Рабочая образовательная программа по нравственно - патриотическому воспитанию дошкольников г.Москвы
рабочая программа на тему

Сергеева Светлана Васильевна

Рабочая программа по нравственно - патриотическому воспитанию дошкольников г.Москвы, с учетом региональных программ Москвы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obrazovatelnaya_programma.doc148 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая образовательная программа по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников г. Москвы, района Косино - Ухтомский.

«Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, 
к родному городу – задача первостепенной 
важности, и нет необходимости это доказывать.
Но как воспитать эту любовь? 
Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. 
Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит 
в любовь к своему государству, к его истории,
его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».

   Основой программы являются  региональные программы г. Москвы: «Столичное образование на 2012- 2016 г.г.», «Патриотическое воспитание населения г. Москвы на 2012-2018 г.г.».

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Цель программы: духовно – нравственное и патриотическое  воспитание детей дошкольного возраста в условиях социального партнерства, создание условий, где каждый ребенок сможет развить свои личностные качества, свою активность, освоение им первоначальных представлений социального характера и включения его в систему социальных отношений.

Задачи:

-Воспитывать у ребенка любовь и привязанность к своей семье, родному дому, детскому саду, улице, городу;

- На примере ближнего природного и социального окружения познакомить дошкольников с окружающим миром, помочь ему осознать свое место в нем;

- Воспитывать дошкольников, развивая заботливое отношение к природе, к людям, своему району, к своей «малой Родине»;

- Знакомить детей с символами района, города Москвы и  Российского государства (герб, флаг, гимн);

- Воспитывать чувство гордости за достижения района, города  и страны в целом;

- Формировать толерантность, чувства уважения к другим народам, их традициям.

  ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка. Происходит это благодаря множеству факторов, способствующих духовному развитию дошкольников.  Чувство любви к родной природе – еще одно из слагаемых патриотизма. Именно воспитанием любви к родной природе, можно и нужно развивать нравственно - патриотическое чувство дошкольников: ведь природные явления и объекты, окружающие ребенка с его появления на свет, ближе ему и легче для его восприятия, сильнее воздействуют на эмоциональную сферу.

   Мы считаем, что раскрытие личности в ребенке полностью возможно через включение его в культуру и историю собственного народа, через знакомства его с природой родного края. Интерес к истории не возникает вдруг, а воспитывается с детства, т.к. в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.

Разделы построения программы:

   Реализация содержания программы происходит через разнообразные формы организации деятельности детей, включая НОД по социально – природному миру, игры, экскурсии, нерегламентированную деятельность детей: встречи с интересными людьми; чтение, рассказывание детям.  Знакомство с художественно литературой; рассматривание картин, фото, карт, схем и т.д. Беседы, интервью, викторины.  Художественная деятельность детей: рисование, лепка, музыка, художественный труд. Труд в природе; игры; праздники и развлечения.

  Все виды обучения и воспитания дадут желаемый эффект, если будут осуществляться в формах сотрудничества, сопереживания, сотворчества, совместной деятельности взрослых и детей.

Освоение содержания идет по степени понимания детьми предложенного материала. От 1-го к 3-му разделу содержание программы расширяется, концентрируясь вокруг личности ребенка, его «Я». В этом суть личностно-ориентированного подхода в работе с детьми. Систему работы можно представить следующим образом:

семья→детский сад→родная улица→ родной район→родной город →родная страна

  Образовательный материал по сложности и объему нарастает от одного возрастного этапа к другому. На каждой последующей возрастной ступеньке закрепляется и совершенствуется достигнутое ребенком на предыдущей. В основу составления и реализации программы положен креативный подход. Каждый педагог может сам подобрать и творчески разработать свои занятия и другие формы работы, проводимые с детьми, подключая к работе социальных партнеров.

 Часть программного материала усваивается в повседневной жизни через нерегламентированную и свободную деятельность детей, через общение с разными людьми.

   Задача педагога — создать условия для формирования нравственно- патриотических чувств у детей, и собственным поведением, личным примером воспитывать гражданина России. Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном городе, родном районе,  той местности, где они живут. Причем темы повторяются в каждой группе. Изменяются только содержание, объем познавательного материала и сложность, следовательно, и длительность изучения.

