Социально-коммуникативное развитие детей среднего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре
статья (средняя группа)

Статья предназначена как для педагогов дошкольных учреждений, так и для родителей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sots_razvitie.docx123.13 КБ

Предварительный просмотр:

«Социально-коммуникативное развитие детей среднего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре.»

Выполнила воспитатель: Шапкина Е.А

Содержание

Введение        2

Глава I. Теоретические основы социально – коммуникативного развития детей дошкольного возраста        6

1.1 Анализ психолого - педагогической литературы по проблеме социально – коммуникативного развития детей дошкольного возраста        6

1.2 Особенности развития детей старшего дошкольного возраста        9

1.3 Сюжетно – ролевая игра как средство социально – коммуникативного развития детей дошкольного возраста        12

Выводы по Главе I        20

Глава II. Экспериментальное изучение социально – коммуникативного развития детей дошкольного возраста в сюжетно – ролевой игре        21

2.1 Цели и задачи исследования        21

2.2 Организация сюжетно – ролевой игры        23

2.3 Анализ результатов исследования        26

Выводы по Главе II        29

Заключение        30

Список использованных источников        32

Введение

 Актуальность

Сегодня в соответствии с федеральным государственным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО), социализация личности дошкольника и его коммуникативное развитие выделены в одну образовательную область под название «Социально-коммуникативное развитие». Подобное объединение направлений развития ребенка неслучайно – оно является актуальным и закономерным.

Социальная среда личности сегодня является решающим фактором ее развития. Она обеспечивает полноценную практику взаимодействия речевого общения.

Следовательно, главная задача государства и общества по отношению к детям дошкольного возраста – обеспечение оптимальных условий для развития их индивидуальных способностей, возможности саморегуляции, формирование у ребёнка основ уважительного отношения к окружающим, умения общаться и взаимодействовать, приобщение к общечеловеческим ценностям.

В соответствии с ФГОС ДО, одной из важнейших задач в воспитании детей является «создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром».

Одной из форм практической деятельности по оптимизации процесса социально-коммуникативного развития дошкольников считается применение игровых технологий.

Через игру ребенок проникает в мир взрослых, вступает с ними во взаимодействие. Социальные отношения являются основой в развитии интеллекта, речи и мышления, так как деятельность и слово помогают развитию мышления.

В игре происходит первичная эмоционально-действенная ориентация в смыслах человеческой деятельности. У ребенка при этом возникает осознание своего места в системе отношений взрослых и желание быть взрослым.

При этом и другие виды детской деятельности тоже могут влиять на формирование новых потребностей, но ни в одном виде деятельности нет такого эмоционально наполненного вхождения в жизнь взрослых как в игре.

Так как содержание ролей направлено, в первую очередь, на нормы отношений между людьми, то основным содержанием игры являются нормы поведения, которые существуют среди взрослых. Играя, ребенок как бы переходит в развитой мир высших форм человеческой деятельности, в мир правил человеческих взаимоотношений.

Всё вышеизложенное определяет противоречие исследования между необходимостью развития социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста и недостаточным применением соответствующих средств развития данных навыков у детей рассматриваемой категории в дошкольной образовательной организации.

Проблема исследования: возможно ли применение сюжетно-ролевой игры в качестве средства развития социально-коммуникативных навыков у детей среднего дошкольного возраста?

Объект исследования: процесс развития социально-коммуникативных навыков у детей среднего дошкольного возраста.

Предмет исследования: сюжетно – ролевая игра, как средство развития социально – коммуникативных навыков у детей среднего дошкольного возраста.

Гипотеза: развитие коммуникативных навыков дошкольников средствами сюжетно-ролевой игры будет осуществляется в полной мере, если:

  • при организации игровой деятельности будут учитываться интересы детей и их индивидуальные особенности;
  • комплексы игр будут использоваться целенаправленно и систематически и соответствовать коммуникативным задачам;
  • в играх будут использоваться разнообразные игровые приемы и игровые ситуации, направленные на развитие социально-коммуникативных навыков детей среднего дошкольного возраста.

Целью исследования является рассмотрение вопроса социально – коммуникативного развития детей дошкольного возраста в сюжетно – ролевой игре.

В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования были выполнены следующие задачи:

  1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.
  2. Изучить особенности развития детей среднего дошкольного возраста.
  3. Рассмотреть роль сюжетно-ролевой игры в формировании социально-коммуникативных навыков у детей среднего дошкольного возраста.
  4. Раскрыть содержание педагогических условий в работе детского сада.
  5. Организовать сюжетно – ролевую игру для социально – коммуникативного развития детей среднего дошкольного возраста.
  6.  Проанализировать результаты исследования и сформулировать основные выводы.

В ходе работы применялись следующие методы исследования: изучение и анализ теоретической и методической литературы по проблеме исследования.

Методы исследования

Теоретические методы – изучение и анализ педагогической литературы по данной теме; обобщение полученных данных.

Практические методы – наблюдение, диагностические методики и др.

Этапы исследования

Первый этап поисковый, в ходе которого осуществлялся теоретический анализ психолого – педагогической литературы по проблеме исследования.

  Второй этап опытно - экспериментальный, в ходе которого было проведено констатирующее исследование, с использованием диагностических методик, направленных на выявление уровня развития коммуникативных навыков общения детей среднего дошкольного возраста, а затем на формирующем этапе была разработана и апробирована система сюжетно-ролевых игр, способствующих развитию коммуникативных навыков детей дошкольного возраста.

  Третий этап обобщающий, в период которого был завершен формирующий этап эксперимента, обработаны полученные данные, результаты исследования были оформлены в виде курсовой работы.

База исследования: МДОУ ДС №51 п.Западный

Структура работы: курсовая работа включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы.

Глава I. Теоретические основы социально – коммуникативного развития детей дошкольного возраста

  1. Анализ психолого - педагогической литературы по проблеме социально – коммуникативного развития детей среднего дошкольного возраста

На сегодняшний день социально-коммуникативное развитие детей среднего дошкольного возраста является приоритетным и выводится в ранг стратегических направлений обновления российского образования.

Социально-коммуникативное развитие – это процесс, позволяющий ребенку занять свое место в обществе в качестве полноценного члена этого общества, и осуществляется широким набором универсальных средств, содержание которых специфично для определенного общества, социального слоя и возраста. К ним можно отнести: формируемые бытовые и гигиенические умения, элементы материальной и духовной культуры, стиль и содержание общения, приобщение ребенка к разным видам и типам отношений в основных сферах жизнедеятельности – общении, игре, познании, в разных видах деятельности.

Дошкольное детство – начальный этап социальной жизни человека, и от того, будет ли успешным этот этап, во многом зависит его дальнейшая жизнь. Именно поэтому, необходимо уделять пристальное внимание проблеме социального развития детей дошкольного возраста, так как именно этот возрастной период характеризуется интенсивным созреванием организма ребенка и формированием его социально-личностных новообразований и основ человеческой культуры.

Анализируя процесс социально-коммуникативного развития ребенка в период дошкольного детства необходимо выделить задачи, которые стоят перед ним на данном этапе развития:

  • естественно-культурные задачи – достижение определенного уровня физического и гендерного развития. Дошкольник усваивает элементы этикетного поведения, форм общения, имеет представление о своей половой принадлежности, проявляет чувства и эмоции, формируются социально-нравственные качества личности. В связи с этим, социальное развитие обеспечивает формирование общекультурных, физических, гендерных основ личности ребёнка, на базе которых формируются социально-нравственные качества: самооценка, эмпатия, толерантность, чувство собственного достоинства, уважение к окружающим людям, заботливость, справедливость, отзывчивость, патриотизм, гражданственность.
  • социально-культурные задачи – познавательные, морально – нравственные, ценностно-смысловые определяются обществом в целом, а также этнорегиональными особенностями и ближайшим окружением человека.

Прежде чем перейти к проблеме формирования социальной активности дошкольника, необходимо понимать какие личностные качества подразумевает под собой социальная активность человека. Она включает в себя множество качеств, таких как гражданственность, самостоятельность, нравственность, общительность, сочетание которых и характеризуют человека как социально активную личность.

