного здоровья детей. Приобщение их к нравственным и духовным ценностям казачьей  культуры.
2. Изучение истории, культуры кубанских казаков.
3. Стремление возродить традиции семейного  и казачьего воспитания.

Задачи программы 

1. Создать условия для приобщения к ценностям кубанского казачества всех участников образовательного процесса.

2. Воспитывать уважение к нравственным нормам христианской морали на примере жизни кубанских казаков. Учить различать добро и зло,  быть в состоянии творить добро.

3. Формировать чувство любви к малой и большой Родине на основе изучения  культурных традиций.

4. Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей (ознакомление родителей с историей, культурой, традициями кубанского казачества, формирование представлений о формах традиционного  казачьего семейного уклада).

Основные принципы программы 

1. Гуманистическая направленность  (отношение педагога к воспитаннику как к ответственному субъекту собственного развития) реализуется путем формирования отношения к себе, к миру и с миром (любовь к ближним).

2.Гражданственная направленность  - развитие гражданского самопознания; воспитание личной ответственности за благосостояние своего народа, за Родину.

3.Патриотическая направленность любовь к своему отечеству, к родной земле, к своей культурной среде, к историческому прошлому своего народа.

4. Социальная направленность -  забота о благе и духовности собственной семьи, социальная активность.

Основные методы:  наглядный, словесный, практический, деятельностный.

Основные педагогические технологии: игровые, ИКТ, ТРИЗ, педагогика сотрудничества, индивидуально-дифференцированное обучение.

Направления работы:  

В рамках воспитательно-образовательного  процесса работа по реализации программы  осуществляется по следующим направлениям:

1. Методическое обеспечение.

2. Создание дошкольной методической и дидактической базы по ознакомлению с историей кубанского казачества,  духовно- нравственному воспитанию.

3. Проведение регулярных занятий, консультаций, бесед  с духовным наставником детей и родителей.  

4. Организация  работы студий и кружков в ДОУ по данной проблеме.

5. Участие в детсадовских, городских, районных мероприятиях.

6. Организация экскурсий с детьми и педагогами в школу, Храм, краеведческий музей.  

7. Организация социально-значимых дел, акций.

        

Механизм реализации программы:

Механизм реализации Программы учитывает современные формы и методы духовно-нравственного просвещения и воспитания.

В осуществлении Программы участвуют все педагоги ДОУ через реализацию кружков и студий.

Главные исполнители разрабатывают программы с определением конкретных работ, необходимых затрат по каждому мероприятию и источников их финансирования.

Координацию деятельности по управлению реализацией Программы осуществляет Совет детского сада и научно-методический совет  МУДО «ЦРО».

Структура реализации программы:

Воспитатель – руководитель кружка и студии – священнослужитель - музыкальный руководитель - родители

Прогнозируемый результат

В  результате осуществления программы должен повыситься интеллектуальный и  духовно – нравственный уровень детей, интерес к истории  кубанского казачества, культуры и традициям своих предков, патриотическое и гражданское сознание, будет сформирован элементарный  опыт нравственного поведения, милосердия, сострадания.

Формы работы с педагогами

  • педагогический совет
  • методический совет
  • консультации с духовным наставником  по вопросам православной педагогики
  • творческие лаборатории в ДОУ
  • педагогические гостиные педагогов и родителей

Формы работы с детьми

  • Занятия,  беседы, праздники, развлечения  по изучению истории и культуры кубанского казачества,  нравственного и духовно-нравственного содержания.
  • Рукоделие,  другие  виды творческой художественной деятельности детей по соответствующей тематике
  • Изучение  и введение в жизнь детей  казачьих игр
  • Проведение совместных праздников.
  • Просмотр  и создание видеофильмов,  использование аудиозаписей и мультимедийной продукции.
  • Экскурсии по историческим местам  города и района
  • Детская благотворительность.
  • Тематические вечера казачьей направленности
  • Организация выставок (совместная деятельность детей и родителей).
  • Творческие вечера детей.
  • Создание проектов «История казачьей семьи»
  • Встречи и консультации с духовным наставником

Формы работы с родителями:

  • родительские собрания;
  • лекторий для родителей;
  • день открытых дверей;
  • организация работы детско-родительского клуба «Казачьи посиделки»
  • проведение совместных мероприятий (выставки, конкурсы)
  • анкетирование и тестирование родителей
  • индивидуальные консультации специалистов;
  • наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы;
  • экскурсии;
  • совместные с родителями праздники, спектакли, именины детей.

Комплексный план по реализации программы «Мы с тобой казаки…»

Наименование мероприятия

Сроки

Ответственные

1.

Введение в расписание  занятий  работу кружков и студий

201-2012

Заведующая

Ст.воспитатель

2.

Организация кружков:

- «Любавушка»  - фольклорная группа  


- «Лоскуток» - народная вышивка, казачий  костюм.



- «Удалые казачата» - казачьи народные игры.


-Мы казаков внуки – умелые руки»  (кружок по изготовлению народных игрушек)


 


2010г.



2010г.




2011г.



2012г.





Муз.рук.

Командровская О.В.


Воспитатель подготовительной к школе группе

Михайленко М.Г.


Воспитатель Кожухарь Д.В.


Воспитатель Реснянская И.С.

3.

Семинар-практикум  для педагогов и родителей совместно с учителями «Казачьей школы» № 16  по теме «История кубанского казачества  и культуры в  нравственно-патриотическом воспитании дошкольников»

2010-2011 уч. год

Ст.воспитатель

Карпович Н.Н.

4.

Консультации:

- Что я знаю об истории  кубанских казаков?

- Традиционная культура кубанского казачества.

- Физическая подготовка  казака.