РАЗДЕЛ 1. «Я и МОЯ СЕМЬЯ»

  Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видят пред собой дошкольники, чему изумляются и что вызывает отклик у них в душе. Эти впечатления еще не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие играют огромную роль в становлении личности. Положительное отношение в семье к близким формируется с первых дней жизни ребенка. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. В духовном и нравственном  воспитании детей дошкольного возраста очень важным является пример взрослых, особенно близких для ребенка людей, на конкретных фактах из жизни  старших членов семьи (дедушек и бабушек).  Корни каждого – в истории и  традициях семьи, своего народа, прошлом района, города и страны.

Требования к уровню освоения содержания раздела «Я и моя семья»

Ребенок должен иметь представления:

- о семье, семейных и родственных отношениях;

- о семье, поступках и действиях, добром отношении к близким;

- о том, как поддерживаются родственные связи (переписка, разговор по телефону, посещения), как проявляются в семье забота, любовь, уважение друг к другу;

- о некоторых культурных традициях своей семьи, любимых занятиях членов семьи.

ЗНАТЬ:

- свое имя, отчество, фамилию, пол, возраст, дату рождения, место жительства, адрес, номер телефона, членов семьи, ближайших родственников, место работы родителей;

- родственников, близких и далеких, как их звали.

-  как чтят память предков;

-  кто в роду защищал свою страну от врагов и чем отличился в мирное время;

-  свою родословную;

- семейные традиции и праздники;

Раздел 2. «Я И ПРИРОДА»

  Здесь ребенок узнает о незнакомых животных и растениях ближайшего природного окружения и различных природных зон. Знакомый материал пополняется новыми фактами, яркими характеристиками. У детей возрастает интерес к познавательной деятельности, завершается работа по систематизации знаний. В данном разделе идет привлечение детей к экологически ориентированной деятельности, совершенствуется трудовая деятельность, ей придается экологическая направленность. Дети учатся анализировать наблюдаемое в природе, делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязи, элементарно прогнозировать последствия воздействия на объекты природы; у них формируются элементы экологического миропонимания.

Требования к уровню освоения содержания раздела «Я и природа»

Ребенок должен иметь представления:

-  о мире природы, как целостной взаимосвязанной системе;

- о богатстве природных ресурсов нашей страны. Природном богатстве Москвы и Московской области, района Косино - Ухтомский: лесными, природными ресурсами (реки, горы, озера), животными, рыбами, птицами;

- представления о заповедниках нашей страны, о редких животных и растениях

ЗНАТЬ:

-  природные богатства нашей страны и Московской области;

-  различные природно-климатические зоны (тайга, лес, степь и др.);

-  виды ландшафта (горы, равнина, тайга, степь);

УМЕТЬ:

-  проявлять осознанное и бережное отношение к природе;

Раздел 3. «Я И МОЯ РОДИНА»

  В этом разделе детям необходимо дать знания о Москве, некоторые сведения о ее истории, достопримечательностях, о том, что родной город, район  славен своей историей, традициями, памятниками, лучшими людьми.

  Город Москва – главный город России,  малая Родина. Географическое положение. Уникальность природы. Реки, озера. Город хранит свою культуру, представленную в музеях, История Московского кремля как величайшего памятника страны.  Символы страны: официальные (гимн, герб, флаг), неофициальные (Кремль, колокола, береза). Каждый человек, который любит свой город, заботится о его чистоте, поддерживает красоту, созданную руками других людей.

 Россия – огромная многонациональная страна, в которой живут люди разных национальностей со своими традициями и обычаями. В ней много городов, сел, деревень. Люди в России говорят на разных языках.

  Земля – наш общий дом, на Земле много разных стран. Расположение разных стран, заинтересовавших детей, на карте, глобусе. Важность мирного существования со всеми народами, знания и уважения их культуры, обычаев и традиций.

Требования к уровню освоения содержания раздела «Я и моя Родина»

Ребенок может иметь представления:

- о районе Косино – Ухтомский, его достопримечательностях,  его жителях;

-  о Российской Федерации и городе Москве;

-  о карте Москвы и района Косино- Ухтомский, гербах  и флагах города и района;

-  о государственной символике;

- о людях разных национальностей, их обычаях, о традициях, фольклоре, труде;

ЗНАТЬ:

- свой район, некоторые сведения об его истории, достопримечательностях;

- знать свой адрес, улицу, близлежащие учреждения их назначение;

- знать, что родной район славен своей историей, традициями,

достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми;

-  название страны, ее главного города;

- имена отдельных знаменитых граждан и героев Отечества и  Москвы;

- флаг России, герб России, герб родного города;

- гимн России;

- знать о том, что нашу  страну населяют люди разных национальностей; у

каждого народа свой язык, обычаи и традиции, искусство и архитектура; каждый народ талантлив и богат умельцами, музыкантами, художниками и т.д.