Окружающий мир выдвигает ребенку определённые требования к критериям и показателям социальной активности. По мнению Т.В.Антоновой к ним относятся:

  • стремление к оказанию помощи сверстникам и взрослым;
  • проявление заботы о делах коллектива, членах семьи, животных окружающих;
  • предметно-операционные знания, умения и навыки: учебно-познавательные, организационно-трудовые, учебно-познавательные, коммуникативные, хозяйственно-бытовые;
  • активная позиция в системе субъект-объектных отношений;
  • умение планировать предстоящую деятельность и действовать в соответствии с планом (исполнительность), проявление настойчивости, инициативности в выполнении намеченного;
  • проявление самостоятельности и ответственности;
  • сформированность понятий и представлений о необходимости проявления социальной активности: ценностные ориентации, система отношений к себе и людям.

Требования, отражённые в новом стандарте образования и предъявляемые новой социальной действительностью, очень эффективны и вызывают у детей этого возраста стремление им ответить, что приводит к быстрому формированию у старших дошкольников различных качеств личности. В дошкольном возрасте закладываются первоначальные основы социальной активности. Усваивая нормы и правила поведения, овладевая различными видами деятельности, ребенок учится строить свои взаимоотношения с окружающими, перенимает способы действий, одобренные обществом [14].

Процесс развития у ребенка потребности в общении может быть представлен в виде четырех основных этапов:

  • появление внимания и интереса ребенка к взрослому;
  • эмоциональные проявления ребенка в адрес взрослого;
  • инициативные действия ребенка по привлечению внимания взрослого;
  • чувствительность ребенка к отношению и оценке взрослого [16].

К концу первого года жизни у детей появляется довольно устойчивое стремление к общению со сверстниками: они любят бывать среди других детей, хотя еще не играют с ними. Со второго года общение со сверстниками расширяется, а у 4-летних оно становится одной из ведущих потребностей.

  1. Особенности развития детей среднего дошкольного возраста

Возраст от четырех до пяти лет – это средний дошкольный период. Он является очень важным этапом в жизни ребенка. Это период интенсивного развития и роста детского организма. На данном этапе существенно меняется характер ребенка, активно совершенствуются познавательные и коммуникативные способности.

Физические возможности ребенка значительно возрастают: улучшается координация, движения становятся все более уверенными. При этом сохраняется постоянная необходимость движения. Активно развивается моторика, в целом средний дошкольник становится более ловким и быстрым. Стоить отметить, что возрастные особенности детей 4–5 лет таковы, что физическую нагрузку нужно дозировать, чтобы она не была чрезмерной. Это связано с тем, что мышцы в данный период растут быстро, но неравномерно, поэтому ребенок быстро устает. Следовательно, малышам необходимо давать время для отдыха. Что касается темпов физического развития, то с 4 до 6 лет они существенно не меняются. В среднем ребенок подрастает за год на 5–7 см и набирает 1,5–2 кг веса. Происходят рост и развитие всех органов и систем детского организма.

Психическое развитие ребенка в возрасте 4–5 лет быстро развиваются различные психические процессы: память, внимание, восприятие и другие.

Важной особенностью является то, что они становятся более осознанными, произвольными: развиваются волевые качества, которые в дальнейшем обязательно пригодятся.

Типом мышления, характерным для ребенка сейчас, является наглядно-образное. Действия детей носят практический, опытный характер. Для них очень важна наглядность. Значительно увеличивается объем памяти: он уже способен запомнить небольшое стихотворение или поручение взрослого.

Повышаются произвольность и устойчивость внимания: дошкольники могут в течение непродолжительного времени (15–20 минут) сосредоточенно заниматься каким-либо видом деятельности.

Игровая деятельность по-прежнему остается основной для малыша, однако она существенно усложняется по сравнению с ранним возрастом.

Число детей, участвующих в общении, возрастает. Появляются тематические ролевые игры. Возрастные особенности детей 4–5 лет таковы, что они больше склонны общаться с ровесниками своего пола. Девочки больше любят семейные и бытовые темы (дочки-матери, магазин). Мальчики предпочитают играть в моряков, военных, рыцарей. На этом этапе дети начинают устраивать первые соревнования, стремятся добиться успеха.

Творческие способности. Средние дошкольники с удовольствием осваивают различные виды творческой деятельности. Ребенку нравится заниматься сюжетной лепкой, аппликацией. Одной из основных становится изобразительная деятельность.

Возрастные особенности детей 4–5 лет по ФГОС предполагают, что на этом этапе дошкольник уже овладевает мелкой моторикой, что позволяет рисовать подробно и уделять больше внимания деталям. Рисунок становится одним из средств творческого самовыражения. Средний дошкольник может сочинить небольшую сказку или песенку, понимает, что такое рифмы, и пользуется ими. Яркая фантазия и богатое воображение позволяют создавать целые вселенные в голове или на чистом листе бумаги, где ребенок может выбрать для себя любую роль.

Развитие речи. Значительно улучшается звукопроизношение, активно растет словарный запас, достигая примерно двух тысяч слов и больше.

Речевые возрастные особенности детей 4–5 лет позволяют более четко выражать свои мысли и полноценно общаться с ровесниками.

Ребенок уже способен охарактеризовать тот или иной объект, описать свои эмоции, пересказать небольшой художественный текст, ответить на вопросы взрослого.

На данном этапе развития дети овладевают грамматическим строем языка: понимают и правильно используют предлоги, учатся строить сложные предложения и так далее. Развивается связная речь.

Общение со сверстниками и взрослыми В среднем дошкольном возрасте первостепенную важность приобретают контакты со сверстниками. Если раньше ребенку было достаточно игрушек и общения с родителями, то теперь ему необходимо взаимодействие с другими детьми.

Наблюдается повышенная потребность в признании и уважении со стороны ровесников. Общение, как правило, тесно связано с другими видами деятельности (игрой, совместным трудом). Появляются первые друзья, с которыми ребенок общается охотнее всего.  

В группе детей начинают возникать конкуренция и первые лидеры. Общение с ровесниками носит, как правило, ситуативный характер.

Взаимодействие со взрослыми, напротив, выходит за рамки конкретной ситуации и становится более отвлеченным. Ребенок расценивает родителей как неисчерпаемый и авторитетный источник новых сведений, поэтому задает им множество разнообразных вопросов.

Именно в этот период дошкольники испытывают особенную потребность в поощрении и обижаются на замечания и на то, если их старания остаются незамеченными.

Эмоциональные особенности. В этом возрасте происходит значительное развитие сферы эмоций. Это пора первых симпатий и привязанностей, более глубоких и осмысленных чувств. Ребенок может понять душевное состояние близкого ему взрослого, учится сопереживать.

Дети очень эмоционально относятся как к похвале, так и к замечаниям, становятся очень чувствительными и ранимыми. К 5 годам ребенка начинают интересовать вопросы пола и своей гендерной принадлежности.

Воспитание. Говоря о воспитании детей этого возраста, нужно помнить, что на данном этапе существенно меняется характер. Кризис трех лет благополучно проходит, и ребенок становится гораздо более послушным и покладистым, чем раньше. Именно в это время детям необходимо полноценное общение с родителями.

Ребенок впитывает все как «губка», с любознательностью первооткрывателя тянется к новым знаниям. Именно на данном этапе необходимо закладывать нравственные качества, развивать в ребенке доброту, вежливость, отзывчивость, ответственность, любовь к труду. На этом этапе у ребенка появляются первые друзья, поэтому очень важно научить общаться со сверстниками: уступать, отстаивать свои интересы, делиться.

1.3 Сюжетно – ролевая игра как средство социально – коммуникативного развития детей среднего дошкольного возраста

Для того чтобы понять, что такое сюжетно-ролевая игра, нужно углубиться в научное определение игры.

Игра — вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе/

Игра — один из видов человеческой деятельности. Как сложное и интересное явление, она привлекает внимание людей разных профессий.

Исследования отечественных и зарубежных ученых — философов, социологов, историков культуры (Гайнц Либшер, Георг Клаус, К. Г. Юсупов, В. И. Истомин, В. И. Устименко, Д. Н. Узнадзе и др.) рассматривают своеобразие игры, ее роль и значение в жизни общества и отдельной личности, в человеческой культуре. Исследователи отмечают ценность игры, ее условность, а также указывают на ее значение в формировании социального поведения, самоутверждения человека. на возможность прогнозирования его поведения в ситуации общения.

