Статья "Нравственно-патриотическое воспитание детей в детском саду."
статья (подготовительная группа)

Лазаренкова Анна Юрьевна

Статья "Нравственно-патриотическое воспитание детей в детском саду." + памятка для родителей (по нравственно-патриотическому воспитанию).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_._npv.docx22.47 КБ

Предварительный просмотр:

Нравственно-патриотическое воспитание детей в детском саду.

«Любовь к родному краю, родной речи начинается с малого – любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству…..»

Д.С. Лихачев

   Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера.

   Чувство  нравственности и патриотизма, любовь к Родине не возникают сами по себе, они формируются постепенно, с самого раннего детства. Дошкольное детство - время становления личности. Именно в этот период закладываются интерес, уважение, любовь к своей стране, к своему краю, к своему городу к своей семье.

   Воспитать патриотизм в ребенке невозможно без приобщения его к родной культуре. Осознанный интерес к самобытности своего народа имеет большое значение для воспитания нравственности. «Взращивание» культурной личности ребенка происходит постепенно: начинается с простого интереса к чему-либо, и только потом, – пониманием и желанием участвовать самому.

   Детям нужно рассказывать о самых важных событиях нашего прошлого, о том, какие героические поступки совершали их деды и прадеды во имя сохранения своей Родины, как самоотверженно они защищали родную землю в боях, и как честно трудились для ее процветания в мирное время. Нужно, чтобы дети гордились, что они тоже являются частью такого замечательного народа, и что их семьи напрямую причастны к истории страны.

   Задача воспитателя состоит в том, чтобы ознакомить детей с историей страны, рассказать о ее памятных местах, достопримечательностях, о великих людях, связанных с историей Отечества. Все это помогает прививать детям такие важные качества, как долг Родине, любовь к Отечеству. Важно привить детям чувство уважения и любви к культурным ценностям своей Родины, к ее традициям. Приобщение к родной культуре может происходить через чтение сказок, рассказов и фольклора. Обсуждение с детьми поведения и поступков персонажей, помогает сформировать у них личностные основы патриотизма, а также любовь к традициям.

   Нравственно-патриотическое воспитание можно реализовать с помощью следующих форм работы с детьми дошкольного возраста:

1. создание развивающей среды по нравственно–патриотическому воспитанию;

2. тематические занятия;

3. беседы о родной земле (изучение патриотической литературы, заучивание стихов и песен);

4. взаимодействие с родителями;

5. взаимодействие с социумом (экскурсии).

   Большое влияние на формирование нравственных эталонов ребенка оказывает богатство  народного наследия: песни, сказки, пословицы и поговорки, игры, обряды произведения искусства народных ремесел и др. Только впитывая исторические ценности и традиции своего народа, человек сможет вырасти истинным патриотом своей страны.

    Первое представление у ребенка о Родине начинается с его семьи: он любит маму, папу, брата, сестру, бабушку и дедушку. Следующий объект после семьи – детский сад. Постепенно круг расширяется: улица, на которой находится дом и детский сад, родной город или деревня, столица Родины – город Москва, вся страна Россия.

    Создание именно такой последовательности в представлении ребенка об окружающем мире, чтобы избежать возможной путаницы в его сознании и есть задача педагога.  В методической литературе по патриотическому воспитанию дошкольников можно найти различные сценарии для организации этой работы.

Дети не могут стать патриотами, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды. Поэтому на ступеньке дошкольного образования взрослые должны сформировать у ребенка элементы патриотизма, посеять зерна нравственного поведения, которые впоследствии станут базой для воспитания гражданина и патриота своей страны.

Памятка для родителей

Как приобщить детей к нравственно-патриотическому воспитанию?