- знать другие города России;

УМЕТЬ:

- приводить примеры достопримечательностей России, города Москвы, родного района;

- показывать на карте и глобусе Россию и Москву;

- эмоционально откликаться, сопереживать событиям, происходящим в стране, городе и родном районе;

Содержание психолого-педагогической работы

№п/п

Раздел

Цель

Программно - методическое обеспечение

1

«Я и МОЯ СЕМЬЯ»

-дать представления о семье, семейных и родственных отношениях;

-дать представления о родственных связях;

-познакомить с семенной родословной и знаменитыми семейными событиями;

-познакомить с семейными традициями.

1.«Нравственно - патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» Ветохина А.Я., Дмитриенко З.С. и др.

2.«Наследие. И быль, и сказка» Соловьева Е.В.

3.«Наследие. Программа по приобщению детей к традиционной отечественной культуре» Соловьева Е.В., Царенко Л.И.

4.«Нравственное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации» Петрова В.И., Стульник Т.Д.

5.«Мы живем в России» Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е.

6.«Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников» Маханева М.Д.

7.«Занятия по патриотическому воспитанию в детском саду» Кондрыкинская Л.

8.«Дошкольникам о родной стране» Виноградова Н.Ф.

9.«Дошкольникам о Москве и родной стране» Смирнова Т.В., Филиппова Т.Ю.

10.«Патриотическое воспитание дошкольников» Алешина Н.В.

11.«Мы живем в России»  Степанов В.

12.«Патриотическое воспитание детей 4-6 лет» Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф.

13.«Мой родной дом» Аропова- Пискарева Н.

14.«Воспитывая маленького гражданина» Ковалева Е.В.

15. «Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания»  / А. А.Лопатина, М.В. Скребцова.

16.«Экологические проекты в детском саду» Масленникова О.М.

17. Инновационная программа «Непреходящие ценности малой Родины» Е.В.Пчелинцева

18. Программа «Я, ты, мы» Князева О.М., Стеркина Р.Б.

19.Программа «Я- человек» Козлова С.А.

20.Программа «Открой себя» Рылеева Е.В.

21.Программа «Наследие» Новицкая М.М., Соловьева Е.В.

22. «Родные сказки. Нравственно- патриотическое воспитание» Шорыгина Т.А.

23. «Знакомим дошкольников с семьей и родословной» Ривина Е.К.

24. «Добро пожаловать в экологию. Детские экологические проекты. ФГОС» Воронкова О.А.

25. «Экологические проекты в детском саду» Масленникова О.М., Филиппенко А.А.

26. «Экология для малышей. Для занятий с детьми от 6 до 7 лет» Денисова Д.

27. «Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников» Аксенова З.

28. «Экологический марафон: игры, фестивали, программы для дошкольников» Турыгина С.В.

29. «Мир растений: экологические наблюдения и эксперименты в детском саду» Иванова А.И.

30. «Экологическая работа в ДОУ. Методическое пособие» Чернякова В.Н.

31. «Воспитание любви к природе у дошкольников. Экологические праздники, викторины, занятия и игры» Вакуленко Ю.А.  

32. «Система экологического воспитания ДОУ» Горбатенко О.Ф.

33. «Фольклорно - экологические занятия с детьми старшего дошкольного возраста» Лапшина.

34. «Напиши письмо сове. Книга для детского сада. Экологический проект» Рыжова Н.А.

2

«Я И ПРИРОДА»

Природные ресурсы:

Реки: Москва - река, Яуза, Неглинка, Раменка и др.

Озера: Белое, Святое, Черное и др…

Мир животных

Познакомить с животными Московской области: ондатра, ласка, гороностай, медведь,

барсук, марал, лиса, лось, волк, заяц, белка и др.

Познакомить детей с животными Московской области, занесенными в Красную книгу Московской области: бурый медведь, европейская норка, речная выдра и др.