Для детей игра, которую принято называть «спутником детства», составляет основное содержание жизни, выступает как ведущая деятельность, тесно переплетается с трудом и учением. В игру вовлекаются все стороны личности: ребенок двигается, говорит, воспринимает, думает; в процессе игры активно работают все его психические процессы: мышление, воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления. Игра выступает как важное средство воспитания.

Проблеме игры детей дошкольного возраста посвящены многие отечественные исследования. Одни из них направлены на изучение теории ролевой творческой игры (Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин и т. д.). В других определяются особенности, место и значение дидактических и подвижных игр в педагогическом процессе (Е. И. Радина, А. И. Сорокина, В. Н. Аванесова и т. д.). Третьи раскрывают значение игры в художественном воспитании детей (П. А. Ветлугина, Н. П. Сакулина, Н. В. Артемова и др.).

Сюжетно-ролевая игра — это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. Характеризуя ее, С. Я. Рубинштейн подчеркнула, что эта игра есть наиболее спонтанное проявление ребенка и вместе с тем она строится на взаимодействии ребенка со взрослыми. Ей присущи основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество [19]

Основной источник, питающий сюжетно-ролевую игру ребенка, — это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников.

Основной особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации. Воображаемая ситуация складывается из сюжета и ролей.

Сюжет игры — это ряд событий, которые объединены жизненно мотивированными связями. В сюжете раскрывается содержание игры — характер тех действии и отношений, которыми связаны участники событий.

Роль является основным стержнем сюжетно-ролевой игры. Чаше всего ребенок принимает на себя роль взрослого. Наличие роли в игре означает, что в своем сознании ребенок отождествляет себя с тем или иным человеком и действует в игре от его имени.

Ребенок соответствующим образом использует те или иные предметы (готовит обед, как повар; делает укол, как медсестра), вступает в разнообразные отношения с другими играющими (хвалит или ругает дочку, осматривает больного и т. д.). Роль выражается в действиях, речи, мимике, пантомиме.

В сюжетно-ролевой игре дети вступают в реальные организационные отношения (договариваются о сюжете игры, распределяют роли и т. п.). В то же время между ними одновременно устанавливаются сложные ролевые отношения (например, мамы и дочки, капитана и матроса, врача и пациента и т. п.).

Отличительной особенностью игровой воображаемой ситуации является то, что ребенок начинает действовать в мысленной, а не видимой ситуации: действие определяется мыслью, а не вещью. Однако мысль в игре еще нуждается в опоре, поэтому часто одна вещь заменяется другой (палочка заменяет ложку), которая позволяет осуществить требуемое по смыслу действие.

Наиболее общий мотив сюжетно-ролевой игры — стремление ребенка к совместной социальной жизни со взрослыми. Это стремление сталкивается, с одной стороны, с неподготовленностью ребенка к его осуществлению, с другой — с растущей самостоятельностью детей. Это противоречие разрешается в сюжетно-ролевой игре: в ней ребенок, принимая на себя роль взрослого, может воспроизводить его жизнь, деятельность и отношения.

Своеобразие содержания сюжетно-ролевой игры также является одной из ее важнейших особенностей. Многочисленные исследования отечественных педагогов и психологов (Д. Б. Эльконина, Д. В. Менджерицкой, А. В. Черкова, П. Г. Саморуковой, Н. В. Королевой и др.) показали, что основным содержанием творческих сюжетно-ролевых игр детей является общественная жизнь взрослых в ее разнообразных проявлениях. Таким образом, игра есть деятельность, в которой дети сами моделируют общественную жизнь взрослых.

Сюжетно-ролевая игра в своей развитой форме, как правило, носит коллективный характер. Это не означает, что дети не могут играть в одиночку. Но наличие детского общества — это наиболее благоприятное условие для развития сюжетно-ролевых игр.

Основные особенности сюжетно-ролевой игры

1. Соблюдение правил.

Правила регламентируют действия ребенка и воспитателя и говорят, что иногда надо делать то, чего совсем не хочется. Взрослым сложно сделать то, что им не нравится, а ребенку это в сотни раз сложнее. Просто так умение действовать по правилу у ребенка не появляется. Важным этапом дошкольного развития является сюжетно-ролевая игра, где подчинение правилу вытекает из самой сути игры.

Осваивая в игре правила ролевого поведения, ребенок осваивает и моральные нормы, заключенные в роли. Дети осваивают мотивы и цели деятельности взрослых, их отношение к своему труду, к событиям и явлениям общественной жизни, к людям, вещам: в игре формируется положительное отношение к образу жизни людей, к поступкам, нормам и правилам поведения в обществе.

2. Социальный мотив игр.

Социальный мотив закладывается в сюжетно-ролевой игре. Игра — это возможность для ребенка оказаться в мире взрослых, самому разобраться в системе взрослых отношении. Когда игра достигает своего пика, то ребенок становится недостаточно заменять отношения игре, вследствие чего зреет мотив сменить свой статус. Единственный способ, как он это может сделать, — это пойти в школу.

3. В сюжетно-ролевой игре идет эмоциональное развитие.

Игра ребенка очень богата эмоциями, часто такими, которые в жизни ему еще не доступны. Многие отечественные психологи задавались следующими вопросами: «Испытывает ли ребенок чувства или только изображает их? Какое влияние оказывают они на формирование морального облика ребенка?» А. Н. Леонтьев считает, что в самой глубине генезиса игры, в самых ее истоках имеются эмоциональные основания. Изучение детских игр подтверждает правильность этой мысли. Ребенок отличает игру от действительности, в речи дошкольников часто присутствуют такие слова: «как будто», «понарошку» и «по-правде». Но, несмотря на это, игровые переживания всегда искренни. Ребенок не притворяется: мама по-настоящему любит свою дочку-куклу, водитель серьезно озабочен тем, удастся ли спасти попавшего в аварию товарища.

Выдающийся русский психолог Л. С. Выготский также отмечал, что, хотя ребенок создает в ходе ролевой игры воображаемые ситуации, чувства, которые он при этом испытывает, самые настоящие. «Катя — мама» — говорит крошечная девочка, и, примеряя на себя новую роль, погружается в воображаемый мир. И, независимо от того, куплена ли ее «дочка» в дорогом игрушечном магазине или сшита заботливой бабушкой из Катиных же старых колготок, маленькая мама не просто повторяет за старшие манипуляции, которые положено совершать над младенцами, а испытывает настоящее чувство материнской любви к своему «ребеночку».

4. В ходе сюжетно-ролевой игры происходит развитие интеллекта дошкольника.

Развитие замысла в сюжетно-ролевой игре связано с общим умственным развитием ребенка, с формированием его интересов.

У детей дошкольного возраста возникает интерес к различным событиям жизни, к разным видам труда взрослых; у них появляются любимые герои книг, которым они стремятся подражать. Вследствие чего и замыслы игр становятся более стойкими, иногда на длительное время овладевают их воображением.

Некоторые игры (в «моряков», «летчиков», «космонавтов») продолжаются неделями, постепенно развиваясь. Появление длительной перспективы игры говорит о новом, более высоком этапе развития игрового творчества. При этом наблюдается не повторение изо дня в день одной и той же темы, как это бывает у малышей, а постепенное развитие, обогащение задуманного сюжета. Благодаря этому мышление и воображение детей становятся целенаправленными. Продолжительное пребывание ребенка в одной роли заставляет его глубже вникать в смысл того, что он изображает.

5. В сюжетно-ролевой игре развивается воображения и творчество.

Плановость, согласованность действий в длительных сюжетно-ролевых играх сочетается с импровизацией. Дети намечают общий план, последовательность действий, а во время игры возникают новые идеи, новые образы.

Для осуществления замысла в сюжетно-ролевой игре ребенку необходимы игрушки и разные предметы, которые помогают ему действовать в соответствии со взятой на себя ролью. Если под рукой нужных игрушек нет, то дети заменяют один предмет другим, наделяя его воображаемыми признаками. Эта способность видеть в предмете несуществующие качества составляет одну из характерных особенностей детства.

6. Развитие речи.

Л. С. Выготский доказывал, что развитие детского воображения непосредственно связано с усвоением речи. Задержанные в своем речевом развитии дети оказываются отсталыми и в развитии воображения.