- Календарные праздники  и памятные даты  кубанских казаков.


Сентябрь 2010г.

Ноябрь 2010г.


Январь 2011г.

Март 2011г.


Ст.воспитатель



Воспитатель Реснянская И.С.


Воспитатель Кожухарь Д.В.

Муз.рук.

Командровская О.В.

5.

Включение в тематическое планирование  занятий по ознакомлению с историей, культурой, кубанских казаков. Раздел «Социальный мир», 2 занятия в месяц.  


 С 1 сентября 2010 г.

2 раза в месяц

   


Ст.воспитатель

6.

Организация и проведение праздников:


-  Праздник Спас

-  Праздник  Казанской Божьей матери

- Зимние святки, Рождество

- Масленица

- Пасха

-Троица.







Ежегодно




Муз.рук.,

воспитатели групп

Создание методической и дидактической базы по духовно- нравственному воспитанию.

1.

Создание мультимедийной продукции по ознакомлению с историей и культурой кубанского казачества


январь- март 2012г.

   Ст.воспитатель

2.

Оформление альбома «Казачьи народные игры»

 Февраль 2011г.

Воспитатель

Кожухарь Д.В.

3.

Разработка конспектов занятий по ознакомлению детей  с историей и культурой кубанского казачества

2010-2012 уч. год

Воспитатели групп

4.

Создание проектов «История моей семьи», «Традиции и обычаи кубанской семьи»


Декабрь 2011г.

Воспитатели групп

5.

Разработка сценариев праздников и развлечений по данной теме

2010-2011 уч. год

Воспитатели групп

6.

Разработка планов работы кружков и студий казачьей направленности

2010-2011 уч. год

Ст.воспитатель. воспитатели групп

7.

Проведение занятий по основам православной культуры священнослужителем  по заявлениям родителей


1 раз в неделю

Священнослужитель Отец Алексей

8.

 Организация  работы театральной студии совместно с группой детей Воскресной школы


1 раз в месяц

Руководитель студии

Лаптева И.В.

9.

Беседы с родителями по вопросам духовно-нравственного воспитания

1 раз в месяц

Ст.воспитатель

10.

Участие дошкольников  в акциях милосердия, проводимых в районе


1 раз в квартал

Ст.воспитатель

11.

Участие в  городских православных праздниках, праздниках семьи, города, района

Согласно

плану

Ст.воспитатель

12.

Конкурсы детского рисунка на темы:

- Рождество Христово

- Поздравительная открытка  к пасхе

- Празднуем Масленицу

- Праздник Спас в казачьей семье



Ежегодно

Январь

Апрель

Март

Август

Ст.воспитатель,

воспитатели групп

13.

Организация работы малой Кубанской ярмарки

Ежегодно

октябрь

Ст.воспитатель,

воспитатели групп

14.

Организация  декоративно – прикладной выставки «История Кубани - моя история»  


1 раз в год

апрель

Ст.воспитатель,

воспитатели групп

15.

Проведение казачьих  игр совместно с учащимися «Казачьей школы»

2 раза в год

Ст.воспитатель,

воспитатели групп

16.

«Светлый праздник Рождества» - конкурс новогодних рождественских открыток, рисунков, плакатов среди детей детского сада, Воскресной школы и учащихся «Казачьей школы»


январь

ежегодно

Ст.воспитатель,

воспитатели групп

17.

Организация и проведение спортивных соревнований, посвященных памятным и историческим датам, православным землякам


Согласно плану

Ст.воспитатель,

воспитатели групп

Организация экскурсий

1.

Экскурсия по городу, посещение исторических памятников

1 раз в год

Ст.воспитатель,

воспитатели групп

2.

Экскурсия в храмы города

2 раза в год

Ст.воспитатель,

воспитатели групп

3.

Экскурсии в музей семьи Степановых, на казачье подворье в х.  1 мая.

2 раза в год

Ст.воспитатель,

воспитатели групп

Организация социально-значимых дел, акций

1.

Акция «Берегите птиц»

апрель




Ст.воспитатель,

воспитатели групп

2.

Акция «Милосердия»

январь

3.

Операция «Забота»

май

4.

Операция «Помогаю маме»

март

5.

Операция «Добавь уюта в кубанскую хату»

1 раз в квартал

6.

Акция «Чистый город »

1 раз в месяц


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексно целевая программа по нравственно-патриотическому воспитанию

   Цели и задачи программы:Воспитывать патриотические чувства на конкретных примерах, исторических событиях, на народных традициях.Сформировать представления о географическом ра...

Конспект ОД по музыкальному развитию в старшей группе «Мы с тобою казаки»

методическая разработка ОД по ознакомлению с творчеством кубанских казаков, посредством музыкального развития...

Мы с тобой казаки

Сценарий для старшей группы...

Сценарий музыкального праздника " Мы с тобою казаки-дети русского поля"

В последние годы в нашей стране уделяется особое внимание истории укладу жизни россиян. Знания детей о быте, обычаях, традициях народа формируются на основе особой привлекательности, эмоциональности, ...

«Реализация комплексно-целевой оздоровительной программы по здоровьесбережению в условиях МДОУ»

Здоровье – одно из основных условий, определяющих возможности полноценного физического и психического развития ребенка.Мы понимаем, что сохранение и укрепление здоровья дошкольников – явля...

Проект Мы с тобой казаки

Познавательно-творческий проект для детей, музыкального руководителя и воспитателей. ...

Проект по духовно-нравственномувоспитанию «Календарные обрядовые праздники как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к культурно-историческому наследию Донского края»

Проектпо духовно-нравственномувоспитанию«Календарные обрядовые праздники как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к культурно-историческому наследию Донского кр...