Конспект педагогического совета на тему:"Здоровьесберегающая среда, как фактор детского развития детей с ОВЗ"
методическая разработка

Чуркина Алена Александровна

Педсовет на тему: «Здоровьесберегающая среда как фактор детского развития для детей с ОВЗ»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педсовет на тему: «Здоровьесберегающая среда как фактор детского развития для детей с ОВЗ»



-Здравствуйте, уважаемые коллеги хочу представить вашему вниманию презентацию «Здоровье сберегающая среда как фактор детского развития для детей с ОВЗ».

В начале нашей беседы предлагаю вам буклеты на данную тему. А также хотелось немного вспомнить и охарактеризовать детей с ОВЗ. К группе детей с  ОВЗ относятся следующие категории:

Глухие, позднооглохшие и слабослышащие;

Слепые и  слабовидящие;

Дети с тяжелыми нарушениями речи;

Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

С  задержкой психического развития;

С умственной отсталостью;

С расстройствами аутистического спектра;

Со сложными дефектами.

До недавнего времени для этих детей был только один вариант получения дошкольного обучения и воспитания. Такие  дети решением ПМПК  направлялись в специальные ДОО

Такая система распределения детей по специальным ДОО  не учитывала их индивидуальных потенциалов. И такой подход  к организации их дошкольного обучения в последние годы стал рассматриваться как дискриминация и ущемление их прав на полноценное образование. Пребывание, обучение   в  специальных ДОО не способствовало их социализации и накоплению опыта коммуникации со здоровыми сверстниками.

Согласно новому ФГОС ДО рекомендовано придерживаться ключевого принципа дошкольного образования – поддержки разнообразия любого ребенка  и, соответственно, переходу от диагностики отбора  к диагностике развития.  Таким образом, рекомендовано переходить  от принципа диагностики отбора к  принципу дифференцированного подхода в образовании.  Для определения  дифференцированного подхода необходимо выявить индивидуальные особенности ребенка и учитывать их в образовательном процессе.

Кроме детей  с  выраженными нарушениями   ОВЗ  есть дети, у которых нарушения менее выражены. Это дети с  минимальными  нарушениями слуха, зрения, в том числе с косоглазием и амблиопией,  дети с нарушениями  речи,  дети с легкой задержкой психического развития, с  педагогической запущенностью, дети с легкими проявлениями двигательной  патологии,  дети с гиперактивностью  и  синдром дефицита внимания. К этой категории также относятся дети  с  психопато-подобными формами поведения, дети после кохлеарной имплантации, дети с нарушенными формами поведения, дети, имеющие нарушения  по типу минимальной мозговой дисфункции и другие, которым также необходима специальная помощь при освоении программы в ДОО.

Современное общество, стремительные темпы его развития, новые информационные технологии предъявляют всё более высокие требования к человеку. За последние десять лет в стране сложилась устойчивая тенденция ухудшения параметров физического развития детей, подростков, молодёжи. Поэтому необходимость найти эффективные пути оздоровления приобретает первостепенную социальную значимость. Жизнь в 21 веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения и укрепления здоровья.
Одной из актуальных задач современного российского общества является оказание социальной и педагогической помощи семьям, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). При неуклонном росте, к сожалению, числа таких детей необходимо внимание к каждому из них.
Существует более 300 определений понятия «здоровье». Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье — это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

 На новом этапе развития образования в России и согласно ФГОС первой и приоритетной задачей дошкольного образования является: «Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.

 Для реализации этой задачи необходимо в каждом ДОУ создать развивающую здоровье сберегающую среду. Что же это такое? Здоровьесберегающая среда – это гибкая, развивающая, не угнетающая ребёнка система, основу которой составляет эмоционально комфортная среда пребывания и благоприятный режим организации жизнедеятельности детей.