Между речью и игрой существует двусторонняя связь. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой — сама игра развивается под влиянием развития речи. Ребенок словом обозначает свои действия, и этим самым осмысливает их; словом, он пользуется, и чтобы дополнить действия, выразить свои мысли и чувства.

Виды сюжетно-ролевых игр:

1.  Игры на бытовые сюжеты: в «дом», «семью», «праздники», «дни рождения». И этих играх большое место занимают игры с куклами, через действия с которыми дети передают то, что знают о своих сверстниках, взрослых, их отношениях.

2. Игры на производственные и общественные темы, в которых отражается труд людей. Для этих игр темы берутся из окружающей жизни (школа, магазин, библиотека, почта, парикмахерская, больница, транспорт (автобус, поезд, самолет, корабль), милиция, пожарные, цирк, театр, зверинец, завод, фабрика, шахта, строительство, колхоз, армия).

3. Игры на героико-патриотические темы, отражающие героические подвиги нашего народа (герои войны, космические полеты и т. д.).

4. Игры на темы литературных произведений, кино, теле- и радиопередач: в «моряков» и «летчиков», в Зайца и Волка, крокодила Гену и Чебурашку (по содержанию мультфильмов), в четырех «танкистов» и собаку (по содержанию кинофильма) и др. В этих играх ребята отражают целые эпизоды из литературных произведений, подражая действиям героев, усваивая их поведение.

5.  «Режиссерские» игры, в которых ребенок заставляет говорить, выполнять разнообразные действия кукол. Действует он при этом в двух планах — и за куклу, и за себя, направляя все действия. Участники игры заранее продумывают сценарий, в основу которого могут быть положены эпизоды из знакомых сказок, рассказов, или собственной жизни. Дети «учат» кукол кукольного и пальчикового театров, театра игрушек «действовать» в соответствии со взятой на себя ролью, наделяют их литературными или воображаемыми признаками.

Уровни развития сюжетно-ролевой игры

Первый этап. Основным содержанием игры являются действия с предметами. Они осуществляются в определенной последовательности, хотя эта последовательность часто нарушается. Цепочка действий носит сюжетный характер.

Основные сюжеты — бытовые. Действия детей однообразны и часто повторяются. Роли не обозначены. По форме это игра рядом или одиночная игра. Дети охотно играют со взрослым. Самостоятельная игра кратковременна. Как правило, стимулом возникновения игры является игрушка или предмет-заместитель, который ранее использовался в игре.

Второй этап. Основное содержание игры — действия с предметом. Эти действия развертываются более полно и последовательно в соответствии с ролью, которая уже обозначается словом. Последовательность действий становится правилом. Возникает первое взаимодействие между участниками на основе использования общей игрушки (или направленности действия). Объединения кратковременны. Основные сюжеты — бытовые. Одна и та же игра может многократно повторяться. Игрушки заранее не подбираются, но дети чаще используют одни и те же — любимые. В игре уже могут объединяться 2—3 человека.

Третий этап. Основное содержание игры — также действия с предметами. Однако они дополняются действиями, направленными на установление разнообразных контактов с партнерами по игре. Роли четко обозначены и распределяются до начала игры. Игрушки и предметы подбираются (чаще всего по ходу игры) в соответствии с ролью. Логика; характер действий и их направленность определяются ролью. Это становится основным правилом. Игра чаше протекает как совместная, хотя взаимодействие перемежается с параллельными действиями партнеров, не связанных друг с другом, не соотнесенных с ролью. Продолжительность игры увеличивается. Сюжеты становятся более разнообразными: дети отражают быт, труд взрослых и яркие общественные явления.

Четвертый этап. Основное содержание игры — отражение отношений и взаимодействий взрослых друг с другом. Тематика игр может быть разнообразной: она определяется не только непосредственным, но и опосредованным опытом детей. Игры носят совместный, коллективный характер. Объединения устойчивы. Они строятся или на интересе детей к одним и тем же играм, или на основе личных симпатий и привязанностей. Игры одного содержания не только длительно повторяются, но и развиваются, обогащаются, существуют долгое время

Выводы по Главе I

В ФГОС ДО точно выделено, что должно включать коммуникативное развитие. Педагогическое развитие коммуникативных навыков направлено на формирование ценностей, ценностных отношений и ценностных ориентаций.

Сюжетно-ролевая игра - это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. Эта игра наиболее спонтанное проявление ребенка и в то же время она строится на взаимодействии ребенка со взрослыми.

Основной линии игры, присущие ей: эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество.

В условиях сюжетно-ролевой игры и прямой связи со сверстниками дошкольный ребенок сталкивается с необходимостью жизнедеятельности приобретенных норм и правил поведения, определенных действий в той или иной ситуации.

Стимуляция личной активности ребенка в сюжетно-ролевых играх как педагогическое условие целенаправленного формирования коммуникативных умений и навыков, осуществляется благодаря системе педагогических методов, приемов и средств, применение которых может привести к достижению намеченных целей и задач.

Игра дает дошкольнику возможность оперировать поведением, подчиняться и адаптироваться не только к интересам, но и учитывать мнение о среде друзей сверстников о том, что она активно способствует формированию коммуникативных навыков ребенка. Таким образом, сюжетно-ролевые игры являются эффективным средством формирования коммуникативных умений ребенка дошкольного возраста в период детства. А также развития отношений детей друг с другом.

Глава II. Экспериментальное изучение социально – коммуникативного развития детей дошкольного возраста в сюжетно – ролевой игре

2.1 Цели и задачи исследования

Целью опытно-экспериментального исследования является подтверждение эффективности педагогических условий, представленных нами в первой главе данной работы:

  • при организации игровой деятельности будут учитываться интересы детей и их индивидуальные особенности;
  • комплексы игр будут использоваться целенаправленно и систематически и соответствовать коммуникативным задачам;
  • в играх будут использоваться разнообразные игровые приемы и игровые ситуации, направленные на развитие социально-коммуникативных навыков детей среднего дошкольного возраста.

Задачи экспериментальной работы:

1.        Выявить уровень развития коммуникативных навыков детей дошкольного возраста.

2.        Апробировать систему сюжетно-ролевых игр, способствующих развитию коммуникативных навыков у детей.

3.        Выявить динамику развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста в ходе реализации основных этапов эксперимента.

4.        Провести анализ результатов исследования.

Исследование проводилось в 3 этапа:

  • на констатирующем этапе проводилось исследование уровня развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста и определялись контрольная и экспериментальная группы;
  • на формирующем этапе эксперимента проводилась апробация системы сюжетно-ролевых игр, способствующих развитию социально- коммуникативных навыков у детей экспериментальной группы;
  • на контрольном этапе осуществлялось повторное проведение диагностики детей с целью выявления динамики развития коммуникативных навыков общения детей дошкольного возраста и качественный и количественный анализ полученных результатов.

В ходе исследования были применены следующие диагностические методики:

  1. «Наблюдение в процессе свободной деятельности» А.И. Анжарова (Приложение 1)
  2. «Наблюдение в игре» А.И. Анжарова (Приложение 2)

Экспериментальное исследование было проведено на базе  детского сада МДОУ ДС №51 п.Западный.

В эксперименте приняли участие дети дошкольного возраста в количестве 20 человек (2 группы). Одна группа была экспериментальной (ЭГ) вторая контрольной (КГ) группой.

Результаты диагностирующих методик группы ЭГ представлены на рисунке 1.

Рисунок 1 – Результаты социально - коммуникативных развитий детей среднего дошкольного возраста в экспериментальной группе

Рисунок 2 – Результаты социально - коммуникативных развитий детей среднего дошкольного возраста в контрольной группе

Глядя на результаты эксперимента можно сделать вывод, что в основном преобладает средний уровень развития коммуникативных навыков у детей среднего дошкольного возраста, что говорит о необходимости реализации педагогических условий для формирования социально – коммуникативных навыков посредством сюжетно – ролевой игры.

2.2 Организация сюжетно – ролевой игры

При составлении системы сюжетно-ролевых игр мы учитывали интересы детей в игровой деятельности, индивидуальные особенностей дошкольников.  Игры проводились систематически с постановкой коммуникативных задач. Также в играх использовались разнообразные игровые приемы и игровые ситуации, направленные на развитие социально-коммуникативных навыков детей.