Земноводные,  занесенные в Красную книгу Московской области: прыткая  ящерица, обыкновенный  уж,  обыкновенная гадюка, зеленая жаба и др.

Мир растений

Познакомить с растениями родного края: береза, ель, сосна, кедр, лиственница, тополь, липа,

осина и др.

Познакомить с лесными ягодами: лесная земляника, голубика, брусника, малина, и др.

Познакомить детей с растениями,  занесенными в Красную книгу Московской области: хвощ пестрый, ландыш майский,  ирис, или касатик безлистный, и др.

Познакомить с птицами родного края: дятел, свиристель, воробей, ворона, кукушка, сорока, клест, синица и др.

Птицы, занесенные в Красную книгу Московской области: серый гусь, лебедь кликун,  беркут, черный аист и белый аист и др.

Познакомить с грибами,  растущими в лесах Москвы и Московской области: сыроежки, маслята, грузди, лисички,

подосиновики, подберезовики, опята, волнушки и др.

Ядовитые грибы: мухомор красный, бледная поганка.

3

«Я И МОЯ РОДИНА»

-дать представления о районе, в котором живут дети, о его достопримечательностях,

знаменитых людях;

-познакомить со столицей России–  главный город Москва (гимн, герб, флаг, карта Москвы);

-отдельными знаменитыми жителями Москвы;

-познакомить с государственной символикой;

-знакомить с традициями и культурой русского народа;

-воспитывать толерантное отношение к людям разных национальностей, их обычаям, традициям, фольклору, труду.

Примерное комплексно - тематическое планирование

№п/п

Раздел

Тема

Цель

Форма проведения

Социальные партнеры

1

«Я и моя семья»

«Моя семья»

-формировать представление о семье,  как о людях, которые

живут вместе, любят друг друга,

заботятся друг о друге.

-воспитывать желание

заботиться о близких, развивать чувство гордости за свою семью

Проект

(презентация)

Выставка

фотографий

«Моя семья»

Составление

фотоальбомов, родословных, семейного древа и т.д.

родители

«Мои

ближайшие

родствен-ники»

-развивать

самопознание и

воспитывать у ребенка уважение к близким.

-помочь ребенку осознать себя в ближайшем окружении родственником.

-вызвать желание рассказывать о

взаимоотношениях между детьми

и взрослыми в семье

НОД

Фотогазета

«Мои

родствен-ники»

фотоальбом

родители

«Я люблю свой

детский сад»

-познакомить с историей строительства детского сада.

-воспитывать любовь и уважение к взрослым, работающим в детском саду

Экскурсии

Выставка

фотографий о

истории детского сада

родители

педагоги ДОУ

«Я и мое имя»

-познакомить с историей русских

имен, со значением имени для человека.  

 -научить вежливо

обращаться друг к другу.

-воспитывать

доброжелательность.

НОД

развлечение

проект

презентация

родители

«При солнышке

тепло – при

матери добро»

-познакомить с поэтическими и

художественными

произведениями поэтов о матери.

-воспитывать любовь и уважение к своей маме

Занятие

Развлечение

Выставка книг

родители

2

«Я И ПРИРОДА»

«Волшебница

осень»

-показать детям красоту родной природы в осенний период.

-обобщить и систематизировать

знания детей о приметах осени,

-вспомнить пословицы и поговорки.

 -развивать

наблюдательность.

 -воспитывать

любовь к родной природе.

НОД

экскурсия

проект

презентация

досуг

родители

«Могучая Москва- река»

-дать детям знания о природных богатствах Москвы – о Москва - реке

- познакомить с

легендами о реках Москвы и Московской области, с тем, какую

роль они играют в жизни человека.

-учить видеть красоту реки.

-воспитывать бережное

отношение к реке.

НОД

экскурсия

проект

презентация

досуг

родители

«Что такое

заповедник?

Красная книга

Москвы и Московской области»

-познакомить детей с понятием «заповедник», с Красной книгой Москвы и Московской области.

-формировать у детей

ответственное и бережное отношение к родной природе.

-воспитывать у детей чувство гордости, что на нашей родной земле люди берегут, охраняют природу.

НОД

экскурсия

проект

презентация

досуг

родители

школа

библиотека

«Птицы родного

края»

-познакомить с птицами, живущими на территории Москвы и Московской области, их внешнем виде, повадках.

-развивать любовь к родной природе.