 Особое значение в деятельности педагогического коллектива по созданию здоровьесберегающего пространства (среды) придается:
— подбору здоровьесберегающих технологий для организации образовательной деятельности с дошкольниками;
Основные цели и задачи технологий: обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у ребенка необходимые знания, умения, навыки по здоровому образу жизни, научить детей использовать полученные знания в повседневной жизни
Выделяют 
три группы технологий:
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья
2. Технологии обучения здоровому образу жизни
3. Коррекционные технологии

 Технологии сохранения и стимулирования здоровья:

  • Ритмопластика
  • Динамические паузы
  • Подвижные и спортивные игры
  • Релаксация
  • НОД
  • Гимнастика пальчиковая
  • Гимнастика для глаз
  • Гимнастика дыхательная
  • Гимнастика бодрящая
  • Гимнастика корригирующая

 Технологии обучения здоровому образу жизни:

  • НОД
  • Проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия)
  • Коммуникативные игры
  • Занятия из серии «Здоровье»
  • Самомассаж
  • Точечный самомассаж

 Коррекционные технологии:

  • Технологии музыкального воздействия
  • Сказкотерапия
  • Технологии воздействия цветом
  • Технологии коррекции поведения
  • Психогимнастика
  • Фонетическая ритмика

 Внутренний мир ребенка с ОВЗ в развитии очень сложен. Как помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды, познать свое «Я», раскрыть его и войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем, развивать себя и в то же время заботиться о своем здоровье.
Средством, способным решить все эти задачи, является использование коррекционных технологий.
Современная психология и педагогика в значительной степени ориентирована на использование в коррекционной работе этих технологий как важного средства воспитания гармоничной личности ребёнка, его культурного развития.

 Учитывая возраст и особенности наших воспитанников, в коррекционной работе используются следующие виды арт-терапии:

  • Музыкотерапия – это вид арттерапии, где музыка используется в коррекционных целях.

Музыкотерапия, как активная, так и пассивная, индивидуальная и групповая, играет огромную роль, своим влиянием на чувствительные зоны организма создает все условия для психических изменений организма. Воздействие музыки на жизнь ребенка всеобъемлюще. Дети с большим удовольствием слушают музыку, любят играть на музыкальных инструментах. Очень интересно наблюдать за маленькими «композиторами». Они перевоплощаются до неузнаваемости, их очень увлекает процесс создания музыки. Пусть не всегда их музыкальные произведения могут порадовать слух. Это не важно. Мы слушаем не музыку, а личность, которая выражается в спонтанном музыкальном произведении. Эти музыкальные произведения так и хочется назвать «музыкой детской души». Они помогают проникнуться переживаниями ребенка. В свою очередь ребенок с помощью создания музыки может избавиться от волнующих его эмоций или наоборот поделиться своей радостью с другими.

  • Куклотерапия – изготовление и применение различных кукол.

 Самыми простыми в изготовлении являются абстрактные куклы (куклы из коробочки, из поролоновой губки, из перчатки, из платочка и многого другого).

Использование кукол в коррекционной работе помогает решить много задач:

— развитие саморегуляции;

— развитие речи;

— самовыражение через действия и слова куклы;

— снятие эмоционального напряжения.

Работа с куклой помогает самостоятельно каждому ребенку корректировать движения различных групп мышц и делать поведение куклы максимально выразительным, что развивает артикуляционный, двигательный и другие основные аппараты детского организма.

  • Фототерапия – использование фотоматериалов и слайдов в работе с детьми
  • Игровая терапия – метод коррекции посредством игры.

Игровая терапия – метод коррекции эмоциональных и поведенческих расстройств у детей, в основу которого положен свойственный ребенку способ взаимодействия с окружающим миром – игра.

Можно с уверенностью сказать, что, когда внимание ребенка отвлечено игрой, через проработку в игровой форме тех или иных задач можно, добиться куда больших результатов, чем на занятиях. Потому что игра-это основная сфера деятельности ребенка. Стимулировать детей к игре не приходится, они делают это с удовольствием.

  • Изотерапия – коррекция посредством изобразительной деятельности.

 Изотерапия – это не создание произведения искусства, не часть занятий по изобразительному искусству. Коррекционные занятия с использованием изотерапии используются при создании положительной мотивации, помогают преодолеть страхи детей перед трудностями, создать ситуацию успеха, а также воспитывают чувство взаимопомощи, взаимовыручки. Такие занятия имеют огромное коррекционное значение при развитии мелкой моторики пальцев рук.

На занятиях дети играют с красками, карандашами, фломастерами и со всем тем, чем можно создать изображение.

  • Песочная терапия–сочетание невербальной формы психокоррекции,

где основной акцент делается на творческом самовыражении ребенка (композиции из фигурок) и вербальной (рассказ о готовой работе).