Для более эффективного развития общения у дошкольников со сверстниками посредством игры, были созданы следующие психолого-педагогические условия:

  • создание положительного эмоционального фона в группе в ходе занятия;
  • поддержка интереса детей в ходе проведения игр;
  • последовательное введение игрового материала, начиная с умения слушать собеседника, отвечать на вопросы, вступать в контакт, и заканчивая умением владеть речевыми оборотами для установления контакта, умение задавать вопросы, своевременно вступать в диалог, завершать разговор;
  • обеспечить взаимопонимание, доверительные отношения «педагог-дети», «ребенок-дети», «ребенок-ребенок»;
  • обогатить представления детей об эмпатийных формах поведения, культуре речевого общения;
  • создать эмоциональный характер общения педагога с детьми, а также детей друг с другом;
  • заботиться об эмоциональном благополучии каждого ребёнка.

       Психолого-педагогическая работа по руководству игрой нашла отражение в перспективных планах в нескольких аспектах:  

  • приемы педагогического влияния на содержание игр;  
  •  помощь детям при реализации игры;  
  • развитие сюжета;  
  • формирование взаимоотношений между участниками игры.

Перед знакомством с новой игрой проводилась предварительная работа:

  • чтение,  
  • экскурсии,  
  • показ наглядного материала,  
  • изготовление атрибутов к игре.

Игровые задания подбирались по принципу от простого к сложному, короткие и доступные по содержанию. В качестве своеобразного отдыха предлагались подвижные игры, позволяющие детям расслабиться.

Акцент в ходе сюжетно-ролевых игр был сделан на развитие следующих навыков и качеств детей:

  • умение распознавать эмоции других и владеть своими чувствами;
  • позитивное отношение к другим людям, даже если они «совсем другие»;
  • умение сопереживать - радоваться чужим радостям и огорчаться из-за чужих огорчений;
  • умение выражать свои потребности и чувства с помощью вербальных и невербальных средств;
  • умение взаимодействовать и сотрудничать.

Для проведения исследовательской работы использовались специальные помещения, оборудованные для игр; в групповых комнатах, раздевалках имелись игры и игрушки для самостоятельной организации игр.

Обогащению жизненного опыта детей знаниями и впечатлениями окружающей действительности способствуют:

  • посещения музеев, библиотек;
  • прогулки в природу;
  • экскурсии на стройку, в банк;
  • наблюдения, беседы, обсуждения.

Заинтересовавшая ребенка информация о людях, событиях, профессиях являлась движущей силой для развития нового сюжетного содержания игры.

Таким образом, мы помогали перенести ребенку полученные знания и впечатления в условный сюжет игры. Так появились в группе новые игры: «Добрые волшебники», «Волшебные очки», «Зеркало», «Эхо», «Волны».

В таких играх знания детей обогащались представлениями об окружающей социальной среде, расширялся их кругозор, развивались навыки взаимодействия, что явилось толчком к самостоятельной игровой деятельности и общению со сверстниками.

Самая любимая детская игра — это игра в семью. В «Семью» можно играть по-разному. Все зависит от настроения и фантазии. Можно играть не только в «настоящую» семью, но и в «кукольную». Для начала, распределяли роли между всеми желающими и проговаривали основные действия той или иной роли. Например, папа ходит на работу, помогает выполнять домашние дела, смотрит за детьми. Ребенок играет, ходит в детский сад, помогает маме, шалит. Дети играли в такие «семейные» игры, как «Старенькая бабушка», «Живые куклы».

Кроме традиционных сценариев, при разработке сюжетно-ролевых игр использовали и другие сценарии. Например, мы знаем, что многие путешествуют с родителями. Мы предлагали детям соорудить «Поезд» и повезти на нем к морю пассажиров. В этой игре дети распределяли между собой роль машиниста, кассира, начальника станции, проводника и пассажиров. Воспитатель в этой игре выступал в роли начальника станции и рассказывал детям о работе разных служб этого места. Проведение данной игры помогло детям усвоить правила поведения в общественных местах, больше узнать о разных профессиях.

         Дети горячо реагируют на удачное выполнение роли, на неудачи, отступления от правил кем-либо из сверстников. При распределении ролей учитываются и реальные возможности каждого (капитан, командир — самый авторитетный в группе ребенок и т. д.). Назначение на роль обсуждается.

Кроме игровых взаимоотношений, учитываются и общее оценочное мнение, и понимание человеческого достоинства.  

Игры представлены в Приложении 3.

2.3 Анализ результатов исследования

На контрольном этапе опытно-экспериментальной работы мы провели повторное изучение уровня социально – коммуникативного развития детей среднего дошкольного возраста в ходе сюжетно - ролевой игры в (КГ) детей, которая занималась по стандартному плану проведения занятий в ДОО, и в (ЭГ), в которой в течение месяца проводились сформированные нами сценарии с сюжетно – ролевым играми.

Повторное изучение уровня социально – коммуникативных навыков проводилось с применением указанных методик «Наблюдение в процессе свободной деятельности» А.И. Анжарова, «Наблюдение в игре» А.И. Анжарова. Результаты уровня социально – коммуникативных навыков детей среднего дошкольного возраста с ЭГ и КГ показаны на рисунке 3.

Рисунок 3 – Результаты социально - коммуникативных развитий детей среднего дошкольного возраста в экспериментальной и контрольной группах.

Результаты повторного изучения уровня социально – коммуникативного развития детей в (КГ) показали несущественные изменения по ряду показателей, в то время как показатели (ЭГ) существенно улучшились (Рисунок 4).

Рисунок 4 – Результаты социально – коммуникативного развития детей с помощью сюжетно - ролевых игр.

Проведенный нами контролирующий эксперимент обосновано доказал, что применение сюжетно – ролевых игр в дошкольной образовательной организации позволяет существенно повысить уровень социально – коммуникативных навыков детей среднего дошкольного возраста.

В проведенной опытно-экспериментальной работе была проведена первичная и вторичная диагностика. По ее результат можно сделать вывод, что в процессе игры коммуникативные навыки увеличились с на 10%.

Выводы по Главе II

В данной главе нашей работы нами было проведено опытно-экспериментальное исследование, направленное на выявление эффективности применения педагогический условий, а именно:

  • учитывались индивидуальные особенности детей;
  • комплексы игр будут использоваться целенаправленно и систематически и соответствовать коммуникативным задачам;
  • в играх будут использоваться разнообразные игровые приемы и игровые ситуации, направленные на развитие социально-коммуникативных навыков детей среднего дошкольного возраста.

При проведении констатирующего и контрольного экспериментов по определению социально – коммуникативных навыков детей обеих групп были использованы такие методики как:

1.        «Наблюдение в процессе свободной деятельности» А.И. Анжарова (Приложение 1)

2.        «Наблюдение в игре» А.И. Анжарова (Приложение 2)

Данные методики проводились на базе «МДОУ ДС №51 п.Западный» . В исследовании принимала участие группа детей из 20 человек, 10 из которых – контрольная группа (КГ), а остальные 10 – экспериментальная группа (ЭГ).

В ходе проведения исследования выяснилось, что изначально по ряду показателей обе группы были примерно на равных позициях.

После проведения формирующего эксперимента, в процессе которого нами было педагогическое сопровождение при проведении сюжетно – ролевых игр детей среднего дошкольного возраста на этапе контрольного эксперимента было выявлено существенное изменение у детей экспериментальной группы.

В проведенной опытно-экспериментальной работе была проведена первичная и вторичная диагностика. По ее результат можно сделать вывод, что в процессе игры коммуникативные навыки увеличились с на 10%.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ФГОС ДО предъявляет требования к воспитателям в дошкольной организации условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, среди которых: создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности; поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности. [7]

Сейчас перед дошкольными педагогами стоит новая задача: создать компетентную, творческую, социально адаптированную личность, способную ориентироваться в информационном пространстве. По этой причине ребенку дошкольного возраста необходимо научиться играть и играть, формировать коммуникативную компетентность как важную составляющую коммуникативного, социального и личностного и других видов развития ребенка.