 -воспитывать любовь к

окружающей среде.

НОД

экскурсия

проект

презентация

досуг

развлечение

родители

«Войди в

природу

другом»

-закрепить знания о растительном мире родного края.

-развивать

физические качества (силу, ловкость,  выносливость).

-воспитывать бережное

отношение к природе.

НОД

экскурсия

проект

презентация

досуг

развлечение

спортивный праздник

родители

«Легенды об

озерах района Косино- Ухтомский»

-познакомить с легендами об озерах родного района.

-воспитывать желание

охранять природу родного края.

беседа

проект

презентация

досуг

родители

«Первоцветы»

-продолжать знакомить с цветами, растущими на территории Москвы и Московской области.

-воспитывать желание охранять природу родного края.

беседа

проект

презентация

досуг

родители

«Деревья

Москвы»

-продолжать знакомить с деревьями, растущими на

территории Москвы и Московской области.

-воспитывать желание охранять и преумножать природу родного края

экскурсия

беседа

проект

презентация

родители

«Прилетели к

нам грачи»

-продолжать знакомить детей с перелетными птицами.

-развивать

познавательный интерес.

-воспитывать заботливое

отношение к птицам.

экскурсия

беседа

проект

презентация

родители

«Обитатели

водоемов Москвы»

-дать детям знания о среде обитания рыб,

-развивать

познавательную активность,

-воспитывать культуру поведения

на водоемах.

экскурсия

беседа

проект

презентация

родители

«Насекомые

родного края»

-рассказать об особенностях данного вида живой природы,

- развивать любознательность,

-воспитывать интерес к живой природе

беседа

проект

презентация

экскурсия

выставка

родители

«Лекарственные

растения

Москвы»

-познакомить детей с

распространенными

лекарственными травами,

растущими на территории Москвы и области.

-воспитывать любовь и

бережное отношение к родной природе

беседа

проект

презентация

экскурсия

выставка

родители

«Я И МОЯ РОДИНА»

«Район  на

окраине

Москвы»

-познакомить детей с историей района Косино- Ухтомский, местоположением, особенностями

застройки, его достопримечательностями.

 -воспитывать

гордость и уважение к жителям родного района

беседа

проект

презентация

экскурсия

выставка

родители

«Русские

посиделки»

- прививать любовь к русскому народному фольклору и русским

народным играм;

 -развивать познавательный интерес.

досуг

праздник

развлечения

беседа

проект

презентация

экскурсия

выставка

родители

«Русская изба»

-дать представление о жилище наших предков,

- развивать

познавательный интерес к истории своего народа

беседа

экскурсия

проект

родители

«Русские

народные

сказки»

-продолжать знакомить с русскими народными  сказками.

-воспитывать любовь к народным сказкам.

выставка

гостиная

проект

библиотека

родители

«Москва –

столица России»

-создать у детей образ Москвы – столицы главного города России.

-расширять их кругозор

сведениями о древней и Современной Москве

выставка

беседа

проект

презентация

родители

«Наша Родина –

Россия»

-расширять представления детей о

России.

-воспитывать чувство

гордости за Россию.

выставка

беседа

проект

презентация

родители

«Какого цвета

Родина?»

-познакомить детей

дошкольного возраста с символами России

 -воспитывать

уважение к символике России.

выставка

беседа

проект

презентация

родители

«Символы

России»

-познакомить с основными

неофициальными символами

России.

-воспитывать любовь и уважение к родине, ее истории.

выставка

беседа

проект

презентация

макет

родители

«Масленица»

-прививать любовь к русскому народному фольклору и русским

народным играм; - развивать

познавательный интерес.

-воспитывать любовь и уважение к Родине, ее истории и культуре

праздник

развлечение

досуг

презентация

родители

«Русский

народный

костюм»

-расширять представления о

русском костюме.

-развивать

любознательность.

 -воспитывать

уважение к национальной

одежде.

проект

выставка

беседа

изготовление кукол в национальном костюме

родители

«Земля- планета,

на которой мы

живем»

-воспитывать в детях чувство любви к Родине;

-формировать у

детей представление о карте и глобусе нашей планеты;

-воспитывать в детях радость того, что мы родились и живем

на планете Земля.

проект

макет

НОД

родители

«Главный

праздник – День

Победы»

-дать детям знания о Великой

Отечественной войне,

-формировать элементарные представления об истории Отечества.