Гардентерапия. Важным помощником в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья выступает природа. Гардентерапия имеет большое значение для коррекционного воздействия на детей нашей категории. Ведь сама по себе природа – это кладовая мира красок, звуков, положительных ощущений, эмоций и многого другого положительного воздействия на человека. Надо только направить его в нужное “русло”. В нашем детском саду имеются все условия для гардентерапии. На участках созданы замечательные клумбы с красивыми цветами и сказочными персонажами.

Проводимая работа имеет положительные результаты для развития и социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья. На коррекционных занятиях с использованием арттерапии ребенок не задумывается о конечном результате, он получает удовольствие от самого процесса, вот почему этот процесс для него так важен.

 В результате воздействия названных форм коррекционных технологий дети становятся более раскрепощенными и общительными, при этом у них коррегируются нарушенные психические и физические функции. Творческий характер занятий помогает ребенку открывать в себе что-то новое, лучше понимать себя, развивать свои отношения с другими детьми и миром.

-Сейчас предлагаю вам дорогие коллеги поучаствовать в одном из видов коррекционных технологий – куклотерапии, изготовить пальчиковых кукол и поставить сказку «Репка».

 Ведущими принципами организации здоровьесберегающей среды для детей с ОВЗ являются:
•динамизм
•открытость
•гибкость
• саморазвитие и взаимосвязи педагогических подсистем

Важнейшей задачей современной семьи и дошкольного учреждения является сохранение здоровья ребёнка с ОВЗ, способного проявлять самостоятельность, физически подготовленного, творчески мыслящего, уверенного в своих силах.
В. А. Сухомлинский писал:» Забота о здоровье ребёнка – это важнейший труд воспитателя. От здоровья и жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.

Согласно ФГОС одной из задач дошкольного образования является: «Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей».
Для создания здоровье сберегающей среды необходимо взаимодействие всех субъектов образовательного пространства, поэтому одним из обязательных факторов успешного претворения в жизнь поставленных задач является взаимодействие с семьёй. Постоянно, работая в сотрудничестве с дефектологом и логопедом, педагоги должны вести работу, направленную на повышение педагогической компетенции родителей и помощь семьям по адаптации и интеграции детей с ОВЗ в общество.
Личный пример родителей будет самым главным стимулом для ребёнка в стремлении вести здоровый образ жизни.

 Хочу закончить своё выступление словами Марины Цветаевой: «Да, то что знаешь в детстве – знаешь на всю жизнь, но и чего не знаешь в детстве – не знаешь на всю жизнь».
Пусть здоровье станет образом жизни для наших воспитанников. А пример такого образа жизни должны показать мы — педагоги.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете на тему "Влияние игровой деятельности на коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста"

Выступление на педагогическом совете на тему: "Влияние игровой деятельности на коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста"...

Выступление на педагогическом совете на тему : «Развивающая среда при ознакомлении детей с народом Поволжья»

Наш детский сад посещают и русские, и татары, и мордва, и чувашские детишки, представители  южно-восточных народов, мы столкнулись с проблемой формирования культуры межнациональных отношений. Ее ...

Педагогический совет № 4 Тема: "Психомоторная практика как фактор формирования личности в целом"

Цель: создание таких условий, организации такого образа жизни, которые обеспечивали бы ребенку на всех возрастных этапах оптимальную двигательную активность, содействующую эффективному развитию мотори...

Выступление на педагогическом совете на тему: «Здоровьесберегающие технологии на занятиях музыки в детском саду»

Сохранить здоровье ребёнка -- главная задача, стоящая перед персоналом детского сада. Музыка -- это одно из средств физического развития детей. Привычные виды музыкальной деятельности можно разработат...

Педагогический совет на тему: «Коммуниативная компетентность как показатель речевого развития детей дошкольного возраста»

Каждый человек уникален и неповторим, но пол­ноценной личностью он может стать только в обществе. Первый социальный опыт человек приобретает очень рано. Ребенок, едва появившись на свет, уже вступ...

Педагогический совет № 3 Тема доклада: «Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста по средствам здоровьесберегающих технологий».

ЦЕЛЬ: сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей дошкольного возраста». «Забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя.От жизнерадостности, бодрости ...

Педагогический совет на тему: «Современные подходы к организации речевого развития детей дошкольного возраста»

Цель педагогического совета: Обновление и актуализация знаний воспитателей в организации речевого развития детей дошкольного возраста».   Задачи:  • сформирова...