  • Приучайте ребенка бережно относиться к вещам, игрушкам, книгам. Объясните ему, что в каждую вещь вложен труд многих людей. Бережному отношению к книгам, способствуйте развитию интереса к содержанию. Сходите с ребенком в библиотеку и посмотрите, как там хранят книги. Этот игровой прием «как в библиотеке» поможет приучить ребенка к бережному отношению к книге.
  • Воспитывайте у ребенка уважительно-бережное отношение к хлебу. Понаблюдайте за тем, как привозят и разгружают хлеб. Расскажите, как выращивают хлеб, сколько труда в него вложено вмести с ребенком посушите остатки хлеба, сделайте сухарики.
  • Расскажите ребенку о своей работе: что вы делаете, какую пользу приносит ваш труд людям, Родине. Расскажите, что вам нравится в вашем труде.
  • Возвращаясь с ребенком из детского сада, предложите ему поиграть в игру «Кто больше заметит интересного?», «Давай рассказывать друг другу, кто больше заметит интересного на нашей улице. Я вижу, что машины убирают улицу. А что ты видишь?» игра учит наблюдательности, помогает формировать представления об окружающем.
  • Любовь к Родине - это и любовь к природе родного края. Общение с природой делает человека более чутким, отзывчивым. Зимой на лыжах, летом на велосипеде или пешком, полезно отправиться с ребенком в лес, чтобы полюбоваться его красотой, журчанием ручья, пением птиц. Воспитывая любовь к родному краю, важно приучать ребенка беречь природу, охранять ее.

Как воспитать маленького патриота?

  • приобщение детей к культурному наследию, праздникам, традициям, народно-прикладному искусству, устному народному творчеству, музыкальному фольклору, народным играм;
  • знакомство с семьёй, её историей, родственниками, семейными традициям, составление родословной; с детским садом его ребятами, взрослыми, играми, игрушками, традициями; с селом, его историей;
  • организация творческой, продуктивной, игровой деятельности детей, в которой ребенок проявляет сочувствие, заботу о человеке, растениях, животных в разные сезоны года в связи с приспособлением к новым жизненным условиям и ежедневно, по необходимости.

Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него - родного дома, улицы, где он живет, детского сада.

  • Обращайте внимание ребенка на красоту родного города. Во время прогулки расскажите, что находится на вашей улице, о значении каждого объекта.
  • Дайте представление о работе общественных учреждений: почты, магазина, библиотеки и т. д. Понаблюдайте за работой сотрудников этих учреждений, отметьте ценность их труда.
  • Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других людей.
  • Читайте ему книги о родине, ее героях, о традициях, культуре своего народа.
  • Поощряйте ребенка за стремление поддерживать порядок, примерное поведение в общественных местах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Правила поведения для воспитанных детей в детском саду" (Презентация)

Правила поведения для воспитанных детей. В детском саду.   Как с ребятами дружить, Как без грусти день прожить, Как вести себя в саду, Чтоб со всеми быть в ладу. Соблюдайте тишину, Я расск...

Система работы по экологическому воспитанию детей в детском саду

С помощью презинтации раскрыта система работы по экологическому воспитанию детей в детском саду....

«Система работы по экологическому воспитанию детей в детском саду»

«Система работы по экологическому воспитанию детей в детском саду»...

Самообразование на тему: "Патриотическое воспитание детей в детском саду"

Проблема патриотического воспитания приобретает острую актуальность, вместе с тем становиться чрезвычайно сложной. Сложности эти вызваны переосмыслением в обществе самого понятия патриотизм, нерешенно...

Полоролевое воспитание детей в детском саду

Гендерный подход в образовании - это индивидуальный подход к проявлению ребенком своей идентичности, что даёт в дальнейшем человеку большую свободу выбора и самореализации....

"Духовно - нравственное воспитание детей в детском саду и дома".

Предлагаю  сообщение  для воспитателей  для работы с родителями.В детском саду № 217провела круглый стол для родителей .Родители принимали активное участие  ( рассказывали о семье,...

Задачи музыкального воспитания детей в детском саду.

Задачи музыкального воспитания детей  в детском саду.                                        ...