Формирование коммуникативной компетенции детей дошкольного возраста дошкольной образовательной организации является одной из актуальных задач теории и практики современной педагогической науки.

Формирование, развитие умений и навыков в системе дошкольного образования также требует серьезного теоретического переосмысления.

Формирование коммуникативных навыков у детей в период дошкольного детства решает проблему успешного ознакомления ребенка с социальным миром.

Дошкольный ребенок начинает осознавать себя как социальную личность и изучает целенаправленное управление поведением с окружающими людьми. Ребенок имеет возможность самоконтроля действий на основе знания этических норм и правил, умения анализировать ситуации, содержащие моральный смысл, а также предвидеть последствия оцениваемого собственного деяния для себя и окружающих.

Созданные коммуникативные навыки позволяют дошкольному ребенку адекватно ориентироваться в доступной социальной среде, помогают ребенку расширить круг контактов, способствует оптимальному выбору форм и методов сотрудничества, развитию гибкости коммуникативных способностей.

Таким образом, в ходе исследования цель достигается путем решения всех задач, доказано, что сюжетно-ролевая игра - благоприятное условие для развития коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста.

Работа по организации сюжетно-ролевых игр, которые четко выстроены воспитателем способствует решению проблем, связанных с коммуникативными барьерами.

Подводя итог, необходимо еще раз обратить внимание на то, что предметные ролевые игры являются эффективным средством формирования коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста, помогают не только адаптироваться с коллективом, но и активно осваивать его через формирование и развитие коммуникативной компетентности.

Список использованной литературы

  1. ГОСТ 7.80-2000. Заголовок. Общие требования и правила составления [Текст]. – Введ. 2001-07-01. – М.: Изд-во стандартов, 2001. -  2001. – С. 7 – 8 – (Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу).
  2. ГОСТ 7.32-2001. Отчет о научно-исследовательской работе: [Текст]. – Введ. 2001-07-01. – М.: Изд-во стандартов, 2002. – С. 2 – 12 – (Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу).
  3. ГОСТ 7.82-2001. Библиографическое описание электронных ресурсов [Текст]. – Введ. 2002-07-01. – М.: Изд-во стандартов, 2002. – С. 20 – 22 – (Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу).
  4. ГОСТ 7.1-2003. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления [Текст]. – Введ. 2004-07-01. – М.: Изд-во стандартов, 2004. – С. 41– 47 – (Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу).
  5. ГОСТ P 7.05-2008. Общие требования и правила составления: [Текст]. –Введ. 2009-01-01 – М.: Изд-во стандартов, 2009. – С. 15 – 18 – (Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу).
  6. ГОСТ Р 7.0.12-2011. Сокращение слов и словосочетаний на русском языке. Общие требования и правила [Текст]. – Введ. 2009-01-12 – М.: Изд-во стандартов, 2012. – С. 2 – 4 – (Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу).
  7. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]: Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155// СПС «Консультант Плюс». URL: http://www.consultant.ru/ (30.03.2019).
  8. Баринова, Н.М. Как помочь детям научиться слушать и слышать друг друга. Часть 1 [Текст] / Н.М. Баринова//Ребенок в детском саду. 2017.-№1. – С. 26-36; 2017. - №2. - С. 44-47
  9. Баринова, Н.М. Как помочь детям научиться слушать и слышать друг друга. Часть 2 [Текст] / Н.М. Баринова//Ребенок в детском саду. 2017. - №2. - С. 44-47
  10.  Возрастные особенности детей 4 -5 лет [Электронный ресурс]: URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/vozrastnye-osobennosti-detey-4-5-let (25.03.19)
  11.  Волкова Б.С, Психология дошкольного возраста: учебник для бакалавров [Текст] / Б.С. Волкова, Н.В. Волкова – Кнорус, 2018 – 270 с.
  12.  Гонина О.О, Психология дошкольного возрасат: учебник и практикум для прикладного бакалавриата [Текст] / О.О. Гонина – Москва: Юрайт, 2015 – 456 с.
  13. Деркунская, В.А. Как и во что играют мальчики и девочки дошкольного возраста и что с этим делать взрослым [Текст] / В. А. Деркунская//Дошкольное воспитание. 2016. –№2. – С.29-36
  14. Иванова, Н.В. Теория и методические основы построения социального пространства отношений ребенка в дошкольном образовательном учреждении [Текст] / Н.В. Иванова. – Череповец: Череповец, 2003. – 136 с.
  15. Маханёва, М.Д. Взаимодействие с семьёй по вопросам социально-коммуникативного развития детей/М.Д. Маханёва//Копилка методиста. 2016. -№7. - С. -86-98
  16. Михайлова, А.В. Знакомимся с профессиями в сюжетно-ролевой игре [Текст] / А.В. Михайлова, С.М. Фатхутдинова //Ребенок в детском саду. 2017.-№1. – С. 60-64; 2017. - №2. - С. 44-47
  17.  Общие основы руководства сюжетно-ролевыми играми детей дошкольного возраста [Электронный ресурс]: URL: http://www.detskiysad.ru/igra/suzhet02.html. (30.03.2019)
  18. Психологическая характеристика сюжетно-ролевой игры как ведущего вида деятельности дошкольников [Электронный ресурс]: URL: https://www.agespsyh.ru/shpargalki-po-vozrastnoj-psikhologii/29-detskaja-psihologija-jekzamen-voprosy-i-otvety/551-psihologicheskaja-harakteristika-sjuzhetno-rolevoj.html (30.03.2019)
  19. Самборенко, Л.Ф. Игровые технологии как фактор развития детского творчества в условиях дошкольной образовательной организации [Текст] /Л.Ф. Самборенко, С.В. Макушкина//В копилку педагога – психолога. 2015.- №4. -С. 101-110
  20. Современные сюжетно-ролевые игры в практике дошкольного образовательного учреждения [Электронный ресурс]: URL: https://www.maam.ru/detskijsad/sovremenye-syuzhetno-rolevye-igry-v-praktike-doshkolnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdenija.html   (30.03.2019)
  21. Социализация ребенка в условиях современной дошкольной образовательной организации: сборник научных статей III Всероссийской с международным участием научно-практической конференции, посвященной 15-летию института педагогики и 50-летию ФГБОУ ВО «БГПУ им.М.Акмуллы» (г.Уфа, г.Баймак Республики Башкортостан 17 мая 2017 года) / под ред. И.Г.Борониловой, Г.Ф.Шабаевой (отв. редактор): БГПУ им. М. Акмуллы. - Уфа, 2017. – 454 с
  22. Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста [Электронный ресурс]: URL:  https://www.maam.ru/detskijsad/socialno-komunikativnoe-razvitie-detei-doshkolnogo-vozrasta-745779.html (25.03.19)
  23. Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста в процессе реализации ФГОС [Электронный ресурс]: URL: https://www.maam.ru/detskijsad/socialno-komunikativnoe-razvitie-detei-doshkolnogo-vozrasta-v-procese-realizaci-fgos.html (25.03.19)
  24. Социально-коммуникативное развитие дошкольников: теоретические основы и новые технологии: сборник статей [Текст] / под ред. Т.В. Волосовец. –СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017. - 96 c.
  25.  Сюжетно – ролевые игры в детском саду [Электронный ресурс]: URL: https://melkie.net/zanyatiya-s-detmi/igrovye-tehnologii/syuzhetno-rolevyie-igryi-v-detskom-sadu.html (30.03.2019)
  26. Сюжетно – ролевые игры в средней группе [Электронный ресурс]: URL: https://www.maam.ru/detskijsad/syuzhetno-rolevye-igry-v-srednei-grupe.html (30.03.2019)
  27. Сюжетно-ролевая игра в детском саду. Оснащение группы [Электронный ресурс]: URL: http://deti-club.ru/syuzhetno-rolevaya-igra-v-detskom-sadu-osnashhenie-gruppy (30.03.2019)
  28. Турченко В.И, Дошкольная педагогика: учебное пособие [Текст] / В.И. Турченко – Флинта, 2016 – 256 с.
  29. Урунтаева Г.А, Психология дошкольного возраста: учебник [Текст] / Г.А. Урунтаева – Академия, 2017 г. – 272 с.
  30. Эльконин Д. Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / ред. - сост. Б. Д. Эльконин. 6-е изд., стер. М.: Академия, 2011. 384 с.