 -воспитывать

уважение к подвигу своего народа во время Великой Отечественной войны.

концерт

проект

досуг

экскурсия

беседа

встречи

родители

Совет ветеранов района Косино- Ухтомский

школа

«Люблю березку

русскую»

-дать знания о символе русского народа – березке.

 -прививать

любовь к русскому народному

фольклору и русским народным

традициям;

- развивать

познавательный интерес.

-воспитывать любовь к природе родной страны.

проект

литературная гостиная

презентация

родители

школа

библиотека

При реализации регионального компонента ООП детского сада большую роль играет сотрудничество с семьями  воспитанников.

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ

При организации совместной работы дошкольного образовательного учреждения с семьями соблюдаются основные принципы:

  • открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок);
  • сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;
  • создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;

Главная цель педагогов дошкольного учреждения – профессионально помочь семье в воспитании детей, при этом, не подменяя ее, а дополняя и обеспечивая более полную реализацию ее воспитательных функций:

  • развитие интересов и потребностей ребенка;
  • распределение обязанностей и ответственности между родителями в постоянно меняющихся ситуациях воспитания детей;
  • поддержка открытости во взаимоотношениях между разными поколениями в семье;
  • выработка образа жизни семьи, формирование семейных традиций;
  • понимание и принятие индивидуальности ребенка, доверие и уважение к нему как к уникальной личности.

Данная цель реализуется через следующие задачи:

  • воспитание уважения к детству и родительству;
  • взаимодействие с родителями для изучения их семейной микросреды;
  • повышение и содействие общей культуры семьи и психолого-педагогической компетентности родителей;
  • использование с родителями различных форм сотрудничества и совместного творчества, исходя из индивидуально-дифференцированного подхода к семьям.

Характеристики форм взаимодействия с семьями воспитанников

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

  • Организация целенаправленной работы по пропаганде здорового образа  жизни среди родителей.
  • Согласование с родителями индивидуальных программ оздоровления, профилактических мероприятий, организованных в ДОУ.
  • Использование интерактивных методов для привлечения внимания родителей к физкультурно-оздоровительной сфере: организация конкурсов, викторин, проектов, развлечений и т.п.
  • Пропаганда и освещение опыта семейного воспитания по физическому развитию детей и расширения представлений родителей о формах семейного досуга.
  • Проведение дней открытых дверей, вечеров вопросов и ответов, совместных развлечений с целью знакомства родителей с формами физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ.

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

  • Познавательно-игровые мини-центры для взаимодействия родителей с детьми в условиях ДОУ,
  • Выставки продуктов детской и детско-взрослой деятельности (рисунки, поделки, рассказы, проекты и т.п.)
  • Совместные досуги и мероприятия на основе партнёрской деятельности родителей и педагогов.
  • Открытые мероприятия с детьми для родителей.
  • Посещение культурных учреждений при участии родителей (театр, библиотека, выставочный зал и др.) с целью расширения представлений об окружающем мире, формирования адекватных форм поведения в общественных местах, воспитания положительных эмоций и эстетических чувств.
  • Организация партнёрской деятельности детей и взрослых по выпуску семейных газет и журналов; создания продуктов творческой  художественно-речевой деятельности (тематические альбомы с рассказами и т.п.).
  • Совместные досуги, праздники, музыкальные и литературные вечера на основе взаимодействия родителей и детей.
  • Совместные наблюдения явлений природы, общественной жизни с оформлением плакатов, которые становятся достоянием группы. Помощь родителей ребёнку в подготовке рассказа или наглядных материалов (изобразительная деятельность, подбор иллюстраций и др.).
  • Создание в группе тематических выставок при участии родителей: «Дары природы», «История вещей», «Родной край», «Любимый город», «Профессии наших родителей», «Транспорт» и др.
  • Совместная работа родителей с ребёнком над созданием семейных альбомов «Моя семья», «Моя родословная»,  «Я живу в Москве»,  «Как мы отдыхаем» и др.
  • Создание тематических выставок детских книг при участии семьи.
  • Совместное создание тематических альбомов экологической направленности «Птицы», «Животные», «Рыбы», «Цветы» и т.д.
  • Воскресные экскурсии ребёнка с родителями по району проживания, городу с целью знакомства. Совместный поиск исторических сведений о нём.
  • Совместный поиск ответов на обозначенные педагогом познавательные  проблемы в энциклопедиях, книгах, журналах и других источниках.
  • Игротека в детском саду с приглашением родителей и других членов семьи.
  • Тематические литературные и познавательные праздники «Вечер сказок», «Любимые стихи детства» с участием родителей.
  • Совместные выставки игр-самоделок с целью демонстрации вариативного использования бросового материала в познавательно-трудовой деятельности и детских играх.
  • Совместное формирование библиотеки для детей (познавательно-художественная литература, энциклопедии).