Приложение 1

Методика 1. «Наблюдение в процессе свободной деятельности» (Анжарова А.И.)

Цель: выявить особенности взаимодействия ребенка в системе «ребенок-ребенок»;

Содержание: в группе детей было организованное длительное невключенное наблюдение за процессом коммуникативного взаимодействия дошкольников в свободной деятельности.

Критерии и оценка результатов: при наблюдении мы обращали внимание на следующие показатели поведения детей:

  • инициативность - отражает желание привлечь к себе внимание сверстника, побудить к совместной деятельности, к выражению отношения к себе и своим действиям, разделить радость и огорчение;
  • чувствительность к воздействиям сверстника - отражает желание и готовность ребёнка воспринять его действия и откликнуться на предложения. Чувствительность проявляется в согласовании собственных действий с действиями другого, в умении замечать пожелания и настроения сверстника.
  • преобладающий эмоциональный фон - проявляется в эмоциональной окраске взаимодействия ребёнка со сверстниками: негативный, нейтральный, нейтрально-деловой, позитивный.

Оценка коммуникативных умений в свободном общении может быть дана с учетом следующих критериев:

Таблица 1

Критерии оценки уровня коммуникативных умений

Критерии оценки коммуникативных умений детей

Оценка в баллах

Уровень речевой коммуникации

1

Ребенок активен в общении, умеет слушать и понимать речь, строит общение с учетом ситуации, легко входит в контакт со сверстниками и педагогом, ясно и последовательно выражает свои мысли, в процессе игры активно строит взаимодействие.

3

высокий

2

Ребенок умеет слушать и понимать речь, участвует в общении чаще по инициативе других.

2

средний

3

Ребенок малоактивен и малоразговорчив в общении со сверстниками и педагогом, невнимателен, не умеет последовательно излагать свои мысли, точно передавать их содержание.

1

низкий

Приложение 2

Методика 2. Наблюдение в игре (А.И. Анжарова).

Для изучения коммуникативных навыков и умений также чаще всего используют наблюдения за общением детей в игровой деятельности, обращается внимание на характер общения, на инициативность ребенка, его умение вступать в диалог, поддерживать и вести его, слушать собеседника и понимать его, ясно выражать свои мысли.

Цель: выявить особенности общения детей в процессе игры.

Содержание: нами было организовано и проведено наблюдение за игровой деятельностью детей. С этой целью по нашему предложению, воспитателем была организована сюжетно-ролевая игра «Магазин». Перед игрой воспитатель провел предварительную работу. На занятии по ознакомлению с окружающим детей познакомили с работой продавца в магазине. В игре принимало участие 20 детей.

Игра началась с предложения воспитателя поиграть, и дети охотно согласились. Воспитатель подобрала атрибуты для игры, помогла распределить роли между детьми, уточнила игровые действия. Воспитатель направляла деятельность детей. Дети приступили к разыгрыванию сюжета. Вначале дети проявляли интерес к новому для них сюжету, активно участвуя в игре. После нескольких минут самостоятельной игры 10 детей потеряли интерес к ней, и не захотели продолжать. Всего игра продолжалась 20 минут.

Оценка коммуникативных умений в игровой деятельности осуществлялась с учетом следующих критериев:

В (высокий уровень) - 3 балла. Эти дети легко шли на контакт со сверстниками, активно с ними взаимодействовали, сами организовывали игры, собирали детей на игру. Эти дети активно старались привлечь к себе внимание сверстников, старались получить от них оценку себе и своим действиям. У этих детей было очень развито вербально общение, сформированы коммуникативные навыки. Общение в игровой деятельности характеризовалось следующими показателями: устойчивый, но развивающийся замысел игры, который обсуждается совместно, причем учитывается точка зрения партнера; перед игрой намечается общий план, а во время игры включаются новые идеи и образы, т.е. плановость, согласованность игры сочетается с импровизацией; в игре дети создают модели взаимоотношений между людьми; совершенствуется умение совместно строить и развивать сюжеты игр; ролевое взаимодействие содержательно, разнообразны используемые детьми средства выразительности; дети осознают, что соблюдение правил является условием реализации роли.

С (средний уровень) – 2 балла. Наблюдались ровные эмоционально устойчивые взаимоотношения со сверстниками, они охотно общались, легко шли на контакт, иногда проявляли собственную инициативу, но специально не старались обратить на себя внимание сверстников. В общем, у детей инициативные действия преобладали над ответными. Если не было ответной реакции со стороны сверстника, диалог распадался. Для детей было более важно собственное действие.

Н (низкий уровень)- 1 балл.  У детей обследуемых групп инициативность проявлялась ситуативно. Иногда они старались обратить на себя внимание сверстников, например, пытались самостоятельно организовать игру, но их начинания заканчивались, как правило, отрицательно. Это дети, которые имели социометрический статус «отверженные», поэтому даже их ситуативная инициативность сводилась на нет со стороны более удачливых. Вследствие этого, дети предпочитали избегать общения со сверстниками, играли либо одни, либо образовывали пары между собой. Этих детей больше интересовала оценка взрослого, нежели сверстника. У некоторых детей инициативность вообще отсутствовала, они совершенно не стремились наладить нормальные отношения со сверстниками, избегали общения. Эти дети не проявляли активности и инициативы, были замкнуты, играли одни, не стремились получить оценку своих действий со стороны сверстников. Общение в игровой деятельности характеризовалось следующими показателями: дети самостоятельно ставят игровые задачи для тех, с кем хотят играть, но не всегда могут понять друг друга, поэтому часто взрослый помогает словесно обозначить игровую задачу;  дети редко общаются во время игры; содержание игр довольно скудное, однообразное; игра проходит по общепринятым правилам; детей привлекает само действие, правила игры не выполняют функцию ее регулятора, из-за этого игра протекает с затруднениями и быстро заканчивается.

Приложение 3

Сюжетно-ролевые игры для детей среднего дошкольного возраста

 «Волшебные очки»

Цель: развивать способность совместно развертывать игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников.

Ход игры

Взрослый приносит в группу коробочку с сюрпризом и торжественно заявляет: «Я хочу показать вам волшебные очки. Тот, кто их наденет, увидит только хорошее в других, и даже то хорошее, что человек иногда прячет от всех. Вот я сейчас примерю эти очки... Ой, какие вы все красивые, веселые, умные!» Подходя к каждому ребенку, взрослый называет какое-либо его достоинство (кто-то хорошо рисует, кто-то умеет строить из кубиков, у кого-то красивое платье и пр.). «А теперь мне хочется, чтобы каждый из вас примерял эти очки и хорошенько рассмотрел своего соседа. Может они помогут рассмотреть то, что вы раньше не замечали». Дети по очереди надевают волшебные очки и называют достоинства своих товарищей. В случае, если кто-то затрудняется, можно помочь и подсказать.

«Зеркало»

Цель: развивать навыки общения детей в игре.

Ход игры

Перед началом игры проводится «разминка». Взрослый становится перед детьми и просит, как можно точнее, повторять его движения. Он демонстрирует легкие физические упражнения, а дети воспроизводят его движения. После этого дети разбиваются на пары, и каждая пара по очереди «выступает» перед остальными. В каждой паре один совершает какое- либо действие (например, хлопает в ладоши, или поднимает руки), а другой пытается как можно точнее воспроизвести движение, как в зеркале. Каждая пара сама решает, кто будет показывать, а кто воспроизводить движения. Все остальные оценивают, насколько хорошо работает зеркало. Показателями «правильности» зеркала является точность и одновременность движений.         Если зеркало искажает или опаздывает, оно испорченное (или кривое). Паре детей предлагается потренироваться и починить испорченное зеркало. Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем Дети разбиваются на небольшие группы (по 4—5 человек) и каждая группа с помощью взрослого продумывает инсценировку какого-либо действия (например, умывание, или рисование, или собирание, ягод и пр.). Дети должны сами выбрать какой-либо сюжет и договориться, как они будут его показывать. После такой подготовки каждая группа, молча, показывает свое действие.

 Каждый показ предваряется известной фразой: «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем». «Зрители» внимательно наблюдают за товарищами и отгадывают, что они делают и где они находятся.

После правильного угадывания актеры становятся зрителями, и на сцену выходит следующая группа.

«Эхо»

Цель: формировать навыки совместных действий детей со сверстниками.

Ход игры

Взрослый рассказывает детям про Эхо, которое живет в горах или в пустом помещении, увидеть его нельзя, а услышать можно: оно повторяет все даже самые странные звуки.    После этого дети разбиваются на две группы, одна из которых изображает путников в горах, а другая — Эхо. Первая группа детей гуськом (по цепочке) «путешествует по комнате» и по очереди издает разные звуки (не слова, а звукосочетания), например, «Ау-у-у-» или «Тр-р-р-п» и т.п. Между звуками должны быть большие паузы, которые лучше регулировать ведущему. Он же может следить за очередностью произносимых звуков, т.е. показывать, кому из детей и когда следует издавать свой звук. Дети второй группы прячутся в разные места комнаты, внимательно прислушиваются и стараются как можно точнее воспроизвести все, что услышали. Если Эхо работает «не синхронно», т.е. воспроизводит звуки не одновременно, это не страшно. Важно, чтобы оно не искажало звуки и в точности воспроизводило их.

Эту же игру можно проводить парами, по тому же сценарию, что и «Зеркало», которое может одновременно отражать не только движения, но и звуки другого.

«Волны»

Цель: развитие у детей навыков общения в совместной игровой деятельности.

Ход игры

Дети садятся в круг, а взрослый предлагает им вспомнить лето, как они купались в речке, в пруду. ««Но лучше всего купаться в море», — говорит он, — потому что в море волны и так приятно, когда они ласково омывают тебя. Волны такие веселые, добрые! И все очень похожи друг друга. Давайте попробуем искупать друг друга в таких волнах! Давайте встанем, улыбнемся и попробуем изобразить волны руками». Дети изображают волны вслед за ведущим, который следит за тем, чтобы все волны были ласковые и веселые.

После такой «тренировки» взрослый предлагает всем детям по очереди купаться в море». «Купающийся» становится в центре, а «волны» по одной подбегают к нему и ласково поглаживают его, совершая одинаковые движения. Когда все волны «погладят купальщика», он превращается в волну, а в море «ныряет» следующий.

 «Живые куклы»

Цель: развитие у детей навыков общения в совместной игровой деятельности.

Ход игры

Дети разбиваются на пары несколько необычным способом: им предлагается заглянуть в глаза друг другу и найти себе партнера с тем же цветом глаз, как и у него самого. Если это вызовет затруднения, можно попросить помощь и совет у других. После того как пары образованы, можно объяснить содержание игры: «Помните, когда вы были маленькие, многие верили, что ваши куклы (зайчики, мишки) живые, что они умеют говори, просить, бегать и пр. Давайте представим, что один из вас превратился в маленького ребенка, а другой — в его куклу: куклу-девочку или куклу мальчика. Кукла будет что-то просить, а ее хозяин выполнять ее просьбы и заботиться о ней». Взрослый предлагает «понарошку» помыть кукле ручки, покормить, погулять и пр. Но предупреждает, что хозяин должен выполнять капризы куклы и не заставлять ее делать то, чего она не хочет. Когда дети примут игровую ситуацию и увлекутся, пусть продолжают играть самостоятельно.

«Старенькая бабушка»

 Цель: учить детей исполнять различные роли в соответствии с сюжетом игры, используя атрибуты. Развивать творческое воображение, способность совместно развертывать игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников.Воспитывать культуру общения.

Ход игры

Перед игрой несколько детей (8 или 10) делятся на пары, в которых один берет на себя роль бабушки (дедушки), а другой — внука (внучки). Бабушки и дедушки очень старенькие, они ничего не видят и не слышат (можно завязать им глаза). Но их обязательно нужно привести к врачу, а для этого требуется перевести их через улицу с очень оживленным движением. Внуки и внучки должны перевести бабушек (дедушек) через дорогу так, чтобы их не сбила машина.  «Улицу» рисуют на полу мелом. Несколько детей играют роль машин, бегая туда-сюда. «Поводырям» нужно уберечь «старичков» от машин, перевести через опасную дорогу, показать доктору (роль которого играет один из детей), купить лекарство и привести обратно по той же дороге домой.

«Поезд»

Цель: учить детей исполнять различные роли в соответствии с сюжетом игры, используя атрибуты. Воспитывать культуру общения.

Ход игры

 Участники игры с помощью экспериментатора выстраивают в ряд, один за другим стулья, нумеруя «вагоны» с помощью цветных мелков. Это так называемый поезд.  Детям самостоятельно предлагается распределить роли: пассажиров, машиниста, проводника, кассира.  Перед проведением данной игры с участниками экспериментальной группы проводится беседа о путешествии на поезде.  После распределения ролей «кассир» усаживается на стул и продает билеты «пассажирам». Проводник должен проверить билеты пассажиров, разместить их по вагонам, обеспечить всем необходимым, при этом общаться обращается внимание на то, что проводник должен быть вежливым с пассажирами, а пассажирам необходимо занимать места соответствующие номеру их вагона. Машинист же должен вовремя доставить пассажиров к месту назначения, проверять исправность поезда.

«Больница»

Цель: закрепить знания детей о профессиональных действиях медицинских работников, воспитывать уважение к труду взрослых. Учить объединяться в игре, распределять роли. Формировать отношения, основанные на сотрудничестве и взаимопомощи.

Ход игры

       Играющие распределяют между собой роли: врача, медсестры, санитарки, пациентов и сопровождающих их людей (мама и ребенок).  При этом важно, чтобы присутствовали необходимые атрибуты игры: у врача должны быть необходимые инструменты, бланки для рецептов и т.д.; у медсестры - шприцы, бинты. Дети обыгрывают прием пациента у врача.

«Магазин продуктов»

Цель: продолжать учить детей исполнять различные роли в соответствии с сюжетом игры, используя атрибуты.

Развивать творческое воображение, способность совместно развертывать игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников.

Воспитывать культуру общения и поведения в общественных местах.

Ход игры

Детям предлагается представить себя в роли покупателей и продавца. Они обыгрывают ситуации в магазине с разным ассортиментом и разными способами взаимодействия друг с другом.

 «МЧС»

Цель: закреплять знания о профессиях, формировать навыки культуры общения и поведения.

Ход игры

         Главная цель этой игры - не только познакомить ребят с трудной и почетной профессией спасателя, но и научить их в случае необходимости действовать четко и слаженно. Для этого вовсе не надо что-либо поджигать или заливать водой. Предлагается разыграть проблемные ситуации и разработать алгоритм поведения людей в них. Один ребенок – отважный спасатель, который мог быть и врачом, и альпинистом, и пожарным и водителем. Другой ребенок, был пострадавшим, а воспитатель – тележурналистом и оператором, освещающим чрезвычайную ситуацию. Играющие придумывают любую чрезвычайную ситуацию (пожар, блокирование замка входной двери и т.д.) и обыгрывают ее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Развитие социально-коммуникативных навыков у детей среднего дошкольного возраста"

«Развитие социально-коммуникативных навыков у детей среднего дошкольного возраста» является приоритетным направлением в развитии образовательной системы. Представляю вашему вниманию свои материа...

Формирование положительных взаимоотношений детей среднего дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевой игры как педагогическая проблема

Формирование положительных взаимоотношений детей среднего дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевой игры как педагогическая проблема...

Социально-коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры

Обобщенный опыт работы по социально-коммуникативному развитию детей старшего дошкольного возраста.В дошкольном возрасте ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности...

Математическое развитие детей среднего дошкольного возраста через сюжетно-ролевые игры.

Дошкольный возраст, как нам известно, является промежуточным этапом между ранним возрастом и школой. Этот этап невероятно ответственен, поскольку ребенок должен отправиться в школу, имея за плеч...

«Развитие ролевых связей у детей среднего дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру»

Актуальность: коммуникативные способности, умение контактировать с окружающими людьми – необходимая составляющая самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности, расположенности...

Развитие речи детей, среднего дошкольного возраста, в сюжетно ролевой игре

Игра — ведущий вид деятельности дошкольника. В сюжетно-ролевых играх отражаются представления детей об окружающем мире, взаимоотношениях и профессиональных обязанностях людей. Ребёнок переноситс...