СОЦИАЛЬНО- КОММУНИКАТИВНОЕ  РАЗВИТИЕ

  • Организация совместных с родителями прогулок и экскурсий по городу и его окрестностям, создание тематических альбомов.
  • Разработка индивидуальных программ взаимодействия  с родителями по созданию предметной среды для развития ребёнка.
  • Создание фотовыставок, фотоальбомов «Я и моя семья», «Моя родословная», «Мои любимые дела», «Моё настроение».
  • Аудио- и видеозаписи высказываний детей по отдельным проблемам с дальнейшим  прослушиванием и обсуждением проблемы с родителями (За что любишь свой дом? Кто в твоём доме самый главный? Кто самый добрый? За что ты себя любишь?  и  др.).

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

  • Совместная организация выставок произведений искусства (декоративно-прикладного) с целью обогащения художественно-эстетических представлений детей.
  • Организация и проведение конкурсов и выставок детского творчества.
  • Организация мероприятий, направленных на распространение семейного опыта художественно-эстетического воспитания ребёнка («Круглый стол», средства массовой информации, альбомы семейного воспитания и др.).
  • Встречи с родителями в «Художественной гостиной».
  • Участие родителей и детей в театрализованной деятельности,  совместная постановка спектаклей, создание условий, организация декораций и костюмов.
  • Организация совместной деятельности детей и взрослых по выпуску семейных газет.
  • Проведение праздников, досугов, литературных и музыкальных вечеров с привлечением родителей.
  • Приобщение к театрализованному и музыкальному искусству через аудио- и видеотеку.
  • Создание игротеки по художественно-эстетическому развитию детей.
  • Организация выставок детских работ и совместных тематических выставок детей и родителей.
  • Сотрудничество с культурными учреждениями города с целью оказания консультативной помощи родителям.
  • Организация тренингов с родителями по обсуждению впечатлений после посещений культурных центров города.
  • Создание семейных клубов по интересам.
  • Организация совместных посиделок.
  • Совместное издание литературно-художественного  журнала (рисунки, сказки, комиксы, придуманных детьми и их родителями).
  • «Поэтическая гостиная». Чтение стихов детьми и родителями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников «Смоленский край, навек любимый!»

Мы живем в век быстрого развития коммуникаций и все большей мобильности. Изменилась не только жизнь, но и мы сами. Мы гораздо больше, нежели раньше, знаем о себе и своей стране, больше видим, на...

Призентация по самообразованию Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников Тема Москва- мой любимый город

Особенности взаимодействия педагога с родителями в ДОУ. Нравственно-патриотичкское воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города при взаимодействии с р...

ПРОГРАММА ПО НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ «МЫ ВМЕСТЕ»

Данная программа расчитана на детей старшего дошкольного возраста. Цель: формирование нравственно-патриотического отношения и чувства сопричастности к семье, к родному посёлку, к природе, культуре на ...

Программа по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников «Родной свой край люби и знай!»

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Будущее страны зависит от духовного потенциала подрастающего поколения: его ответственности, честности,...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ФИЗКУЛЬТУРНО-МАССОВЫЕ МЕРОПРИЯТИ "ПАТРИОТИЗМ НАЧИНАЕТСЯ С ДЕТСТВА" ДЛЯ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ

Предложенная в данной программе система работы содействует созданию условий для патриотического воспитания дошкольников, способствует удовлетворению возрастных потребностей, позитивной социализации, м...

Программа по дополнительной образовательной деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников «Родные истоки»

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна их наиболее важных. Русская история богата яркими событиями, пронизана великой силой духа, богатырскими подвигами, воспетыми в ...

дополнительная образовательная программа кружка «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников»

Самое нужное и самое трудное для семьи и для страны – это воспитать человека. Нравственно - патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учрежден...